
Ваша оценкаРецензии
Аноним14 марта 2013 г.Читать далееОдним вечером умеренной прекрасности я села на диван и подумала, что до сна осталась всего минут пятнадцать-двадцать, значит, можно начать читать что-нибудь легкое, что можно бросить в любой момент. Схватила "Метро 2033" с ближайшей полки и через несколько часов ментально сытая и раздувшаяся, как пиявка, отвалилась от чтения последней страницы. На одном дыхании, но...
...оценка всё же будет двоечкой. Потому что я дала себе слово оценивать каждую прочитанную книгу по меркам литературы, а не по меркам какого-либо явления (например, Библию я бы тоже стала оценивать только как художественное произведение). Так вот: это не литература. Явление любопытное, на стыке многих жанров, но пока на слабых рахитичных глиняных ножках.
А получилось так, что вытянулось на солнышке поколение, взрощенное на компьютерных играх. И в литературе некоторых персонажей это не могло не отразиться. "Метро 2033" — незрелая сказочка по хорошей идее компьютерной игры. Действительно, общую концепцию автор придумал многообещающую. И на этом всё. Детали выполнены небрежно, логика непродуманная, вместо персонажей — унылая нелогичная кунсткамера. Про само повествование я вообще молчу. Человек добирается из пункта А в пункт Б, дорога поделена на отрезки, где в каждом новом "уровне" на него сваливается новый NPC-помощник, новый "рояль в кустах" в виде оружия-рюкзака-артефакта-дачегоугодно. Иногда попадаются боссы, зачатки квестов, а перемежается всё туповатыми и бессмысленными, но красивыми по визуальному ряду видеовставками — снами главного героя. Под конец оказывается, что сорри Марио, но твоя принцесса в другом замке. Вообще, конец так разочаровал, что действительно расстроилась за автора. Ну нельзя же опускать до такой дешевой пафосности и трагизма уровня школьных фанфиков. Пора уже перерасти.
Понравились зачатки описания подземного мира. Пусть нелогичные и непродуманные, зато со своими правилами, мифологиями, штучками-дрючками. Люблю такие замкнутые мирки. Хотя не понравилось то, что автор изначально замахнулся на многологию. Не выношу, когда ты с середины книги понимаешь, что автор специально писал книгу с таким расчетом, чтобы выпустить еще пару десятков. А я вот не факт, что эту то дочитаю, а ты замахнулся уже на следующие. В одной сначала объясни хоть что-нибудь до конца!
В итоге получился первый блин комом, но всё же блин, а не сырое тесто. Литературный эксперимент, игра + литература, геймотура. Несмотря на немалый объём прочиталось на одном дыхании, даже когда под конец стало скучновато.
Обидно только, что смысловой нагрузки произведение никакой не несёт, только экшен. Хотя бы чуть-чуть более выпуклого героя... Эх... Поздно...
31313,3K
Аноним4 апреля 2011 г.Читать далееДаже не верится, что прочитала этот талмуд... И даже не верится, что при этом сумела несколько им проникнуться...
(Почему не верится? Просто это не совсем мой жанр, не совсем мой стиль, не совсем моя тематика... Не очень люблю постапокалиптическую литературу, не очень люблю "боевики", да и вообще... надо признать, что при таком количестве нечитанных шедевров браться за то, что издалека уже воспринимается как литературная поделка, - как минимум, не очень рационально...)Но по порядку, пока не забыла. Заранее прошу прощения за многословие!!!! Пишу пока себе на память, а там видно будет...
1) Самое главное достоинство этой книги (для меня) - это то, что мне ее дал прочитать один из моих любимых учеников-восьмиклассников, предварительно написав отзыв о ней и рассказав о ней в классе; я такие вещи ценю и никогда не игнорирую.
2) Каким испытанием для меня было прочтение этой книги, думаю, можно предположить, если я скажу, что последние годы довольно конкретно страдаю клаустрофобией.
3)Я вроде как частенько говорю о том, что всегда хотела стать библиотекарем?! Хм. Пожалуй, я пересмотрю свои мечты и стремленья.
4) Первая треть (четверть?) книги меня невероятно раздражала обилием "рассказов в рассказе". Я понимаю, что довольно трудно придумать, как рассказать о вымышленном мире, но вкладывать всю информацию о нем в рассказы героев, построенные по типу: "Как? ты еще не слышал об этом? сейчас расскажу.." или "Я об этом уже не раз слышал, но решил послушать еще раз" - это вызывает оскомину. Т.Толстая в своем "Кысе", к примеру, это обошла стороной.
5) На протяжении всего романа герой идет от пункта А в пункт Б, выполняя определенную миссию, встречая при этом разных персонажей - носителей разных философий. Каждая станция метро - определенная модель общества: фашисты, коммунисты, сектанты...
Что ж, прием этот мне кажется довольно примитивным, но, впрочем, я с интересом читала, как именно автор (довольно молодой человек) делится своим представлением о каждой из систем мировоззрения. Не хватало, пожалуй, или ироничности, или другой какой изюминки - получилось многословно, несколько претенциозно, а часто - нудно.
(Но я прекрасно понимаю, что для подростков это неплохой вариант познания мира, как, к примеру, Бах, Коэльо и Вербер с их псевдофилософией, главная заслуга которой, надо признать, - первая ступенька к чему-то более стоящему)6) Некоторые моменты показались очень удачными. К примеру, тема "черных".
Причем здесь два момента удачности этой темы.
Первый момент - на тему толерантности. "Черные" = "кавказцы" и недоуменный возглас Артема: "Убили только за то, что у него другой цвет волос???!!!" и о том, что "это ведь такие же люди!" (простите, не помню дословно, но я считаю, что это хороший, мозги_вправляющий момент, когда тема современного фашизма показывается в восприятии главного героя, не имеющего о нем ни малейшего понятия)
Второй момент - последние страницы романа, где главного героя Артема ОСЕНЯЕТ, что именно представляют из себя "черные", какими эти "черные" видят людей, кто прав - кто виноват, а главное, когда его осеняет, что именно надо делать дальше, а именно: объединяться, находить компромисс, стараться выживать вместе.И только брезжит хоть какой-то конструктивный выход из ситуации - как всё рушится. Аж слезы на глазах появляются...В общем, я не жалею, что прочитала... И не так уж жалею, что современные ребята читают эти книги, - это, пожалуй, не самое худшее, что могут они делать...
(Пойду читать другие рецензии...:)
1653,4K
Аноним26 ноября 2020 г.Почему Глуховский не любит Собянина
Читать далееЯ, если честно, так и не понял, почему эта книга приобрела такую оглушительную популярность. Причем не только в родном Отечестве, но и во всем мире, посмотрите на количество переводов на иностранные языки у этого романа, другие русскоязычные фантасты - ни Пехов, ни Лукьяненко не могут даже мечтать о таком. А по количеству продолжений и разного рода фанфиков "Метро" уступает только "Гарри Поттеру" и "Сумеркам", опять же, в России не имея конкурентов кроме "Сталкеров". Шутка ли, целая книжная серия метровскому миру посвящена, в которой засветилось более двух десятков авторов.
Но повторюсь, я так и не понял в чем же причина такого успеха этой книги. Ведь написана она довольно графоманисто, язык не богатый, можно сказать на грани примитивности, диалоги туповатые. Да и действию не хватает динамики и интриги. Невнятные и герои, особенно главный - Артём, его поступки не подчиняются какой-то логике. Хотя, одно объяснение у меня есть - это новая литература эпохи компьютерных игр, автор предлагает читателю некий квест, да, в книге - это один единственный вариант, но у "подготовленного" читателя включается фантазия и он начинает домысливать, а что было бы, если бы...
Недаром по книге сделали игру, мне кажется, она и замысливалась как некий базовый каркас для последовавшей за ней игры. Ведь что главное в этой книге? Это герой, это его миссия, и это четко обозначенная схема возможных маршрутов с прописанными препятствиями, герою необходимо для выполнения миссии выбрать оптимальный путь и преодолеть возникающие на пути препятствия. Хотя, надо признать, что игра зажила своей жизнью, развиваясь в новых направлениях, но каркасом все же служит роман Глуховского.
Но это еще не всё, по жанру я бы не рискнул относить эту книгу к фантастике. Постапокалипсис - это еще не маркер, по которому можно безошибочно опознать фантастическое произведение. У меня сложилось впечатление, что в случае с "глуховским метро" я имел дело с самым настоящим фэнтези. В самом деле, мир метро прописан для фантастической литературы просто безобразно, автор совсем не задумывается о причинно-следственных связях, обязательных для настоящей фантастики. Вот, он решил описать общество людей, случайно оказавшихся в московском метро в момент ядерной катастрофы. У меня вопрос к Глуховскому: где он видел в метро свиней и кур? Как они туда попали, ведь по его логике выходит, что они там были на момент катастрофы. Или москвичи, живущие в Алтуфьево, Медведково и Ясенево, спешно спускаясь в метро, гнали перед собой любимых хрюшек, которых они разводили на своих лоджиях и балконах?
А откуда в метро столько стрелкового оружия и патронов? В метро с оружием еще попробуй пройди, опять же, на момент катастрофы в метро этого добра быть не могло, а если бы какое-то количество военных и заскочило бы туда с оружием в последний момент, сколько бы патронов они смогли бы с собой пронести? В лучшем случае по паре рожков на брата, эти патроны при самом бережном расходовании закончились бы в кратчайшее время, но в фэнтезийном мире Глуховского их так до хрена, что они служат даже валютой, такое впечатление, что где-то на одной из станций Ганзы налажено их производство. Только из чего?
С монстрами тоже не убедительно получилось, формирование новых биологических видов в такие сжатые сроки - два десятилетия - это тоже фэнтези, а не фантастика, ну, а апофеозом авторской халтуры в этом направлении является агрессивная слизь на кремлевской станции Метро-2, куда же без него.
Ну, и самый главный минус книги, для меня по крайней мере, это - бессовестная политическая спекуляция. Люди, спасшиеся в предлагаемых условиях, вместо того, чтобы сплотиться и максимально подстроить новый социум под задачу выживания, занимаются каким-то идиотизмом, играя в коммунистов, фашистов, сектантов, демократов. Выглядит это карикатурно и пошло, и все отмазки по поводу того, что таким образом автор хотел высмеять современное ему общество, не работают, потому что, если хочешь что-то высмеять - это должно быть главной идеей книги, а здесь политическая палитра - декорация квеста для главного героя, выполняющего свою миссию. Вот его миссия - это главное.
Но миссия Артёма размыта до невозможности, непонятно - зачем он прется в Полис, цели постоянно меняются, спутники тоже, и становится понятно, что главное - это даже не миссия, а путь в рамках этой миссии, я же говорю - квест.
И когда это становится понятно, приходит осознание невероятной скуки и бессмысленности траты времени на чтение распиаренной книги. А завершающее роман Евангелие от Артёма вообще выглядит апофеозом пафосной глупости. Да, с пафосом у автора получился перебор, и это главный индикатор того, что иронией и сарказмом здесь даже не пахнет.
Но самый главный удар по книге наносят не критики, а нынешний мэр Москвы - Собянин. Ведь за те 13 лет, что прошли с момента выхода книги, он так расширил московское метро, продлив старые ветки и понастроив новых, что география глуховской подземки выглядит уже архаичной, пора переписывать книгу, да и с названием пора поработать, 2033 год уже не за горами.
1574,3K
Аноним29 апреля 2024 г."Здравый смысл..." (с)
Читать далее- Гомер. Подожди. Ты расскажи мне... Книга-то получилась в итоге?
- Получилась. Даже три книги вышло, где я всё как было написал об Артёме. Все истории, что были связаны с ним и не только.
- Даже не приукрасил?
- Он, что? Хантер? Нет. Всё написал, как есть. Там только где обо мне идёт речь... Маленько всего. Там немного приврал. И о Сашкиной красоте, чтобы читатель по ней пускал слюни. А так... Чистокровная летопись.
- Этой в первой?
- Нет. Во второй. В первой меня совсем не было, как и у Глуховского.
- Так чего ты мне мозги пудришь? Давай по порядку.
-В первой книге "Метро 2033" речь идёт о главном герое Артёме. Он родился вне подземелья артерий запутанных станцией метро, хотя сразу же в детстве, потерял свою мать. Его спас "Сухой", который на ВДНХ заправляет. Стал его отчимом. Вообще «Метро 2033» - культовый постапокалиптический роман-предостережение Дмитрия Глуховского, описывающий жизнь людей в московском метро после ядерной войны или природной катастрофы на Земле. Выпущен издательством «Эксмо» в 2005 году, и переиздан издательством «Популярная литература» в 2007 году. На европейском литературном конкурсе «Еврокон» роман назван «Лучшим дебютом» 2007 года. Меньше чем за три месяца тираж переиздания в 100 тысяч экземпляров был полностью продан, издательство выпустило дополнительный 100-тысячный тираж, который был распродан менее чем за год к маю 2008 года, третий тираж составил 50 тысяч экземпляров. Одна из презентаций прошла в рассекреченном бункере Министерства связи на Таганке на глубине 60 метров. Роман также лёг в основу компьютерной игры Metro 2033.
- Как ты думаешь, Гомер, в чём причина успеха? Хороший маркетинг, сакральный смысл, попытки смеяться над властью?
- Чё ты бежишь впереди паровоза? В двух словах, если... Время было такое. Не было множества авторов. Ниша пустая совсем. Любой, кто умел писать мог выбиться в люди. А если он ещё интеллектуал и понимает для кого это пишет... Успех гарантирован. Даже если сюжет пестрит известной канвой про "Тысячеликого героя", где он превозмогая трудности достигает поставленной цели и преодолев множество препятствий проходит процесс трансформации.
- Подожди. Сейчас ты спешишь, Гомер! Так, что там с сюжетом?
- Говорю же! Всё просто, как за две пачки патронов выйти на ГАНЗУ или на крысу поставить! Главный герой книги, Артём (молодой человек возрастом 24 года), живёт на станции «ВДНХ», страдающей от нашествия так называемых «чёрных» (людей-мутантов), идущих со стороны «Ботанического Сада». На их станцию приходит загадочный человек - Хантер, который берётся разобраться с этой ситуацией. В личном разговоре Артём рассказывает ему, как лет в 10 он с друзьями случайно открыл гермозатвор, отделяющий станцию «Ботанический сад» от эскалаторов, ведущих на поверхность. Перед походом к станции Хантер берёт с него обещание добраться до Полиса, разыскать там некого Мельника и передать тому запаянную гильзу с посланием, если сам он не вернётся через двое суток. И представь себе... Не вернулся! Потом Артём пускается в путь вместо него по следам и именно там...
- Всё! Перестань. Не люблю спойлеры и пересказы в рецензиях, которые выходят за круг аннотации. Я слышал, что книжку-то критикуют часто. За что? Пишет плохо?
- Да погоди ты... Ты тему основную понял, кроме пути героя-то? Я же даже словом не обмолвился об этом. Ты представь себе мир. Постапокалипсис. Люди в метро. Патроны вместо денег. Света белого не видят. Все с ума сходят, практически. Играют в красных, фашистов, проводят допросы, суды, казни. Мир где всё за патроны... Понимаешь? Книга повествует о людях, оставшихся "в живых" после ядерной войны. Почти всё действие разворачивается в московском метрополитене, где на станциях и переходах люди "живут", где слово "живут" нужно вляпать в кавычки. Потому что питаются тем, что смогли вырастить в кромешной тьме бесконечных, мистических и ужасных тоннелей. "Живут" под лампочкой, придумав свой день и ночь. Где сталкеры, словно со Стругацких. Это мир, в котором "сто грамм чая - пять человеческих жизней. Батон колбасы? Пожалуйста, совсем недорого, всего пятнадцать жизней! Качественная кожаная куртка, сегодня скидка, вместо трёхсот - только двести пятьдесят - вы экономите пятьдесят жизней". Как тебе это?
- Жуть!
- На поверхности хозяйничают животные, мутировавшие под воздействием радиации, но сумевшие выжить и теперь представляющие собой кровожадных монстров, стремящихся поживиться всеми, кто осмелиться выйти наружу, мало того они пытаются проникнуть и внутрь, хотя внутри - глубоко под землёй - в метро и без них хватает всякой нежити. Но я повторюсь. Здесь и с людьми не все так просто - они поделились по разным направлениям - на одной ветке живут нацболы-фашисты, красная, конечно же, принадлежит коммунистам. Казалось бы, мир уже разрушен, но неугомонные люди, вместо того, чтобы объединиться и, помогая друг другу, попытаться выжить, и в метро продолжают устраивать кровопролитные войны и конфликты... Идиоты. Нас даже трагедия сплотить не смогла. Нам бы власти побольше, да идеологию слаще! Видишь тут тысячеликий герой и его путь украшены чем-то другим. Декорации красивые. Со смыслом всё. Понял?
- Ага. Только, что с критикой? Я слышал, что книга частично пустая. Придираются?
- Я ж говорил. Тогда авторов было, меньше, чем людей живущих в метро. Есть грешок такой у него. Дебютный, но он же старался. Понимаешь? Ну вспомни, сколько авторов тогда было? И их не радиация положила, а жизнь и отсутствие перспектив. Капитализм внутри социализма спрятанный. Уууу! Проклятые! Ничего. Скоро мы им покажем. А в книге-то... Здесь есть философия, поводы думать, про судьбу, про человека, про путь... Но это рассчитано на молодежь или тех, кто сам способен додумать множество смыслов, глубинных пластов. Средний отбросит и не станет читать. Не поймёт. В книгах в идеале, чтобы вдвоём были умные или глупые. Автор или читатель, того, что он наскребает на листиках и сдаст в типографию. Но если писатель претендует на умного, а читатель умнее... Будет беда. Или сам додумает в дырах, чего один не задумывал или сравняет с землёй. Я тут много смыслов вижу. Наверное, я буду из первых. Даже в концовке... Ой он в ней закрутил!!! А игры какие... Ну хотя бы за задумку здесь можно оценку-то приподнять. За вселенную. Культовость уже для сегодня великую.
- Значит читать?
- Читай. Не пожалеешь. И ужасов получишь и поводы думать и с героям параллель от себя проведёшь! Язык не самый богатый, но какой есть в арсенале. Герой не самый интересный, но не тошнит. Банальность? Нет их по сути, не считая пути геройского. Это уже от того сколько за жизнь ты прочёл зависит и от внимания. Книга должна учить, развлекать, увлекать и рассказывать. Эта справляется вроде бы... Рекомендовать её можно... И вообще..."Читай хорошие книги!" (с) О другой части на днях расскажу. Приходи на чай из грибочков.
- Ядерных?
- Ага. Ну ты юморист, конечно! Иди давай! Послезавтра! А пока успей прочитать хотя бы половину от этой.1253K
Аноним16 ноября 2021 г.Страшна не сама смерть. Страшно её ожидание.
Читать далееВ ходе Третьей мировой войны практически всё человечество было уничтожено им же самим. Некоторым людям удалось скрыться в метро, где они пережили войну. Прошло пару десятилетий, и люди живут на станциях. На поверхность не выходят, из-за радиации, и чудовищ, живущих там теперь. Но даже после всего пережитого, люди остаются людьми. Войны между различными группировками/станциями/режимами продолжаются. Но не только с людьми приходится воевать. Метро потрясла новая угроза. Таинственные мутанты, обладающие огромной физической силой, и сводящие с ума людей, стремятся уничтожить последних людей. Кто знает есть ли надежда?
Артем - главный герой. 24-летний паренек(объясню позже), которому по воле случая поручена важная миссия. Если подвести итог сразу, то персонаж мне понравился. Он развивается по ходу книги, принимает противоречивые решения, ошибается, спотыкается, рефлексирует. Короче, он ощущается живым человеком. За ним наблюдаешь с большим интересом, и его Судьба тебя интересует.
Из минусов, это несоответствие возраста. Ну какой ему 24? При чтении книги я думал ему 20, точно не больше. 24-летние люди так себя не ведут в сложившейся ситуации, и уж тем более не думают как Артём. Про удачу его я молчу. Это законы жанра, тут оспаривать глупо. Тем более именно здесь, Артему не всегда так хорошо везло. Последствия его выбора влияли на это, не всегда, но влияли.Хан - таинственный герой. Персонажа было мало, но он мне запомнился. Своей мудростью, и мыслями, по поводу Метро. Персонаж интригует, показывает себя с разных сторон, да и в целом хорош.
Остальные персонажи тоже вполне неплохими. Не все они были пустыми болванчиками, а это уже плюс.
Сюжет. В принципе ничего сложного. Если кратко, Герой идет из одной точки в другую. Но тут этот путь очень хорош. Различные ситуации, новые персонажи, все это разбавляет его, и иногда даже забываешь куда вообще идет Артём.
Сеттинг. Для меня, один из лучших за последнее время. Книгу я перед этим читал давно, но помню, что после себя она ничего не оставила. Но как же хорошо, что я её перечитал. Каждая подробность про метро (кроме некоторых баек) читалась захватывающе. Автор не всегда говорит, правда это или нет. И это тоже плюс, ведь иногда не стоит говорить ответ.
Группировки. Здесь их много, и у каждой из них своя вера. Красные, Рейх, Сектанты, Сатанисты, да даже поклонники Великого Червя. У кого-то аргументы по поводу всего случившегося с миром очень глупые, у кого-то более правдивые.
Монстры. Здесь их немного, но каждое их появление великолепно. Отдельно хочется упоминать Библиотекарей. Автор не сразу говорит, кто это. Он поддерживает интригу очень умело. Ну а когда показывает их, ты понимаешь, что не просто так их все боятся.Мысли. Да здесь их много. Но некоторые из них уж больно хороши. Притча про лягушку в молоке, которая здесь хорошо обыгрывается. Познание мира, отсутствие взаимопонимания, вера - как спасение человека. Ну и самое запоминающиеся - про Судьбу в нашей жизни.
Сразу говорю, книга не для всех. Кому-то она может показаться нереалистичной, кому-то слишком медленной, а кому-то слишком философской. Но я остался очень доволен этой книгой. Сюжет, сеттинг, персонажи, мысли всё покорило. И особенно атмосфера. Книга так погрузила в себя, что после прочтения я пару часов не мог отойти. В топ года.
993,2K
Аноним7 января 2012 г.Читать далеемрачно Новый год я встретила в метро. В «Метро 2033».
Ну, сама виновата. Хотелось покончить с этим занудным чтением поскорее и не тащить его в следующий год. Опять же книга для меня оказалась 52-й в 2011 году — как было бы красиво: в году 52 недели, а в списке прочитанного — 52 книги. Не вышло. Так что эта рецензия — автоепитимья за излишнюю любовь к многозначительности и «круглым» числам.
Не понравилось мне сочинение товарища Глуховского. И не мрачностью своей, и не маскулинностью, и не практически голым экшном — как раз всё это я с готовностью могу понять и принять у других писателей, — а линейно-отрезочной композицией (будто пачку спагетти на пол уронили), ложно-многозначительными умствованиями, на которые читатели, однако, ведутся (да, я изучила список цитат), дурацкими ошибками и небрежностями, которые были бы простительны сетевой литературе или сценарию компьютерной игры, но не выдержавшему несколько переизданий «культовому роману».
Доказательства?.. Сколько угодно.Артём забежал вперёд и, не зная, что делать, направил луч фонаря Кириллу в глаза. Они были закрыты, но Кирилл вдруг сморщился и сбился с шага. Тогда Артём, удерживая его одной рукой, другой приподнял ему веко и посветил прямо в зрачок…
Вопрос к знатокам: ЧЕМ Артём держал фонарь? Если вопрос кажется вам слишком сложным, попробуйте в домашних условиях выполнить это упражнение: одной рукой держите спарринг-партнёра, другой открываете ему глаз, ну, а третьей… :))Реальность возвращалась не сразу, она медленно вырисовывалась, как проступают нечёткие очертания на плёнке, опущенной в раствор для проявки.
На плёнке?.. Глуховскому, видать, только понаслышке известен процесс проявки и печати — такой, каким он был ДО появления «мыльниц» и бесчисленных фотосервисов. Во-первых, плёнку во время проявки увидеть нельзя, иначе кранты плёнке. Во-вторых, очевидно, речь идёт о фотобумаге. И в-третьих: в мире постапокалипсиса это сравнение вообще выглядит неуместным архаизмом.…а большая часть мебели была заботливо укутана целлофаном.
Полиэтиленом же, ёлки-палки! Эта речевая/смысловая ошибка — моя давняя головная боль, но от писателя не ожидала :(Столовая находилась в центральном тенте…
Из контекста понятно, что под центральным тентом.И многое прочее. Вот, например, сцена истерического бегства населения с одной из станций под ураганным огнём противника. ГГ подбирает в туннеле старика с сердечным приступом, даёт ему нитроглицерин, поднимает несчастного и волочёт с собой, чтобы спасти. А тот, не проходит и двух минут, начинает соловьём разливаться, и тарахтит, и тарахтит без остановки, представляется-знакомится, рассказывает, стихи на немецком цитирует и тут же переводит, бумажки какие-то из карманов вытаскивает, чтобы показать… Да, а сзади продолжают стрелять, а вокруг бегущие, орущие и падающие люди… Не верю. И, случись такое, Артём, несмотря на всю свою аморфность, должен был бы дать невозможному Михаилу Порфирьевичу леща хорошего и заставить его заткнуться, беречь дыхание и шустрее переставлять ноги…
Кстати, об аморфности ГГ. Любимый мною давно и прочно Руслан Киреев когда-то сформулировал, выстрадал даже, концепцию амбивалентного героя, за которую был неоднократно бит. Так вот, Артём не амбивалентен, он именно аморфен, он попросту никакой.Он замолчал, испытующе глядя на Артёма: как тот отнесётся к его истории? Тот неопределённо пожал плечами: дескать, почему бы и нет.
И вот так во всём. «Почему бы и нет» — такое впечатление, что вся книга под этим «девизом» написана. И если к самому Глуховскому вполне применимо знаменитое «Он пугает, а мне не страшно», то о главгерое хочется выразиться словами О.Генри: «Он был свеж, как молодой редис, и незатейлив, как грабли».
А эта манера писателя снить своему ГГ сны! Главное дело, смысла в этих снах Веры Павловны никакого. Гай Юлий Орловский, не к ночи он будь помянут, хотя бы поесть своих бестолковых персонажей усаживал то и дело для «листажа» :)
Да, и ещё очень бесило слово «гермозатвор» во всех падежах. Оно никак не хотело распадаться на нормальные смысловые части и воображалось то демократизатором, то неведомым палеонтологам ящером, что-то вроде гермотозавра…Спрашиваете, почему тогда три звезды, а не две или одна?
Во-первых, было (совсем немного) и того, что всё-таки понравилось. С вашего позволения, ещё несколько цитат.—…Всему пришёл конец, мой друг. Я не знаю точно, как это получилось, но на этот раз человечество перестаралось.
—…Товарищ Москвин занял сталинскую позицию, отказавшись от всеметрополитенной революции, официально открестившись от Интерстанционала и прекратив поддерживать революционную деятельность…
Времени прошло, как ему показалось, немного, хотя он и не мог сказать, сколько, потому что в темноте минуты слиплись.
*
Количество мест в раю ограничено, и только в ад вход всем открыт.
…и, конечно, навороты о судьбе от двоих хиппи на Полянке (двусмысленность)… ;)
Во-вторых, книгу эту мне дал почитать strannik102 , избавив меня от необходимости покупать опус Глуховского и держать его дома на любимых полках с фантастикой.
А в-третьих, «Метро 2033», как я надеюсь, лишь мостик к двум книгам из Метродиссеи, которые я по-прежнему хочу прочитать: «Путевые знаки» Владимира Березина и «Питер» Шимуна Врочека. Хочу верить, что испытанные авторы меня не разочаруют.932,6K
Аноним16 ноября 2022 г.Читать далееНе знаю, можно ли еще писать рецензии на книги, авторы которых признаны иноагентами, но попробую.
Фантастика - самый тяжелый для меня жанр. Мне тяжело дается его понимание и вообще восприятие, так что опишу кратко.
Кто из всех нам известных жил в подземелье? Аид. Правда, властвовал он в подземном царстве мертвых. А можно ли назвать героев книги живыми?По факту живые, но жизнь ли это?
Можно рассмотреть подземелье с другой точки зрения - подсознание.
И обратим внимание на нечисть, которая отовсюду лезет.
Итак: молодой человек, нужно выполнить задание, проделав огромный путь, достигнуть цели. Классический сценарий. По пути он преодолевает себя, достигает определённого успеха, выполняет задания и вуаля - герой. Как и мой любимый Гарри Поттер, как Геракл, да как половина персонажей приключений и фантастики.
Главный герой на пути достижения и познания. Вот и мистические существа символизируют какие-либо психологические проблемы.
Взглянем шире, и, представим: метро - психическая система, нечисть - ее проблемы (самооценка, страхи и т.п.).
Артем сначала боится, потом сражается, понимает, что они не такие уж и страшные, потом смотрит в лицо мутантам и входит с ним в контакт, то есть исцеляется и принимает себя.
На удивление, книга мне понравилась.872,6K
Аноним12 июля 2018 г.Выжить, а не жить
Читать далее
Автор постапокалиптических романов всегда ступает на зыбкую почву. Слишком легко всё написанное превратить в абсурд которому читатели не поверят. Однако это направление фантастики всё равно пользуется популярностью.
"Метро 2033" Дмитрия Глуховского один из ярких представителей отечественной постапокалиптики. Автор рассказывает нам историю выживших в метро москвичей, которые вместо того чтобы объединится запираются каждый на своей станции создавая что-то вроде мини-государств с собственной формой управления, законами и моралью. То есть писатель переносит современную социальную модель в необычные условия и ... в общем-то всё.
Главный герой Артём проживающий на станции ВДНХ пытается найти своё место в этом мире, сражаясь с наводящими ужас на всё метро Чёрными (Тёмными), считая их главной угрозой оставшимся крохам человечества.
Безусловно автору удалась атмосфера романа. Различные мелкие подробности касающиеся жизни выживших, быта, правил поведения и много-много ещё чего доставляют удовольствие внимательному читателю (патроны ставшие эквивалентом денег, байки выживших о метро, новые спартанцы и т.д.). Не скажу что Глуховский напридумывал чего-то оригинального, большая часть идей уже где-то использовалась, однако в "Метро 2033" всё это уложено органично и совсем не раздражает. Герою сопереживаешь, беспокоишься о его судьбе, а это многого стоит. Также очень удачно Дмитрий Алексеевич показал, что у людей нет более страшных врагов, чем они сами. Никакие монстры. мутанты, аномалии и радиация не идут в сравнение с эгоизмом, завистью, ненавистью и жадностью.
Но что раздражает так это постоянно рефлексирующий герой (вроде бы не знавший полноценной другой жизни), рефлексирующее окружение и атмосфера всеобщего уныния. Вроде бы так и должно было быть, но по мне так произошёл явный перебор. Куда делось всё хорошее, светлое и доброе? Так апокалипсис же! - наверное скажите вы, - мир катится к чёрту и условия то какие! А давайте вспомним с вами Великую Отечественную войну когда условия были немногим лучше, нас успешно уничтожали, а мы всё равно любили, жалели и строили планы. Непонятно как они с таким менталитетом ещё все не перевешались. Также не все сюжетные повороты и развилки были достаточно хорошо продуманы автором в ходе написания романа (иногда они вызывают недоумение). Да и героев слишком мало, а ведь как можно было разгуляться.)
Имел возможность переписываться с автором, указывал ему на ряд недопустимых публичным лицом высказываний о нашей с вами действительности и в конце концов понял, что он нарцисс и яркий последователь западного стиля и образа жизни, ведь там трава зеленее и деревья выше (жизнь в Европе просто так не отпускает). Однако книга получилась неплохая, запоминающаяся. "Метро 2033" Глуховского стало настоящей франшизой, которая успешно развивается и по сей день. Несмотря на то, что вторая книга была намного слабее, а третью я вообще бросил не дочитав, желаю автору удачи, а нам пару деньков интересной, щекочущей нервы прозы.874,5K
Аноним12 мая 2022 г.Выжившие (ч.1)
Читать далееЯдерная угроза была воплощена в жизнь и на всей планете люди смогли спастись только под землей. Московское Метро приютило тех немногих по сравнению с населением всего мира людей. Они разбрелись по всей линии и создали свои города-государства на различных станциях и ветках, обустроив какой никакой быт и возможность к существованию и продолжению рода.
Этот быт так сложно было обустроить, учитывая нехватку самых элементарных вещей, но еще сложнее сберечь и сохранить. Тем более, что над жителями метро нависла новая угроза. Со стороны станции ВДНХ в метро пытаются проникнуть Черные. Никто не может понять, что же это за существа и тем более как с ними бороться. Есть только понимание того, что если они проникнут в метро, то люди в вновь окажутся на грани вымирания. Пока об этой угрозе знают только жители ВДНХ. Но ГГ Артем пускается в путь, дабы найти возможность уничтожения Черных, а также стать возможным спасителем и всего Метро.
По мере продвижения по сюжетной линии читатель с Артемом знакомиться с обустройством постапокалиптического мира. Узнает, что люди питаются в основном грибами и свининой, и крысами, а свет есть далеко не на каждой станции. Что между станциями есть некие договоренности по торговле, а также, что у многих станций есть свои политические движения. Так Красная ветка принадлежит коммунистам, а Пушкинской завладел Четвертый Рейх. Также читатель узнает о мифах и тайнах метро, о том, что где-то есть Изумрудный город, а в некоторых туннелях можно услышать голоса мертвых. Таким образом это будет весьма необычное и очень увлекательное приключение.
По мимо увлекательного приключения также будут весьма увлекательные знакомства и диалоги. Некоторые мысли, некоторые порывы и некоторые вопросы. Но будет и смерть, ведь это новый мир не добрый и не приветливый, и помимо внешней угрозы, люди также не забыли как усложнять себе жизнь и весьма успешно создают сами себе и внутренние проблемы. Здесь также остались,лишь преобразились, междоусобные конфликты, тут также идет борьба под место под солнцем, точнее под лампой. И все также кажется, что люди порой хуже зверей.
Эта книга начало трилогии и пока это все же больше о приключении, о первом знакомстве и изучении быта и жизни, о способе продолжать жить и о том, что сколько бы людей не спаслось, что бы в мире не изменилось,человеческая сущность останется неизменной и неразумной, той, которая готова уничтожить свой мир и продолжать грызню между собой в недрах туннелей под землей.
853,9K
Аноним16 сентября 2020 г.Читать далееПочему-то мне сложно писать отзывы на Дмитрия Глуховского. Второй раз такой ступор, как гипноз.
⠀
Не пересказывать же, в самом деле, сюжет? Кто не знает, что в "Метро 2033" изображен постъядерный мир, точнее, его кусочек - выжившая часть Москвы. В подземке выстраивается иерархия между процветающими и умирающими городами-станциями, между коммунистами и капиталистами и прочими участниками истории. Это двойное деление - не только по разным "странам", а как будто одни живут в 1920-х, а другие - в 2010-х - мне очень нравится. И хотя поначалу сплошной нарратив описаний "как это возникло" было читать пресновато, зато погружение получилось глубокое.
⠀
Мало того, что на планете уже случился Огромный Песец, жителям метро угрожает ещё одна опасность - некто Чёрные (нет, это не то, что вы подумали). И попытаться спасти людей может Артём - парень, большая часть жизни которого прошла под землёй. Для этого он пускается в долгий и полный опасностей на каждом шагу путь.
⠀
Главное, читая постап, не раздумывать на тему "а что бы делал я" - лично мне лучше максимально абстрагироваться от этой жути, благо количество женских персонажей в книге стремится к нулю.
⠀
Было тяжело, было страшно, но было и смешно горьким смехом - когда описывалась Павелецкая, с вокзала над которой лезут ужасные твари - "приезжие", которые уничтожат всё, если их не отстреливать. Ну почему Павелецкий-то именно, ну ёлки-палки...
⠀
Казалось бы, книга - квест о миссии персонажа, причем довольно затянутый, что тут может заставить онеметь и осмысливать? А заставляет это делать опять-таки финал и эпилог. Горький и тяжёлый эпилог, напомнивший мне и концовку любимого "Отеля" Стругацких, и страшный безысходный "Текст" немножко. Даже странно, что может быть продолжение после такой минорной коды, но оно есть, и я его буду читать, но только не сейчас.762,5K