
Ваша оценкаРецензии
KontikT20 февраля 2022 г.Читать далееЯ не знаю почему я никак не подружусь до конца с Крапивиным. И не скажу, что это оттого, что его книги для детей и подростков. Есть книги других авторов , которые мне понравились и сейчас в зрелом возрасте. Да и у Крапивина есть кое что , что я оценила на хорошо.
Здесь же мы с ним не на одной волне. Это и не сказка и не фантастика и не быль- я не знаю куда отнести эту книгу. Книга о взрослении.
Были моменты , которые интересны в книге. Но в целом мне было скучно. Да и некоторые слова мне были просто непонятны. Они больше из лексикона юга Крыма наверно или Украины. И приходилось думать, пока автор не давал объяснений. Язык , которым написана повесть хороший, но увы, не зацепило совсем. Может потому что не очень хотелось читать о войне. Конечно было и хорошее. Мне понравилась история с телескопом, сразу чувствовалось, какой эрудированный мальчик этот Марко, когда он помог матросу. Ну и подросткам наверно интересна история с Юнкой, телефоном и терракотой статуэткой. Трогательное и наивное чувство к девочке, которую он видит всюду.
И все таки книги надо читать в том возрасте, для которого они предназначены. Эта книга не подружила меня с автором, как мне хотелось .27511
Kwinto21 мая 2015 г.Умирают царства на земле —Читать далее
Детство никогда не умирает.Вновь Владислав Петрович станцевал на струнах моей души, заставил задуматься о ценностях и морали, вспомнить о принципах и честности в первую очередь перед самой собой.
История по сюжету странная, в аннотации сказано "сказочная", но не дай бог такой сказки в жизни, хотя нынешняя жизнь очень близка по событиям к тому, что легло в основу повести. Вот это-то и настроило меня буквально с первых строк очень скептично. Но Крапивин не был бы собою, если бы все это не осталось только фоном, а на первый план не вышли бы человеческие отношения, дружба, преданность, искренность и взаимопомощь.Марко Солончук живет на юге Империи, в небольшом приморском городке, в гавани которого на виду у жителей пристроилось "ржавое корыто" враждующих Независимых Южных Штатов. Марко-то что? Ему лишь бы призванный отец вернулся домой да мирной жизни не мешали, а пока поселок живет в блокаде нюшкинцев. Дети продолжают учиться, работает почта, только со связью проблемы - не работают мобильные телефоны и интернет.
Да еще периодически обстреливают поселок "для профилактики", не глядя, что стреляют по детям.Но вот Марко и его приятелю Икире - малышу с невероятным чувством справедливости и честности - выпадает непростое испытание - они могут помочь раненому матросу-беглецу, которому и война эта не нужна, и мать живет в Империи, а еще пьяное начальство бесчинствует...как тут удержаться и не сбежать подальше?! Именно в эти моменты раскрываются все благородные характеры жителей поселка, это и директор школы Юрий Юрьевич Гнездо, и сторож тетя Зоря, и журналист-писатель Пек, и все-все ребята....Но это только одна линия истории... А еще будет почти год учебы Марко в столичной школе, его знакомство с чудесной и необычной девочкой с апельсиновыми волосами Юнкой, научившей Марко оживлять струнки и утихомиривать боль. И находка Прыгалки, у которая своя история длиной в столетия... Прыгалки, так живо ассоциирующейся у Марко с Юнкой...Очень многогранная история!
27412
Bibusha21 февраля 2022 г.Читать далееЛегкая и светлая история о детстве и взрослении. Всегда интересно было прикоснуться к жизни и взрослению мальчишек. Причем к взрослению не в рамках большого города, а совсем наоборот. Когда круг людей не очень широк, когда неглавные правила известны и установлены. Когда рядом есть адекватные взрослые, и потому на не очень адекватных можно не обижаться, принимая их как неизбежную часть мира. Дружба, первые робкие чувства, выработка жизненных позиций. Мечты о чем-то большем, вера в лучшее и как натянутся струна - тот самый путь, который должен стать истинно верным выбором для каждого. От которого зависит то, что будет дальше. Любое событие не случайно, сны ярки, а чудеса - они тоже как часть реальности, и не обязательно их доказывать. Достаточно найти тех, кто поймет и срезонирует. Немного опасности, хулиганства не по злобе и риска - а иначе какие они мальчишки.
Вот эта составляющая истории воспринимается чудесно. И даже контраст обучения в столице и в маленьком городке, нелепости в становлении нового языка и прочие не очень гладкие моменты - все это тоже подается очень замечательно.
Но фальшивыми нотами звучит военный конфликт. Он написан не так, чтобы плохо. И довольно точно пародирует то, как в реальности выглядят те политические конфликты, что есть в современном мире. То, как жизнь отличается от того, что показываются в СМИ. Но вот с общей линией истории, ее настроением и смыслом - она не играет. Она словно фальшивые ноты. другая тема, что и=пытается проникнуть в основную. Когда драматический поворот в истории можно было бы передать какими-то безымянными враждебными обстоятельствами, не отвлекающими внимания на себя. Но тут появляются карикатуры на вражеских подонков солдат, и вот уже фокус внимания на них. Очарование истории взросления теряется, приобретая не очень благозвучное звучание политической сатиры.
Почему-то грустно было закрывать книгу, как что-то, что почти случилось и все же не произошло. Хотя вроде и все было при ней, и язык, и точные жизненные моменты, и хорошие герои. Но все же не то, не сложилось с этими струнами резонанса.Содержит спойлеры14387
Yoruko12 сентября 2019 г.а брошенное между делом «честное слово» — не клятва лицом к церквиЧитать далееэээ? Не то, чтобы я много читала Крапивина, но вроде как его герои не отличались особой религиозностью. А вот словом дорожили.
— Не считается. На тебе ведь нету крестика…
Это правда, крестик Марко не носил, как-то не привык. Но…
— Я же всё равно крещёный! При рождении!Ну и снова. Религия вошла в моду - и персонажи тут же стали креститься и для них важно, крещен или нет?
Смешной. Кто сейчас пишет письма? На это и времени нет. Запиши номер мобильника…эээ? [2] Серьёзно? Люди намного чаще переписываются, чем разговаривают. Месседжеров пруд пруди! Да и электронная почта очень в ходу, к ней привязывается всё, от регистрации на "сайте для взрослых" до банковской карточки.
В целом. Заигрывание с политикой не понравилось от слова "совсем". Даже слепому ясно, какие страны имелись в виду. А взрослый же человек! Он не понимает, что это - плохо? Особенно потому, что книга ориентирована на детей-подростков? Или неважно, лишь бы "на злобу дня"? Пусть всё закончилось хорошо, но это убивает всё. Да, сюжет вроде неплох, ребята вообще отличные, но эта ложка дегтя... Нет, "ложка дёгтя" - это не маленький недостаток. Если хоть немного дёгтя попадет в бочку с медом, это испортит мёд весь.
От оценки в данном случае воздержусь.11540
Yoruno11 сентября 2017 г.Политота, которую протаскивают под видом детской книги. Как только Крапивин пытается иронизировать над современным бизнесом или политикой, получается фальшиво и беззубо. А здесь он умудряется выбрать объектом вооружённый конфликт.
Персонажи вроде бы и отходят от крапивинских штампов, но мало запоминаются. Разве что образ Икиры - это вроде бы перекличка с гайдаровским Алькой, но и тут Крапивин переборщил, забравшись в дебри эзотерики.11582
Vikilga12 сентября 2019 г.Читать далееЖизнь поселка Фонари как будто отправляет в прошлое, настолько повлияла на нее вражда Империи и Независимых Южных Штатов, таких, казалось бы, близких, но решивших стать такими далекими. И лишь когда Марко вспоминает об учебе в лицее, становится понятно, что есть там все блага цивилизации и современные технологии. Рассказ про лицей очень порадовал. Пусть и через "никто не знает, а я знаю", но все же дается посыл читать книги. И как удачно получилось с телескопом у Марко, ведь он потом очень помог в школьной жизни, а тоже все из-за книг. Интересно подана мануальная терапия с ее ответными струнами. Хорошо описаны эмоции подростков, их сомнения, переживания. Ну а история с последней цифрой просто очаровательна. И все же, как выражается любовь? Упорным поиском заветного номера телефона? Или чтением тех же самых книг?
10422
reader-1024598527 августа 2017 г.Читать далееОдна из самых спорных книг Крапивина… была в своё время. Потому что когда повесть оказалась впервые опубликована в 2010 году, многие говорили — и небезосновательно! — что никогда прежде этот автор не пускался в подобные политические прогнозы, да ещё с карикатурно-насмешливым оттенком. Но ведь прошло четыре года — и сбылось. Увы, сбылось гораздо печальнее, чем в книге. В неназванной южной стране, осколке неназванной империи, полыхает гражданская война. И от этой неназванности никому легче не делается, потому что всем и так всё понятно.
Героям книги всё же легче, чем живым детям, затронутым этими событиями. Их-то, книжных, затронуло больше косвенно — взрослеющие мальчики грустят о симпатичных девчонках, с которыми их разлучило… а рядом не менее симпатичные девчонки грустят, что те грустят не о них, и втайне читают за мальчишками их любимые книги, пытаясь понять их загадочные души… Иногда война всё же прорывается по-настоящему, но — хвала небесам! — не все взрослые ещё сошли с ума, есть кому помочь и подсказать…
Парадоксально, но это очень светлая и лиричная книга. Несмотря на сумасшествие окружающего детей мира. Хотя при этом и грустная, да. Но таков уж этот мир, и таково в нём современное детство. Ничего не поделаешь.
8490
daffodilfox18 февраля 2016 г.Читать далееКнижка достаточно новая, раньше я её не читала. Теоретически в бумажном варианте издавалась она один раз в серии «Отцы-основатели» (такая синенькая, ну, все знают), входила в том «Бабочка на штанге», но я лично её в глаза не видела и считаю фантастикой. Сейчас вышла в издательстве «РИПОЛ Классик».
Видимо, под впечатлением от успеха ИДМ с серией «БИСС.Крапивин» все такие бросились тоже. Вот только у Вадима Юрьевича успех-то понятный, а тут... Но нам – сумасшедшим фанатам - деваться некуда, мы купим, нам Крапивин нужен, как воздух. Опечатки сами аккуратно исправим, «Одноклассников» как-нибудь переживём (оформление сделано в стиле этой соцсети, и серия названа в честь неё). Главное ж не это, да?
Мир в книжке тот же, что и в цикле «Безлюдные пространства», знакомый, в общем, всем нам мир и похожий на наш. Так что сказочного тут совсем чуточка. Идея тоже не шибко новая – про то, что «сволочью быть не надо» (кто скажет об этом лучше, да?). Хотя сам В. П. идею, вроде бы, выразил как "спасать, а не убивать!". По-моему, одно другому не мешает. В центре – мальчишки с любовью к дому, маме, морю, тайнам, с их настоящей дружбой, взаимовыручкой и героизмом. Но вокруг них в этот раз не просто жестокость и/или равнодушия взрослых. Вокруг них война. Не такая, когда уже совсем, а другая - подлая, исподтишка.
Владислав Петрович, как всегда, словно что-то знает, что нам неведомо. Повесть написана в 2009 г., до всего вот этого что сейчас, но читаешь и не можешь не видеть в ней прошлогодний Крым. Хоть как жмурься и отгораживайся от реальности.
Есть книги у Крапивина гораздо страшнее, гораздо печальнее, но и в «Прыгалке» мне было несколько раз до того страшно, что я закрывала книгу и шептала: нет! пожалуйста, не надо! Не смотря на это, она очень светлая и тёплая.
Герои – настоящие крапивинские, как положено. Классика уже.
Сюжет без крутых наворотов. Не буду даже примерно рассказывать. Угадывается очень просто, и я рада, что кое-что не угадала всё же, и Пек – молодчина.
Читать – всем нашим в любой непонятной ситуации.7402
GreenHedgehog17 ноября 2020 г.Читать далееПишу это впечатление уже через два месяца после прочтения этой книги. И если честно, помню из нее не очень много. Какие-то завязки, детали, но общая картина не выстраивается. И значит, если честно, книга не очень запала мне в душу. Не было в ней чего-то такого, сверхинтересного. Но, я все равно помню отдельные детали повествования, а значит и полностью проходной она для меня не стала. Что-то все равно осталось от нее в памяти.
Вот, например, я прекрасно помню аллюзии на российско-украинские отношения и дележ всего подряд. Военный корабль в мирной бухте (впрочем, что-то такое похожее уже было у Крапивина в «Дырчатой луне»). Помню противостояние мегаполиса и деревни в детской жизни. Там, где главного героя водили в гимназию и как он потом вернулся из нее в уютный рыбацкий поселок на берегу моря. Помню нескольких героев — Икиру, который никогда не врет, Марко — главного героя. Девочку Славку помню и раздолбаистого писателя Пека помню. А еще несколько сюжетных линий, которые переплетались между собой.
Маленькая статуэтка девочки, которую Марко нашел на развалинах. Беглый матрос с военного корабля, которому не хочется участвовать в войне, а хочется отправить письмо своей матери. Телескоп и его судьба. Ну и конечно, истории из детской жизни. Будни и праздники, как это обычно бывает у Крапивина, противостояние детей (и взрослых, которые остаются детьми) со странным миром, в котором им приходится жить. С агрессией, непониманием и тупостью. Все это я тоже помню.
Мир, в котором все это происходит, очень отдаленно похож на наш и больше напоминает Крапивинские же Безлюдные пространства. Поселок Фонари — это такой же уголок детства, в котором все хорошо и мирно, где все по-честному и без агрессии. Этим он напоминает город Инск из «Ампулы Грина» или двор Института из «Топота шахматных лошадок». Даже взрослые здесь соблюдают правила детей и рады помочь всем, кто приходит сюда с миром. Ну а если кто приходит с мечом, то и на это будет соответствующий прием. Все в этом поселке пышет уютом и обещает приключения. Пусть здесь нет технологического прогресса, зато есть где полазить и искупаться. А по соседству всегда есть друзья. В общем, мечта детства любого человека.
Ну и конечно, в этот хрустальный мирок лезет огромный мир других взрослых, занятых выяснением, кто и кому должен подчиняться, и чья вокруг земля. В том мире идет война. И война эта не черно-белая, где одни хорошие, а другие плохие. В последних книгах Крапивина вообще нет таких войн. Это война серых. Каждая из сторон по-своему заблуждается, хотя бы уже тем, что участвует в этой войне. А зачастую нам даже и не говорят, в чем именно там причина, просто вот из-за этого она, эта война и началась, живите с этим. Ну и конечно, на каждой из этих сторон есть свои хорошие и плохие люди. Тоже жизненно, на мой взгляд.
А в этой книге, это еще и не просто серая война, а непонятная серая война. Вот корабль. Он уже старый, местами ржавый, но все еще грозный. Он просто стоит в заливе и не выпускает рыбаков, типа блокирует это залив. В чем смысл этой блокады? Никому не ясно. Сколько он там будет стоять — тоже непонятно. Ну и где военные с другой стороны — конечно же неизвестно. Корабль может стрелять по острову (стараясь, правда, не попадать по мирным жителям, а то мало ли что). Может изредка высаживать десант в этот поселок. И все это делается по праву силы. Здесь нет какой-то озлобленности или агрессии. Это просто такое тупое желание запугать, подавить, показать свою власть.
Но как это бывает у Крапивина, долго подобное поведение продолжаться не может. Конечно, все в конце будет хорошо в этом поселке. Для них война закончится и корабль уйдет. И вновь наступит хрупкий, детский мир, в котором всегда есть место для дружбы и верности. Но все равно останется после этой книги странное послевкусие. Что для этих детей все закончилось. Ну а для других? Тех, кому не повезло жить в поселке Фонари с его чудесными людьми. Как дела у них? Конечно, Крапивин дает надежду всем, но в душе, во время прочтения этой книги я понимал, что не все так просто и радужно. И это ощущение я тоже хорошо помню.
6404
skader9718 октября 2022 г.Нет пророка в свом отечестве...
Таки есть. "Гуси-гуси, га-га-га…" Теперь это... Нет, конечно я и сам о многом догадывался, побывав в одной южной стране в 2004 году... Что бортами не разойдемся... Но у Владислава Петровича куда лучше получилось выразить это в прозе. Прекрасно, маэстро!
5240