
Ваша оценкаРецензии
Аноним20 сентября 2019 г.Чем ты рискнешь ради денег?
Читать далее«Премия за риск» входит в десятку моих любимых рассказов Роберта Шекли. Написан он несложным, но очень живым языком, как, впрочем, и многие другие работы мастера. Рассказ был опубликован в 1958 году, но и сейчас он воспринимается как яркий представитель приключенческого жанра. Итак, за что же дают премию?
Джим Рэдер, который является главным героем, ничем не выделяется из общей массы людей, он обделен какими-либо выдающимися навыками. Как раз это и делает его особенным для телекомпании. Публика устала смотреть на профи, им хотелось видеть на экране обычных людей, таких же, как они сами. Именно таким и являлся Джим. После того, как принимается закон о добровольном самоубийстве, на телевидении возникает целый ряд телешоу, на которых люди могут положить на кон своё физическое здоровье или даже жизнь ради денежного приза.
«Раньше, если ты хотел рискнуть за большие деньги, хотел, чтобы тебе законным путем вышибли мозги, ты должен был быть или профессиональным боксером, или футболистом, или хоккеистом. А теперь простым людям вроде тебя, Джим, тоже предоставлена такая возможность.»Джиму не впервой было участвовать в подобных передачах, поэтому он уже был знаком публике. В этот раз он стал участником шоу «Премия за риск». Условием выигрыша было выживание, несмотря на преследование людей из банды Томпсона. Надеяться Джим мог только на себя и публику. В правилах шоу не было запрета на помощь зрителей участнику. Тех людей, что помогали, ведущий, Майк Терри, именует «добрыми самаритянами».
«Эти степенные, уважающие себя граждане не хотят, чтобы я спасся, - с грустью подумал Рэдер. - Они хотят посмотреть, как меня убьют». А может, они хотят посмотреть, как он будет на волосок от смерти и всё же избежит ее?Когда Джима отделяют от выигрыша всего-то несколько часов, он оказывается загнан в ловушку в одной из квартир. Её бывший жилец, который наблюдал за шоу, помогает Джиму сбежать через окно в ванной. Джим убегает в лес, но преследователи находят его и там. Ему помогает девушка, как оказывается, работающая на телевидении. Вот только спасает она его лишь для того, чтобы укорить в недостатке зрелищности.
«Видите ли, Рэдер, это дорогая программа. И мы должны дать хорошее представление. Если число слушателей уменьшится, то мы окажемся на улице. А вы нам не помогаете.» <…> «Да люди Томпсона могли бы вас прихлопнуть десять раз. Просто мы сказали им, чтоб они полегче, не торопились. Ведь это все равно, что стрелять в глиняную шестифутовую птичку.»Джим высаживается из машины и продолжает бежать. Он пытается спрятаться в кустах, но люди поблизости выдают его преследователям. Джим пытается уйти, но бандиты стреляют ему в ногу, после чего он скрывается в церкви, на заднем дворе, которой находит кладбище. Он видит вырытую могилу и спускается в нее. Вот уже и Томпсон находит его, прицеливается, чтобы в этот раз убить наверняка... Что же было дальше? Читайте сами.
Этот рассказ и в наше время является актуальным. Шекли высмеивает те тенденции, которые во время написания только начали зарождаться в обществе, тем самым предостерегает читателя и заставляет его задуматься. Концепт существующих телешоу, конечно, не настолько жесток, но кто знает, как все повернется, учитывая, что современный человек всегда будет хотеть того, что может предложить «Премия за риск» - зрелищность и деньги.
1904,7K
Аноним18 апреля 2020 г.Читать далееВ этом рассказе Роберта Шекли, просто гениальном для 1958 года, действие происходит в обществе, в котором чтобы полнее обеспечивались права человека на свободную волю и самоопределение, узаконили добровольное самоубийство. Чтобы самоубийца мог уйти из жизни так, как ему заблагорассудится, с пониманием и помощью окружающих, ведь он имеет на это право. И расплодились телевизионные шоу призовых состязаний со смертельными опасностями, в которых участники использовали "своё право на основании закона о добровольном самоубийстве".
Главный герой, простой симпатичный парень из народа, пройдя череду таких шоу дошёл до крупнейшего телебоевика "Премия за риск", где по правилам этой игры за ним будут охотиться настоящие убийцы, специально выпущенные из тюрьмы "для совершения этого единственного вполне законного убийства". Граждане могли помогать как главному герою (так называемые добрые самаритяне), так и его убийцам. И такие телешоу, с очень реальными смертельными опасностями для участников, притягивают, будоражат и захватывают дух массового зрителя. Всё же по закону, а поэтому нормально, даже правильно, в соответствии с изменившейся, скорее всего не заметно, для этого общества, моралью.
PS: По рассказу создан французский фильм "Цена риска" (1982 г).
971,9K
Аноним8 октября 2023 г.The Show Must Go On
Читать далее1958 год. Еще даже не запущен спутник, Белка и Стрелка возможно еще не родились и покорение космоса - все еще в перспективе. Да и общество не столь развращено теле, радио и цифровыми развлечениями, меняющими это самое общество чуть ли не ежесекундно. А Роберт Шекли, видимо хороший знаток человеческой психологии, неплохой стратег, мизантроп и футуролог, пишет рассказ "Премия за риск". Рассказ, который, можно сказать, предвосхитил многие реалити-шоу современности. Да что греха таить, некоторые и я смотрела, правда не так вовлеченно, как герои этого произведения, но понять их чувства не сложно. Равно как и то, что о чувствах и ощущениях того, кто их развлекает они не думают совершенно. Главное - ощутить тот самый интерес, азарт, когда кто-то другой красиво показывает что-то адреналиновое. И как не понять чувства кинобоссов, ведь именно они вложили деньги в этот проект и теперь законно ждут отработки, отдачи и гор денежек. И им тоже не особенно важно что именно ты будешь ощущать, ты же согласился на убийственные трюки - ну что же теперь, давай, парень, работай. Кого волнуют эти вопросы цивилизационной этичности или еще чего-то гуманистичного, тут дело за деньгами и развлечениями, а они далеки от нежностей гуманизма. Его обратная сторона. Довольно сильное и до сих пор актуальное произведение, бьющее не в бровь а в глаз содержанием. Малая проза, которая заставляет небольшим объемом остановиться и задуматься над поднятой автором темой.
30424
Аноним21 ноября 2025 г.Читать далее"Рэдера лишили сознания. Очнулся он в кабине маленького аэроплана — автопилот вывел машину на высоту десять тысяч футов. Бак с горючим был уже почти пуст. Парашюта не было. И вот ему, Джиму Рэдеру, предстояло посадить самолет".
В данной экстремальной ситуации главный герой оказался не вынужденно или неожиданно, а вполне по собственному желанию и запланировано. Даже предварительно подписав все необходимые для этого бумаги.
В коротеньком рассказе Шекли демонстрирует бессмертие лозунга, которым жило и продолжает жить общество: "Хлеба и зрелищ!". При чём автор, в своей излюбленной манере, делает это через призму абсурда. Ведь Джима Редера не гложет никакая острая нужда. Нет срочной необходимости в огромной сумме денег, которая пойдет на спасательную операцию его безнадежно больных родственников или друзей. Подобные исходные данные попросту отсутствуют. Зато есть минимальное желание Джима заработать на кусок масла, что пойдет на вышеупомянутый хлеб. У общества же присутствует желание насладиться очередной смертельной игрой. А так как оно ни в коем случае не сознается в своей жестокости, дабы оправдать древнюю тягу к кровопролитию, то старается примерить маску доброго самаритянина. Люди, если не все, то в большинстве своем, (конкретно в последнем шоу, где принимает участие гг) подсказывают Рэдеру в какой улочке ему лучше укрыться, а то и вовсе потчевают его домашней трапезой.
Отсутствие личной драмы центрального персонажа отлично подчёркивает трагизм общественного настоения в целом. А присутствие узнаваемых черт реального мира в данном антиутопическом произведении , как минимум настораживают.Ирония в финале рассказа затмила чувство сострадание к Рэдеру, вызвав улыбку. Но все же, горькую.
947
Аноним9 мая 2017 г.Скучно
Читать далееНаверное, мне не понравилось то, что истории в этом рассказе вполне хватило бы на большую форму. Добавить герою живости и харизмы, подробнее расписать приключения, второстепенных героев тоже сделать не картонными манекенами - и было бы лучше. А так - ну, для рассказа неплохо, но по сути нам только мельком показывают мир, где в ходу - многочисленные реалити-шоу, где за деньги люди готовы жертвовать жизнью, а герой, однажды подсев, становится адреналиновым наркоманом. Но все закончилось так быстро, что послевкусие осталось бесцветным. Читабельно, но скучно.
7475
Аноним26 мая 2025 г.Читать далееДжим подает заявку на участие в различных рискованных телешоу. И теперь он участвует то в гонках на выживание, то в опасном дайвинге, и так постепенно он дошел до шоу «Премия за риск», где ему нужно неделю прятаться от опасных преступников. Осталось продержаться считанные часы, но головорезы уже на подходе.
В моем читательском опыте уже есть история, которая была написана в форме рассказа одним автором, а потом расширена уже другим
( Азимов А. - Двухсотлетний человек ), и я сначала подумала, что здесь та же петрушка. Только персонажи чутка отличаются, но сама идея прям один в один как в Ричард Бахман - Бегущий человек . Мне стало интересно: кто был первым: Шекли или Кинг (Бахман)?
Первым был Роберт Шекли. И здесь уже могут возникнуть вопросы о плагиате и прочем. И мое мнение по данному вопросу достаточно спорное. Некоторые истории можно рассказать по-разному и с разными посылами и с разных сторон. И если нет прямого копирования и это сделано с уважением к «оригиналу», то почему бы и нет.И здесь, пожалуй, такой случай, потому что даже персонажи произведений имеют абсолютно разную мотивацию. В случае героя Кинга — необходимость, у Шекли — в какой-то степени азарт. И это уже совсем разные категории. Не говоря уж об итоге и выводах, к которым приходят главные герои.
И мне по душе оба варианта.469
Аноним11 ноября 2020 г.Слушала аудиокнигу. Раздражало музыкальное оформление. Сам сюжет отличный ,особенно тем что был создан в 50-е годы 20 века. Очень напомнил Бегущего человека. Даже проверила что было первично. Все таки Шекли первый написал этот сюжет ,а Стивен Кинг намного позже написал похожий роман.
4822
Аноним17 сентября 2015 г.решился прочитать ввиду того, что Британии сейчас снимают как раз такое же шоу - нужно уйти от профессиональных охотников и работников спецслужб. разница лишь в том, что в конце тебя не убивают
рассказ интересный, захватывающий. концовка оригинальная.
3304
Аноним7 июня 2025 г.Читать далееРассказ Роберта Шекли «Премия за риск» — яркий образец социальной фантастики, который остаётся актуальным и в наши дни. Написанный в 1958 году, он предвосхитил многие тенденции современного общества, где зрелищные шоу и экстремальные развлечения становятся всё более популярными.
Главный герой рассказа, Джим Рэдер, представляет собой обычного человека без выдающихся способностей. Именно это делает его идеальным участником телешоу, где зрители хотят видеть себя, своих соседей, таких же «обычных парней».
Шекли мастерски показывает абсурдность ситуации, где жизнь человека превращается в товар, а смерть становится частью развлекательного контента. Автор поднимает важный вопрос о границах человеческой свободы и ответственности общества за подобные развлечения.
Особенно интересен психологический аспект рассказа. Джим оказывается в ситуации, где каждый его шаг может стать последним, а зрители, называющие себя «добрыми самаритянами», на самом деле хотят одного — зрелищ. Финал рассказа, где герой оказывается между жизнью и смертью, держит в напряжении до последней страницы.
«Премия за риск» — это не просто захватывающий триллер, а глубокое произведение, заставляющее задуматься о моральных аспектах современных развлечений. Шекли с присущим ему мастерством показывает, как легко можно превратить реальную опасность в шоу-бизнес, и заставляет читателя задуматься о цене популярности и границах допустимого в погоне за зрелищностью.250
Аноним12 октября 2012 г.герой бежит, бежит и слушаешь, слушаешь - но концовка ни о чем. Шоу - как оно и должно быть - бессмысленное и беспощадное.
1280