
Ваша оценкаРецензии
Аноним24 ноября 2019 г.Непростой выбор между любовью и статусом...
Читать далее"Или жить, или размышлять о жизни - одно из двух. Тут сразу надо выбрать. На то и другое времени не хватит..."
Добрая и трогательная, немного наивная, немного грустная, а местами и грубая, но замечательная пьеса о нелегком прощании и непростом жизненном выборе. Прощании с институтом (время выпускных вечеров), с друзьями (вы отправляетесь по распределению в разные уголки страны), с мечтами, надеждами. С любовью.
Пьеса за внешней, может быть, незымысловатостью (фраз, действий, поступков) скрывает глубокую нравственную дилемму: что выбрать, любовь или статус. Для кого-то ответ очевиден, для кого-то не очень. Жизнь длинная, и сегодняшний выбор может показаться завтра не столь правильным, искренние чувства очень сложно заменить (заместить) чем-то материальным. Материальное не согреет так, как улыбка любимой женщины….И не поддержит в трудную минуту....
Погнавшись за чем-то внешним и блестящим, так легко упустить что-то по-настоящему важное, шанс, который больше не повторится...Можно долго пытаться убеждать самого себя в ненужности этих "телячьих нежностей", да вот сердцу не прикажешь. Не так-то легко убить в себе внутреннего романтика...
Колесов и Таня, Букин и Маша - такие разные пары, но у них, как ни странно, много общего. Как, наверное, и у всех влюбленных) Любовь никогда не дает четких ответов и указаний, любовь - это предчувствие, ожидание, переживание. Это здесь и сейчас. Не место в любви категоричности и максимализму.
Я наделась всю пьесу на счастливый финал, а финал у пьесы оказался, на мой взгляд, открытым (в отношении одной-то пары уж точно:).
Это жизнь (да, пьеса мне во многом потому и понравилась, что удивительно жизнеподобна, даже если брать в расчет год ее написания, она не кажется и не выглядит устаревшей, чувства не устаревают), это правда жизни, а жизнь не всегда красивая картинка.
Это еще далеко не конец, а только начало. Начало чего-то настоящего, искреннего...5/5
1123,4K
Аноним16 июля 2019 г.Вопрос в цене.
Читать далееКороли подразделяют людей на две категории. Одним приказывают, других покупают. Ибо короли придерживаются старой и банальной истины: купить можно любого. Любого. Вопрос только в цене.
(Анджей Сапковский)Действующие лица этой пьесы в большинстве своём студенты. Последний курс, впереди - получение дипломов, распределение. Неудивительно, что действие начинается со свадьбы. Со свадьбы же начинается и первый конфликт. На весах - новая любовь и старая дружба. Молодым сложно идти на компромисс. Вася Букин любит Машу, но и дорожит дружбой с Борей.
Нет, пересказывать пьесу я не буду. Скажу о том, что мне показалось главным. Вампилов поднимает сразу несколько тем, но все их связывает ЦЕНА. Сколько каждый из нас готов заплатить за своё счастье? Сколько стоит любовь, успешное будущее, благополучная семья, месть, карьера?
Профессор Репников готов заплатить за семейное спокойствие местом в аспирантуре для Колесова.
Таня Репникова не готова расплатиться за это же семейное спокойствие своими чувствами к Коле Колесову. Но она и не готова отдать свою любовь тому, кто кладёт её на весы противовесом к диплому и аспирантуре.
Вася Букин не может продать дружбу, получив взамен любовь. Но Гомыра не хочет сохранять дружбу подобной ценой.
Но есть ещё Золотуев - тот, кто жил с единственной целью - заплатить ревизору. Правильнее сказать не жил, а собирал деньги.
Грустно это всё.
Хочется закончить торговые отношения словами Григория Горина: "Как же ты меркантилен, мой друг. Запомни: всё, что можно купить за деньги — уже дёшево!"591,8K
Аноним8 февраля 2023 г.Кто однажды крепко оступился, тот всю жизнь прихрамывает.
Читать далееМое первое знакомство с автором, про которого я много слышала, но почему-то только сейчас добралась. И фильмы я смотрела по его произведениям. И спектакли по его пьесам. Теперь жалею, что знакомство наше не состоялось раньше.
Пьеса в первую очередь замечательна тем, что она актуальна и в наше время. Кто из нас с нежностью и теплотой не вспоминает студенческие годы? Беззаботное общение с друзьями, первые влюбленности, прогулки по ночам. И даже несмотря на то, что пьеса написана более полувека назад, я совершенно не ощутила этого. И по сей день люди, заканчивая институты, прощаются со своими друзьями. Жизнь их разводит в разные стороны. Кто-то уезжает, а кто-то просто перестает общаться. И горько на душе становится от этого. Хотя, безусловно, настоящие друзья таковыми и останутся.
Во-вторых, пьеса очень мне понравилась своей психологичностью и тонким прочувствованием характеров героев. Отец Тани, Репников, вызывает массу неприятных эмоций по отношению к себе. Такое ощущение, что он завидует таланту Николая Колесова. Завидует тому, что у него есть прекрасные способности к науке. Что уж говорить о том, что Колесов нравится Тане! В его понимании это просто уму непостижимо. И то, как мерзко он поступает, поставив Колесова перед ужасным выбором - настолько отвратительный и неприятный поступок...И даже скромное мнение его супруги не играет тут никакой роли. Для мужа она не авторитет и слушать её он не хочет и даже считает ниже своего достоинства.
При этом удивляет поведение Тани - она возмущается выбором Коли. Но я бы, например, порадовалась тому, что Колю практически насильно заставили от нее отказаться. Хотя, конечно, самолюбие её тут пострадало, безусловно.
А еще, несмотря на небольшой объем, пьеса очень многослойна. Тут несколько сюжетных линий и каждая заставляет нас задуматься и посмотреть на что-то под другим углом. Это очень ценное качество.
Содержит спойлеры41866
Аноним11 апреля 2018 г.Читать далееОчень давно хотела прочитать Вампилова, вот знакомство и состоялось. Но я бы не сказала что пьеса оставила меня в восторге. Как пишет Вампилов мне понравилось, а вот сама пьеса.... чересчур советская, при всём при том что в целом я такие книги люблю и какой то пропаганды особой я тут не увидела и вообще эта история вполне реальна и могла произойти в любое время и все же.
Вообще студенты заканчивающие 5 курс, скоро экзамены, распределения, аспирантура. Атмосфера шумная, дружная и веселая, казалось бы так пойдёт и дальше. Но потом начинает выползать какой то драматизм и если бы этот драматизм бы до конца остался то одно, но вместе с ним начинает выползать морализаторство при чем такое с замашкой а в итоге средненькое.
Обаятельного шалопая, студента подающего большие надежды угораздило надебоширить по крупному, а потом ещё и влюбиться в ректорскую дочку...261,2K
Аноним9 января 2013 г.Читать далееЭто первая пьеса, которую я прочитала у Александра Вампилова
Тема весьма неоднозначная, о покупке человека.Прошу прощения, если немного раскрою часть сюжета: Главный герой совершает глупость накануне выпуска из университета, его отчисляют. А ему так хотелось в науку. Ректор института, где учился герой, предлагает ему сделку - он его зачислите обратно на курс, а взамен наш герой отказывается от притязаний на его дочь.
Если честно, ректор более чем странный и больно он этим делает только своей дочери. Ведь только ради очень серьезных чувств можно перечеркнуть все к чему ты стремился в жизни (представляете, проучиться пять лет и остаться без диплома, сторожем на дачном участке, полоть грядки вместо большой науки). Ради чего терять все это? Ради девушки, которую ты видел три раза в жизни, пусть даже и вполне привлекательной? Конечно же нет.
Но при этом со стороны девушки симпатия к юноше налицо и естественно ей больно оттого, что ее обменивают как товар на рынке. Да еще и кто обменивает - молодой человек, которому она симпатизирует и родной отец. Больно. Обидно. Противно.
Если бы они были знакомы чуть подольше чем два дня, то это был бы - со стороны отца - может и не такой плохой ход: настолько ли ты любишь мою дочь, чтобы ради нее отказаться от всего?
Но здесь мешает сослагательное наклонение, ибо в пьесе у отца были другие цели и другие мысли. Хотел уберечь дочь, поступившись ради этого даже своими принципами (оставил хулигана в аспирантуре), а в итоге сделал ей больно.Вот так, мир-то не прост, уж в который раз замечаю...
23658
Аноним13 октября 2025 г.Многоточие в ретроспективе жизни.
Пьеса с доброй атмосферой студенчества 60-х, ясные характеры героев. Произведение о важных решениях в жизни, которые будут преследовать тебя всю жизнь, если приняты не по совести.
Ректор-отец напоминает отца (Басилашвили) из фильма Курьер. Произведение, не смотря на простые диалоги и комичность действия, заставляет думать.1465
Аноним28 августа 2010 г.Читать далееПервая пьеса Вампилова. (Ну, почти первая. «Провинциальные анекдоты» были начаты раньше)
Студент на кануне госов совершает весёлый, очаровательно бездумный поступок. Его выгоняют из университета. Его перспектива – сторож на даче у подпольного советского бизнесмена, такая работа таджика шестидесятых. Способ восстановиться есть, но он сомнителен.
Кажется, что пьеса – о «покупке человека», цене, за которую человек готов продать то, чем живёт. Но это как-то очень поверхностно, не в хорошем смысле прямо. Ищу вторые, третьи смыслы. Вроде бы, они находятся. Но как-то не так много и не так сразу, как с «Утиной охотой».
В целом производит впечатление очень свежей, милой пьесы, может быть, не самой литературно совершенной, из разряда тех, которые интересней играть, чем читать. Но в шестидесятых она была событием. И понятно почему: тут герой молодой, беззаботный, весёлый, несерьезный. Но эта несерьёзность ещё не превратилась в шутовскую апатию семидесятых. Это жизнерадостный текст. У Хуциева был жизнерадостный фильм «Застава Ильича», а буквально через пару лет уже растерянно-поэтичный, опять же несколько апатичный «Июльский дождь», филь о том, как всё изменилось.
Как, когда появился такой герой? Почему вообще в реальности он возник? Кто был первым, кто его разглядел? Как перекочевал в кино и литературу?
Вампилов лишний раз мне говорит, что у него был удивительный талант чуять время, понимать что-то такое про происходящее, что ещё никто не знал и не понимал. И он мог незаметно прорастить сквозь какие-то полубытовые, полуморалистские вещи большие социальные обобщения.
Любопытно, что «Прошлым летом в Чюлимске» (1971) выглядела очень современно в восьмидесятых-девяностых, у «Утиной охоты» (1967) абсолютно сегодняшние сюжет и герой (см. «Изображая жертву» Пресняковых), но я совершенно не представляю себе, когда могла бы восприниматься современной эта пьеса, "Прощание в июне". Такое ощущение свежести жизни, мне кажется, могло быть только в шестидесятых.
11383
Аноним9 сентября 2017 г.Читать далееПьеса "Прощание в июне" мне понравилась концовкой. Колесов - главный герой, студент-дипломник, у него много друзей, в основном студенты, которые на протяжении всей пьесы помогают ему, поддерживают его и все такое прочее.
Букин и Маша - оба студенты, муж и жена, точнее новобрачные, с их свадьбы все и началось. Впрочем, в этот же день, а точнее даже на самом торжестве по случаю свадьбы они разругались, в основном из-за Гомыры. Гомыра - друг Букина, женоненавистник, на протяжении всей пьесы часто либо пьет, либо уже выпил. Букин учится на геолога.
Золотуев - второстепенный персонаж, он вместе с Колесовым проходили исправительные работы.
Золотуев: Я знаю, что говорю. Никаких друзей в жизни вообще не бывает. Бывают только соучастники. Ясно тебе?Золотуев любит "живые" цветы, у него есть дача.
В общем пьеса интересная, про дружбу, про любовь и все такое прочее.9510
Аноним17 декабря 2016 г.Такая простая история
Читать далееНезамысловатая и вполне жизненная история. Главный герой, обаятельный легкомысленный, способный - из тех, кому все дается легко - от учебы до покорения женских сердец. Отсюда привычка относиться к жизни несерьезно и хорошее такое самомнение. Плохо ли это? Наверное, нет. Колесов как человек вызывает скорее симпатию. Да и друзья, как видно за него горой - просто так весь факультет не пойдет кланяться ректору, лишь бы их однокурсника не исключали.
А вот и девушка, которая впервые "зацепила" героя. Но Вампилов не был бы Вампиловым, если бы из любовной истории получилось что-то путное. Влюбленность (это не любовь, так как они почти не знают друг друга) - дело хорошее, но образование и карьера важнее. И здесь я считаю, Колесов, в общем, сделал правильный выбор. Предательство, обман? Но ведь они знакомы только несколько дней. Так почему он должен жертвовать всей будущностью ради фактически чужой девушки? Чтобы упрекать ее потом? Что касается Тани, избалованной ректорской дочки, то небольшое разочарование ей даже полезно - 19 лет, а ведет себя так, как будто все, начиная с собственных родителей, ей должны. Ну вот и убедилась, что не все будет так, как она хочет.
Никаких трагедий, самоубийств и смертей от тоски здесь нет. Но и легковесной эту пьесу я бы не назвала. Есть и комедийная линия - "злополучные" жених и невеста из общежития. А вот настоящий драматизм, я считаю, даже не в паре Колесов-Таня, а у ее родителей - прожили вместе всю жизнь, вырастили дочь и поняли, что совсем чужие друг другу...
Р е п н и к о в а. Пока она училась в школе, я была членом родительского комитета. Теперь она выросла, кто я теперь?
Р е п н и к о в (не сразу). Ты жена ученого, и ты действительно хорошая жена. Разве этого мало?
Р е п н и к о в а. Да ведь ты не ученый, в том-то и дело. Ты администратор и немного ученый. Для авторитета.
Р е п н и к о в (сильно уязвлен). Обо мне не напишешь мемуаров - это тебя раздражает?
Р е п н и к о в а. Нет. Но я оправдала бы себя, если бы ты был ученый... Ладно, хватит об этом. И не беспокойся, тебе ничего не угрожает: я поняла все слишком поздно.7461
Аноним28 сентября 2020 г.Читать далееПьеса о студенчестве. С одной стороны, о беззаботной (всепоглощающей) влюблённости, а с другой - о выборе жизненного пути, на который та самая влюблённость влияет ещё как.
Строго говоря, в центре действия три пары.1. Любовный треугольник. Пять лет Фролов добивался расположения Маши, и вот настал день, когда она - его любовь - выходит за Букина. Притом столь скоропалительно.. Это, что, любовь? Или ловушка?
БУКИН. И, видишь ли, сейчас ему кажется, что я лезу в петлю.
МАША. В петлю? А ты что на это скажешь?
БУКИН. Я? Лезу и радуюсь. (Целует ее.)Что чувствует человек - третий лишний - в подобном положении? Облегчение?..
ФРОЛОВ. Мне не за что благодарить жениха, но, в конце концов, именно сегодняшний вечер освобождает меня от всех надежд, поверьте, за пять лет эти надежды мне изрядно надоели.Сомневаюсь, что так. Даже если учесть всю мм рациональность героя. Всё равно он - спойлер - продолжает добиваться Маши и выстраивает свою дальнейшую жизнь (в виде распределения), отталкиваясь от неё.
Только посочувствовать:
ФРОЛОВ. Но теперь ты можешь сказать «да».
МАША. Могу, Гриша. Но это будет такое «да», что… Уж не лучше ли «нет»?2. Брак Репниковых. Здесь жена, похоже, в своё время «нет» не сказала. И не до конца понятно, жалеет ли она сейчас или принимает как есть? Всё не хорошо, всё - нормально. Она будет продолжать свою роль хозяйки при муже-ректоре. Вот только.. теперь она осознаёт, что он вовсе и не гений науки, он - просто хороший организатор, не больше.
Из-за отсутствия у себя таланта, Репников, думаю, и ненавидит Колесова, которого хвалят все преподаватели. А тут ещё он - нахал! - посягает на дочь, Таню. Вот уж чего отец (да ещё и занимающий такую должность) не позволит.
Всему есть цена. Пусть Колесов выбирает: Таня или диплом. Это выбор, поставить перед которым может, пожалуй, самый что ни на есть бездушный человек. Для которого чувства - разменная монета.3. Колесов (студент-выпускник) и Таня Репникова. Такие разные, и всё-таки они вместе)) Хотя не знаю. Зависит от того, какой выбор сделает Колесов.
КОЛЕСОВ. Я не Ромео. Мне только показалось, что я Ромео. Какой я к черту Ромео!.. В общем так: отбросим иллюзии, у нас с тобой ничего не выйдет… Все! Я не Ромео. У меня на это нет времени… Мне некогда, понимаешь?Содержит спойлеры1948