
Ваша оценкаРецензии
Аноним4 октября 2009 г.Читать далееХороша книга!!!
Это продолжение "Брига "Артемиды": действие происходит в наши дни, но герои - взрослые и ребята - оказываются связаны ниточками с событиями 19 века, описанными в первой части. Эти ниточки восстанавливаются постепенно, превращая случайные знакомства в настоящую дружбу "на века".
Хороша книга!!!P.S.: Нужно ли говорить, что я, поддавшись атмосфере этой повести, уже побродила по Интернету в поисках подробностей о событиях на о.Гваделупа и пр.?.. Да и вообще... Жалко расставаться с героями...
И вот что подумалось: читаешь подобные вещи - и веришь в тот мир, где возможны стопроцентное доверие к другим, взаимопонимание с полувзгляда, глубина молчаливых рукопожатий, а главное - веришь, что в твоем детстве именно так и было.24327
Аноним12 июня 2016 г.Читать далееКакие же они были всё-таки...
...истинные?
Потрепанные книги ("Пока мальчишки читают Жюля Верна, потеряно ещё не все") под мышками, сандалеты на босую ногу, майки с корабликами (а не со всякими мультяшными героями и суперменами из комиксов), цветные стёклышки, ключи, морские раковины и маленькие глобусы, выстрелы из пушек ровно двадцать второго июня и ровно на истинный полдень...Если "Бриг "Артемида"" была красочной книгой, мир которой был похож на документально-художественный фильм в режиме 5Д, с пейзажами разной степени красоты и умиротворения, но высококлассной реалистичности, то "Гваделорка" - совершенно не такая.
"Гваделорка" - шумная и беспечная. Течёт изменчивым потоком по бурым камням и гладкой гальке, бросается из крайности в крайность, отрывает в песке тайники и, - сокровище за сокровищем, - достаёт наружу одно открытие за другим.
Читателю, незнакомому с первой книгой, в "Гваделорке" скорее всего, сразу же станет не по себе. Впрочем, если он в меру любопытен и обожает тайны и загадки, то, может быть, сначала ему следует прочитать "Гваделорку", а затем - "Бриг". И узнать, что так оно и было на самом деле. Ваша покорная слуга, читая "Гваделорку", все время забывала, что это выдуманная история, и восхищалась тем, как мальчик Ваня, в котором прозорливый Квакер видел больше чем просто искателя обрывков, - смотрел в корень и догадывался о том, о чем догадаться было невозможно, - но на сто процентов верно.
Будь я ребенком, я бы поверила в эту книгу. Крепче чем в законы Ньютона. Будь я ребенком, я верила бы всем книгам Крапивина, потому что они все такие - волшебные донельзя, доверчивые и наивные, как широко раскрытые детские глаза, и в то же время хитрые и мудрые.
Я ещё не знаю, что меня ждет в "Бабочке на штанге", но я уже догадываюсь, что это поразит меня ещё больше.
Потому что я уже влюблена в этот тайный сияющий город по имени "Гваделорка".
Лорка-Лорка,
Лорка-Гваделорка...16621
Аноним28 апреля 2012 г.Читать далееЖаль, но боюсь, старого Крапивина больше не будет никогда. Хотя бы потому, что уже я сама начала читать эту книгу с предубеждением: "Опять, ведь опять же появится это идеализированное мальчишество..." Это ужасно. Я искренне завидую брату, для которого Крапивин - любимый писатель и не делится на "нового" и "старого".
А впрочем, у этой книги был шанс реабилитироваться. Мне понравилось самое начало - помидоры в сетке, которые горят как стоп-сигналы, теплый июнь, пыльная дорога, сандалетки на босу ногу. Резонанс. Мне понравились предыстории ребят, собравшихся вместе тем летом: драчливых для проформы Трубачей, беззащитного перед страшной болезнью Никеля, разочаровавшейся в кумире Лики, умного Квакера...
А вот сама книга оказалась невыразительной и унылой. Началось оно - идеализированное мальчишество. Никто никогда ни с кем не ссорится. Никто никого даже случайно не обидит. Друг за друга горой. Зато взрослые - дураки. Даже те, которые свои. Ваня сбежал от деда, который назвал его негодяем и огрел ракеткой по спине за разбитый антикварный глобус, память о старом друге. Знаете, как раз это я понимаю - для мальчишки, которого никто в жизни пальцем не трогал, практически чужой человек, посмевший его так оскорбить, становится личным врагом. Но почему для Крапивина старый Граф тоже стал врагом? Дед с бабушкой с ума сходят, ищут мальчишку везде - а он, вернувшись, перед ними даже не извинился. И автор его в этом поддерживает. Ясно, что детей бить нельзя. Но почему нельзя хотя бы понять рассерженного и расстроенного деда? Почему?
И история с бригом "Артемида" оказалась какой-то невыразительной. Не вызвало у меня никаких чувств стремление ребят узнать о живших в прошлом веке Грише Булатове и Павлушке, хотя сама тема поиска своих корней, изучения истории малой родины меня очень интересует. Слишком легко достается все ребятам - легко находятся антикварные материалы, легко сходятся ниточки давних событий, легко сочиняется история-сказка... Словно все это не задело самих ребят, словно они и не жили этой историей целое лето. Нет связи между временами... И перекличка ребят из разных времен, призванная напомнить подобную ей перекличку барабанщиков в эпилоге "Голубятни на желтой поляне", на самом деле напомнила ее только внешним сходством. То, что я чувствую каждый раз, дочитывая "Голубятню...", здесь и рядом не стояло.Нет, наверное, книга все же хорошая. Просто я ждала от Крапивина большего.
13420
Аноним10 марта 2009 г.Читать далееВчера прочитала «Гваделорку» Владислава Крапивина. Сказать что роман понравился, значит не сказать ничего. Настолько он хорош, что даже трудно об этом писать. Вообще эту книгу я ждала. Прочитала «Бриг Артемида» и знала, что продолжение будет. Думала над тем о чем напишет Владислав Петрович в новой книге и меньше всего ожидала что повествование будет про наше время. Тем непредсказуемей и интересней было ее читать. Надо отдать должное писателю, позаботился он и о тех, кто «Бриг Артемида» не читал, рассказал старую историю о Грише Булатове и о названном его брате Павлуше и о друге Гриши Агейке и даже о купце Максакове. Полюбившиеся уже герои, благодаря писателю, всплывали в памяти как давние знакомые. И все они, герои и первой и второй книги, магнитным стержнем книги были соединены воедино, чтобы читатель понял – ничего не происходит просто так, что добро имеет свое начало, но нет конца добрым делам.
Главный герой книги Ваня Повелика приезжает из Москвы в Турень к бабушке на летние каникулы. Мог ли он подумать, что здесь он не только встретит настоящих друзей, но и прикоснется к тайнам прошлого и позапрошлого века, и что эта поездка так круто изменит всю его жизнь. Невероятно трогательна дружба между московским мальчиком Ваней и девочкой из провинциальной Турени Лорой. Страна детства Гваделорка связала их кровной нитью в одно целое. Дружба в книгах Крапивина – это живое явление, оно способно делать из трусов смельчаков, из негодяев – настоящих людей. Дружба не по принципу «сбиваемся в стаю шакалов и дружим против того-то или тех-то», а когда хочется защитить слабого, протянуть руку помощи оступившемуся, улыбнуться растерявшемуся. За это, пожалуй, я и люблю книги Крапивина, потому что в них живые люди и человеческие отношения.
Дети чаще всего находят между собой общий язык, но не всегда - с взрослыми. Взрослый человек за свою жизнь обрастает грузом условностей и забывает какой он был в детстве, вот и рвется в таком случае ниточка взаимопонимания между взрослым и ребенком. А чтобы этого не произошло надо оставаться в душе ребенком. Как и произошло с дедом главного героя, которого (деда) еще по старой привычке все зовут Граф. Понятны мне были эти разговоры на равных обо всем на свете между Ваней и дедом, о смысле жизни, о добре и зле, о том, что ничего не происходит просто так…
И опять же мой любимый «волшебный фонарь», из книги «Бриг Артемида» он перекочевал в новый роман и снова связывает и объединяет время и дарует надежду, что пока есть такие мальчики и девочки, которые этот фонарь «оживляют», значит добро будет жить. Будем и мы жить, но не по шакальим законам, а по человеческим.11276
Аноним25 апреля 2010 г.Роман продолжает дилогию "Стальной волосок", однако действие происходит уже в наши дни. Московский мальчик Ваня приезжает на лето к бабушке в город Турень (явно напоминающий современную Тюмень, а дедушка главного героя наделен некоторыми биографическими данными самого Крапивина) и оказывается в мире тайн и приключений, связанных с сюжетом первой части дилогии - романом "Бриг "Артемида".Читать далее
Книга невероятно захватывающа и оптимистична. Несмотря на приключения, в произведении в общем-то нет отрицательных героев, хотя в начале романа так и не кажется. Дружба царит!8329
Аноним12 января 2021 г.Читать далееПродолжение цикла «Стальной волосок», начало которому положила «историческая сказка» — «Брига Артемида». «Но позвольте» — спросит кто-нибудь — «о чем здесь может идти речь, если история Гриши уже завершилась?» Да, ведь нам же уже рассказали в конце книги о том, что случилось с героями историями в завершении их жизненного пути. О чем они думали, кем стали, как умерли. Что еще можно придумать про этих людей? Оказалось, что Крапивин с этим вполне себе неплохо справился. Он связал две истории, происходящие в совершенно разное время, куда более интересными связями чем банальные общие герои.
Во-первых, и самое банальное — это место действия. Все события этой книги происходит в том же самом городке, где когда-то жил Гриша. В Турени. Именно там проводит летние каникулы простой московский паренек по имени Ваня. И именно там он знакомится со своими будущими верными друзьями. И именно от них он узнает множество странных местных обычаев. Вроде стрельбы из пушки, которое знаменует перемирие между всеми местными мальчишками. Время, когда запрещено драться. А вот откуда взялась эта пушка и этот странный обычай? Читатели первой книги должны об этом знать.
Во-вторых, как можно сразу понять из «во-первых», связи между книгами проходят на уровне каких-то поверий и мифов одного несуществующего городка — Турени (да, да я знаю, что это Тюмень, но существует ли Крапивинская Тюмень в реальности — это тот еще вопрос для любителей философии). Ну и, в-третьих, герои этой книги, все-таки имеют непосредственное отношение к героям первой книги. Дальние родственники, неизвестные предки и так далее. Так что героям предстоит откопать множество интересных исторических фактов, которые уже должны быть знакомы читателям первой книги. Ну и конечно, есть разнообразные мелкие детали, вроде изображения ягод, предметов из первой части и так далее. Есть еще и четвертая связь, о которой читателям расскажут только в самом конце этой истории, способная расставить все точки на и.
История эта — на самом деле довольно типичная для Крапивина. Новый мальчик в новом для себя месте, которое кажется пусть и довольно чуждым, но интересным и затягивающим. Потом происходит знакомство с новыми друзьями, которые оказываются той самой компанией, которая буквально спасает его. Не только из возникшей щекотливой ситуации, но и от одиночества. А дальше начинаются те самые приключения, которые в детстве кажутся чем-то запредельным и волнующим. Здесь нет особой привязки ко времени, когда происходят события. Все это могло происходить в любое время, с поправкой на провинциальный городок, естественно.
Самое забавное в этой истории прячется в самом конце (та самая четвертая связь, о которой я говорил раньше). Именно тот самый, финальный поворот даст объяснения, казалось бы всем странным событиям с найденными предметами, невероятным случайностям и прочими малореалистичными происшествиями. Действительно интересный читательский опыт получился у меня, после прочтения книги.
Да, действительно, как мне кажется, эта история в творчестве автора довольно средняя по всем показателям. Она совершенно ничем бы не выделялась среди других историй Крапивина в жанре «реалистичные события». Но вот этим вот поворотом, она обрела нехилую такую изюминку в моих глазах. Вкупе с первой книгой она стала очень неплохим дуэтом. Но, если быть честным, то первая книга была вполне себе самодостаточной и вот это дополнение, на мой взгляд было скорее приятным дополнением к общей истории, нежели полноценной и необходимой частью книги. Но свою порцию удовольствия я все-таки получил. За что этой книге мое спасибо.
7582
Аноним28 августа 2017 г.Читать далееПожалуй, цикл «Стальной волосок» — это лучшее из всего, что написал Крапивин в нынешнем ХХI веке. Потому что… как ни люби его книги, а в безвременье 1990-х у этого автора стало появляться много чернухи и борьбы с ветряными мельницами. Увы.
Как ни говори, что «не книги такие, жизнь такая» — это было бы лукавством. Нормальная жизнь с поиском интересного вокруг никуда не делась, хоть и стало её, конечно, меньше прежнего. И тем приятнее, что Крапивин это не забыл.
Получилась очень добротная трилогия для читателей на границе детства и подросткового возраста. В современных реалиях, что немаловажно. Здесь и морские приключения («Бриг „Артемида“»), и реконструкция «альтернативного прошлого» в антураже городских легенд («Гваделорка»), и даже попытка заглянуть в завтрашнее «непосредственное будущее» с фантастическими элементами («Бабочка на штанге»).
Элементы эти, правда, достаточно типичны для Крапивина… но это его любимая тема, на которую он имеет право, ибо сам же её и придумал. Так что — читать однозначно стóит.
Хронологически «Гваделорка» является второй книгой трилогии, а сюжетно — это её стержень. Можно самостоятельно выбрать, с чего начинать читать. Если по порядку, с «Брига „Артемида“», события будут видеться так, как они происходили. Но придётся привыкнуть к тому, что это именно сказка о дальнем плавании. Начать с «Гваделорки» — и всё встанет на свои места, но придётся подождать, чтобы некоторые краткие упоминания получили своё развёрнутое объяснение.
7928
Аноним13 сентября 2012 г.Читать далееСогласно доброй традиции последними открывать у любимых писателей самые значительные книги, добралась до Гваделорки только сейчас. После слегка спойлерных рецензий не могла не.
Все дело в том, что у меня тут, как в книге прямо, магнитный стержень. С одной стороны, вечный Крапивин, с другой - Гваделупа, Бас-Тер, тамошний мальчик Павлушка-Поль, добравшийся-таки до Старого Света, да еще и в те самые 1850е. По праву, данным мне двадцатым веком, объявляю это своим утешением, хотя смелости не хватает назвать опровержением >< С исторической точки зрения же не могу не упомянуть, как мне приятно, каким козлом молодые герои считают Наполеона. Ну и там всякие отмены рабств тоже возвращают к любимой теме - две отмены, две темы)
Литературно. Ну, хм, в язык Крапивина можно не вчитываться, все равно знаешь, какие выражения будут сказаны и как именно написаны. Но с этим недостатком мирятся же все почитатели таланта? Или даже наслаждаются, входя в знакомый мир. А не понравилось мне только одно - очень уж похоже на "Лето кончится не скоро": и герой приезжий, не местный Ванька/Шурка, и почти случайно найденная любовь Лорка/Женька, через которую на такой похожей встрече на дворе протянулась ниточка к остальным друзьям - младшему юному дарованию Тростику/Кустику, перекликающиеся, но в большем количестве Трубачи+Лика с Тимом/Ник с Тиной, интеллигентный Никель/Платон, проблемы с сердцем у Шурки и Никеля (из-за чего я всю дорогу за Никеля дрожала, особенно в конце), постоянные укалывания обо что-то в Гваделорке (и я опять дрожала, вспоминая иглу), собака Матуба и щенок Гриши Сапожкина, пострадавшие из-за человеческой жестокости... Крапивин, конечно, везде перекликается сам с собой, но не настолько же.
Теперь обсессивно-компульсивно вынуждена буду читать "Бриг "Артемида"", потому что некузяво быть знакомой только со второй частью дилогии.
6418