
Ваша оценкаРецензии
boservas16 мая 2019 г.Дело было после отбоя...
Читать далееВспомнил об этом рассказе По после прочтения обсуждаемой сейчас книги Иванова "Пищеблок". А вспомнил потому что ивановский роман, как на фундаменте, стоит на жутких страшилках, в которых всегда присутствует ужас, но всегда отсутствует причина этого ужаса.
Вот и рассказ По относится к этой категории, так что Эдгаоа Аллана можно считать и родоначальником пионерско-скаутского жанра жути после отбоя. По крайней мере, "Морелла" вполне бы вписалась к этакий фольклорный "Декамерон", если бы кто-то из травящих жуть пионеров читал По и решил бы её рассказать.
Конечно, в этом случае она бы выглядела намного схематичнее, но суть была бы та же.Хотя рассказ очень атмосферный, в нем присутствует не столько нагнетание жути, сколько ожидание этой самой жути. Много мистики, конечно же, ссылки на немцев, ну, кто же больший мистик, чем они. Для главного героя-рассказчика этой мистики оказывается так много, что любимая сначала супруга начинает вызывать в нем отторжение. Она же, будучи человеком "не от мира сего", чахнет без проявлений любви мужа, и, само собой, как и положено в ужастике, умирает. Но умирает, рождая дочку.
А дальше наступает пора ползти по коже читателя мурашкам, родившаяся девочка оказывается полной копией мамы и внешне и в поведении. Рассказчик так напуган происходящим, что начинает подозревать, что дело не обошлось без нечистого. И идея крестить любимую дочурку оказывается очень удачной, потому что порождает кульминацию рассказа - мать проявляется в дочери, заявляя о себе во всеуслышание, дочь от такого кульбита падает замертво, в склепе не оказывается трупа Мореллы. Волосы встают дыбом - палата пионеров застывает в ужасе.
Есть мнение. что По касается в этом рассказе темы реинкарнации, что же можно и так сказать, но реинкарнация - это переселение души, а у По и с телами что-то происходило. Во всяком случае, так можно сказать, что добрая половина пионерских ужастиков касается темы реинкарнации. Темы автор касается, но он не исследует её, оставляя в ранге необъяснимой мистики. Очень по-пионерски :)
1264,9K
AceLiosko22 февраля 2021 г.Читать далееКак-то уже утомительно в который раз повторять, что произведение Эдгара Аллана По оказалось "странным", "мистичным" и так далее. Постараюсь обойтись без этого.
Я начинаю понимать, что недостаточно образованна (или одухотворена?), чтобы в полной мере понимать всю глубину творений этого автора. Мне в них чего-то не хватает...
Да, они полны психологии, таинственности и мрачности, но к сожалению, что-то мешает мне ими проникнуться.Рассказ "Морелла" посвящен любви и привязанности, но совсем не в той форме, которую представляешь, когда произносятся эти слова.
Неназванный рассказчик питает "глубокую, поистине странную привязанность" к своей жене Морелле, подчеркивая, что не было даже тогда в этом ни страсти, ни любви, но даже это лишь поначалу. Он считает её другом, восхищается её умом и начитанностью, но восторга этого надолго не хватает, когда он всё больше углубляется в ту плоскость литературы, которой увлечена Морелла. Он и сам следует за ней в этой её страсти, но постепенно начинает испытывать отвращение и к этим произведениям, и к идеям, и к самой девушке и начинает желать ей смерти как избавления для себя.Она же, целиком во власти тех мистических зловещих идей, к которым питает такой интерес, становится их частью, героиней произведения внутри произведения. И последние её слова такие же... хочется сказать "высокопарные", но это слово всё же имеет более негативную окраску, чем я имею в виду. Они возвышенны и причудливы, нездешни. И эти слова открывают путь мистическим идеям со страниц книг в реальность, в которой живёт герой.
771,5K
zdalrovjezh21 февраля 2021 г.Верите ли вы в переселение душ?
Читать далееВ рассказе "Морелла" Эдгар По наводит нас на такие мысли. Как всегда, готическая жутковатая атмосфера, нелюбимая жена, фамильный склеп. Автор прагматично отзывается о том, что никогда он не любил своей жены Мореллы, понравилась она ему своей начитанностью, но позже оказалось, что эта начитанность сугубо односторонняя, и нравится ей читать только мистические книжки про переселение душ.
Разуметтся, что бы вы сделали на месте автора, когда бы обнаружили такое свойство у своей жены? Конечно же, потеряли бы к ней все уважение и начали бы ей тяготиться и ждать, пока она уже умрет. Так автор и сделал. К счастью, оказалось, что его жена уже и сама собиралась умирать, беременная его дочкой.
Ну а что было дальше, какое пророчество произвела его жена на смертном одре, и что случилось с его дочерью вы узнаете из продолжения рассказа.
411,1K
Dreamm12 мая 2023 г.О, это имя, Морелла!!!
Читать далееПрочитав этот рассказ, хотелось узнать, почему автор таким образом описывает образ женщины. Обратившись к биографии автора, можно понять, что мальчик испытал трагедию, рано лишившись матери.
Матери Эдгара судьба также отмерила недолго - 8 декабря 1811 года ее не стало.На тот момент будущему великому писателю было всего 2 года.
Еще хотелось бы привести цитату, дающее пояснение, почему же Эдгар Аллан По именно таким образом описывал женщин в своих произведениях.
языковой образ женщины сложился в прозе Э.-А. По, напрямую связано с его биографией. Питая тёплые чувства к женщинам редкой красоты и учёности, которых он встречал на своём жизненном пути, и находясь рядом со своей юной горячо любимой супругой, он создавал таких же девушек: тонких, эфемерных, образованных, болезненных и мучающих лирического героя своим неупокоением. Именно этим образом пронизана проза классика американской литературы и именно он стал канонным в его творчестве.Морелла - как много в этом слове любви, нежности, трепетных чувств. Не каждому человеку дано испытывать такую привязанность к своему возлюбленному. Как гворит сам герой произведения - странная привязанность связывала их, причина которая пока не понятна. Взаимоотношения супругов развивались по определенному сценарию. И как мне кажется Морелла готовила своего супруга к своей смерти.
В этом произведении затрагивается тема переселения душ. Не знаю как сам автор относился к этому, насколько он верил в реинкарнацию, да и для всех религий присуща эта тема.
На самом деле, из рассказов Э.А.По замечательные ужастики. Во время чтения, пробирает до самого основания, картины, описываемые автором настолько реальны, что чувствуешь себя немым свидетелем происходящего.
Таинственная связь, которая возникла между супругами, не заканчивается со смертью Мореллы. Да и как мы понимаем из описываемых событий, это было своего рода пожизненный крест героя. Эта связь не могла быть просто так разорвана, она должна продолжаться и воплотиться в дочь , которая была так похожа на свою мать.
Завершение рассказа разбивает сердце в мелкие осколки, честно не ожидала такого кона, о видимо я ее плохо знакома с прозой Эдгара Аллана По.34466
NataliStefani1 июня 2020 г.Несвобода воли, или Расплата за нелюбовь
Читать далее
«… И если ты долго смотришь в бездну, то бездна тоже смотрит в тебя».
(Фридрих Вильгельм Ницше)
«Кто чувствует несвободу воли, тот душевнобольной; кто отрицает ее, тот глуп».
(Фридрих Вильгельм Ницше)ЗДРАВСТВУЙТЕ!
Новелла «Морелла» (Morella) признанного мастера новеллы с мировым именем Эдгара Аллана По была впервые опубликована в 1835 году. Жанр произведения – мистика. Произведение имеет также глубокий религиозный и философский смысл. Известно, что первое издание «Мореллы» предваряло стихотворение «Гимн», которое в 1839 году при следующей редакции новеллы было исключено и издавалось отдельно под названием «Католический гимн».Основной мотив новеллы – это двойничество (Меркель Елена Владимировна, доктор филологических наук), переплетающийся с мотивами смерти и переселения душ. Двойничество как встреча с двойником встречается в фольклоре, и Эдгар По использует его не только в «Морелле», но и в других новеллах: «Лигейя», «Вильям Вильсон». Встреча с двойником, как известно из фольклора, мифологии и литературы, не несёт ничего хорошего и предвещает смерть.
Эдгар По следует фольклорным традициям, но модифицирует их. Это видоизменение очень своеобразно описывается в «Морелле». Двойник как предвестник смерти у По приходит вместе со смертью. Оригинально.
Новеллу предваряет эпиграф - фраза из диалога «Пир» Платона «Auto xat auta met autou monoeises aiei on» (греч.) (Собой, только собой, в своем вечном единстве). На мой взгляд, в этом ключ к пониманию произведения. Единство двойничества: Морелла – Морелла. Автор для определения двойника использует понятия: единство, воля, совесть. У него двойник – это плод железной, сокрушительной и всепобеждающей воли человека, способной на многое. Если вспомнить «Лигейю», то там двойник противостоит смерти: воля умершей, бесплотной жены настолько колоссальна, что убивает новую жену героя, подливая ей в бокал яд.
Итак, двойник – это совесть главного героя, предопределяющая поступки. Но в то же время у Эдгара По в «Морелле» двойник – часть личности живого человека, связь с которым едина и неразрывна.
Какую же дать оценку действиям главного персонажа, от лица которого ведётся повествование, и в чём заключается нравственный посыл новеллы? Попробуем разобраться. Приведу сугубо личное восприятие этого произведения. Если моё мнение не совпадёт с общепринятым, прошу меня извинить.
Для своего отзыва (рецензии, как принято выражаться на LiveLib) я в качестве эпиграфа привожу две цитаты из Ницше, которые, на мой взгляд, достаточно полно отражают суть моего восприятия новеллы.
Нам не понятно (автор не объясняет), почему главный герой женится на нелюбимой женщине. Он был странным (на мой взгляд, мистическим) образом привязан к ней. Разве нет? Судите сами:
«Глубокую, но поистине странную привязанность питал я к Морелле, моему другу».
«Но мы встретились, и судьба связала нас пред алтарем; и не было у меня слов страсти, и не было мысли о любви».Смотрите, уважаемый читатель, даже мысли не было о любви. И она, как мы понимаем, читая дальше, так и не родилась. Жениться, выходить замуж без любви, - это уже грех. И это только один аспект. Легко ли женщине жить с мужчиной, понимая, что он тебя не любит? Вообще, что такое брак без любви? Холод, постылость, мука. Такой брак может привести к ненависти. Что и происходит между главными героями. В этом, на мой взгляд, проявляется психологический аспект произведения. Но, как воспитанные, интеллигентные и образованные люди они тщательно скрывают истинные чувства друг от друга.
Женщина, Морелла, - не обычная женщина. Она высокообразованна, но в то же время образованность её в большей степени сводится к знанию трудов особого содержания, связанных с мистикой, потусторонними силами. Нам автор не говорит прямо в лоб, что она – ведьма. Возможно, он имеет в виду что-то другое (всё-таки ведьма – это фольклорный персонаж), но по сути близко.
Вспомнилось «Мастер и Маргарита». На что готова женщина ради любви? Даже стать ведьмой! А на что способна женщина, потерпевшая полное фиаско, несмотря на все свои усилия, и так и не пробудившая любви? О! Она тоже может стать ведьмой! Да ещё какой!!!
Морелла всячески стремилась опутать сетями своего пристрастия к оккультным наукам мужа. Она сама всматривалась в бездну и побуждала к этому и его. Он же безвольно, а, следовательно, безумно подчинялся ей:
«Рассудок мой – если я не обманываю себя – нисколько к этому причастен не был».
«Твердо веря в это, я полностью подчинился руководству моей жены и с недрогнувшим сердцем последовал за ней в сложный лабиринт ее изысканий».Умирая в родах, Морелла очень страшно проклинает мужа, предрекая ему муку вечную:
«Но твои дни будут днями печали, той печали, которая долговечней всех чувств, как кипарис нетленней всех деревьев. Ибо часы твоего счастья миновали, и цветы радости не распускаются дважды в одной жизни, как дважды в год распускались розы Пестума. И более ты не будешь играть со временем, подобно Анакреонту, но, отлученный от мирта и лоз, понесешь с собой по земле свой саван, как мусульманин в Мекке».Орудием её возмездия за нелюбовь становится их собственный ребёнок, дочь – двойник матери… И кара будет пострашнее смерти… Так бездна может всмотреться в тебя, но после этого она тебя поглотит.
…
Знаете ли вы, уважаемые читатели, что психологи и психиатры настоятельно рекомендуют лицам с нездоровой и ослабленной психикой избегать чтения некоторых новелл Эдгара По? Так что особо впечатлительным читать не рекомендуется. А если читаем, то стараемся анализировать.
Ну, и что же главное? Брак без любви может обернуться страшной трагедией. Заниматься оккультизмом, богопротивными деяниями, - чрезвычайно опасно: не заглядывай в бездну!
А в целом, желаю читать Эдгара По с удовольствием, потому что это интересно.
271,2K
Katzhol25 декабря 2018 г.Читать далееОчередной рассказ Эдгара По и вновь гнетущая мрачная атмосфера затворничества, пропитанная мистикой и ожиданием трагичного финала.
Безымянный герой рассказа случайно знакомится с девушкой по имени Морелла. Много лет они дружат, потом связывают себя узами брака. Морелла всецело посвящает себя мужу. Он был счастлив с ней, но это не помешало ему со временем возненавидеть её и желать ей смерти. Быть может это его желание и стало причиной увядания молодой женщины, поскольку она чувствовала негатив, исходящий от мужа.
Любил ли он когда-нибудь жену? Могла ли эта любовь перерасти в ненависть? Или страсть, остывая, превратилась в сильную антипатию? А может это была болезненная привязанность? Сам автор называет своё чувство к Морелле именно привязанностью.
Бедное дитя, рождённое от этих странных отношений. Отец любил её, но, видя её сильное сходство с матерью, возможно подсознательно желал ей зла. Или же вина перед супругой заставила его так сильно любить малышку.
Хотя возможно дело вовсе не в жене и не в дочери. Вероятно, у него самого были проблемы с психикой. Отсюда и все его причуды, стремление к уединению, ненависть к жене.
В рассказе нет ничего лишнего, никаких лишних подробностей. Атмосфера постепенно нагнетается и в финале достигает апогея. Остаётся только вопрос: почему женщины в некоторых рассказах По так несчастны? Неужели всё из-за неудавшейся личной жизни автора?
271,3K
gue__supine925 марта 2019 г.Эдгар Аллан По хотел показать, что реинкарнация существует и видит он её именно так.
Рассказ не вызывает ужаса, а только принятие, но... всё же не хотелось бы, чтобы случалось подобное. Это неправильно по моральным мотивам, но может ТАМ другая мораль?
Рассказ прочитался за 15 минут, но размышлений оставил на два дня.261,4K
sher24087 августа 2014 г.Читать далееОсновная тема рассказа - разрушение семейных отношений, смерть и безумие. С первых строк рассказа веет мистицизмом.
Страстная любовь к жене превращается во всепоглощающее ожидание её смерти, возникающее при первых признаках увядания любимой. "Слабость или безумие героя - его рок".
Герой не чувствует счастья, пока не теряет его. А затем, из чувства вины ли или как влияние потустороннего мира, приходит обожание безымянного ребенка, смешанное с мистическим ужасом. Решение дать дочери имя, когда той уже десять лет, связано исключительно с желанием удалить из нее зло. Да и назвав ребенка именем жены, не хотел ли герой, подспудно, ей смерти?
Ужасная атмосфера затворничества, отчуждение личности от окружающего мира, мрачное бессмертие, перевоплощение, одиночество. В этом весь Эдгар По.
12693
KatrinBelous22 февраля 2016 г."Не было дня, когда бы ты любил меня; но ту, которая внушала тебе отвращение при жизни, в смерти ты станешь боготворить."Читать далее
Их связал неумолимый рок. Главный герой не любил свою жену, но впервые повстречав Мореллу, уже знал, что судьба связала их жизни. Симпатия скоро переросла в отвращение и презрение, заставив желать смерти ненавистной жене. Любой, кто живет в такой атмосфере, быстро чахнет. Морелла умирает при родах, произнеся свои пророческие слова. Ее дух вселяется в тело новорожденной дочери, которая становится похожа на мать как две капли воды. Отец души не чает в дочери, но боиться дать ей имя. Ведь в его мыслях все время звучит: "Морелла". Обиженные духи умеют мстить и месть Мореллы своему мужу будет жестокой...9815
iskander-zombie15 октября 2023 г.Читать далееНе самый известный рассказ По, но в принципе он довольно плотно ложится во все шаблоны его «меланхолично-романтично-готического» творчества. Многие из этих рассказов названы женскими именами (Лигейя, Береника, Элеонора и т.д.), и многие, что не удивительно, включают в себя эпизод с трагической смертью молодой женщины, что становится либо триггером к дальнейшим событиям, либо кульминацией предшествующих. В данном случае – и то, и другое. Главный герой не особенно любил и по большому счету игнорировал свою жену, но та сумела привлечь его внимание после своей смерти – да таким способом, что это им никогда не забудется.
Не самый экстремальный, но все равно мрачный образец нездоровых семейных отношений изображен в этом рассказе. Которые, наверное, страшнее любой мистики – каковой здесь не так уж и много по большому счету.
Не самый экстремальный, но все равно мрачный образецнездоровых семейных отношений изображен в этом рассказе. Которые, наверное,страшнее любой мистики – каковой здесь не так уж и много по большому счету.
4215