
Ваша оценкаРецензии
Аноним6 сентября 2022 г.Не робинзоны...
Читать далееЭту повесть я читал в детстве. По сохраненном мамой читательском дневнику, который полагалось вести советским школьникам, было это в декабре 1977 года, то есть 45 лет тому назад. А если учесть, что книга была написана в 1934 году, то на момент моего чтения ей было всего 41 год. Вот такая интересная арифметика получается.
Повесть была написана для советских школьников, про советских школьников, и читал я её, будучи советским школьником. Что называется - прямо по назначению, но впечатления оказались далеко не теми, на которые, видимо, рассчитывали автор и издатели.
Тогда, зимой 1977, я грезил приключенческими романами, хватая всё, что шло в руки. А шло не так уж и много, увы, но книжный дефицит - одно из не самых лучших явлений той - советской - действительности. Мне никак не удавалось "поймать" Робинзона Крузо. И вот, в сельской библиотеке я натолкнулся на серенький потертый томик Янки Мавра, на котором было написано "Полесские робинзоны". Слово "робинзоны" решило всё, пусть не Крузо, пусть полесские, но это пахло приключениями!
Того томика, детгизовского издания конца 1950-х, я здесь на сайте не нашел, нет его и на "Фантлабе", но в нем было две повести, те самые "робинзоны" и "Т.В.Т." От первой повести я был в восторге, вот рецензия на нее, и потому с еще большими ожиданиями взялся за вторую...
И тут меня ждало горькое разочарование. Я не понял, почему две такие разные повести оказались рядом, и как мог один и тот же писатель написать и то, и это. Короче, "Т.В.Т." мне активно не пошло, мучил я её долго, хотя повесть довольно небольшая.
Я рассказываю именно о детских впечатлениях. Сейчас, когда мне попалось несколько одиозных отзывов на эту книгу, я задумался, что же тогда так не устроило того юного читателя, которым был я. И, вспоминая детские впечатления, могу уверенно сказать: меня оттолкнула искусственность и нежизненность идеальных прилизанных героев, и та маниакальность, с которой они воплощали свои "идеи" в жизнь.
Другими словами, писатель Янка Мавр, решившись на благое дело - сочинение правильной детской литературы, которая воспитывала бы новые поколения советских людей, солидно так перебрал с назидательностью, а известно, что ядом и лекарством делает мера. В результате, вместо того, чтобы проникнуться идеями книги, советские школьники, по крайней мере, в моем лице раздражались на назойливое нравоучительство, и не видели в книжных героях настоящих своих сверстников.
Знаю, мне возразят, потому что уже возражали в подобных ситуациях, сказав, что "правильные" книги не должны описывать то что есть, а должны показывать то, что должно быть! Так вот, таким оппонентам, я снова хотел бы напомнить про яд и лекарство, то есть, про дозу. Если писать для детей по принципу "как должно быть", это значит - халтурить. Нельзя отрывать изображаемый мир от мира реального, нужно обязательно сохранять правильную пропорцию имеющегося и желаемого, тогда ребенок поверит. Дети, ведь, они очень чутко чувствуют фальшь.
Они не могут знать, что дядечка Янка Мавр выполнял социальный заказ, что его повесть задумывалась как педагогический инструмент, что за неё его очень хвалили, дали премию, и сам Максим Горький обратил на него внимание. Но, увы, Максим Горький в 1934 году уже в гораздо большей степени функционер от литературы, чем беспристрастный критик, и он тоже выполнял социальный заказ, даже больше того, он стоял во главе его организации.
Вот так и получилось, что идея, заложенная в книге - организация детьми бескорыстного сервиса по починке вещей, которая должна была приучать к ответственности, аккуратности и бережливости, что было так актуально в 30-е годы, когда основные средства направлялись в тяжелую промышленность, а лёгкая не могла удовлетворить нарастающий дефицит, да и средств у семей пока еще было не так много, как это будет в 70-80-е годы, так вот, эта идея вытеснила из повести настоящих детей, их реальные детские нужды и интересы. Остались этакие зацикленные на одной идее роботы, бьющие всё время в одну точку.
И вот я - советский школьник 70-х - во всё это просто не поверил. А неверие породило скуку, уж и не помню, как я это дочитал, но в те годы я честно дочитывал всё, за что брался.
А сегодня пытаюсь честно отрецензировать всё, что читал когда-либо, в том числе и в детстве. Кстати, среди книг, прочитанных в детстве, процент отрецензированного гораздо выше, чем среди книг, читанных в 80-90, например. Причина простая: то, что читал в детстве более-менее помню до сих пор, а вот в списках прочитанного в более поздние годы полно белых пятен, когда о книге забылось почти всё...
03:391522,1K
Аноним7 октября 2020 г.А жить когда?
Читать далееПо жизни придерживаюсь, так сказать, девиза "лучше не делать, чем делать откровенно плохо". Автоматически того же требую и от окружающих - зачем браться, если абсолютно не умеешь, для чего достигать корявого результата (контекст обучения здесь не берем). Того же самого жду и от книг, фильмов - плохой пиар, конечно, тоже пиар, но, думаю, смысл не в факте прославления, а в его качестве: не умеешь писать - создавай "в стол", не дают издать или выпустить без агитки, целиком переделывающей творение, - не публикуйся.
Янка Мавр же зачем-то нарушил эту проповедь (сам, наверное, не придерживался) и создал историю, в которую жизненность просто утонула под гнетом проповедования "делай все сам". Несколько ребят поодиночке столкнулись однажды с мелкими поломками, принеся которые к мастерам, получили ответ "мог бы и сам отремонтировать, а не тратить мое время". Любопытная позиция ремонтников, конечно, - зарплату вам будут платить только за исключительно интересные случаи из практики, а мимо быта прошмыгнете незаметно? Но суть даже не в этом - мальчишки и девчонки, воодушевившись, организовали товарищество, пропагандирующее самостоятельные починку и исправление всего, что сломалось или "коротит", выдавая за каждый случай очки. Таким образом, человеческие внимание и желание просто не бросать неработающее на самотек скрылись за гонкой и соревнованием, кто получит больше баллов (произошла подмена понятий). И это мораль истории... которую автор заодно разбавил совершенно нелепыми бытовыми случаями - проблема с патроном лампы - родители несутся за монтером, выступает гвоздик в обуви - опять же взрослые метелят к сапожнику - что за притянутые за уши примеры (это можно сделать самому без великого ума и золотых рук)?
В общем и целом, "ТВТ" поразило подменой понятий, агиткой, утопившей не только реалистичность, а даже живость книги (от детских книг всегда ждешь как раз ее). Никому не могу рекомендовать, поскольку ко всем перечисленным минусам добавилось еще и разочарование из-за несоответствия ожиданий от жанра и того, что было преподнесено под его оберткой.
942,1K
Аноним5 января 2019 г.Мальчишки и девчонки! А также их родители! Паять, клепать и забивать бесплатно не хотите ли?
Читать далееНаверное у каждого был случай, когда вовремя непочиненная мелочь, выливалась в крупный ремонт или иную неприятность. Например: отвалившаяся, от дверцы шкафа, ручка может стать причиной занозы, если пытаться открыть эту дверцу ногтями, а вовремя незатянутые стыки кровати, могут разбудить тёщу и весёлая ночка вам обеспечена, ну, это в моём случае) А группа пятиклассников из этой повести, периодически попадающая в неприятные ситуации из-за небольших поломок, решает взять в руки инструменты и весь мелкий ремонт делать своими силами, даже игру придумали, за каждую починенную вещь или устранение, мешающей всем, помехи, давать баллы, а кто больше наберёт, тот и выиграл. Очень полезная игра и идея оригинальная. Казалось бы, торчащий из стены гвоздь, а ведь об него и пораниться можно, и одежду порвать, а то и машину поцарапать, не легче ли взять молоток и вбить его вглубь или выдернуть гвоздодёром, но ведь все думают, что есть соответствующие службы, пусть они этим и занимаются, поэтому и имеем, то что имеем!
Так вот. Эта идея в книге имела небывалый успех и изменила жизнь всего города к лучшему, не только в настоящем, но и в будущем. Хорошая, добрая, мотивирующая повесть, которая читается очень легко и быстро. Вспоминаешь себя в пятом классе и понимаешь, что был далеко не таким инициативным, как герои этого произведения, но ведь начать никогда не поздно.
Вы можете уже браться за чтение этой книги, а я пойду стыки кровати подтяну и дверные петли смажу заодно, подстрахуюсь644,2K
Аноним31 марта 2020 г.Читать далееКогда начинала читать, интересно было, что это за зверь такой "ТВТ"? А когда разобралась... вся загадочность куда-то делась и осталась вместо неё какая-то пустота.
Я не раз читала книги про советских ребят, одна из моих (и маминых тоже) любимых «Много дней впереди (сборник)» Алексей Белянинов , которую я не раз перечитывала и которую помню наизусть и считаю классикой. Что-то ещё тоже читала, про советских ребят, но средне как-то.Здесь, в "ТВТ" идея хорошая, но воплощение начало хромать где-то в первой трети книги, а финал, дополнительная глава, меня вообще добил. Не хотела спойлерить, но придётся - оказывается "ТВТ" написана по реальным событиям! Но почему-то, когда я читала эту книгу (я ещё не знала,что по реальным) у меня сложилось впечатление, что эта повесть средний такой рассказ из жизни ребят: в начале неидеальных, а потом, я почти не заметила перехода,не поняла его, эти самые ребята становятся практически идеальными. И стало так сладко. Такое, в целом же, отношение и ко всей книге: неидеально - практически идеально.
А когда я прочитала финал, я подвисла пытаясь понять, уложить в своей голове всю книгу и посмотрела на прочитанное под другим углом. Какого-то слегка обманутого человека, словно построили башню, полюбовались, а потом взяли и выбили камень из основания...Идея, которая заключается в "ТВТ" и является ключевой хороша,её стоит применить на практике, но... Мне показалось в какой-то момент, что от этой идеи отдаёт маниакалом, навязчивым состоянием...
Содержит спойлеры121,3K
Аноним5 декабря 2020 г.Книга, стоящая многих томов
Читать далееВпервые я прочёл эту книгу лет 10 или более назад.
По случаю купил её на "блошином" рынке в Ленинграде.
До этого я ничего не знал о Янке Мавре. Купил же потому, что, во-первых, я вообще люблю советскую литературу (особенно детскую), во-вторых, понравилась обложка (пионеры и огромные жёлтые буквы ТВТ), в-третьих, заинтриговало название.
Я привёз домой этот тонкий томик и прочёл его в тот же день. Кажется, начал читать ещё по дороге домой - в метро. Книга приятно изумила меня, ворвавшись в мою жизнь, как свежий морской ветер, и с тех пор является одной из моих любимых книг вообще.
Что главное в этой повести? Главное, на мой взгляд, то, что она толково и ясно показывает, что нужно д е л а т ь.
Помните роман "Что делать?" Чернышевского? Он привлекателен в первую очередь именно тем, что показывает, как надо жить, как действовать, чтобы жизнь доставляла радость, чтобы она с каждым днём становилась всё лучше. Но Чернышевский - это XIX век. Многое из описанного в романе давно ушло в прошлое и напрямую нас не касается. Конечно, я имею в виду не суть романа, а быт, описанный в нём. А вот повесть Янки Мавра актуальна как никогда! И, конечно, в нынешнем буржуазном мире проблема, поставленная в книге, выявилась ещё сильнее и уродливее. И способ решения этой проблемы тоже совсем не устарел.
Мои любимые книги - это те, что показывают, как можно изменить свою жизнь (и жизнь окружающих людей) к лучшему. Пусть даже эти изменения будут небольшими, но если они являются улучшением, то что же ещё надо?
А улучшения, предлагаемые автором, вовсе не так малы.
Я сразу же организовал ТВТ в своей жизни (правда, только для себя самого), и в первые же недели переделал столько дел, которые томили меня в течение многих лет (!), что пришёл в восторг от собственных достижений:) Способ делать полезные дела, играючи, записывая себе очки, оказался настолько действенным для меня, что Янку Мавра я почти боготворил.
Потом я стал школьным учителем, и увидел, как не хватает современным школам ТВТ!
А потом я стал отцом (и уже неоднократно) и понял, что для воспитания детей организация ТВТ дело просто необходимое!
Я бы рекомендовал прочесть эту книгу и ввести её практики в свою жизнь каждому человеку любого возраста. А если бы наше правительство отбросило западную систему образования и воспитания детей, а ввело вместо того обязательное участие всех школьников в ТВТ, то Россия уже через 5 - 10 лет стала бы неузнаваемо прекрасной.
Всё, что делается в жизни (хорошего, плохого ли), делается самими людьми. Они могут либо ждать, когда придёт "бог, царь или герой", чтобы починить им дороги, вытереть сопли, выгладить рубашку, почистить ботинки, откинуть гвоздь с проезжей части, - либо, не дожидаясь "второго пришествия", сделать всё сами. Это единственно правильное отношение к жизни! И как раз ему-то и учит автор.31,3K
Аноним17 ноября 2016 г.Читать далееИзначально это произведение не входило в планы прочтения. Никогда про него не слышал и не встречал. Но эта повесть входила в сборник и название было вынесено на обложку. Вот глаз сразу зацепился за аббревиатуру ТВТ. Стало интересно. И вот как результат - произведение мною прочитано. Это хороший пример своего рода рекламной акции или маркетинговый ход. Хотя учитывая время написания - данное слово (маркетинг) еще не было знакомо.
Книга оставила неприятный осадок. Вы когда-нибудь читали книгу-утопию для детей? Вот она. А еще от книги очень сильно веет воспитательными моментами. Конечно это хорошо - прививать у детей с детства самостоятельность, аккуратность, бдительность, внимание. Но как-то уж через чур активно в самом начале автор за это взялся.
Дальше будет немного спойлеров
Не спорю - поправить в школе на стене плакат или убрать камень с дороги - это очень правильно. Но вот лезть в электропроводку, чинить керосиновый примус или чинить самому обувь - мне кажется лучше ребенка от этого оградить. И родители тут кажутся эдакими безрукими олухами...ни гвоздь забить, ни лампочку поменять, ни петельку к пальто пришить - ничего не умеют или не хотят.
Книга носит воспитательный характер, но как-то странно все это происходит. Взять к примеру тот момент, когда ребенок лезет разбирать патрон от лампочки. И это при маме рядом. И током его бьет - и ни слова, что так делать не надо. Наоборот, пропагандируется еще и друзей к этому привлечь сначала. А уж потом, если совсем не будет получаться - обратиться к мастеру. По мне это в корне неправильно
И очень уж криворукими выставляются все взрослые, за которыми дети все доделывают.
В общем - произведение не понравилось.31,3K
Аноним19 марта 2017 г.Читать далееИнтересно. Но уж больно... утрированно, что ли. Чтобы родители не могли сами патрон поменять, гвоздик в ботинке забить, шуруп в стуле подкрутить... Не знаю, как у остальных, но в моей семье всё это делали самостоятельно, не прибегая к помощи мастеров. Да и кто будет печь оладьи в сковороде, держа её за полуоторванную ручку? Проще оставить ручку в покое и держать сковороду за краешек, раз уж взялись печь. И я не стала бы позволять ребёнку лезть к счётчику разбираться с патроном.
Хотя книга полезная и мотивирующая, но, ИМХО, чересчур поучительная.21,9K