
Ваша оценкаРецензии
Аноним4 декабря 2020 г.А счастье было так близко...
Читать далееСегодня день рождения советского писателя Лазаря Лагина, который большинством читателей относится к категории "писателей одной книги", а книгой этой справедливо считается "Старик Хоттабыч". На самом деле Лагин был довольно плодовитым автором, его перу принадлежат несколько романов, повестей и искрометных памфлетов. Об одном из этих памфлетов я и решил вспомнить сегодня.
Кроме того, это произведение можно отнести и к категории фанфиков, ведь основой для своего повествования Лагин выбрал сюжет уэлсовского романа "Война миров". А понадобилось ему это, чтобы разоблачить и высмеять коллаборационистов, таких как французский Петэн и норвежский Квислинг, но не стоит зацикливаться только на антифашистском характере памфлета, под огонь автора попадают и европейские политики 50-60-х, которые безоглядно плясали под дудочку "трижды благословенных" американцев. Если быть абсолютно непредвзятыми, то следует признать, что критика автора распространялась и на лидеров восточноевропейских держав, находившихся под влиянием Советского Союза.
В любом случае, речь идет о сотрудничестве представителей покоренной страны с завоевателями. Таким субъектом является майор Велл Эндъю, чье редкое имя можно перевести: "Ну, а ты?" Так что же он? Он, попав в плен к марсианам, да, тем самым - из романа Уэллса, которые высадились в окрестностях Лондона в конце XIX века, решил не сопротивляться, а вступить с завоевателями в сотрудничество.
Особенность его характера и психики в том, что он не просто идет на предательство, он отказывается признавать свое поведение аморальным. Наоборот, он мнит себя спасителем нации, а затем и всего человечества, он беззастенчиво меняет свои убеждения, свято веря в свою избранническую миссию. Читателю совершенно ясно, что сначала Веллом руководит примитивный страх и животное желание выжить любой ценой, но после того, как марсиане демонстрируют ему своё особое отношение и доверие, заслуженное им путем предательства других людей, Эндъю начинает уже задумываться о личной выгоде, мечтая о роли управителя Земли под началом марсиан.
И все это на голубом глазу, в полной уверенности, что он творит добро. Когда Велл понимает, что марсиане питаются кровью землян, он и это оправдывает и даже находит в этом выгоду для европейского общества - на питание инопланетянам можно будет отдавать преступников... и цветных. Да, и в целом, власть марсиан пойдет землянам только на пользу, будет больше порядка, дисциплины и ответственности, с этими марсианскими ребятами можно найти общий язык. Он даже начинает чувствовать симпатию к этим головоногим существам, видя в них новый эстетический образец красоты. А когда марсиане наливают ему стакан человеческое крови в качестве поощрения, как бы демонстрируя ему, что они принимают его в свои ряды, Эндъю выпивает эту кровь, убеждая себя, что тот, из кого её выкачали, таким вычурным образом тоже служит грядущему счастью человечества.
Конечно, антифашистская сущность памфлета очевидна, марсиане вполне ассоциируются с нацистами, и то, что они питаются землянами, соотносится с фашистским лагерями, в которых из человеческой кожи делались перчатки и абажуры. Кроме того, когда они выказывали Веллу одобрение, они демонстрировали ему изогнутый крест - крайне угадываемый намёк на свастику.
Казалось, сносшибающая невероятная карьера почти в кармане, но тут Велл Эндъю погубил сам себя, он заболел простудой, а потом заразил марсиан. Вы помните, чем закончилось марсианское вторжение у Уэллса, так что Лагин сумел найти конкретного виновника. По иронии судьбы, когда Эндъю "спасал" человечество, он его губил, но, не желая того, он его в самом деле спас, хотя, наверное, это было дело времени, если бы Эндъю их не заразил, то кто-нибудь другой, напились бы крови больного и адью. Но Веллу не повезло, он оказался заперт в цилиндре вместе со своими мертвыми не состоявшимися господами, и разделил их участь, а ведь счастье было так близко...
Между прочим, именно памфлет Лагина, а не сам роман Уэллса, подвиг братьев Стругацких на создание "Второго пришествия марсиан". И, если мы снова вспомнили об Уэллсе, нельзя не отметить допущенного Лагиным ляпа. Так, памфлет начинает с того, что в 1945 году в Лондоне находят записные книжки Эндъю, из которых становится известна его история. И в связи с этим поминается о "покойном" мистере Уэллсе, авторе "Войны миров". Но дело в том, что в 1945 году Уэллса еще нельзя было называть "покойным", он перешел в это качестве только 13 августа 1946 года.
146833
Аноним6 ноября 2023 г.Читать далееЕще совсем ребёнком я прочитал книжку «Отзовитесь, марсиане!», в которой, среди многого прочего, приводились краткие пересказы «Войны миров» Уэллса и «Аэлиты» Толстого. Оба этих произведения меня тогда заинтриговали, хотя первое — явно сильнее. Пересказ был очень кратким, были пропущены самые страшные моменты (например, про питание марсиан) — но мне и этого хватило. Однажды то ли бабушка, то ли тётушка дала мне почитать толстенную книгу Лазаря Лагина: вот, почитай про Хоттабыча. Ну, «Хоттабыча» я быстро прочитал. «Обидные сказки» — тоже. Последние даже понравились, хотя смысл некоторых я понял лишь взрослым. А потом случайно открыл книгу где-то посредине — и не поверил своим глазам. Марсиане, марсианские треножники... Сердце моё радостно заколотилось.
Что?.. Уэллс, что ли?.. Но тогда почему на книге только один автор указан?..
Нашёл начало повести. Нет, всё же не Уэллс, но про те же события. Сейчас это называется «спин-офф». Или скорее «фанфик». Ну да ладно, принялся читать. Да, впечатлило... Хотя чувствовалось, что оригинал всё же должен быть лучше. И уже тогда, лет в десять, я заметил, что произведение, так сказать, показывает мир через советские линзы. Причём критика милитаристов и колонизаторов прямо-таки лубочная. А у марсиан — приготовились?.. — есть даже «крючковатый крест«!
Перечитав много лет спустя, я ещё больше убедился в том, что фанфик-то — аллегорический и рассказывает не столько о марсианском вторжении, сколько иносказательно описывает Вторую Мировую войну, нацизм и явление власовщины. Впрочем, персонаж, считающий, что с марсианами нужно сжиться и сотрудничать, был и у Уэллса (оригинал — аллегория колониализма и завоевания слаборазвитых народов).
Если же попытаться читать повесть непредвзято, то сразу бросаются в глаза тяжеловатые «трехэтажные» предложения. И вступление довольно странное: получается, что марсианская война каким-то образом была начисто забыта людьми. Или что дневник майора попал в наш мир из альтернативного, где книга Уэллса была правдой. Начало же просто шикарное, очень точно совпадает с «Войной миров». Герой-рассказчик из «Войны миров» даже видит издали одну сцену из «Майора» и самого майора Эндъю. И всё же Лагин не совсем внимательно читал оригинал: по Уэллсу, треножник — что-то вроде экзоскелета, работает, как продолжение тела марсианина-водителя. А у Лагина в треножнике, как в танке, сидят несколько марсиан и управляют им с помощью кнопок, рычагов и штурвалов. А еще он путает Лондон с Нью-йорком: регулярно упоминается Ист-сайд вместо Ист-энда.
И знаете... А ведь и сейчас полным-полно людей, которые рассуждают точно так же, как майор Велл Эндъю. Но поведение майора хотя бы можно попробовать списать на то, что он сошёл с ума от тех передряг, в которые попал. Но наши-то современники - в более чем благополучных условиях живут...
5103