
Ваша оценкаРецензии
Аноним24 ноября 2023 г.Слез Россия не считает - все века в слезах живет...
Читать далееПоэма "Русский Крест" Николая Мельникова написана в середине 90-х вместе со знаковым стихотворением "Поставьте памятник деревне".
Начнем с того, что автор был родом из деревни. Выучился в ГИТИС на режиссёра. Был членом Союза писателей России. Умер в самом расцвете сил в 2006 году. Похоронен на кладбище родного села Лысые.
Поэма поражает красочностью и певучестью языка и напоминают произведения Пушкина. Она как будто создана для детей. Стихи переносят в деревню Петровский Скит. Какая тяжелая жизнь в деревне, все мы прекрасно знаем. Главный герой крестьянин Иван Росток, однорукий инвалид, проживает свой век в пьянстве, грехе и бедах, как и все село. Но к нему во сне приходит святой Георгий и направляет на путь истинный, дает ему веру в жизнь и в людей, он становится подвижником и собирает деньги на строительство храма. Концовка трагическая. Его убивают. Причем окончание поэмы очень похоже на судьбу самого автора. Его также находят мертвым на остановке от остановки сердца в столь раннем возрасте (40 лет).
Прожил ты почти полвека
И не знал, что каждый час
бой идет за человека,
бой за каждого из нас!Бесподобная поэма о силе веры русского народа. Поэма небольшая, зато очень глубокая и сильная. Ее значение трудно переоценить. Эта поэма приносит умиротворенность и одухотворенность, лечит душевные раны. Трогает до глубины души. Не оставит никого равнодушным.
Николай Мельников, если говорить своими словами, Пушкин нашего времени. Очень жалко, что такие талантливые люди попадают в ряды миллионов россиян, сгинувших в небытие бесследно. Но он сумел оставить след в литературе и кинематографе.
По этой поэме снят одноименный фильм. Покойся с миром, автор поэмы, твое дело живет.
Спасибо большое за внимание.Содержит спойлеры973,9K
Аноним8 мая 2023 г.Читать далееСказать, что мне понравилось произведение - это ничего не сказать! Это не просто 5, это 5 с плюсом! Потому что оно поднимает такие глубины души человеческой, задевает такие тонкие струны, что просто невозможно остаться равнодушным. Период истории российской, в котором происходят события, я неплохо помню, потому что была уже довольно взрослой. И пусть я не так расценивала и воспринимала происходящее в стране, как люди 40-50-летние, например, потому что я мало что имела по молодости лет ценного и значимого до... и мало что теряла в это перестроечное время. Но как жили люди, какая разруха, опустошенность и запустение в стране творились - помню. И теперешним взрослым умом могу предполагать, что тогда ощущали взрослые, теряющие почву под ногами. И это произведение невероятно сильное. Оно не просто очень точно передает атмосферу времени, но и будто руку подаёт и надежду дарит. Нищета, пьянство, разрушенные семьи... И заброшенные храмы. В заботах и тревогах, злобе и пороках влачилась жизнь. Это сейчас мы восстанавливаем и строим. Празднуем, постимся и молимся. Но путь был тернист и дошли не все. Вот и Иван Росток прошёл свой путь и нашёл покой и мир в душу. И другим его дал. И это - самое главное. Всю душу мне перевернуло. Нет слов.
68656
Аноним21 июня 2024 г.Отличная стилизация под "Василия Тёркина"... или Звучит, звучит Твардовская строфа...
Читать далееДавечи посмотрел экранизацию "Русского Креста", снятого по поэме Николая Мельникова "Русский Крест"... Скажу откровенно, фильм меня разочаровал. Причина же этого кроется не в актёрском ансамбле картины. Тут никаких претензий - все сыграли на высшем уровне. Особенно хороша была сказительница. Но есть в экранизации "Русского Креста" небольшой нюанс, который полностью перечёркивает хорошее впечатление от фильма. Это - его музыкальное сопровождение, которое звучит диссонансом в поведанной Николаем Мельниковым истории. В фильме звучит музыка Тихона Хренникова-младшего и группы LAVRA (Варвара Котова, Сергей Калачев, Петр Главатских). К слову, композиция «Как жила-была душа грешная», где рассказано о загробном путешествии и суде и другие в исполнении фольклористки Варвары Котовой больше всего напоминают мажорные песнопения евангелистов, и вносят в картину эклектический элемент. На мой взгляд, смешение различных стилей в фильме "Русский крест" снижает его художественную ценность. Что же касается самого текста поэмы Николая Мельникова, то стоит отметить, "Русский Крест" - это отличная стилизация под "Василия Тёркина"... Знаменитая Твардовская строфа в исполнении Николая Мельникова обрела новое, духовное звучание. Но стилизация есть стилизация. И использование в своём произведении стихотворного размера другого поэта лишает её оригинальности. По сути "Русский Крест" Николая Мельникова - это не оригинальное, а производное произведение. Поэтому если бы я не знал, что это написал Николай Мельников то пребывал бы в полной уверенности в том, что "Русский Крест" - это неизвестная поэма Александра Трифоновича. Вместе с тем в поэме Николая Мельникова присутствуют и такие строки, которые привели меня в недоумение:
"– Время близко… Ангел вскоре
Вострубит на небесах,
И на всём земном просторе
Воцарится Божий Страх.
Потекут людские реки:
Царь и раб – к плечу плечом,
Первый век – с последним веком,
Убиенный – с палачом..."Как можно это вместить? Ну ладно бы "царь и раб - к плечу плечом..." ещё с большой натяжкой ещё можно принять. Хотя тоже весьма спорное утверждение. Но как быть вот с этим "убиенный - с палачом..."?
Да это же форменный нонсенс, который противоречит христианскому мировоззрению... А как же тогда Христово разделение на "овец и козлищ"?"Когда Сын Человеческий придет в Своей славе и с Ним все ангелы, тогда Он сядет на престоле Своей славы. Перед Ним будут собраны все народы, и Он отделит одних людей от других, как пастух отделяет овец от козлов. Овец Он соберет по правую сторону от Себя, а козлов – по левую.
Тогда Он скажет и тем, кто будет по левую сторону: «Идите от Меня, проклятые, в вечный огонь, приготовленный для дьявола и его ангелов. Потому что Я был голоден, и вы не накормили Меня; Я хотел пить, и вы не напоили Меня; Я был странником, и вы не приютили Меня; Я был наг, и вы не одели Меня; Я был болен и в темнице, и вы не навестили Меня». Они тоже спросят: «Господи, когда это мы видели Тебя голодным, или когда Ты хотел пить, или был странником, или нуждался в одежде, или был болен, или в темнице, и мы не помогли Тебе?» Он им ответит: «Говорю вам истину: все, чего вы не сделали для одного из наименьших, вы не сделали Мне».
И они пойдут в вечное наказание, а праведники – в вечную жизнь."
Для меня остаётся загадкой, что же имел автор в виду, используя подобную метафору... Впрочем эти размышления нисколько не умаляют художественной ценности поэмы "Русский Крест"... и заслуги Николая Мельникова... перед Отечеством...
504,7K
Аноним13 ноября 2025 г.Крест взвали себе на плечи, Он тяжёл, но ты иди.
Читать далее"Кого Бог хочет возвести в рай, того начинает сперва наводить на путь к нему – на крест." - свт. Игнатий (Брянчанинов).
"У каждого – свой крест и каждому во спасение – только его крест. Не завидуй другому, почитая крест его более легким. Ибо веса креста никто не может знать, кроме несущего"- свт. Феофан Затворник.Крест, как символ веры Христовой, над каждым из нас.
Крест нам указывает путь, который дано не каждому пройти.
Крест свой несёт каждый, имея веру в душе.Поэма "Русский крест" может быть приравнена к символу духа русского, который пытаются всё время истребить. Да, много искушений каждодневных дано человеку и лишь стойкий духом выдержит. Но слаб человек, потому и грешит, потому и скатывается постепенно.
Был Ростов, а стал - Росток.
Были предки его сильны, работящи, крепки духом, а стал безруким инвалидом, без семьи, без цели в жизни.
Местный сторож, однорукий
Инвалид Иван Росток
Протрезвился и от скуки
Кисло смотрит на восток.
Не спеша дымит махоркой,
Сам себе бубнит под нос
О крестьянской доле горькой,
Про судьбу и про колхоз.Но ворчать-то на судьбу мы все горазды и у нас-то все кругом виноваты, кроме себя самого.
Но ведь судьба твоя предначертана свыше и тебе ж лишь только силы нужны исполнить всё.
А исполнить Ивану Ростку надо многое, но для этого он должен сначала познать себя, познать душу свою. И потом переродиться. Старец Феодосий тут глаза открыл ему.
Бой идёт за человека,
Бой за каждого из нас!
Бой всё явственней и злее –
Тьма на Свет сбирает рать,
Но когда повергнут Змея,
Где ты будешь обитать?Вот вопрос поставлен твёрдо. Быть - не быть, как дальше жить? И Иван Росток переродился духом в предков Ростовых своих, что за Русь, за веру были.
И СДЕЛАЛ ОН КРЕСТ СЕБЕ ЗЕМНОЙ, ЧТОБ С НИМ ПО МИРУ ИДТИ, ЧТОБ ХРАМ РАЗРУШЕННЫЙ ВНОВЬ ПОДНЯТЬ.
"Не подумайте, что спьяну
Я несу какой-то бред.
Пить теперь совсем не стану,
Вы уж верьте или нет.
Что случилось, то словами
Передать я вряд ли б смог…
Просто понял, что над нами
Был и есть, и будет – Бог!
Сколько было за плечами
И позора, и стыда,
Но ведь есть Господь над нами,
Спросит Он, и что тогда?
… Дело каждого… Ну, словом,
Я хотел вас всех просить:
Может, церковь восстановим?
Может, легче станет жить?"И пошёл Иван Ростов по свету...
И нёс крест свой на себе...
И люди встречали его как дорогого гостя, несущего Свет Небесный.
Он тогда не знал о многом,
Проходя из дома в дом,
За забором, за порогом
Он встречал такой приём,
Словно гостя дорогого
Ждали здесь с десяток лет,
Ждали праведного слова
Среди пьянства, смут и бед.
Впереди молва катилась
Про того, кто Крест несёт!Что же было дальше, спросит всякий, не читавший поэмы? Дальше было то, на что Ивану Бог силы давал.
Смерть его от рук пропоиц стала вознесением его. Дело, которое ему было предначертано, Ростов исполнил!
И стал ХРАМ по весне!
А на могилке Ивана встал тот крест, что носил он на себе.
Если вам когда случится
Скит Петровский посещать,
Вся постройка завершится,
Будет храм уже стоять!
Вы зайдите! Не ленитесь!
Свеч купите восковых,
За Ивана помолитесь
И за всех, за всех других
Православных наших братьев,
Кто в родную землю лёг.
Для молитвы неба хватит,
Потому что в небе – Бог!3488
Аноним13 мая 2023 г.Для спасения души
Читать далееКак жалко когда такие светлые люди, как Николай Мельников покидают наш мир так рано! Самое обидное, как мало мы знаем о таких людях, которые живут среди нас. Я узнал о этой поэме только благодаря фильму.
Иван Росток, главный герой поэмы, нагрешивший в жизни, потерявший в результате жену и двух дочек, а так же руку по пьяни, сумел обрести веру в Бога и искупить свои грехи благим делом.
От церковной поэзии эту богоугодную поэму отличает её реалистичное описание темных лет в нашей истории, девяностые и перед этим перестройка и развал государства, разруха, которая царила во всем, в том числе и у очень многих в головах. Автор, как свидетель тех событий, передает эту безнадегу очень точно. Когда Беня палил по Дому правительства в Москве, он был в рядах его защитников, как сегодня понятно, все-таки, защитников государственности СССР. На примере села Петровский Скит нам показано как обстояли дела во всей России. Безысходность и пьянство. И бездуховность. Иван потомок Петра Ростова, чьим именем было названо село, вместе со всей страной, опустился до самого дна. Но, загадка русской души, сумел найти в себе силы встать в полный рост, не посрамить предка. Конечно, без Божьей помощи обойтись было никак нельзя. На благое дело Бог дал ему сил. Но и правда также в том, что лучших из нас Господь забирает к себе, бывает, раньше срока. Так случилось и с Иваном Ростком. И так случилось с безвременно ушедшим от нас Николаем Мельниковым.
Еще хочу отметить, справедливо так же выражение "Нет худа без добра". Голливудщина почти ушла из наших кинотеатров и освободила дорогу нашему кино. Так и замечательный одноименный фильм появился в кинопрокате и сегодня еще есть возможность поддержать этот фильм в кино рублем, очень нужный фильм, может даже нужнее "Вызова".29324
Аноним15 ноября 2023 г.Бог нас обязательно услышит.
Читать далееПоэма – переосмысление, я бы так её охарактеризовала. Искренняя, правдивая, глубокая, проникновенная и одухотворённая! Да и не может быть она иной, поскольку написание её датируется славной датой – 14 октября 1996 года, день праздника Покрова Пресвятой Богородицы. Могла ли она быть другой? Нет. В ней отражена вся боль за страну, за её народ, стремительно теряющего веру в Бога, без которой чахнет и скукоживается душа человека.
Николай Мельников сумел смело и талантливо рассказать о своей эпохе, в которой мы год за годом совершали падение вниз, словно спускаясь по ступенькам с Небес на грешную землю. Начало двадцатого века с разрушаемыми храмами, «войны, ссылки, труд дешёвый, принужденье и обман». Конец двадцатого века – развал союза, хаос в стране, полное отчаяние и непонимание, а что же будет дальше.
«Но страшней, чем пораженье,
Хуже хаоса в стране –
Злое, тихое вторженье
В душу русскую извне.
Постепенно, год от года
Все подлее и сильней
Заражение народа
Грязью новых смутных дней!»«И безумью поддаётся всеми брошенный народ», пропивая последний грош. Но нет восхождения без падения. И яркий тому пример Иван Росток – «сын» потрёпанной фуфайки, «брат» изношенных сапог, «бывший пахарь, бывший ухарь», а «ныне спившийся» мужик. Но именно он, этот одинокий спившийся мужик, находит в себе силы поднять дубовый крест и собрать свой народ в Народ. И коль есть ещё такие мужики в нашей стране, то ещё не всё потеряно.
Нет, эта поэма не о пьянстве, не о погибающей деревне, не о тоске по прошлому. Да, герой поэмы одинок, как и каждый из нас перед лицом вечности. Но он идёт, идёт вперёд, неся на себе всю ношу безверия и греховности. А мы? Можем ли мы поднять свой земной крест и нести его не роняя? Думаю, да. Я верю в свой народ. В самый трудный час он может объединиться и воздвигнуть не только Храмы и Церкви в каждом населённом пункте, но и построить храм в своей душе, зажечь в ней свечу и вознести молитву ко Всевышнему за Ивана,
«И за всех, за всех других
Православных наших братьев,
Кто в родную землю лёг.
Для молитвы неба хватит,
Потому что в небе – Бог!»И тогда Ангел перестанет тихо плакать, а Бог нас обязательно услышит. Обязательно…
20416
Аноним24 апреля 2014 г.Читать далееУ Бога нет ни больших, ни маленьких людей: все Его дети, всех Он любит одинаково. Куда бы ни закинула тебя судьба, как бы тебя ни ударила жизнь, ты не щепка! Для Бога не существует зон и границ. Ты – человек, созданный по образу и подобию Божьему, ты всегда должен помнить об этом и распрямляться, обращая глаза к небу. Безвестный заключенный ли тфы, живущий в тайге, солдат ли, охраняющий тебя, или одинокий восьмилетний Вовка из таежного поселка, земляки ли мои, растерянные и подавленные страшной бедой, мы – люди! Он любит всех нас и помнит всех нас, и если на земле на нас махнули рукой, нас забыли – Он не забыл!
8861
Аноним1 апреля 2023 г.Пронзительно талантливо - понравилась
Читать далееМне очень нравится Николай Мельников, к сожалению, так рано оставивший наш мир. Но читать удавалось только стихи, появлявшиеся в православной периодике, самое известное - невероятное, обличительное и щемяще-горькое "Поставьте памятник деревне". Поэму "Русский крест"печатали частями в газете "Вера-Эском"- некоторые обвиняли ее в примитивизме, но для меня эта великая простота - гениальна. Книга "Русский крест" вышла в 2011 году очень маленьким тиражом-всего 2000 экземпляров, просто счастлива, что мне удалось купить не только себе, но и подарить друзьям. В книге биография поэта, стихи, сама поэма "Русский крест" и малоизвестная проза-рассказ "Дурная деревня", повести "Щепки" и "Сопрано". Сейчас в интернет-пространстве все доступно, очень рекомендую всем любителям русской литературы, очень талантливо, мужественно и трезво- без сусальности и кликушества. Я заказал её с сайта: https://labarum-book.ru/product/russkij-krest-poema-stixi-pesni-proza-nikolaj-melnikov
7245
Аноним19 июля 2023 г.Сильная вещь, но не идеально
Читать далееО писателе Николае Мельникове я узнал после выхода фильма. Фильмов по стихам у нас не так много снимают, поэтому заинтересовался, а стихи понравились. Узнал, что автор скончался довольно молодым, в 2006 году. А теперь вот решили снять по его поэме фильм.
Прочитал отзывы и понял, что люди в большинстве своём так ничего и не поняли, ни в фильме, ни в поэме. Не под силу им увидеть тонкости, еле различимые грани. Слишком много невежества в сердце, в душе. Оно застилает глаза, не позволяет увидеть вещи такими, как они есть, написать разбор без экзальтаций, непредвзято.
Что можно сказать о поэме: да, она хороша, да, в ней чувствуется талант автора, хоть и малоизвестного в России.
Из произведения мы видим, что автор, как и многие, кто смотрел на распад СССР и разгул беспредела в 90е, задавался вопросом: что с нами не так, что мы делаем не то, в чём наша ошибка? Он увидел свой вариант ответа: мы отвернулись от Бога, от традиции, от своей веры:
Так, в итоге, оказались
И ни Божьи, и ничьи.
В 90е годы многие искали ответы на подобные вопросы, и многие приходили к тому же выводу. Только всё это очередная иллюзия, что и показало впоследствии время.
Да, когда после варварского запустения в России стали восстанавливать храмы и монастыри, поначалу, туда стремились многие искренние люди, такие, например, как Онегин Гаджикасимов. Там было много искренних батюшек, много монахов, да и прихожане были искренние и чистые, потому что время было такое, еще не успела власть изуродовать этот институт общества. Поэтому моральный призыв Мельникова в поэме Русский крест понять можно, можно понять и его актуальность для своего времени. Но сейчас, поверьте, он такое бы не написал, да и читать это никто бы не стал. А что изменилось?
Государство как и раньше, во времена Романовых, подмяло под себя РПЦ и другие конфессии, на ключевые должности поставив извращенцев педофилов из бывшего КГБ и прочих силовых структур. Я был в одной гимназии на окраине Коломны, где готовят новеньких попов - мерзкое это заведение, где на деньги оболваненных россиян жируют будущие "агенты от Бога", а вокруг нищета и запустение. Нет в этих заведениях никакой святости, всё уже давно продано. А про то, каким бизнесом занимается сегодня РПЦ в наиболее богатых регионах, как например Москва и область, каждый кто захочет, сам найдёт информацию. При желании можно прочитать и книгу Купцова о том, как занимались церковники своим грязным делом еще до большевиков. Каждый, кому интересно, все сможет найти. Я тоже однажды нашел протоколы монахов Нило-Столобенской пустыни на озере Селигер, просто внимательно посмотрел экспозицию их музея. Да только эти "святоши" очень быстро эту экспозицию сняли и теперь вы эти протоколы не увидите. Кругом одна ложь. Как Иисус сказал о них в Евангелии от Иоанна:
Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи. (Ин.8:44)
Но глупые люди ничего не понимают. Не понял этого и Мельников. По его мнению во всем виноваты большевики, которые попов сажали и помещиков:
И помещиков с попами
Отправляли в «мир иной»,
Пятилетними шагами
Отмеряя рай земной.
Однако и попы и помещики эти были теми еще людишками. И если бы не их произвол, не было бы и октября 1917 года. Обо всем об этом написаны тонны книг, да только кто их читает?
Глупые люди, некогда им книги читать, историю свою изучать. А попы им в церкви говорят, мол, не знать вам требуется, а верить. Так вот в СССР был культ науки, был культ знания. На мой взгляд - это лучше, чем слепая вера, поэтому здесь я с Мельниковым не согласен. Нет сегодня культа знания, поэтому и разводят людишек как лохов, и вчера и сегодня и завтра будут.
Но одну линию Мельников узрел верно, и даже две линии своего повествования.
Самое главное, о чем он сказал: есть проблема разделенности. В этом отношении Русский крест Ивана Ростова это правильный путь покаяния, путь жертвы. Иван приносит себя в жертву, чтобы объединить разрозненный народ. Вот здесь автор молодец и предложил правильное решение. Понятно, что это путь не для всех. Но поэт прозрел истину: наше спасение произойдёт именно таким образом. Выйдет один человек из нас, возможно даже не православной веры, но русский по духу, и он соберет людей, объединит их. А сам будет убит. Я вижу такой сценарий очень правдоподобным. Время покажет, был ли Мельников прав.
Но уж точно прав был Николай Мельников еще в одной теме, которую верно усмотрел в надвигающихся переменах:
Словно мусор в полноводье,
Их несло, и принесло –
Непонятное «безродье»
В наше русское село.
В плодородные угодья
Заселяется сорняк.
Тихо делает «безродье»
То, чего не может враг.
Кого имел ввиду автор под этим объемным и размытым словом, мы можем только догадываться. Для кого-то - это пресловутые московские дачники, для кого-то - понаехавшие из бывших республик, а для кого-то - просто лимитчики из Белоруссии, Украины, южных и дальних регионов. Сегодня их тьма вокруг нас, особенно в московском регионе. И всех их отличает то самое качество, о котором написал поэт: ничего для них не свято, и работать многие из них не хотят.
Но самое главное, за что мне понравилась поэма, так это то, что Мельников, на мой взгляд, почти разглядел за этим самым "безродьем" главную причину, источник всех проблем, но не смог осознать и вывести его до конца.
Проблема нынешней России не в том, что мы от веры отошли. Это следствие, и прежде всего того, что в церкви не осталось уже святых и чистых людей. А причина в том, что люди оторвались от своих традиций, от единого поля преемственности от предков к потомкам. Это страшнее, чем сменить веру. И сегодняшняя проблема в том, что люди больше не знают, а чьи они вообще, кому принадлежат, где их Родина? События последнего времени и 20 века оторвали людей от своих корней, поэтому слово "безродье" очень резко вошло в поэму и заняло в ней важное место.
Да, причина всех бед - безродье, то самое безродье, которое посмеивалось над Иваном в стороне. Это то самое безродье, которое за 20 серебрянников не только мать родную продаст, оно и себя продаст. Ужаснулся бы Николай Мельников, если бы узнал, кого породило сегодня это "безродье", каких Иванов оно выпустило на волю. Таких, которые сами себя истребляют, да еще гордятся этим, да еще медали за это раздают. А другие молча сидят в сторонке. Нет у людей больше, не осталось у них больше ничего святого.
И вот теперь, когда уже второй год русские режут своих же братьев на Украине, государство выделяет деньги, чтобы снять фильм по этой поэме. И кто-то пишет в отзывах, как же его это потрясло, как запало в душу. Им неведомо, насколько гнусно и лицемерно лгут им, играя на их наивных чувствах. Стыдно за такой народ...3332
Аноним21 мая 2023 г.Катарсис!
Слов нет. Просто, мощно, эмоционально!
Параллели.1992 год песня «Храм», гр.ДДТ
Небо треснуло медным колоколом,
Залепил грязный свет слюнявые рты.
Вороны черными осколками
Расплевали кругом куски тишины.Купола покатились, как головы,
Стены упали медленно
От сабель нежданных половцев…
Пошли-ка домой. Слишком ветрено.2016 год, «Храм», гр.Сплин
Так долго строить храм и сжечь за миг.
Лишь может тот, кто этот храм воздвиг.
1131