
Ваша оценкаРецензии
Аноним18 ноября 2024 г.Все лгут
Читать далееЭтот роман, как настоящий образец постмодерна, чем только не прикидывается... И детективом, и социально-психологической драмой, и приключенческим романом, и воспоминаниями о войне, и даже отчасти сатирой. И всё это в нём, пожалуй есть, но больше всего как раз не сюжета и не авторских символов, больше всего здесь лжи.
Потому что здесь лгут все. Давние подруги, новые знакомые, политики, полицейские, врачи. Все, в общем. Даже аннотация. Потому что ценители детективного жанра убийцу распознают быстро, а любители политических триллеров или боевиков довольно быстро обнаружат, что автор непрерывно над ними глумится. Немного странно посреди сатиры смотрится тема японского концлагеря, в котором в детстве росла и о котором временами вспоминает героиня романа, фотограф Ванесса Ван Хорн, но в постмодерне это нормально, как и в жизни. Смешное соседствует с серьёзным и печальным. Хотя общий тон книги все-таки весьма ироничный. Соглашусь с Олей, мне тоже повеяло пани Иоанной, хотя и с меньшей долей юмора и самоиронии...
Прекрасным показался образ айсберга, внезапно забредшего не в те широты, где ему бывать нормально. Тоже такой символ грандиозной лжи, в которой сколько секретов не обнаружишь, а под водой всё равно в десять раз больше спрятано... И то, что эта ложь присуща государству, мы вроде бы, заранее знаем, но вот насколько её много... Как с реальным айсбергом, даже представить страшно.
И особенно всех читателей разочаровывает (и меня вместе со всеми, конечно), что лжет нам даже уютный респектабельный отель, в котором все друг друга давно знают. Потому что не знают, конечно. Просто годами участвуют в ритуалах общения, надев на себя и других подходящие маски, и всех это устраивает, поскольку всё благопристойно и прилично, и никому не до кого нет дела. Ну не станешь ведь ты малознакомому человеку всерьез отвечать на приветственное "Как дела?" Улыбка, "всё в порядке", а человек уверен, что он тебя прекрасно знает. Ещё бы! Этой репликой вы обмениваетесь вот уже пятнадцать (или даже двадцать пять?) лет... Так и лжём друг другу. Безобидно, и даже без особой выгоды. Просто, чтобы лицо сохранить.
Такая вот книга про убийство. Или про политику. Или про уютный старомодный отель на берегу океана. Или про женскую дружбу. На самом деле, про ложь. Или я тоже лгу в этой своей рецензии? Ведь все лгут, как мы знаем...
2491
Аноним26 декабря 2012 г.Читать далееВ повествованиях о стариках есть много утешительного и много раздражающего. Раздражает медленный ритм, смешные и нелепые привычки, внимание к мелочам, утешает то, что жизнь продолжается, и до самой смерти с тобой может произойти что-то интересное.
Впрочем, если попасть в слегка укачивающий ритм повествования Финдли, то раздражение рассасывается, а интерес остаётся. Ещё бы, ведь в самом начале повествования происходят два интригующих события: айсберг приплывает туда, где ему совсем не следует быть, а миллионер, препротивный старикашка даёт дуба.
Эти события привлекают внимание главной героини – немолодой дамы с фотоаппаратом. Мисс Ван-Хорн весьма решительна и любопытна, так что может дать фору мисс Марпл – любимой героине Агаты Кристи.
Но, конечно, Финдли – не Агата Кристи: разве возможен у королевы детектива рассказ о концлагере, где провела младые годы главная героиня? Разве возможны постоянные отступления, не имеющие отношения к развитию действия?
Что же в итоге? В итоге интерес рассасывается, а раздражение остаётся. Для детектива всё слишком нудно, для психологического романа всё слишком нудно, да и просто всё слишком нудно.2372
Аноним20 июля 2016 г.Читать далееСтранно почему у этой книги так мало читателей и рецензий. Книга намного лучше популярных сейчас бестселлеров, хотя это сугубо мое мнение. Возможно кого-то испугало количество страниц. Но это детективная история, а такие книги читаются намного легче и быстрее чем книги какого-то другого жанра.
Не все в этой книге мне понравилось и было понятно. Где-то все это можно было закрутить интересней, добавить больше экшена, где-то персонажи не дописаны. Но вместе с тем эта книга даже приоткрыла кусочки истории, с которыми раньше не была настолько знакома. Все мы знаем, что вторая мировая закончилась в сентябре 1945 капитуляцией Японии. Что США были сброшены на Японии ядерные бомбы. Но думаю многие до сих пор не сильно вдавались в подробности кто и с кем там воевал и почему, такая мирная и роботизированная в наше время Япония, была тогда такой воинственной и агрессивной. Но чем больше читаю японской литературы и узнаю о них, тем больше представляю их в этой роли. И миру повезло, что их не так много по отношению ко всему остальному населению планеты.
Побережье, гостиница, последний сезон, айсберг в центральных широтах, и постояльцы, которые знают друг друга всю жизнь, которые проводят здесь время из поколения поколение. И вот умирает один из старых постояльцев - основатель крупнейшей фармакологической фирмы - миллионер. Умер тихо на пляже, при чем тогда здесь дипломаты, агенты ЦРУ и ФБР, министры вооружения и здравоохранения. Об этом читайте сами. Я же хочу написать о том, что прожив с человеком вместе много лет рядом, а тем более если встречаться только на несколько людей на морском побережье, и считая себя друзьями-друзьями, все равно мы никогда не сможем узнать до конца других людей, да наверное и себя до конца мы не знаем, не знаем как поведем себя в той или иной ситуации.
Аннотация как на меня не до конца отображает о чем рассказывается в этой книге. Ибо детективная линия здесь не так уже и важна, и преступление раскрывается как-то по-тихому что ли, без преследований, дополнительных убийств, сокрытия фактов со стороны преступника. Здесь важны взаимоотношения между людьми. Как на протяжении века менялись взаимоотношения в определенном социуме, отношение государства к своим гражданам. Ведь давно ни для кого не секрет, что жизнь парочки ничто по сравнению жизни миллионов, а по итогу оказывается, что жизнь тысяч ничто перед обогащением и властью десятков ну может сотен человек во всем мире. И все мы с вами лишь пешки в их игре под названием "Союз власти и денег".
Название книги точно соответствует ее сути. Все лгут, в разных вещах, по чуть-чуть и глобально, но лгут все. Одни защищаясь, другие стыдясь, кто-то за ложью скрывает свои комплексы и неудачи, а кто-то зависть и тщеславие.
Играй! Играй. И до конца играй! Убила бы того, кто это написал. А написать так мог только мужчина.22227
Аноним15 июля 2019 г.Читать далееЛюблю книги, в которых место действия является ещё одним главным героем. По сути даже не важно, что это за место - зелёные леса Австралии, извилистые улочки какого-нибудь среднеевропейского города или заброшенный далеко в Атлантике остров; главное - то, что это место не безлико, не серо, оно является не просто фоном, но органичной и обязательной частью истории, которая могла случиться где угодно, но случилась именно здесь.
Тимоти Финдли, хоть и канадец, но воспевает побережье штата Мэн. Интересно, что американцы называют Мэн "Vacationland". Не Флориду, не Калифорнию, а именно северный Мэн на границе с Канадой. И роман позволяет понять, почему. Место действия - старинный семейный отель, которому без малого полтора столетия. Добропорядочный, уютный, словно отрезанный от мира. Время здесь как будто остановилось, а костяк постояльцев не менялся со времён второй мировой. Здесь старушки "Стоунхенджа" неодобрительно посматривают на слишком громко разговаривающих женщин, здесь вызывает шок пара из белой женщины и чернокожего мужчины в дансинге, а к полуночи свет почти во всех в окнах гаснет. Публика всё больше возрастная: дети упоминаются вскользь, а молодёжь не упоминается вовсе. Кажется, "Аврора-сэндс" - это идеальное место для убийства: все и всё друг о друге знают уже долгие годы, все тайны, привычки, симпатии и антипатии.
Отлично выбрана на главную роль "детектива поневоле" и Ванесса Ван-Хорн, 59-летняя старая дева, ландшафтный дизайнер со страстью к японским садам и любительской фотографии. Она недавно похоронила мать и по сути проводит первое своё самостоятельное лето. Ванесса умна, у неё деятельный, но при этом созерцательный характер, как бы странно это не звучало. Она не старушка-"божий одуванчик", но и не героиня, обладающая суперспособностями. Обычная женщина, часто вспоминающая прошлое, наслаждающаяся настоящим и временами поглядывающая в будущее. Прошлое Ванессы, а точнее период нахождения в японском концлагере в Голландской Ост-Индии, не имеет никакого отношения к убийству, является как бы второй, побочной линией, которая то кажется лишней, перебивающей внимание, то, наоборот, гармонично дополняет образ героини и ставит свои собственные вопросы. Эта часть гораздо глубже, серьёзнее и вдумчивее основной линии с расследованием, и, в конечном итоге, остаётся некоторое чувство сожаления и разочарования, что автор не смог или не захотел увязать их плотнее.
Пока всё выглядит почти прекрасно. И остаётся только удивляться, откуда взялась оценка в три балла при таких данных. Увы, главная интрига и расследование преступления - это сплошная беда, которую спасает только атмосфера летнего взморья. Убийца и его мотивы очевидны практически сразу (я до самого конца ещё надеялась, что ошибаюсь и произойдёт какой-то ошарашивающий поворот, но надеждам не суждено было сбыться). Чужеродно и странно смотрится в таком камерном на первых страницах романе стая политиков, ЦРУ, агенты в чёрных костюмах и ещё бог знает кто. Как героиня обводит их всех вокруг пальца - это вообще нонсенс, на одно везение не спишешь. Тимоти Финдли, кажется, перестарался - взял всего и слишком много, а мог бы получиться отличный вдумчивый детектив в прекрасном антураже из старого отеля, доживающего свой век среди сосен и песчаных дюн.
19514
Аноним18 августа 2016 г.Читать далееЧто-то не так вышло с «Ложью». Вроде бы написано неплохо, прорисованы все детали, интересные персонажи, только детектив получился, увы, скучный. Наверное, не вмешай автор президента США, министров, ЦРУ, ФБР и прочие ведомства, у нас было бы прекрасное камерное убийство на пляже с дальнейшим его частным расследованием, а так мы получаем что-то политическое (или скорее недополитическое), куда и соваться-то не было ни малейшего желания. И потом немного напрягали все эти воспоминания главной героини. Может, они не так бы раздражали в книге соответствующей тематики, но в детективе такие вот глобальные отступления, совершенно не связанные с основным сюжетом, выглядели инородным телом. Прекрасным образом на эту тему высказался Алан А. Милн:
Читатель изнемогает от нетерпения узнать, была ли белая субстанция на тартинке мышьяком или пудрой, и его нельзя держать в неизвестности, пока Роланд сжимает руку Анджелы «на мгновенье дольше, чем дозволяет требование общества». За это мгновенье, потраченное надлежащим образом, могло бы произойти многое: следы отпечатались или были бы обнаружены, сигаретные окурки подобраны и положены в конверт. Бога ради, предоставьте Роланду целую книгу сжимать всё, что ему нравится, но в детективе он должен заниматься исключительно делом.О сюжете аннотация в кои-то веки не врала. Действительно, в одном прекрасном старом отеле, этаком реликтовом гнезде аристократии, куда вот уже лет сто из года в год приезжают отдыхать одни и те же семьи, случается страшное - убит старичок миллионер. Сразу же начинаются странности с официальным расследованием смерти. Тогда ещё одна постоялица отеля, почти шестидесятилетняя Ванесса, ландшафтный дизайнер и фотограф, вместе со своим зятем (или кто там у нас муж двоюродной сестры?) сама начинает потихоньку докапываться до правды. Честно сказать, вялое у них вышло расследование, а местами предсказуемое. Значительно больше понравились описания самого отеля, как там всё устроено, уклад жизни его гостей. Это Стоунхендж, столики для одиночек в ресторане, элитные места на пляже – вот что вышло самым интересным в романе. Ну и айсберг. Хотелось бы на него посмотреть.
Подводя итог, не могу сказать, что книга плоха, нет, просто в моём понимании на детектив не должен надолго уводить читателя в материи, не связанные с сюжетом. Тогда теряется интерес к самому главному. Ну и что касается появления правительства. Бывают, конечно же, и политические детективы, тогда увлекательно следить за интригами власти, но тут ведь просто детектив, и эта мешанина, видимо, призванная внести путаницу в сюжет, на деле отбивает охоту знакомиться с ним ближе. Так что книга определённо на любителя.
19236
Аноним11 августа 2016 г.Читать далееС первого взгляда кажется, что это очень вялая история. На пляже гостиницы, в которой отдыхают пожилые старички и старушки найдено тело очень пожилого миллионера. Ну, казалось бы, все там будем, но смерть почему-то окружена флером таинственности и загадочности. Почему-то полиция ехала на происшествие недопустимо долго, почему-то появился какой-то странный врач и оправдывает свое появление несуществующими причинами, странно ведет себя вдова, и вообще много странного. Но странным все это кажется не полиции, а такой же постоялице отеля, фотографу Ванессе Ван Хорн. Я очень хорошо представляю этот тип старушек, да и назвать их старушками язык не поднимается – сухощавые, спортивные, в меру циничные, умные, ехидные, деятельные, острые на язык, никаких внуков-вязаний-пирогов, интерес к жизни, много чего повидали, в общем, симпатичные тетки. Обращаясь к их литературным коллегам – это не мисс Марпл, это пани Иоанна к концу жизни. И вот потихоньку наблюдая за происходящим, Ванесса и ее приятель доктор Лоренс делают собственные выводы, и выводы неутешительные
Когда в повествование вклинились ФБР-овцы и ЦРУ-шники, мой интерес к книге упал. Я не люблю эту братию, как и любые госструктуры такого рода, независимо от страны, их появление означает полный беспредел в поведении, никакая логика развития не действует, это как запустить бугая с дубиной в изысканную фарфоровую галерею. Они стреляют просто потому что им дано такое право, это только в кино агент с лицензией на убийство отчитывается за каждую невинно убиенную душу. Конечно, занятно наблюдать, как почтенные леди похищают похищенную подругу и обводят госслужбы вокруг пальца, но это вносит какой-то диссонанс.
Вообще в результате я потеряла интерес к детективной линии-загадке где-то на полпути и роман для меня перешел в сложный клубок взаимоотношений между жителями пансионата и их гостями, взаимоотношений, имеющих давнюю историю
Есть еще одна линия, практически не связанная с основным сюжетом – Ванесса постоянно вспоминает о своем заключении в концлагере для интернированных лиц, куда они попали после оккупации Японией Нидерландской Ост-Индии, ныне Индонезии. Психологически интересен рассказ о том, как жители постепенно отгоняли от себя мысль – нет, японцы сюда не придут… нас не тронут… обойдется… Не обошлось. Еще одна сторона войны, ранее мне неизвестная. Убийство отца на глазах жены и дочери за попытку прийти из мужского лагеря к жене, в женский. Конфликт между тем, как следует поступать по правилам и как - по совести
19191
Аноним18 августа 2016 г.Читать далееТимоти Финдли «Ложь»
У этого романа интригующая аннотация, пожилой миллионер Колдер Мэддокс найден мертвым на пляже частной гостиницы, а расследовать эту загадочную смерть берется одна из отдыхающих, милая старушка Ванесса ван Хорн. Звучит как вступление одного из детективов леди Агаты, но это совершенно не так, это не детектив и даже не триллер, а скорее история одного лета в пансионате для пожилых людей, которые знакомы друг с другом с давних времен, о мелких стычках и сплетнях, воспоминаниях и небольших потрясениях, например в виде айсберга возникшего на пляже практически ниоткуда. Впрочем практически ниоткуда в романе вдруг появились силовые структуры, ФБР, ЦРУ и даже президент собственной персоной, и вот тут то я откровенно заскучала, детективная линия приказала долго жить, повествование свелось к бесконечным перемещениям и бессмысленным отступлениям… От негативной оценки роман спасла только главная героиня, которая несмотря на японский плен и смерть матери сохранила в столь преклонном возрасте интерес к жизни, проницательность и открытый характер…Прочитано в клубе "Клуэдо"
12162
Аноним23 августа 2016 г.Читать далееЧто-то не очень хорошо пошло у меня это произведение. Вроде бы детектив, люблю этот жанр, но как-то не получила Я от книги большого удовольствия.
Слишком много всего накручено и ни одна тема толком не развита. Как бы начата и брошена. И ЦРУ, и японский плен, и детские воспоминания. И столько всего мне показалось притянутыми за уши... Столько нелогичного. Да, жизнь тоже нелогична и в ней как нигде много нелогичных поступков, но как-то тут они чересчур непонятны, во всяком случае для меня.
Конец понравился намного больше всей книги, но он как-то стоит особняком от всей книги. Как будто две книги: основная часть - это одна книга, а окончание - совершенно другая.11152
Аноним28 июня 2016 г.Читать далееИнтересный детектив. Непростой. Читается вроде бы и быстро, но есть места, которые хочется пролистать. Понимаешь, что есть кусочки, которые тормозят книгу. Не делают ее хуже, но без них, книга ничего не теряет. И есть то, что непонятно зачем вообще было в книге и какую смысловую нагрузку несло.
Если попробовать рассказать вкратце сюжет, то получается что-то вроде такого... В последний год существования гостиницы к ней приплывает огромный айсберг и почти тут же умирает старый занудный постоялец. Считается, что он умер от сердечного приступа, но уж больно странно ведут себя приехавшие по пляжу от другой гостиницы полицейские и вдруг откуда не возьмись возникает доктор президента, который вроде бы как мимо проезжал. И может быть никто не стал бы обращать внимания на все эти действия, если бы не достаточно молодой, по мнению большинства отдыхающих, доктор, который, насколько я могу судить, действовал только из ревностно-мстительных побуждений, и в свои догадки он втягивает пожилую женщину, которая всеми конечностями упирается и втягиваться не желает, но дружба и любовь к подруге заставляет ее делать невероятные дела. И да, это был не простой сердечный приступ - это было убийство. И когда понимаешь почему и кто его совершил, то осознаешь значимость названия книги.
Здесь кроме основной истории, есть еще и история самой героини в годы второй мировой войны, когда она была в лагере. Истории не сильно переплетаются, просто на нее наплывает, как тот самый айсберг из тумана. И мы просто больше ее узнаем.
Сказать, что это замечательная книга, я не могу, по книге слишком много хвостов разбросано. Что-то начинает автор, как бы не заметно и не заканчивает, все это тонет в происходящих событиях, потом снова что-то возникает, не заканчивается и где-то повисает, а тебя уже уносит дальше по событиям книги. Я такое не очень люблю. Я помню все эти открытые события и мне не хватает завершенности, хотя автор их может и развешивал как ленточки на ветке, чтобы ярче смотрелось и глубину создавало. Но вот как он развивает ход расследования - это интересно. Есть, конечно, опять же штампы, как надо обязательно создать ситуацию, чтобы герои друг друга не слушали и друг другу мешали, потому что иначе они слишком быстро обо всем догадаются и кому-нибудь обязательно помешают. Я опять же такое не люблю, но этого было мало, что позволило книге получить четверку.
Читать ли? В принципе можно, книга увлекает и автор умеет создать атмосферу и образы. Это действительно может быть интересно.
1168
Аноним27 сентября 2011 г.Читать далееХорошая книга, как, в принципе, и многие в этой замечательной серии "Иллюминатор". Да-да, моей любимой)
Книга - гораздо более психологический роман, нежели детектив. Да, линия расследования есть, и неплохая, продуманная, неспешная. И именно эта неспешность позволяет проникать во внутренний мир персонажей, особенно главной героини - пожилой женщины-фотографа. Её размышления, воспоминания и переживания, страхи и надежды - главная канва повествования, по которой детективная линия прошита неброскими стежками. Сильное впечатления оставляют всплывающие вдруг тут и там обрывки воспоминаний о годах, проведённых Ванессой в лагере для военнопленных в Японии - смерть/убийство отца на глазах девушки и матери только за то, что он хотел увидеть свою жену; ночная вылазка за жизненно необходимыми лекарствами для умирающей; беременная и отвергнутая собственной матерью девушка, изнасилованная японским солдатом... Эти эпизоды - короткие вспышки памяти. Чёрно-белые снимки прошлого, изредка мелькающие в цветном альбоме жизни.Для тех читателей, кому по душе книги думающие, где можно поразмышлять о поступках, причинах, чувствах. Любителям классического детектив-действия, где главное - лихо закрученный сюжет и динамичность, может оказаться несколько скучной, излишне размеренной.
Еще не могу не отметить, что это очередная книга мне "в тему". Дело в том, что мне странным образом попадаются книги, связанные с фармацевт.сферой, где я работаю, и книги с героями-фотографами (а фотография - моё большое и страстное увлечение). Так вот здесь причудливым образом соединились обе темы - фотограф расследует убийство одного из основателей мировой фарм.индустрии. Вот как бывает. Интересно было натыкаться на фототермины, марки камер, размышления о тех или иных нюансах фотографии...
.. .а как Ванесса описывает съемку туманов!!! Только прочувствовавший в реальности человек мог так точно, так настояще описать простыми словами красоту туманного утра, и особенности её фотографирования. Коллега! :)
1038