
Ваша оценкаРецензии
Аноним20 августа 2025 г.Смятение чувств или философское размышление о человеческой природе, о жертвенности и о том, как тайны и подавленные эмоции могут влиять на судьбы людей
Читать далееПроизведение С. Цвейга «Смятение чувств» (1927) – новелла, которая стоит особняком в творчестве автора, так как она абсолютно не похожа на остальные. В ней автор делает акцент на рассмотрение взаимоотношений между двух мужчин- пожилого, мудрого профессора и молодого неопытного студента, с позиции психологии личности и психологического анализа.
Главный посыл новеллы состоит в том, чтобы показать, что движущей силой творчества и созидания являются сильные эмоции и чувства, а также постоянная борьба с внутренними конфликтами, подавлением желаний и своей природы.
Главная идея новеллы заключается в том, что истинная страсть, будь то к науке, человеку или искусству, может быть, как созидательной силой, так и источником глубоких страданий, ведущих к “смятению чувств”.
В основе произведения лежит переданный через поколения конфликт: стремление к знаниям и науке иногда переплетается с запретными формами любви, которые сбивают с пути и ввергают в “смятение”.
Темы, поднимаемые в новелле: Любовь и страсть. Показаны в их многогранности, от восхищения до разрушительной одержимости; Идентичность и самопознание. Герои ищут себя и пытаются понять свои истинные желания; Запретные отношения. Поднимается тема однополой любви и её принятия в обществе; Отношения учитель и ученик. Сложная динамика отношений наставника и подопечного, где восхищение переплетается с соперничеством и зависимостью;
*Жертвенность. Готовность идти на самопожертвование ради другого человека или идеи.
В центре сюжета находится история пожилого профессора, который вспоминает времена своей молодости и главного человека в своей жизни, который погрузил его в поразительный и неповторимый мир литературы… Молодого студента, из-за разгульного образа жизни, исключают из университета. Для продолжения своего образования он уезжает в университет маленького провинциального городка, который находился в Средней Германии. В университетский городок приезжает новый студент, который знакомится с непосредственным руководителем — профессором английской филологии. Он покорен и очарован его способностью вести уроки, которые полны творческого, эмоционального и душевного накала. Подавшись душевному порыву быть рядом с великим и творческим человеком, студент снимает квартиру над квартирой профессора. Между учеником и учителем развиваются сложные, напряжённые отношения, полные восхищения, недопонимания и скрытых страстей… Юноша, в свою очередь, очень привязывается к профессору, влюбляется в него, но боится самому себе признаться в этом. Когда к нему приходит осознание происходящего, он бежит… Но всю жизнь помнит о своей единственной и настоящей любви.
Характеристика героев
Профессор - выдающийся учёный, умный, глубокий, но скрытный и внутренне раздираемый противоречиями. Его гениальность соседствует с неспособностью справиться со своей истинной сущностью, что приводит к трагедии.
Роланд –студент, изначально легкомысленный и поверхностный, но со временем становится более вдумчивым и чувствительным. Он выступает в роли стороннего наблюдателя, чей взгляд позволяет читателю погрузиться в мир профессора.
Жена профессора. тонкая, интеллигентная, страдающая женщина, которая вынуждена жить в тени тайны своего мужа, что накладывает отпечаток на её характер и судьбу.
В целом, главные герои новеллы – это многослойные и психологически глубокие персонажи, которые раскрываются по мере продвижения сюжета.
Субъективная оценка
Это невероятное психологическое произведение Стефана Цвейга, которое погружает читателя в бездну человеческой души, и проводит филигранное исследование её самых потаённых уголков.
Новелла, после прочтения, вызывает разный спектр эмоций и оставляет очень сильное, эмоциональное впечатление из-за психологической глубины и трагизма… Поражает Цвейг, который как истинный мастер психологического портрета, виртуозно препарирует эмоции и мотивы героев, заставляя читателя не просто сопереживать, но и почти физически ощущать их внутреннюю душевную борьбу.
Автор, не прибегая к прямолинейным заявлениям, создаёт атмосферу подавленной страсти, тайны и внутренней драмы. Ощущение нереальное, как будто ты сам чувствуешь, что воздух в доме профессора наэлектризован невысказанным, неразрешённым напряжением. Впечатление усиливается ощущением “клаустрофобии” внутреннего мира профессора, который, кажется, задыхается в собственном одиночестве и вынужденном притворстве…
Повествование ведётся от первого лица, что позволяет взглянуть на события глазами главного героя и прочувствовать его смятение и открытия.
Оригинальность поднятых тем, впечатляет.
Тема любви и страсти в новелле является центральной и раскрывается автором с необычайной глубиной и многогранностью. Она представлена как мощная, часто разрушительная сила, которая приводит к “смятению” и мучениям. Для профессора страсть — это его ученик, – это не просто чувство, а всепоглощающая одержимость. Она становится смыслом его жизни, источником вдохновения в науке, но одновременно и его проклятием, причиной уединения, внутреннего конфликта и страдания. Эта любовь не подчиняется разуму и доминирует над всей его личностью, выводя его за рамки общепринятых норм. Новелла открыто говорит об однополой любви, что было весьма смелым для Цвейга. Эта любовь является “запретной” в обществе, и именно это обстоятельство порождает колоссальный внутренний конфликт у профессора, вынуждая его жить двойной жизнью, скрываться и мучиться. Образ жены профессора демонстрирует другой аспект любви – любовь жертвенную и принимающую. Несмотря на тайну и страдания, которые приносит ей брак, она остаётся рядом с мужем, поддерживая его и оберегая его тайну. Её любовь – это глубокая привязанность, сострадание и готовность к самопожертвованию ради сохранения дорогого человека и его репутации.
Тема идентичности и самопознания в новелле раскрывается преимущественно через двух главных героев — профессора и студента.
Профессор. Внешне он — выдающийся учёный, уважаемый профессор, образец интеллектуальной строгости и академической добродетели. Это его публичная идентичность, та маска, которую он носит для общества. Однако внутри он скрывает свою истинную сексуальную идентичность и свои глубокие, “запретные” страсти. Его жизнь — это постоянная борьба между его реальным “Я” (склонность к однополой любви) и той идентичностью, которую он пытается поддерживать (идеального учёного в браке). Этот конфликт порождает “смятение”, нервное состояние, и уход от мира.
Студент. Процесс формирования идентичности происходит через полученный жизненный опыт: Если в начале новеллы — это легкомысленный, незрелый студент, не обременённый глубокими размышлениями о себе. Его идентичность ещё не сформирована, он ищет свой путь, попадая в разные передряги. Жизнь с профессором становится для него школой самопознания. Он вынужден не только постигать науки, но и сталкиваться с таинственным и необъяснимым поведением профессора. Этот опыт вынуждает его анализировать, наблюдать, сопереживать. По мере того как студент разгадывает тайну профессора, и узнаёт о чужой идентичности, он расширяет свои собственные представления о человеческой природе, о любви, о страсти. Он начинает видеть мир не в чёрно-белых тонах, а в его сложной, противоречивой многомерности. В финале, глубоко пережив трагедию профессора, студент сам становится мудрее, его взгляд на жизнь становится более зрелым и сочувственным. Он познаёт сложность человеческого существования и приходит к пониманию того, что истинная идентичность часто скрывается за внешними фасадами. Этот опыт способствует формированию его собственного, более глубокого “Я”.
Тема запретных отношений является одной из ключевых и наиболее драматичных в новелле. Главной формой запретных отношений в новелле выступает однополая любовь профессора. Запретность этих отношений вынуждает профессора создавать «фасад» респектабельности и безупречности, скрывая свои истинные чувства и привязанности. Эта необходимость постоянного притворства и лицемерия доводит его до нервных срывов и глубоких страданий. Профессор, живет в постоянном страхе разоблачения. Жена профессора, будучи осведомлённой о его тайне, вынуждена разделять бремя этого секрета. Она страдает, но её любовь и преданность проявляются в готовности защищать его репутацию, даже ценой собственного счастья. Студент тоже оказывается вовлечённым в этот клубок тайн и переживаний, что меняет его восприятие мира. Через тему запретных отношений Цвейг выражает глубокое сочувствие к людям, чьи чувства и желания не вписываются в общепринятые рамки. Он не осуждает профессора, а стремится показать трагедию человека, вынужденного жить, подавляя свою истинную природу, из-за догм и не толерантности общества.
Тема учитель и ученик занимает центральное место в новелле, но раскрывается она в более сложном и психологически нагруженном ключе. Изначально профессор (учитель) выступает как наставник для студента. Он даёт ему кров, пищу и возможность продолжить учёбу. Это классическая роль учителя, который направляет своего подопечного на правильный путь. Под влиянием профессора студент начинает серьёзно заниматься наукой, развивать свой ум и вдумываться в глубинные вопросы. Он проходит путь от неопытного юноши до человека, способного к сопереживанию и глубокому пониманию. Позиция студента (ученика) по отношению к учителю быстро перерастает из обычной академической зависимости в нечто гораздо более глубокое. Он боготворит профессора, восхищается его интеллектом, красноречием, глубиной мысли. Эта глубокая привязанность и восхищение делают его необычайно восприимчивым к настроениям учителя и невольно вовлекают его в личную драму учителя. Парадоксально, но ученик (студент) становится исследователем и разгадчиком своего учителя. Парадокс новеллы состоит в том, что автор стремится исследовать тонкие и опасные грани между интеллектуальным наставничеством и личной привязанностью. В итоге, взаимоотношения учителя и ученика - не просто передача знаний, а глубокое психологическое взаимодействие, влияние одной личности на другую, о познании себя через другого.
Тема жертвенности в новелле проявляется в образе жены профессора. Жена профессора — это центральная фигура, демонстрирующая высшую степень жертвенности. Она осознаёт истинную природу привязанностей своего мужа, которая является общественным табу, но и глубоко личной трагедией для неё самой. Несмотря на горе и личные страдания, она не покидает мужа. Её жертва заключается в том, что она остаётся рядом с ним, сохраняет видимость брака и защищает его репутацию, зная о его “тайной” жизни.
Сюжет новеллы захватывает с первых страницах и погружает читателя в студенческий мир, мир лекций, диспутов, учителей и профессоров. Истинный психологизм, драматичность событий и героев не отпускает до самого конца.
Автор, как истинный знаток человеческой души детально описывает психологический внутренний мир героев.
Профессор. Внешне — блестящий, эрудированный, харизматичный учёный и оратор, который вызывает восхищение и почти религиозное поклонение у своих студентов. В то же время внутренне — крайне уязвимый, страдающий человек, обуреваемый “запретной” страстью. За внешней отстранённостью и академической строгостью скрывается чрезвычайно ранимая и чувствительная натура, остро реагирующая на любой намёк на осуждение или непонимание.
Студент. В начале новеллы он предстаёт как типичный представитель “золотой молодёжи” — легкомысленный, склонный к авантюрам, не обременённый глубокими мыслями или амбициями. Несмотря на первоначальную поверхностность, он обладает высокой степенью восприимчивости и наблюдательности. По мере развития сюжета, сталкиваясь с человеческой драмой, он проявляет глубокое сочувствие и милосердие к своему учителю. Он не осуждает профессора, а стремится понять и принять его. Этот опыт способствует его личностному росту и созреванию. Его пребывание у профессора пробуждает в нём не только интеллектуальный интерес к науке, но и глубокий человеческий интерес к психологии. Он становится своего рода “детективом души”, стремясь понять другого человека… Его путь — путь становления, от необузданного юнца до зрелого, понимающего человека, который научился видеть сложность и противоречивость человеческой натуры.
Жена профессора — воплощение стоицизма и самопожертвования. Она осознаёт истину о своём муже, но предпочитает не говорить о ней, принимая свою судьбу и сохраняя её в тайне. Несмотря на очевидные страдания и одиночество в браке, она обладает огромной внутренней силой и выдержкой. По сути, она остаётся в тени мужа, её эмоции, как и тайны не выносятся на поверхность.
Прежде всего, в произведении понравилось глубина психологического анализа, которую Цвейг доводит до высочайшего уровня:- Глубина проникновения во внутренний мир. Автор не просто описывает поступки героев, но и раскрывает мотивы, сомнения, страхи и подавленные желания, которые ими движут. Он исследует подсознательное, то, что герои пытаются скрыть даже от самих себя.
- Эмоциональная насыщенность. Новелла пронизана сильными эмоциями: восхищением, отчаянием, смущением, стыдом, ревностью, любовью и одиночеством. Цвейг передаёт их через внутренние монологи, тонкие детали поведения, мимику и жесты.
- Использование “неврологической” терминологии. Цвейг часто описывает психологические состояния героев, используя метафоры, связанные с болезнью, “смятением”, “лихорадкой”, “бредом”, “манией”. Это позволяет максимально точно передать состояние глубокого душевного кризиса и потери контроля;
- Развитие характера молодого студента. Удивительно, но через призму его восприятия и собственного психологического развития, читатель наблюдает за профессором, а студент постепенно преображается, проходя через этапы удивления, недоумения, догадок и, наконец, глубокого сопереживания и понимания. Он становится не только свидетелем, но и участником глубокой психологической драмы.
- Напряжение и недосказанность. Цвейг умело создаёт психологическое напряжение, постепенно раскрывая тайну профессора. Он использует намёки, паузы, двусмысленные фразы, что заставляет читателя постоянно анализировать поступки и слова героев, строить догадки и сопереживать.
- Исследование пограничных состояний. Автор исследует состояния одержимости, неконтролируемой страсти, психологической зависимости и внутреннего расщепления. Он показывает, как гениальность может быть тесно связана с навязчивыми идеями и как подавленная сущность приводит к саморазрушению.
Мораль новеллы сводится к тому, что подавление истинных чувств и желаний, особенно если они не соответствуют общепринятым нормам, может привести к глубоким внутренним конфликтам, трагедиям и разрушению личности.
Цвейг пишет очень выразительно и эмоционально. Язык произведения богат метафорами и сравнениями, что создаёт яркие образы и глубоко погружает в атмосферу произведения. Авторский стиль Цвейга отличается интеллектуальностью и точностью, каждое слово на месте.
Новелла учит состраданию к тем, кто борется со своей природой и внешним миром, а также призывает к искренности и принятию себя, поскольку отвержение собственной сущности обрекает на страдания и “смятение”. Новелла также поднимает вопрос о том, насколько общество может быть жестоким к тем, кто отличается, и насколько сложно человеку жить в согласии с самим собой, когда его истинная природа противоречит установленным нормам. А также показывает, что подавление желаний может привести к разрушению личности, и как велика может быть сила жертвенности и любви.В целом, “Смятение чувств” – это глубокое и многогранное произведение, которое оставляет сильное эмоциональное и интеллектуальное впечатление. Это не просто история о любви и страсти, а философское размышление о человеческой природе, о жертвенности и о том, как тайны и подавленные эмоции могут влиять на судьбы людей.
Новелла актуальна и сегодня, заставляя задуматься о терпимости, понимании и сложности человеческих отношений.
123532
Аноним17 января 2015 г.Читать далееВ манере письма Цвейга есть что-то фантастическое. Вы не просто чувствуете над собой власть его слова, вы утопаете в его всепоглощающей, отчаянной силе. Его новеллы похожи на прозрение, некое божественное откровение, на ту самую машину, которая позволяет увидеть мысли и чувства других людей. Все мы понимаем, что его работы – художественный вымысел, но вместе с тем не можем бороться с правдой, которая говорит устами его вдохновения.
Во второй раз уже меня поражает, насколько мастерски Цвейг умеет писать о том, чего не чувствовал сам. Впрочем, если в случае с женскими образами мои слова однозначно точны, то в данной ситуации по отношению к писателю наверняка возникали вопросы, наверняка совершались попытки приписать произошедшее его собственной жизни. И ведь он знал, понимал, что так будет. И эта новелла – целый вызов обществу, привыкшему осуждать. Даже если в чём-то здесь действительно есть доля правды, стоит уважать писателя хотя бы за смелость.
Эта новелла невероятно соответствует своему названию. Чувства, страсть, эмоции здесь в каждом слове, в каждой мысли героев. Но ещё больше красноречия в тишине, нависающей над прервавшимся разговором, в ярком солнечном свете, озарившем бокал вина, в робко отведённом взгляде. Безмолвие рассказывает эту историю с тем мучительным, невысказанным беспокойством любви, заставлявшим однажды всех нас молчать. Только безмолвие это ещё более тягостное, безнадежное, не смеющее надеяться на взаимность после многих лет страха и унижения.
Я люблю произведения, переполненные эмоциями, метаниями, заставляющие переживать самое обыденное событие так, будто миру нашему осталось жить всего час. За это я питаю нежные чувства к героям Достоевского – они всё время пребывают в том горячечном, беспокойном расположении духа, что напоминает лихорадку. Но у Достоевского смятение чувств героев – лишь малая деталь, довершающая картину. В новелле Цвейга же это – сама картина.
Мне тяжело решить, как было бы правильнее поступить – воздержаться от упоминания важной детали, которая позволит тем, у кого она может вызвать неприятие, избежать встречи с произведением, или же умолчать и не лишать решившихся на прочтение удовольствия первооткрывателя, который от хрупких, неуверенных догадок медленно переходит к осознанию своей правоты. Сложно будет не догадаться, в чём суть, но всё же изберу, пожалуй, второй путь, упомянув лишь, что новелла вполне может не понравиться определённой категории людей. Если для вас в литературе существуют какие-либо темы-табу, ознакомьтесь с другими рецензиями.
Тем же, кто не боится столкнуться с иным, отчасти до сих пор пугающим общество внутренним миром других людей, во многом непонятых и по сей день высмеивающихся, советую с полной уверенностью – прочтите. Вас ждёт своего рода путешествие. Только довольно горькое и обреченное в своём итоге. Одно из тех путешествий, из которых мы возвращаемся немного изменившими своё мировоззрение.
1072,2K
Аноним26 июня 2018 г.Ох, какое же смятение чувств гениальный Цвейг устроил!
С одной стороны студент взявшийся вдруг за ум после знакомства с преподавателем. С другой стороны преподаватель с его гениальным умом и запретной страстью. И с третьей стороны жена преподавателя, любящая и ненавидящая своего мужа. В душе каждый из них громоздил свой собственный ад, и каждый из них в этом аду варился.19688
Аноним30 сентября 2018 г.Читать далееСтыдно мне, не читала я Цвейга. Так что это первая новелла, с которой я и начала знакомство с автором.
Смятение чувств и осталось у меня после прочтения. Невероятно насыщенное эмоциями и чувствами героев произведение. Самые сокровенные переживания, обнаженные нервы любви и искренняя дружба. И да, любовь она такая разная бывает. Цвейг так мастерки прошел по краю опасной темы, сумев не скатиться в бытовое и не слишком приятное. Особенно хочу отметить язык, легкий и в то же время насыщенный красками и эмоциями. Незабываемо.16733
Аноним18 октября 2018 г.Читать далееЦвейг верен себе - эмоциональность, чувственность и чувствительность, надрыв, страдание - это все про него. Какой он все-таки удивительный мастер. Так тонко, пронзительно, глубоко описывать чувства способен, пожалуй, мало кто кроме него. Такое ощущение, что человеческое сердце, чувства - для него совсем не загадка. И не важно, описывает ли он чувства женщины или мужчины. Немаловажная ремарка для тех, кто соберется читать Цвейга впервые - действия в новеллах почти нет, а если и есть, то буквально в нескольких предложениях. Смятение чувств - вот самое главное, о чем он пишет.
14765
Аноним15 марта 2021 г.Узнаю перо любимого автора :)
Читать далееОчень люблю творчество Стефана Цвейга. После каждого прочитанного его произведения меня еще долго не отпускает ощущение восторга и других всевозможных чувств и эмоций.
После неудачного опыта прочтения "Нетерпение сердца", которое выбило меня из колеи, я просто не узнала настолько любимого мной автора (об этом есть отдельная рецензия), что я начала побаиваться браться за другие его работы, думая: "А вдруг и дальше так будет?", боясь развеять свои впечатления о его творчестве.
Но вот мои руки снова потянулись к сборнику, открыла я его на странице с новеллой "Смятение чувств". С осторожностью начала читать. И оооооооооооо даааааааааа, я узнала перо любимого автора!
Стефан Цвейг - это об эмоциях настолько сильных, что ты буквально ощущаешь безумие персонажей, их переживания, их тряску от нахлынувших чувств и эмоций; это о нестандартности сюжетов; это о ярком послевкусии еще на долгое время!
В сюжете у нас есть молодой студент, который с ошеломительным успехом весь первый семестр прожигает свою жизнь, и всё его устраивает. Но однажды, снедаемый стыдом от того, что всё это "прожигание" увидел его отец, наш студент отправляется в другой университет начинать с чистого листа, попадает на лекцию к профессору, который завораживает и безумно увлекает студентов своим рассказом. Вот так и начинается повествование о взаимоотношениях двух мужчин: молодого студента и немолодого профессора.
История нетривиальная, неизношенная, очень яркая и "сочная" по впечатлениям.
Ворвалась снова в прочтение любимого автора и так удачно!
12425
Аноним25 января 2015 г.…жажда познать все земные наслаждения через пылающее слово.Читать далееЧитая Цвейга, вполне можно познать неизведанные и самые сокровенные тайны человеческого сердца и все переживания, которые очень старательно прячутся в самых укромных уголках сердца – от посторонних глаз, от близких и друзей, иногда и от самих себя.
Книга меня потрясла: психологической глубиной, точным и красивым языком, самой идеей и, конечно же, той драмой, которая разыгралась в полумраке кабинета ученого, Страсть, которого погубила его (ученого) и оставила горький след в судьбе тех немногих, кто разделил с ним тяжесть его тайны – запретная и осуждаемая всеми, в итоге стала отправной точной для рождения нового талантливого ученого, дала ему жизненный и творческий импульс такой силы, что хватило его на всю жизнь.
Но для прозревшего ни с чем не сравнима радость созерцания этих глубин.Переношу эту цитату в контекст собственно жизни – это мое знакомство с творчеством Цвейга. Заглянув в эту бездну, едва ли смогу отвести взгляд.
11192
Аноним14 декабря 2014 г.Очень красивая повесть. Но жаль. что благодаря теме игр и подборке, я знала направленность книги. Поэтому мне не удалось понаблюдать за героями непредвзятым взглядом - почувствовать вкус загадки и скрытого смысла. Но написано все-равно так, что чувства героев тебя задевают.
10178
Аноним6 января 2016 г.Читать далееИ правда полное смятение. Потому что - СПОЙЛЕРЫ - это не моя любимая тема в литературе явно. Ничего не имею против, но предпочитаю на эту тему ничего не читать. Вот. Но кто же мог подумать?))
Юный студент, взявшийся вдруг за ум и увлекшийся с пылом своим образованием и дружбой со своим талантливым преподавателем, тоже уж никак не мог предположить, что тот полюбит его вовсе не отеческой любовью. Тем более у него есть жена. В пылу отчаянья наш герой даже лег с ней в постель - и думал, что предал своего друга и наставника. А предал он его иначе - тем, что не смог полюбить... именно в этом смысле, в плотском.
Цвейг, как всегда, пишет отлично. У него живой и богатый язык. Его тексты встают образами, заполняют читателя и его вселенную собой и своей темой.
Прекрасная новелла. Но я все же предпочитаю на эту тему не читать ;)
Флэшмоб 2016: 12/66.
8278
Аноним5 июля 2017 г.Прокновенная история о любви
Читать далееУдивительно чувственное повествование, к какому привыкли, должно быть, ценители Цвейга. Легкий витиеватый язык, противоречивые персонажи, которые неотличимы от реальных людей, серьезная затронутая проблема любви во всех ее ипостасях.
Главное в данном произведении - это вовсе не сюжет, который можно описать фразой "молодой студент влюбляется в жену своего преподавателя, которого он безмерно уважает", а персонажи и их чувства. Разрывающийся между объектом желания и уважения главный герой, мстительная, но одновременно отчаявшаяся жена, мучающийся от своей природы университетский преподаватель. Все персонажи не статичны, у каждого есть свои мотивы и цели, они постоянно развиваются, отчего с нетерпением ждешь, что же они сделают дальше.
К сожалению, меня до прочтения предупредили о развязке данного произведения, поэтому она не стала таким большим удивлением, каким могла бы стать. Но этот факт нисколько не умаляет достоинств ни Цвейга, ни его творения.6258