
Ваша оценкаРецензии
old_book_5 февраля 2024 г.Легендарное противостояние.
Читать далееВ прошлом году я открыл для себя многогранное творчество Полины Дашковой и был в восторге. Наряду с обычными детективами она пишет и исторические приключения, которые меня и впечатлили больше всего.
Главные действующие лица книги это Иосиф Сталин и Адольф Гитлер, на истории прихода к власти и политике которых строится все повествование. На фоне правления этих двух личностей нам показывают как разворачивается жизнь обычных людей в СССР и Германии.
Одна из основных тем книги это шпионы и перебежчики, которые работали на благо какой либо страны, рискуя своими жизнями, но для правительства были просто расходным материалом.
Книга очень даже интересная, но как по мне перегружена политикой. Очень много цитат из речей вождей и других политических фигур. Мне лично не хватило именно художественной линии, которая толком то и не закончилась.
Эта книга кстати продолжает историческую линию начатую в трилогии "Источник счастья", но оказалась чуть чуть послабее.
"Шпионы – это что-то вроде секты
Нам шпионы перекрыли все проспекты
Нам шпионы перепутали все карты
Всё сложнее брать и взятки, и откаты"
Сплин86809
kupreeva7427 апреля 2024 г.Читать далееА знаете, чем по настоящему страшна эта книга? Тем, что она талантливо написана. Всё, что вы тут прочитаете - ложь от первого до последнего слова. Чтобы лучше верили, добавлено немного правды - выдержки из речей Сталина и Гитлера. И получается такая картина - видим усы - значит, видим Сталина; видим усики - значит, видим Гитлера. Вроде, и сказано, что эта книга описывает альтернативную историю. Но больше это похоже на нашу извращенную историю, будто начинающий художник, который неплохо пишет, вздумал сделать копию, допустим, Пикассо.
На чёрной-чёрной Земле были две чёрные-чёрные страны, СССР и Германия, и были в них два чёрных правителя - Гитлер и Сталин. И убивали они своих подданных почём зря, но перед этим мучили и сажали в тюрьмы. И не знали подданные чувства иного, как только чувство страха, ибо боялись они даже своей тени.
Это пересказ сюжета романа. Так, Дашкова, стой! Что-то у тебя не получается. Как же тогда главные герои, Маша и Илья, влюбиться умудрились? Это в стране, где каждый женатый, как ты говоришь, становится ещё более уязвимей, ибо имеет жену и детей? Почему журналистка Габи ступала по лезвию разведки? И каким образом в этих двух странах появился врач Карл Штерн, который пошёл сначала против Германии, а после - против СССР? Вернее, против режима этих стран. Кстати, человек с таким именем эмигрировал в Канаду в 1936 году. Так что что-то у тебя, не-Полина-не-Дашкова, не получается. Врать не получается. А? Альтернативная история, говоришь? Цитирую: жанр фантастики, посвящённый изображению реальности, которая могла быть, если бы история в один из своих переломных моментов (точек бифуркации, или точек развилки) пошла по другому пути.
Ничего похожего в этой книге нет. Жанр этой книги, скорее, искажённая история. Писать-то автор определённо умеет. Эту книгу можно сравнить с домом, который очень хорошо отделан, ремонт в каждой квартире, и всем всё нравится. Есть одно "но": не сегодня - завтра дом рухнет.54550
nad120413 мая 2012 г.Читать далееНовый роман Полины Дашковой "Пакт". Кстати, название как-то слабо подходит к самому содержанию, если не считать того, что все происходит накануне Второй Мировой войны.
От автора: «Это исторический роман, время действия 1937–41 годы, место: Москва и Берлин. Это моя личная попытка осмыслить ту трагедию, которая произошла в России в эти страшные и горестные годы. На эту тему написано море исследований, я изучаю документы, подолгу сижу в архивах. Но я пишу не исследование, а беллетристику, где есть сюжет и герои с их характерами, переживаниями, мыслями…»
Верю, что автор провела много времени в архивах, но подача материала получилась несколько..."чернушной", в стиле "желтой прессы". Вот не люблю я перегибов как в одну, так и в другую сторону. В этом же романе очень много личного мнения, ненависти и неприязни. И это тоже понятно, но... Я далека от мысли, что годы сталинских репрессий можно описывать легко и шутя, но столь унылую, беспросветную, депрессивную атмосферу надо еще умудрится описать. Право слово, что даже "Дети Арбата" Рыбакова не вызывали такого безысходства. В "Пакте" же сплошная серая покорная масса, которой управляет кучка уродливых дегенератов. Да-да, именно такими и подобными словами описано все правительство. Приведу пример из книги:
"...то, что уродливые люди нравились товарищу Сталину, было очевидно. Рядом с ним почти не осталось не то что красивых, а просто нормальных лиц. Хозяин окружил себя рожами. Человекообразный зверек Ежов. Жирный, со слипшимся чубом на лбу, с трясущимся, как желе, двойным подборотком и воробьиным носиком на расплавшейся бабьей физиономии Маленков. Приплюснутый, словно стукнутый мордой об стол, Молотов. Осанистый, как индюк, с дегенеративно узким лбом Буденный, свиноподобный, всегда поддатый Ворошилов..."И в таком духе все остальное. Кстати, полазила по интернету, рассмотрела фотографиии. Не красавцы, конечно, но вполне обычные лица. Ничего сверхуродливого я в них не нашла. Фотошопа в те времена не было. Ретушь? Сомнительно... С другой стороны все то же самое: Гитлер – импотент, недоучка и истерик, который грызет ковры и сожительствует с молоденькими девушками, Геринг- толстый наркоман, Геббельс – карлик, Рем – гомосексуалист. А да! Еще и в Сталине и в Гитлере живет демон. И демон Гитлера сильнее, чем демон Сталина. Но вернусь к простым людям. В романе есть еще некоторая романтическая линия: Илья Крылов, который хоть и работает в Кремле в непосредственной близости от товарища Сталина, но он (безусловно!) благородного происхождения. Просто его усыновила после смерти родителей бывшая кухарка их семьи, но об этом никто не знает. Стало быть поэтому, Илья честен и чист. И главная героиня-балерина Большого театра Маша. Она тоже вся чистая и светлая, правда, меня несколько смутило вот что. Возвращаясь с Крыловым с катка, где у них украли ботинки, они видят у магазина очередь людей из провинции, которые заняли ее с вечера, написав номера на ладони. И опять выдержки из текста:
"...Маше стало жаль их. Что у них в головах? Отрезы ситца, пальтовый драп, будильники, галоши, кальсоны, фуфайки. Не понимают, как прекрасна и загадочна жизнь, тонут в своих обыденных серых заботах. Бедные, неуклюжие, некрасивые люди. И тут же мелькнула злая мыслишка: "Может, именно эти, из очереди, и сперли нашу обувку?.."И далее в тексте:
"...Папа говорил, что у человека, который честно работает, нет ни сил, ни времени стоять в очередях ночами. Правда, ведь невозможно представить в такой очереди папу, маму, Карла Рихардовича или вот Крылова..."Конечно невозможно! А зачем им там стоять? Есть спецраспределители, к которым вышеперечисленные люди и были прикреплены! И еще словечко "сперли" из уст неземной барышни...Что-то как-то...И еще из жизни Большого театра. Почти у всех балерин, танцовщиков, репетиторов, композиторов, балетмейстеров кто-нибудь из родни, да репрессирован. Самих артистов не трогают: главная заповедь-танцуй и молчи. Ну и половина балерин добровольно сожительствует с сильными мира сего, а другие либо умудряются как-то ускользать (как наша ГГ), либо попадают в неприятные истории, как подруга Маши Катя. Которая влюбилась в чекиста, а он оказался подлецом и изнасиловал ее с двумя товарищами. При этом называя все происходящее проверкой на то, какая она патриотка и комсомолка.
Вот именно вышеперечисленные моменты и сделали для меня книгу, мягко скажу, неприятной. Так что, читать или не читать, каждый решит для себя сам, но своим друзьям рекомендовать не буду.513,3K
Artistka_blin2 августа 2019 г.Читать далееДавно я не читала Полину Дашкову, ее детективы выделялись из череды дамских детективов приятным разнообразием. Приступая к этой книге, не знала, чего и ожидать, жанр сменился на историческую прозу (уже читая аннотация было видно, что название исторический детектив здесь не уместно). Отзывы настораживали. Худшие опасения не оправдались к счастью, автор вырос в моих глазах и действительно поднял планку. Чтобы что-то сказать об историческом событии, выразить свое видение через героев, нужно основательно покопаться в архивах и документах. На голом месте не построить сюжет.
Место действия: Москва-Берлин. Концентрированные месяцы/годы перед нападением Германии на СССР. Триумфальное пришествие Гитлера к власти, Сталинские репрессии, страшные чистки. На разных полюсах капитализм и коммунизм, и их объединяющее – диктаторский режим. Чудовище против чудовища, шизофреник против уголовника. Страшная мясорубка, через которую пройдет Европа и СССР.
На фоне культа личности показана жизнь людей во время серьезных испытаний. В Москве личный референт Сталина устраивает свою судьбу с молодой солисткой балета Машей. У них серьезные отношения, подразумевающие создание новой ячейки общества, а семью создавать страшно, по одному существовать легче, легче мимикрировать, а если придут, то хотя бы за собой никого не потянешь. В Берлине журналистка Габи под глубоким прикрытием работает на русских. Ей глубоко противен режим фюрера, не менее отталкивающее чувство к Сталину, но только равное чудовище может победить демона Гитлера. Такой ее расчет. Доктор Карл Рихардович Штерн попадает из одного ада в другой, драматичная судьба, заставляет сопереживать немцу как родному. Нерадостная картина мира, тоталитарная несвобода повсюду. Заговоры, заключение временных союзов и перемирий, но большая война начата, в ее воронку затягиваются все больше государств. Сравнивая судьбы людей в Германии и у нас: легче дышится там, хотя бы народ не обделен так, как русские. Фюрер им сильно польстил, наделив их нацию богоизбранностью, объявив сверхрасой. Советские же люди не чувствовали себя в безопасности: сегодня пришли к соседу, завтра могут прийти к тебе. Они живут под гипнозом, за чертой такой бедности и серости, что, читая об этом, хочется повеситься. Ведь так жили наши прабабушки и прадедушки, а в России основные массы населения никогда не жили хорошо, и кто знает, как будем жить мы в недалеком будущем. "Тут официально объявлено: "Жить стало лучше, жить стало веселей". Радио и газеты твердят об изобилии, успехах и достижениях. И люди верят. Голодные верят, что сыты, замерзшие верят, что им тепло. Этот парадокс завораживает." Ничего не напоминает?
Чтец Игорь Сергеев. В меру выразительный голос, Сталин в его исполнении получился.
291,8K
Eva_Dumon30 мая 2020 г.Читать далееПакт
Полина Дашкова
Оценка - 6/10
Всегда когда читаешь исторические документальные романы очень велик риск попасть под влияние радикального мнения автора, которое красной жирной линией проходит через весь сюжет. Мнение Дашковой не ново и совпадает с мыслями миллионов людей, как проживающих на территории бывшей СССР, так и за ее пределами, о самом мрачном периоде "культа личности" и ее идейного лидера.
Сюжет книги крутится в 1938 году с небольшой исторической предысторией прошлого в СССР и Германии. Предвоенное время, два гениальных исторических диктатора и две радикальные военные силы, которые в скором времени встретятся на территории нашей страны. но это будет не в этой книге, а пока две страны готовятся к войне - скрытно, тихо и строго засекречено.
***
С первых страниц ощущаешь ненависть - черную и неприкрытую. Советский союз в "Пакте" совершенно лишен девизного флера и всеобщей любви, которую мы не раз встречали в советских книгах, фильмах и периодики. Дашкова пишет лишь о темной стороне нашего советского прошлого: всеобщий страх, предательство, стукачество, репрессии, единое порицание буржуйства и мещанства, бюрократизм с нижней ступени и до самого верха, ужасный дефицит, как товаров так и приятельских, добрососедских отношений.
С периода правления Сталина давно снят сверхсекретный гриф и историческая правда выходит наружу с периода гласности и до наших дней. И чем шокирующей эта правда, тем больший восторг. Народ требует хлеба и зрелища, а период строительства коммунистической утопии самый плодотворный для авторов.
Дашкова вывалила в грязи Сталина, его сторонников, политику и всю большевистскую партию, страну нашего прошлого и людей там проживающих - забитых, боящихся не только соседей, но и собственную тень.
В Пакте очень ярко противопоставляются две державы и их лидеры - Советский союз и Германия - и читая книгу понимание того, что обе они прогнили и требуют возрождения велико.171,4K
helga_smirnova22 августа 2013 г.Читать далееВ далеком детстве-отрочестве я любила почитать Дашкову. Она как-то выделялась на общем печальном русском детективно-бабском фоне своим приличным русским и литературным языком...
Шли годы, я забросила детективы, полагая, что это недостойно филолуха - таким второсортным чтивом питаться.
А Дашкова, оказывается, решила, что ей тоже недостойно уже кропать такое и она взялась писать нечто странное, да еще и истерически-идеологическое.Отчаянно тоскуя русской душой(то ли интеллигентской, то ли аристократичной - не знаю я ее биографии) автор породила роман-разоблачение "Пакт" про то, как в сталинской России был Сталин.
А ведь и правда был!Но есть ли смысл долго работать в архивах(авторское утверждение), чтобы написать что-то в духе "Желтой газеты"? Ах, подлое чудовище Сталин не выносил счастливых браков своих подчиненных! Ах, кровавый тиран обожал уродов! А еще он разводил розы и лимоны...
Очень сильные исторические открытия, я считаю.
А как все это написано! Пафос+нелепый мистицизм. Прямо читаешь и слышишь подвывающий глас Радзинского в особо патетических местах:
Работа в Особом секторе могла стать трамплином для еще более успешной карьеры в том случае, если работник готов был нырнуть в сталинскую реальность и остаться там навсегда. Это означало абсолютное растворение в мутной бездонной субстанции, именуемой Сталин.
Определить ее химический состав вряд ли возможно. Существовало множество словесных формул: Великий Вождь советского народа, Великий стратег революции, Величайший Гений всех времен и народов, Отец, Друг, Учитель, Хозяин, Инстанция, но все они только добавляли туману.
Растворившись в Сталине, человек переставал существовать как самостоятельная отдельная личность. Закон «Трех „У“» отпадал сам собой. Растворившийся угадывал и угождал без всяких усилий, это для него было естественно, как обмен веществ, а уцелеть он не мог, поскольку растворялся без остатка. Он искренне верил, что рябой низколобый сын горийского сапожника, семинарист-недоучка Иосиф Джугашвили на самом деле Великий Сталин, родившийся не 6 декабря 1878-го, а 21 декабря 1879-го, Хозяин, Вождь, Отец. Без товарища Сталина, как без солнца, воды и воздуха, жизнь на земле невозможна.
А что еще есть в романе, кроме яростного посыла "Ненавижу Сталина-козла!"?
Невнятненький сюжетец про спецреферента Крылова и психиатра Штерна, которые спасают от провала шпионку Дильс. Но это все разворачивается буквально на последних страницах.
Еще есть обычные для автора неземные героини - например, невеста Крылова, балерина Маша.
Роман не захватывает, выдержек из речей Сталина-Гитлера слишком много для художественного произведения, а для исторического исследования - тут слишком много ляпов... Не решусь предположить, на какую аудиторию рассчитано это гаденькое произведение.
P.S.
Сама я не отношусь к почитателям Сталина, просто не люблю чрезмерно идеологически нагруженных произведений...15997
Antirishka25 ноября 2017 г.Читать далееК этой книге я шла почти 2 года (!!!), потому что очень ее боялась. Боялась и не понимала, как всё будет воплощено. Сразу могу сказать, боялась зря, книга довольно интересна. Конечно, не всё мне понравилось, но в основном я осталась вполне довольна.
Действия разворачиваются в 30-е годы в Германии и в СССР. В обеих странах власть принадлежит людям, одержимым, по версии автора, демонами. Предвоенная история меня даже захватила, и думаю, многим было бы полезно почитать, чтоб узнать о людях приближенных к власти в то время, но в тоже время очень утомили выдержки из речей Гитлера, Сталина. Как по мне, так роман оказался ими перегружен. На фоне репрессий и политических игр нам еще рассказывается о судьбе балерины Маши Акимовой, которая влюбляется в спецреферента Илью Крылова. Это в Москве. А в Германии молодая журналистка Габриэль Дильс работает на советскую разведку, бескорыстно, просто потому, что ненавидит гитлеровский режим. Я переживала за Габи, когда она отправилась на встречу в кафе и ее чуть не взяли. Я в душе уговаривала ее выйти замуж за Макса.
А еще я очень переживала за доктора Штерна, этот старый профессор полюбился мне больше всех.
В романе есть к чему придраться, но я не буду, потому как в общем книга зацепила определенные струны души.141,8K
youdonnowme13 июня 2012 г.Читать далееМоё отношение к этой книге колеблется между 4 и 5, но всё же остановлюсь на четвёрке. Почему - попытаюсь рассказать в этой рецензии.
Это, конечно, сказка. И сказка страшноватая. Атмосфера в книге такая же тяжелая, как в Оруэлловском "1984", ещё она напомнила мне "Страх" Рыбакова, но "Страх" написан более реалистично. При чтении же "Пакта" меня не оставляло ощущение сказочности повествования, как будто рассматриваешь палехскую шкатулку. Кстати, оформление обложки очень соответствует моим впечатлениям от книги: вот домик-шкатулка, где живёт хрупкая балерина, девочка Маша, чьи жизнь и счастье так же хрупки, вот страшный чёрный воронок, вот небо в сполохах грозы - или это зарево грядущей войны. Есть в этом всём нечто таинственное, мистически-притягательное, как в хорошей страшной сказке на ночь. И впечатления этого ничуть не уменьшает обилие фактического материала, использованного автором в книге: выдержки из подлинных документов и речей политиков, масса невымышленных персонажей с историческими справками об их дальнейшей судьбе. Чувствуется, что автор проделала серьёзную подготовительную работу в архивах и не только. Тогда что же не так??
Собственно, я и не берусь сказать, что в книге что-то не так. Только на уровне ощущений...
Любая художественная книга - это живопись, а не фотография. Кто-то пишет, как Перов, максимально реалистично и без прикрас, кто-то - как импрессионисты... - и каждый по-своему. Я восприняла "Пакт" как очень гуманистическую книгу. Книгу, написанную не беспристрастным исследователем истории, а человеком, у которого тоталитаризм вызывает ужас и отвращение и для которого люди важнее любых режимов, вождей и политических игрищ. Книгу-крик: КАК Я НЕНАВИЖУ СТАЛИНИЗМ!!!
Признаюсь честно, я глубоко уважаю подобную точку зрения. Ещё по "Источнику счастья" стало понятно, что Дашкова - яростный враг революций и антисоветчик. Поскольку сама отношусь к таким же, для меня это в книге только в плюс. Хотя назвать эту книгу серьезным историческим произведением я бы не рискнула.Не знаю, как вы, а я с большой опаской отношусь к предвзятости и однозначности. Каждая точка зрения (даже если я её разделяю), высказанная радикально и с большой дозой эмоций, заставляет срабатывать некий внутренний знак "стоп". Попытаюсь свести свою мысль в корявую формулу: чем выше авторская предубеждённость, тем менее достоверным видится повествование. Эмоции. Вот что вызывает в "Пакте" определённую настороженность и заставляет не спешить во всём соглашаться с автором, при том, что для стоящих выводов необходимо по-настоящему глубокое знание истории. Но, повторюсь, гуманистический пафос Дашковой мне очень и очень импонирует.
В общем, "Сказка ложь, да в ней намёк..." Сюжет захватывающий, хэппи-энд обязательный, хотя, при всех описанных обстоятельствах, - малоубедительный. Как говорила одна андерсеновская принцесса: папа любит, чтобы было смешно, а мама - чтобы поучительно. Эту книгу я бы порекомендовала прежде всего любителям увлекательного чтения, не чуждым и серьёзных размышлений.
13625
Krivetka_chi17 августа 2024 г.Двурушник
Читать далееА у нас в саду шпионы, оборвали все пионы,
И насрали в сапоги...
Сталин прав, кругом враги.Книга, которая не оставляет равнодушной. Очень сильное погружение, как в политическую обстановку 30-ых годов Германии и России, так и в жизнь и страхи людей. Очень много внимания уделено Гитлеру и Сталину, так близко к этим историческим личностям я еще не подбиралась. Эти двое – максимально удобная комбинация, чтобы уничтожить немыслимое количество живых людей. Многие даже не интересуясь историей Сталина слышали про доносы соседей, про ссылки за анекдоты и постоянный страх за себя и за близких. В книге этому уделено большое внимание и это ужасно.
Один из главных героев - Илья Петрович Крылов служит в особом секторе ЦК, то есть в личном секретариате Сталина. Должность его называлась скромно и загадочно: спецреферент. Основным занятием Ильи является анализ информации, касающейся нацистской Германии и ее отношений с другими европейскими странами. Донесения и сводки, поступающие по линии НКВД и ГРУ, зарубежная пресса, отчеты о переговорах, доклады послов и атташе, перехваченная дипломатическая переписка – все ложилось к нему на стол, иногда до того, как попадало к Сталину, иногда после, с пометками и указаниями Сталина. Илья работает на опасной и важной работе, которая подразумевала абсолютное растворение в мутной бездонной субстанции, именуемой Сталин. Растворение - это полное помешательство и вера: без товарища Сталина, как без солнца, воды и воздуха, жизнь на земле невозможна.
Илья работая на такой должности полностью вменяемый и ничего хорошего к Хозяину не испытывает. Он выполняет свою работу и играет по правилам системы, потому что знает, ничего не гарантирует твою безопасность. Сегодня ты «дорогой друг и товарищ» завтра тебя расстреляли. Ты не можешь попросить ради родственника или знакомого, потому что это автоматически ставит тебя в один ряд с предателем. Хорошо работаешь, значит хочешь оказаться ближе к вождю, чтобы убить его. Находишься при власти и твою жену забрали, у которой месяц назад родился ребенок, не переживай товарищ мы найдем тебе новую жену.
Я всю книгу думала, а зачем что-то говорить, если вдруг стерва Клава захочет твою комнату и напишет донос, не важно правда это или нет, человека нет. Существовала устойчивая иллюзия, что доносчика не посадят, он свой, бдительный, преданный, нужный. Но и доносчиков брали. Люди верили, что если орать, голосовать, проклинать врагов, молиться товарищу Сталину, то можно уцелеть. Но и орущих брали, и молчавших, и тех, кто работал изо всех сил, и тех, кто ничего не делал. Вопрос «За что?». Вопрос-ловушка.
Когда у меня родится сын, когда он начнет говорить, первое слово, которое он скажет, будет „Сталин“.
Наше дыхание, наша кровь и наша жизнь – принадлежат Вам! О, великий Сталин!
– Господи, помилуй, – прошептал Илья.От Ильи тянутся ниточки к другим героям книги. Девушка Маша и ее семья, я всю книгу очень переживала за добрых и человечных людей. Маша учится в балетном училище и танцует одну из главных партий - сольный танец Аистенка. «У нас с тобой отличная профессия. Мы молча танцуем. Просто танцуем, и все.»
С такой работой у Ильи было мало времени на свидания и ухаживания, предложение девушке он сделал после пары встреч. Он долго не решается создавать семью, думал, что разумнее остановить свой выбор на какой-нибудь комсомольской кукле. Ее не жалко, к ней не привяжешься, не захочешь, чтобы она родила тебе ребенка. Жена и дети – заложники, имея семью, ты становишься слабеньким, уязвимым. Но жить с куклой, которая в любой момент может настучать, – совсем тошно.Доктор психиатрии Карл Штерн проработал в прифронтовых госпиталях, занимался травматическими неврозами. Во времена первой мировой войны его призвали оказывать помощь солдатам, одним из его пациентов был ефрейтор Гитлер. Он твердил о возрождении Германии, о биологическом превосходстве немцев над другими народами, при этом его раздражали немцы – соседи по палате, врачи, медсестры. Он превозносил народ, но каждого отдельного человека, включая себя самого, безнадежно, тупо ненавидел.
Вот вы и спасете ее, Адольф, – твердо, медленно произнес доктор. – Именно вы спасете Германию.
Слезы мгновенно высохли. Гитлер перестал покачиваться, застыл и вдруг, схватив доктора за руку, прошептал:
– Да, да, о да! Я спасу Германию!Судьба Карла для меня самая трагичная. После первой мировой войны он стал работать врачом и в 30х годах, когда партия Гитлера получила влияние его клиентами, стали как сам Фюрер, так и его окружение. Доктора могли вызвать в любой момент дня и ночи, когда у Гитлера случались припадки невроза. Карл через своего друга Бруно доставлял информацию русской разведке и даже не подозревал об этом. После трагедии, которая с ним произошла, Бруно помог ему сбежать в Россию. Карл сделал много хорошего окружающим людям, меня всю книгу поражала его доброта и смелость.
«Психиатрия – наука о душевных болезнях. Существа, у которых душа отсутствует, никакому изучению и лечению не поддаются, – подумал доктор. – Куда же девается, душа у таких существ? Кажется, Данте пытался ответить. В одном из последних кругов ада обитают души тех, кто формально числится живущим на земле. „Он есть, и пьет, и спит, и носит платье…“»
Гадюка и Жаба
Гитлер у нас мировое зло, а Сталин тот, кто победил. Войну выиграл не Сталин, а люди, которых он не успел сам убить, так что сложно выбрать, кто хуже. Покажите вашу карточку, давайте сравним диагнозы.– Я за товарища Сталина жизнь отдам!
– Вот ты и отдаешь. Только не нужна ему твоя жизнь, ему нужна твоя смерть. Тысячи, десятки тысяч смертей таких же, как ты, честных, преданных, готовых отдать за него жизнь.Большая часть книги описывает политические события, написано так интересно, что я не могла оторваться. Мне нравится читать такие книги, после них хоть и очень грустно, но они тебя наполняют чем-то значимым и хорошим. Сколько бы я не думала: ну как можно убивать и ссылать молодых и талантливых людей, это же ухудшает положение страны и в этом нет пользы стране. Никакая вражеская разведка при всем желании не сумеет нанести России большего вреда, чем этот параноик с манией величия. Искать логику в ледяном хаосе магического сознания демона Сталина все равно что заниматься гаданием, но не на пятаке, не на картах или кофейной гуще, а на мучениях и смертях сотен тысяч людей.
Книга заканчивается подписанием пакта Мо́лотова — Ри́ббентропа 23 августа 1939 года и это конец книги, но начало трагедии для миллионов людей. Я благодарна автору, что герои книги живы в последней строчке.
На жаргоне профессиональных нищих «двурушничать» – значит в толпе, из-за спин товарищей, протягивать для подаяния не одну, а обе руки.12245
Tarakosha17 февраля 2014 г.Зачем автору, который пишет хорошие добротные детективы, трилллеры, браться за написание исторического романа? Ничего хорошего из этого не получится. Тем более антисталинская тема раскрыта и не раз уже и в советской, и в российской литературе. Книга не понравилась совсем. Слишком много политики ... И чуть-чуть всего остального...
9932