
Ваша оценкаРецензии
Wunderlick9 октября 2019 г.Дети позволяют взглянуть на мир по-другому
Читать далееЛюбовь к детям, - то необходимое качество, помогающее автору из будничного общения с ребенком сыграть целый спектакль с забавными действиями. Этот рассказ незатейливо приоткрывает всю глубину детского восприятия мира. Как важно даже в малом видеть большее, в будничном, – сказочные образы. Идея рассказа «Вечером» почерпнута из самой жизни, - Аркадий Аверченко не прошел мимо забавного случая и смог передать все случившееся с чуть скрываемой иронией, мягкой улыбкой.
Беседа между дядей и его племянницей Лидочкой, - прелестной малышкой с широко распахнутыми голубыми глазенками, происходит в вечернее время. Углубившись в изучение «французских хроник», дядя вначале с раздражением воспринимает вмешательство в его досуг явным напоминанием о себе малышки, меньше всего которую он хотел бы сейчас развлекать.
«Сзади меня потянули за пиджак. Потом поцарапали ногтем по спине. Потом под мою руку была просунута глупая морда деревянной коровы. Я делал вид, что не замечаю этих ухищрений. Сзади прибегали к безуспешной попытке сдвинуть стул.»Но детская непосредственность не позволяет быть грубым и приходится переключаться на Лидочку. Она просит сказку!
«Жил-был мальчик…» <…> «Он жил у Западных отрогов Урала. Как-то папа взял его и понес в сад, где росли яблоки. Посадил под деревом, а сам влез на дерево рвать яблоки. Мальчик и спрашивает: «Папаша… яблоки имеют лапки?» – «Нет, милый». – «Ну, значит я жабу слопал!»»Автор затевает игру, перекладывая роль повествователя на свою прелестную визави. И ребенок рассказывает знакомый каждому сюжет со злым волком и наивной путешественницей.
«Жила-была Красная Шапочка…» <…> «В этом… В Симферополе.» <…> «…Взяла она маслецо и лепешечку и пошла через лес к бабушке…» <…> «Шла, шла, вдруг из лесу волк!»Дядя с наигранной неосведомленностью выслушивает новый «концепт» Красной шапочки. Девочке удаётся на свой лад модернизировать старую историю. Повествование перемежается наводящими вопросами… Как любая девочка, Лидочка готова все услышанное воспринять, понять и изложить в своем видении, выстроить декорацию с новыми исполнителями. Сказочный сюжет не меняется, но смягчается повествование, меняются персонажи.
Автор не злой человек, он всего лишь пытливый наблюдатель. Его занимает устное переложение «старого» в «новое». Желая слегка подразнить милую девочку, он придумывает новую забаву: провоцирует ребенка на пустяковую обиду, наблюдая, как она воспримет игру. Лидочка рассказывает ему новую историю.
«Жила-была девочка. Взяла ее мама в сад, где росли эти самые… груши. Влезла на дерево, а девочка под грушей сидит. Хорошо-о. Вот девочка и спрашивает: «Мама! Груши имеют лапки?» – «Нет, детка». – «Ну, значит, я курицу слопала!»»Лидочка еще маленькая, она еще не научилась тому, что ее могут вынудить искать подходящие методы защиты. На провокацию она готова бы ответить, но ей так и не получается перехитрить взрослого. Тут на выручку маленькой разбойнице приходят женские слезы! Что такое, Лидочка?! Но долго милый ребенок сердиться не может, ею уже готовится новое развлечение…
Как важно прислушиваться к малым детям, только в общении с которыми, миру взрослых представляются давно забытые ощущения от новизны жизни, радости открытия «своих миров», наполненных фантастическими сюжетами. Очень просто не слушать ребенка. И вовсе не просто выслушать его, не оборвать на полуслове пренебрежительным невниманием, а понять и наверняка восхититься.
Из таких «Вечеров» рождается привязанность, дружба, уважение к личности человека. Дети учат нас, взрослых познавать мир, удивляться ему, как когда-то мы, будучи маленькими Дашами и Петями, учили наших взрослых близких.
1706,1K
SkazkiLisy26 февраля 2022 г.Проблема поколений
Читать далееАркадий Аверченко очень доступно и в малой форме доносит до читателя извечную проблему взрослых и детей. Перед нами девочка Лида и ее дядя.
Лида - собирательный образ детей, а ее дядя - взрослых.
Девочка представлена активным, подвижным ребенком. Ей всё интересно, она только-только открывает для себя, поэтому она активно "мучает" дядю своим бесконечным потоком вопросов "почему?" и "зачем?"
Дядя, он же рассказчик, утрированно серьезно общается с маленькой девочкой. Он уже позабыл, каково быть ребенком, потерял всю легкость общения. Изъясняется каким-то казенным языком, который ребенок точно не поймет.
— Я читаю, дитя моё, о тактике жирондистов. Она долго смотрит на меня.
— А зачем?
— Чтобы бросить яркий луч аналитического метода на неясности тогдашней конъюнктуры.Но они находят общий язык. Да и общество друг друга им явно в радость. В самом начале дядя напирает на "взрослый" язык. Очевидно, чтобы девочке стало скучно и она поскорее бы побежала заниматься своими делами. Но девочка не так проста)) Она цепляется за знакомые слова и поток вопросов не ослабевает.
Взрослому ничего другого не остается, кроме как сдаться Лиде. И дядя рассказывает ей историю про яблоко с ножками.
Именно ради этого эпизода, на мой взгляд, Аверченко и задумывал этот рассказ. Как только взрослые оставят весь свой снобизм, всю напускную взрослость и распахнут глаза и позволят себе взглянуть на этот мир глазами ребенка, то им откроется куда больше, а жизнь будет намного ярче.
В рассказе "Вечером" Аркадий Тимофеевич в очередной раз напомнил, что диалог между двумя людьми возможен, если приложить усилия и постараться понять и принять сторону другого. И не важно, кто перед нами - ребенок или человек иных взглядов.
43403