
Ваша оценкаРецензии
Аноним29 июня 2025 г.Все пути ведут к Нему.
Читать далееНе помню, когда в последний раз с таким наслаждением читала поэму. К произведениям в стихах всегда подхожу с опаской: читать их сложно, и очень часто внимание рассеивается, и ты вынужден по много раз перечитывать одно и то же. Но к поэме я пришла после пробы почитать английскую классику, которую беспощадно бросила на двухсотой странице, потому что сил больше не было читать эту скучищу. Хотя, возможно, меня все-таки сломал Сорокин и дверь к классикам теперь закрыта.
Забавный диалог у меня состоялся на кухне после финальной страницы поэмы.
- В чем главная трагедия человека? - спросила я.
- Изгнание из Рая, конечно же. В котором виновата женщина: сама соблазнилась и съела яблоко, так еще и Адама накормила, - ответил мужчина, который вообще не верит в Бога.
Женщина, разумеется, виновата, слабый пол, что поделать. Но Адама ведь насильно никто не заставлял есть это яблоко, так что с версией «во всем виновата женщина» я не согласна. А вот то, что мужчина и рад соблазниться был, с этим трудно спорить. Но это все лирика: съели и съели, и оказались изгнаны на грешную землю. И вместо эдемских садов и отсутствия забот род человеческий уже много лет выживает на земле. Судить, хорошо или плохо получается, не мне. Главное - быть готовым к бессмертию души.
Поэма венгерского писателя рассказывает одну из версий, что же происходило с первыми людьми после соблазнения Евы Люцифером. Мы будем перемещаться между странами, скакать из века в век, и всегда Адам будет встречать свою Еву. Созданы они были друг для друга в эдемском саду, и нити разорвать очень сложно. Соблазнена была не только Ева, но и сам Адам купился на сладкие речи Люцифера о свободе, о знаниях, которые от него Бог скрывал, и, отвернувшись от Бога, доверил свою судьбу главному противнику Бога. Картинки, которые пронеслись перед глазами Адама, не внушали надежд. Знаний, о которых красочно рассказывал Люфицер, он не получил, зато в полной мере ощутил весь спектр эмоций грешнего человека: от разочарования до уныния. И вернулся к своему создателю. Единственное, что хочется добавить: какими бы тропками ни ходил человек, где бы он ни находился, в конце своего пути он придет к Богу. И хочется верить, что так же как и в поэме, создатель не отвернется от блудных сынов и дочерей, а выйдет навстречу и заберет в другой мир, в котором не будет больше места страданиям.
22148
Аноним10 июня 2025 г.Мудреных слов твоих круговрашенье Так длительно, что прямо нет спасенья!
Читать далееЯ слишком смертна, так глупа,
Чтоб оценить сей опус по заслугам,
Но 332 страницы я прочла,
И рада нашей с автором разлуке!
Вот так неумело и нескладно решила я начать свою рецензию на поэму Имре Мадача "Трагедия человека".
Автор свой опус начинает с создания Богом материи и первых существ, в том числе разумных, Адама и Евы.
Все ангелы-архангелы восхвалили Бога за такой шедевр, но только Люцифер высказал свое мнение, не таясь, что немного ума собственно и надо, чтобы создать сей примитив.
"Твой долг - хвалить меня, а не хулить"-обиделся Бог и решил поспорить с Люцифером, соблазняться ли первые люди древом познания и откажутся от Рая.
Как мы все знаем, что спор Люцифер выиграл, а Адам и Ева были изгнаны из Рая.
В последующем Адама и Ева перерождаются и описываются Египет, Афины, Рим, Константинополь, Прага, Лондон, Космос и конец времен, всюду Адама сопровождает Люцифер. Много они говорят, много размышляют, много понимают, конец один "Надейся и борись!".
Про вечную борьбу Адама за свободу написано очень много, Мадач своего героя доводит до собственного понимания и принятия сквозь тысячи лет, Еву описывает как глупое и милое создание. Люцифер у автора получился не злом, но думающим, циничным и свободолюбивым.
Если вдруг Вам не захочется читать так много слов, на основе "Трагедии человека" был выпущен мультфильм с одноименным названием, где очень подробно и красиво воспроизведена поэма.
1168
Аноним28 апреля 2013 г.Философская драма в стихах, где Адам и Ева, ведомые наваждением Люцифера, проходят сквозь века: Египет, Греция, Рим, Константинополь, Прага 1615 г, революционный Париж, пролетарский Лондон, утопия, космос, остывающая земля.
Пессимизм и оптимизм, смерть и бессмертие... В родной Венгрии сочинение расхватали на цитаты. Достойное произведение на уровне Гёте, Данте или Мильтона. Исследователи усматривают то гностические мотивы, то Киркегора.
9555