Старинный мрачный замок, скелеты в шкафу и мистика.
pirsova
- 180 книг

Ваша оценкаЖанры
Ваша оценка
Еще одно творение припозднившегося мастера готики - Джозефа Шеридана Ле Фаню. Припозднился он потому, что творил уже на излете интереса к умирающему жанру, лучшие годы востребованности готической продукции остались уже позади, романтизм выцветал вместе со своим леденящим душу направлением. И все же, некоторые писатели продолжали упорствовать и цепляться за уходящий в историю жанр, сочиняя новые истории - каламбур получился. Правда, эти новые истории удивительно напоминали старые, уже прозвучавшие в более ранних произведениях.
К сожалению, творцы готических произведений работали в жестко заданных рамках, ограниченных рядом обязательных деталей, которые использовались или все, если речь шла о большом романе, или выборочно, если это был рассказ или новелла. Но что-то из перечисленного должно было присутствовать в обязательном порядке: призраки, живые мертвецы, вампиры, встающие из могилы, страшные клятвы, неминуемые предначертания, скрытые преступления.
Сегодня читать подобное уже совсем не страшно, скорее даже забавно, и такая нарочитая ужасность даже доставляет какое-то ностальгическое удовольствие, есть в этих рассказах, детских с точки зрения развития хорроровской литературы, в самом деле что-то детское - "пионерлагерное" в духе "красная рука, чёрная простыня, зелёные пальцы".
В рассказе "Призрак мадам Краул", который также известен в другом переводе "Дух мадам Краул" из тех обязательных элементов, что я перечислил выше имеют место быть, как минимум, два - призрак (на это само название указывает) и скрытое преступление. Что это было за преступление и каковы были его обстоятельства я рассказывать не стану, дабы не заработать лейбочку "спойлер", только намекну, что при желании можно найти что-то общее с лесковской "Леди Макбет Мценского уезда". Ну что же, кажется, я и так сказал уже слишком много....

Призрак мадам Краул
Ищите прям-прям готическую мистическую историю, сработанную по всем канонам? Тогда обратите внимание на этот рассказ.
Атмосфера проработана более чем хорошо, так и хочется поверить в эти мрачные коридоры, пугающую обстановку и страшные ночи. При этом с этим не перегнули: там, где мистики не было, в обычной жизни героев, оставалась та часть атмосферы, которая не позволяла расслабиться, но не давила.
Сюжет достаточно логичный, объяснений достаточно много (часть оказалась необъясненной, что часто делают в мистических произведениях), финал отличный. В описанные события легко поверить, повествование располагает к себе.
Да и я была бы рада увидеть роман с идеей этого рассказа, хотя и в этом малом объёме она была раскрыта очень даже хорошо. Или даже посмотреть такой вот фильм, возможно, немного в другом сеттинге, но не суть.
В общем, хороший пример классики мистической готики. Советую этот рассказ всем любителям этого направления

Ле Фаню пишет готику и мистику? Да бросьте. Чистейший реализм и муки, как это ни банально, совести. Если в предыдущих рассказах автора еще можно было усмотреть сомнения, где реальность, где потустороннее... есть ли призраки и умеют ли духи мстить... то здесь с первых строк всё абсолютно однозначно и понятно. Особенно страшно, что история, придуманная в 19 веке, повторяется опять и снова. Разве что виновников вряд ли будет преследовать чёртик-совесть за замученных в подвалах детей.
Смотрю, у этого рассказа ещё и экранизация есть, от отдельных кадров стынет в жилах кровь. Что оказывает, истинные ужасы это не таинственное сверхъестественное, а то запредельное, что умудряется сотворить человек.
А Ле Фаню таки мастер нагнетания атмосферы. История разворачивается в воспоминаниях старушки, которая была непосредственным участником событий, когда ей было всего 14 лет. Первое рабочее место, первый мрачный особняк, первые страшные открытия. Девочка боится, бабушка вспоминает, читатель ощущает чёрный и липкий ужас. Каким-то образом знаешь, что произойдет, знаешь, что изменить и повлиять на происходящее нельзя - и это дополнительный груз. Причём двойной - ибо события завернуты в два слоя - та девочка 14-летняя тоже ничего не изменит, ибо преступление произошло до того, как она родилась.
Интересно, что безумную мадам Кроул не заперли в бедламе, а содержат на дому (плюс в карму сыну - хоть и не часто навещает, но хотя бы даёт помереть дома). В шкафу висит кожаный пиджак с ремешками и пряжками - старинная смирительная рубашка. Мадам щеголяет то в ней, то в попугайских нарядах и боевой раскраске - и неизвестно, что пугает больше.
Описанию останков мальчика посвящено всего пара предложений. Но, если честно, от них так жутко, что выть хочется. Скорчившаяся фигурка - представляете, как умер ребёнок? Просто сел и в отчаянии замер навсегда. Один, в темноте, от голода, от предательства, от отчаяния и одиночества, без воды. Зная, что один человек может его спасти. Но не станет этого делать, не выпустит. Как долго длилась агония?
И это совсем не фэнтези. Это происходит сейчас тоже.
















Другие издания


