
Подборка по игре Ламповый флэшмоб 2018!
Lampomob
- 2 136 книг

Ваша оценкаЖанры
Ваша оценка
Эта книжечка окончательно и бесповоротно утвердила меня во мнении, что отнюдь не количество читателей говорит о качестве произведения, к тому же, я теперь не боюсь небольших объемов, пусть мне и хотелось читать еще и еще.
Несмотря на то, что имя Карела Чапека мне знакомо с далекого детства, я впервые с ним познакомилась. Теперь могу уверенно заявить, что знакомством я была очень довольна! Как много психологии здесь было - просто удивительно! Какой богатый, должно быть, внутренний мир у писателя, когда он так мастерски изображает своего героя.
Читая новый роман, я зачастую замечаю, что авторы выписывают главного персонажа, показывая мир его глазами, мы, читатели, понимаем его характер через отношение к другим персонажам, через то, как он ведет себя в той или иной ситуации. И я довольно редко (если не сказать, впервые) сталкиваюсь с подобной структурой, где читатель узнает главного героя Фолтына по рассказам нескольких людей и их отношению к горе-композитору. Очень необычное чтение получилось, увлекшее так неожиданно с первых страниц.
Бэда раздражал своей подлостью, капризами, тщеславием, манипуляцией близких ему людей, но было в нем что-то такое... Не знаю, как сказать правильней... Знаете, бывают такие люди, ну гаааады невообразимые, а окружающие, даже зная натуру этого человека, не то чтобы тянутся к нему, но начинают сочувствовать ему и помогать, если требуется. И даже мне в самом-самом конце стало жаль Фолтына. Когда в человеке есть определенная сила, упорство, идея - долгоиграющая, негаснущая - за которую он хватается с маниакальным практически усердием, неотступно и верно, но использует при этом аморальные методы, становится грустно. Как часто в школе учителя говорят двоечникам: "Эх, Вася, твою бы энергию, да в нужное русло", так и здесь.

Неожиданный подарок. Хотя имя автора должно было меня подготовить к изначально высокой планке произведения, но помню, как давным-давно забраковала его, прочитав только название - "наверное какая-то скучища", - подумала тогда я (молодо-зелено). Заново наткнулась на него только сейчас, пока искала озвученные рассказы Чапека.
Читается с большим интересом. В центре сюжета Бэда Фолтын, которого язык не повернётся назвать героем. Сначала это мальчик, потом подросток, юноша, молодой мужчина и т.д., представленный глазами тех, кто его знал в тот или иной период времени. Наверное такой персонаж получается в реальной жизни, если человеку даётся талант, но впоследствии не укрепляется ни усердием, ни требовательностью к себе, но только тщеславием. Усидчивости хватает лишь на лелеяние артистической шевелюры.
Сначала о нём рассказывает бывший школьный товарищ, затем девушка, сосед по жилью, жена (вдова), музыкант, чьим меценатом выступал одно время Фолтын. Все оказались недостаточно хороши для него, чернью, переступив через которую, удалился обиженный и непонятый гений (иногда унося кое-что посущественнее своей обиды). У каждого рассказчика свой стиль, личность, уровень. Видно, как его "временные попутчики" становятся старше или взрослее (по мере работы над собой), лишь он совершенствуется только в приёмчиках воздействия на воображение, талант же его зачах, пригодный теперь только для быстрого запоминания и воспроизведения услышанного, но не для творчества. "Жаба, ты чего такая противная, скользкая, в пупырышках? — Да, неее, я не такая, я белая, пушистая...просто сейчас болею я". Так и Фолтын отговаривается не-настроением, когда приходит момент продемонстрировать свой дар.
Этот роман, неоконченный автором, дополнен информацией, сообщённой женой писателя, которая была посвящена в его творческие планы. Но и без этих дополнений, для меня, не желающей привыкать к финалам, оборванным на полуслове, вещь показалась завершённой. Хорошим окончанием стал монолог "о личности и искусстве", в который перешел рассказ очередного свидетеля жизни Бэды. Человек этот, преданный музыке, настоящий профессионал настолько выразительно и полно подводит черту под чередой авантюр Фолтына, что роман не выглядит незавершённым. Мне думается, что Чапек предчувствуя близкую свою гибель, и понимая, что не успеет написать все задуманные ранее сцены, которые собирался включить в роман, написал эту блестящую концовку. Она так хороша, что не представляю её в середине произведения. Она мощна как завершающий аккорд.
Я бы и 5/5 поставила, но меня прям ввергают в душевную дисгармонию люди, подобные Фолтыну, вспоминаешь их, начинаешь перебирать возмутительные случаи, подобные описанным в книге, запоздало и не впервые возмущаться - значит переслушивать не буду (разве что отдельные цитаты), но книга блестяще написана, с интересом читается, и как бывает в хорошей литературе, содержит в себе зёрна философии. Однозначно рекомендую и уже наметила жертвы, которым не отвертеться.

Эта книжка удивительна своей структурой. Каждая глава – как свидетельское показание всех более-менее значимых знакомых Фолтына. Вот только расследования никакого по факту нет, разве только что им можно окрестить духовные поиски (да какие там поиски, он уже всё нашёл) автора (нашёл, и теперь хочет посвятить в это читателя, распространить свою точку зрения). Объём расследования и временные рамки потрясают: показания дают друг детства, «первая любовь», университетский сосед, жена, и многочисленные т.н. «коллеги по искусству». Показания эти великолепны тем, что даются людьми спустя долгое время, с довольно критичным и взвешенным отношением к прошлым самим себе и прошлому Фолтыну. Просто ммммм!
Особенно хорош рассказ про детство гг. Из него следует, что у Фолтына были задатки, но слишком уж он увлекался внешней стороной дела. Шевелюрой своей… Если ты в душе творец, то ты и с лысиной таковым останешься. И вместо того, чтобы развивать задатки, он только мечтал, да пытался выстроить видимость успеха. Довыстраивался.
Удивительно, что жена его, женщина бесцветная, по свидетельствам многих гостей, оказалась ещё и вполне себе рассудительной, холодной и довольно мягкосердечной по отношению к гг. Будь у неё иной характер – и нам пришлось бы жалеть эту женщину, а такая в данной ситуации она вызывает только уважение.
Почему-то мысль о плагиате вкралась ко мне в голову задолго до того, как повёл свой рассказ доктор Петру.
Троица студентов консерватории (у которых крал Фолтын) и слепой Каннер, пожалуй, самые интересные персонажи. И потому что они действительно талантливы, и потому что – студенты и раздолбаи, и потому что играючи создают. Не отрицают себя в том, что создают, как Ян Троян.
А вот последний как раз, строгий и взыскательный, и, как ни странно, именно поэтому призванный Фолтыном за-ради инструментовки, вроде бы выражает точку зрения Чапека, но в итоге ударяется в патетику, с толкованиями Библии, и т. п., и диктует то, что творец должен пренебрегать своим «я». Вот это – единственное не понравилось. Если бы все, создавая что угодно, пренебрегали бы собственными взглядами, если бы не выражали индивиуальное своё, если бы в творчестве не отражался характер создателей – всё было бы однообразным и одинаково патетичным. Кажется, будто здесь просто неточно выражена мысль о вреде фанатичности тщеславия.

Когда я слышу или читаю о «духовной кристаллизации», «формальном перевоплощении сущности», «творческом синтезе» и тому подобных вещах — мне становится дурно. Боже ты мой, люди, думаю я, ткнуть бы вас носом в органическую химию (не говоря уже о математике), тогда бы вам не так легко писалось!

Так и кое-кто из нас берет на себя задачи не по плечу, а из этого всегда получается трагедия.

с этим Фолтыном странное дело: такой плагиат, убожество и балаган, а несколько крупиц в этом все-таки было. Правда, для целой жизни этого маловато, сударь, но на Страшном суде не должна затеряться ни одна крупица золота. А Фолтын нам оставил даже две в своей несчастной лоскутной «Юдифи».















