
Ваша оценкаРецензии
Аноним28 августа 2019 г.Тьма не всегда означает зло, а свет не всегда несёт добро
Читать далееЕсть в США регион, именуемый Новой Англией, на самом деле это - самая старая Америка, она начиналась именно отсюда, из этих штатов: Массачусетс, Вермонт, Мэн, Коннектикут, Нью-Гэмпшир и Род-Айленд. И еще, благодаря творчеству уроженца одного из этих штатов, а конкретно - Род-Айленда, Новая Англия стала чуть ли не самым ужасным местом на земле, такой концентрации "ужасных" точек на столь малом пространстве нет больше ни где.
Вот и в очередной повести дело происходит снова в Новой Англии - в Массачесетсе, недалеко от никогда не существовавшего в реальности города Аркхема. Речь идет о посещении Земли некой инопланетной сущностью, или, может, правильнее сказать - субстанцией. В какой-то степени этот рассказ предвосхищает "Пикник на обочине" Стругацких. Конечно, философские аспекты тут пожиже будут, ну так Лавкрвфт и не пытается философствовать, его дело - нагнать ужаса, что ему, как всегда, блестяще удается.
Хотя, поправлю сам себя - всё же рассказ не так прост, и во многих вещах по настоящему революционен для своего времени. Я не знаю, пытался ли кто-нибудь из фантастов до Лавкрафта изображать инопланетный разум, как некую, непостижимую человеком, сущность. По-моему именно Лавкрафт первым отказался от антропоморфности носителей иного разума, подав идею будущим авторам, среди которых окажутся Стругацкие и Лем. Даже неясно, обладала ли "цветная" сущность разумом в нашем - человеческом - понимании, или же это была какая-то колония простейших, а может "сложнейших" микроорганизов (а, может, и не микро), паразитирующих на биологических объектах, что-то вроде грибковой плесени. Тут нельзя не вспомнить повесть "Шепчущий во сне", там носителями разума были грибы, здесь, возможно грибки - Лавкрафт экспериментирует.
В рассказе описано некое вещество, которому нет места в нашей земной системе химических элементов. Ученым так и не удалось выяснить природу материала, из которого состоял злосчастный метеорит. Вещество это вело себя вопреки всем земным физическим законам, однако вскользь Лавкрафт намекает, что, возможно, оно прибыло из мира, где жизнь основана не на водороде, как основном элементе обмена, а на кремнии, об этом говорит факт, что кремний был единственным элементом, вступавшим с неведомым веществом в контакт. Идеи о кремнии, как возможной альтернативной основе жизни, высказывалась учеными задолго до Лавкрафта.
Неведомое вещество, естественно, дает в спектре неведомый цвет. Я не физик и не химик, но мне кажется, что здесь Лавкрафт явно вступил в противоречие с наукой. Но, не вникая в тонкости спектрального анализа, а говоря только о возможностях человеческого глаза, нам придется признать, что описанная в рассказе ситуация в принципе невозможна, глаз в состоянии принимать только определенные волны, все возможные оттенки которых хорошо известны. Если же инопланетная сущность и излучала некую ультра или инфра волну, она бы, все равно, осталась вне зоны нашего восприятия.
В плане же хоррора рассказ вполне на уровне автора, начинаясь плавно и даже скучновато, он переходит в мощное крещендо всепоглощающего нечеловеческого ужаса. Сам Лавкрафт считал этот рассказ лучшим в своем творчестве. И, если о его наследниках этой идеи в фантастическом аспекте я уже упомянул, то в хоррорском это, конечно же, Стивен Кинг с его "Сиянием".
1324,9K
Аноним15 июля 2020 г.«Истина где-то, но не там».
Читать далееЭтой истории очень не хватает Фокса Малдера и Даны Скалли. Ну похоже же на сюжет из стареньких «Секретных материалов» (именно стареньких, не путать с современными, которые так себе). Аж на ностальгию потянуло. Тут тебе и американская глубинка, и семейство фермеров, и гости с неба, и странное свечение, которое из всего высасывает жизнь. Малдер и Скалли точно бы распутали сие.
Непривычный Лавкрафт, говоря простым языком. Обычно-то у него все со щупальцами, с жабрами, с рыбьим душком. Хоть какая-то, пусть неописуемая, но форма есть у прочих его ужасов. А тут настолько неуловимый страх, что вначале даже непонятно, а стоит ли вообще бояться.
Прилетевший из глубин неисследованного космоса метеорит «осчастливил» собою простое семейство. Из Аркхема (что же так не везло этому городу?) потом наезжали ученые, изучали метеорит, чесали затылки, ничего не понимая, – и благополучно укатывали обратно. Отчего-то метеорит не остался местной достопримечательностью, а растворился, скорее всего, ушел в почву.
Соприкосновение с «неправильным» не может не быть болезненным. Местные флора и фауна поневоле становятся подопытными для неестественной внеземной сущности. Разумные люди уехали бы от такого подальше и забыли бы, как страшный сон. Но герои Лавкрафта удивительно упрямы и не хотят оставлять свою землю. А когда осознают, во что вляпались, отмахиваться и бежать уже поздно.
Мне, если честно, было жутковато. Прослушано было поздней ночью, да еще в полном одиночестве. И я боялась из комнаты выйти – от такого-то. Все-таки лучше Олега Булдакова Лавкрафта не читает никто.892,8K
Аноним30 декабря 2020 г.К нам из космоса летит неголубой метеорит.
По окончании опытов ученые не смогли его классифицировать. Ничего подобного на земле не встречалось, это был осколок мира, наделенный непонятными свойствами и подчинявшийся чуждым законам.Читать далееЛюблю Лавкрафта, есть что-то для меня притягательное в любовно созданной им Вселенной со всеми этими инопланетными тварями, древними богами, городами-гигантами, переходами между мирами и отчетливым флёром безумия. Вроде я все же любитель экшенового хоррора, а это не о Лавкрафте, у него больше в атмосферу, чем в действия, но везде свои исключения, и его притягательность для меня стала бесспорной. Люблю побродить по созданному им миру, что населен жуткими, неподвластными человеческому пониманию тварями, пришедшими кто из глубин космоса, а кто из глубин океана, так что с удовольствием прочла и данный жутковатый рассказ.
В этом небольшом произведении речь пойдет об окаянной пустоши к западу от Аркхема. Молодой человек оказался в тех краях по делам, нужно было сделать замеры и прочие работы для возведения нового водохранилища. Заинтересовавшись таким необычным названием местности, он решил поподробнее разузнать у старожилов, что за ним стоит. Основная масса предпочла отмалчиваться, что-то невнятно бормоча о глупых слухах, но вот один из них, бывший свидетелем загадочных событий, что не прошли даром для его рассудка, согласился рассказать историю, произошедшую в их краях лет сорок назад, в 80-х годах 19 века.
Однажды за колодцем самой обычной фермы упал метеорит, издававший странное, неземное свечение. Вызванные из города ученые попробовали что-то узнать о нем, но не особо успешно, так как камень вскоре растворился, но, будучи другой формой жизни, успел оставить в воде, почве и воздухе свои семена. И вот уже выращенные на отравленной земле фрукты и овощи нельзя употреблять в пищу, ветки деревьев живут собственной жизнью, вода в колодце непригодна для питья, а местные представители фауны и рода человеческого медленно, но верно сходят с ума и умирают от таинственной болезни, что уничтожает их кости и плоть, предавая всему странный неземной цвет...
P.S.: Не могу не поделиться впечатлениями о недавно вышедшей экранизации, потому что такого лютого наркоманского дешевого трэша я давно не видела, это было настолько плохо и абсурдно, что даже хотелось досмотреть до конца, чтобы увидеть, что же еще создатели сюда напихают и как отвратительно это обыграют. Дело даже не в том, что от истории остались рожки да ножки, из рассказа сложно выжать полнометражку, но такую феерическую х@рню еще надо умудриться снять!632,5K
Аноним19 марта 2020 г.Метеорит по-лавкрафтовски
Читать далееВот какой все таки суровый и мрачный взгляд у товарища Лавкрафта! Ведь может же нормально падать на Землю под видом метеорита Супермен. Или, как у Шекли, целый корабль с инопланетными дипломатами, легко прогоняемыми с фермерского поля при помощи угрожающего размахивания лопатой. Ну, на худой конец, упади взаправдашний метеорит, ну как в Челябинске, или целый метеоритный дождь, как в мульт-сериале про Конана. Тунгусского метеорита тут никак не получается, радиус действия не тот. Нет, надо чтобы метеорит оказался чем-то, что вошло в контакт с землей и кривобоко приступило к терраформированию. Формирование терры стало происходить прямо вместе со всеми ближайшими аниматами, включая и людей. А так, тоже в огород к фермеру эта пакость свалилась, как принято во взаимоотношениях американских фермеров и метеоритов.
Вот хотел я прочитать этот рассказ и отзыв свой связать с выступлением Дугина в его экспертизе, посвященной Лавкрафту и его богам-идиотам (Ктулху там всякие и прочие Дагоны). Но этот рассказ про существ из, как говорит Дугин, Тартарары, которыми пугают обитателей Ада, ничего не говорит. Хотя...
Да нет, никакого "хотя" нет. Нечто на протяжении всего рассказа мучительно изменявшее терру с аниматами, что, по крайней мере для аниматов закончилось смертью, окрашивая все в свои традиционные, естественно, иномирские цвета, поковырялось в американской фермерской земле, да и двинула восвояси, либо еще куда-нибудь. Среда пришлась этому зловещему нечто не по вкусу.
А ведь, вроде забурилось хорошо, в колодец, там попутно схавало несколько человек и, возможно, намеревалось копнуть поглубже. А там, извините, Ктулху с Дагоном и всей этой компанией богов-идиотов из Тартар, что еще глубже и зловещей самого Ада. Ну этого, если что, Лавкрафт уже не писал. Просто надо же как-то логически объяснить внезапное ретирование и сваливание этого капризного или боязливого нечто.
362,4K
Аноним26 января 2019 г.Ужас с неба неземного цвета
Читать далееУвидел новость на портале LiveLib о готовящейся (возможной) экранизации произведения Лавкрафта "Сияние извне" (или по-другому "Цвет из иных миров"), решил перечитать этот рассказ великого мастера ужасов. И не разочаровался. Умеет Говард нагонять страх даже просто описывая ландшафт (начало рассказа) - место, где произошли события, описываемые в этом произведении. Написанном, кстати, в 1927 году.
И ведь, по сути дела, сюжет простейший. На территории одного из фермерских хозяйств в Новой Англии упал метеорит. Сколько подобных сюжетов было позже и что мы можем вспомнить сразу, как запомнившееся? Мне на ум пришел только "Пылающий остров" Александра Казанцева и "Эта тварь неизвестной породы" Сергея Жарковского, ну и, конечно, фильм "Сталкер", который лишь условно является экранизацией "Пикника на обочине" Стругацких. Но у Лавкрафта все более ужаснее... Сразу, просто и насмерть, без всяких дополнительных интриг. Ему же не требовалось размазывать свою идею, как сейчас модно, до романа...
Итак, странный метеорит внедряется в почву, воду и все сущеее в месте падения, начиная постепенно... высасывать жизнь из всего. Как сказал один из героев, это просто сияние изнутри, оно светится нереальным цветом (не светом!) и обжигает, пожирая жизнь. Удивительно, как автор, ни разу не назвав что же это за неземной цвет и кто его извергает, нагнетает столько страха.
Как и часто бывает в ужасниках, в конце все умерли. Почти все. И осталась только Испепеленная пустошь - место, где с момента падения метеорита не растет ничего живого, а только серый пепел (или что-то похожее на это). Само же нечто, насытившись жизнью, исторглось в небо, в открывшееся прямо среди облаков окно... Такие вот страсти.
Отмечу, что желание экранизировать данный достаточно популярный рассказ Лавкрафта уже не раз реализовывалось. По мотивам данного произведения создано несколько кинокартин: "Умри, чудовище, умри!" (1965 г., американский режиссер Борис Карлофф); "Проклятие" (19187 г., американский режиссер Дэатд Кейт); "Цвет из тьмы" (2007 г., итальянский режиссер Иван Зуккон); "Цвет" (2008 г., немецкий режиссер Хуан Ву). А в обещанной новой экранизации обещают в главной роли Николаса Кейджа, а значит, однозначно хотят сделать крутой страшный экшн. Я бы посмотрел...182,7K
Аноним7 ноября 2015 г.Читать далееКак ни странно, это мое первое знакомство с Лавкрафтом, более чем удачное. Атмосфера недосказанности, мистики, чего-то пугающего, неизвестного, но надвигающегося неотвратимо. Не смотря на то, что Лавкрафта я ранее не читала, Аркхэм - сочетание звуков, наполненное чем-то особенным. Аркхэм давно живет собственной жизнью. Поэтому упомянутое в тексте название города, место действия, расположенное географически поблизости, все это заранее добавляет +20% к атмосфере липкого страха и неизбежности. Вот так созданное Лавкрафтом творение дает почву полчищам фэндомов, фильмов, сюжетов, игр; а затем, выдернутое уже оттуда, снова начинает работать на Лавкрафта.
Чудесный сюжет. Нет вычурности и показушности, который страдает как современный кинематограф, так и книгоиндустрия. Автор не ломает часами голову над тем, как добавить произведению зрелищности и пункты рейтинга. История ради истории, ради себя и ради читателя. Но не ради читателя, который гонится за популярностью и яркими обложками. Лавкрафт - изысканный сорт кофе, вина (сравнивайте с чем хотите); наслаждение для любителей, а не поверхностных тестеров.
В общем, я осталась в восторге. Нужно только добраться до следующих произведений.171,4K
Аноним19 июня 2012 г.Читать далееНаписано в рамках игры "Несказанные речи..."
Такой жанр как УЖАСЫ идет тяжело, даже глаза и уши закрываю, если попадаю на подобные фильмы. Потому и обходила стороной творчество Кинга, Лавкрафта и Кунца. Понимаю, что упускаю очень многое, потому все же решила ознакомиться с произведениями Лавкрафта.
"Сияние извне" - это даже не книга, это небольшое произведение, собственно потому с него и начала. Ох, не прогадала! Если сравнивать, то Кинг пугает не так, его книги более человечны, что ли, наполнены мистикой из нашей мифологии, обоснованы психологией и физиологией, персонажи как будто бы знают, чего именно они боятся.
А у Лавкрафта по-другому: с каждой страницы, с каждой строчки веет холодным ужасом, неизведанным и находящимся за гранью привычного восприятия. Страх неизведанного становится материальным, в то время как то, что пугает - совершенно чужое. Страх неизведанного, разрушительного нечто. Того Нечто, что чуждо нашему привычному миру.Это история о том, как однажды попав на нашу планету это Нечто отравило воду, изменило землю. Растения, напитавшись новой непривычной силой выродились, животные ушли, и неизвестно что унесли в разные стороны в своих жилах.. Но люди не животные, держась своей земли, они не поддались первому страху, они остались.. и столкнулись с неведомой, страшной смертью. А Нечто.. оно осталось жить, медленно распространяясь черным пятном...
Словами этого не передать, я никогда не думала, что страх может быть таким. Это потрясающее атмосферное произведение, настолько живое и настоящее, что меня трясло еще неделю независимо от времени суток. Произведение, умещающееся на немногочисленных страницах, повествующее всего лишь об одном происшествии, охватило будто бы каждую клеточку тела. Не надо было даже закрывать глаза, чтоб вновь и вновь ощутить этот страх, переходящий во вполне конкретную физическую боль - дома в одиночестве или в толпе на ярком солнце, неважно, сердце сжималось вновь и вновь. Даже читая уже следующую книгу, дабы перебить ощущения, стоило лишь на мгновение отвлечься, и перед глазами вновь всплывало потустороннее сияние.
17986
Аноним9 декабря 2018 г.Читать далееНикогда до этого я не читала Лавкрафта. Да и жанр ужасов стараюсь обходить стороной. Хотя вопрос спорный - Кинга в моем прочитанном становится всё больше и больше. И возможно причина того, что Говарду Лавкрафту не удалось меня впечатлить было именно в этом. Все же ужасы такого приземленного плана, психологические, исходящие от самой человеческой сущности, мне ближе. Ну и да, намного страшнее.
Сюжет данного рассказа довольно интересен, хоть и сам рассказчик не особо показывает себя читателю. Да и про его работу опять же ничего не ясно. Большие вопросы у меня лично вызывает и будущее водохранилища - а не попрет ли туда та зараза из колодца?
Про ужас Лавкрафта - не впечатлилась. Может воображения не хватило, может знания о быте описываемого периода.
В следующий раз лучше Кинга почитаю :)162,3K
Аноним18 января 2019 г.Читать далееЕсли у вас живое воображение и пугливая душа, то, заклинаю, не читайте рассказ после захода солнца. При этом не важно, в ночном городе Вы (где много огней, которые могут показаться очень, очень странными) или в уединенном домике (за окном которого колышутся ветви и раздаются скрипы).
"Сияние извне" о неизведанном, что однажды приходит из неизвестного и приносит что-то страшное (да, да, такое, казалось бы, обычное клишированное неизведанное). Хорошо бы всегда и на каждом неизведанном висел ярлычок "для изучения"/"для ужаса", чтобы сразу стало понятно бежать ли со всех ног или распаковывать чемодан с приборами. К этому не прикрепили. Так что, когда оно свалилось из космоса, серьезные дяденьки пришли, образцов настругали, эксперименты по всем правилам провели, ни к чему не пришли, да и бросили неблагодарное дело. Неизведанное же осталось, обустроилось. Хозяйство себе подготовило, честь по чести. Это нам, которые фамилию автора на обложке видели, хочется кричать "Бегите, глупцы!", а героям то никто не сказал. С другой стороны, у Лавкрафта как раз от ужаса и безумия никуда не сбежишь. Остается только наблюдать за разворачивавшейся картиной и верить, что к тебе во сны не проникнет. Сновидения же только начало.112,1K
Аноним5 марта 2021 г.Читать далееБесподобный рассказ, с мастерски переданной атмосферой ужаса, яркими красками, позволяющими представить эту картину, несчастную семью Гарднеров и ту безысходность, с которой ей пришлось столкнуться.
Это классический пример первоклассной литературы, написанной в смешанном жанре фантастика с элементами мистики. В произведении присутствует всё самое лучшее, что есть в двух популярных литературных направлениях. Говарду Лавкрафту удалось очень чётко и ярко описать вторжение в наш мир чего-то чуждого и непонятного. В должной мере автор сумел передать реакцию семьи, обитающей на ферме, рядом с которой упал загадочный метеорит. Ну и апофеозом, безусловно являются фантасмагорические трансформации, вначале коснувшиеся растительности, затем животных и, в конце концов, людей. Жутко, мощно и просто непередаваемо пронзительно удалось Лавкрафту передать атмосферу произведения из своей головы на бумажные листы, в последствии сформировавшись в одно из лучших творения автора на протяжении всей карьеры.9706