Довлатов:Ирония — любимое, а главное, единственное оружие беззащитных.
Prosto_Elena
- 106 книг

Ваша оценка
Ваша оценка
Этот рассказ похож на легкую, почти невесомую прогулку по обыденности, за которой прячется неизбежное признание себя таким, какой ты есть. Довлатов показывает человека, который с ленивой тоской скользит по поверхности жизни, будто намеренно не решаясь нырнуть глубже. Его герой не устраивает бунтов, не стремится в иное измерение осознанности. Он просто живёт — тихо, вяло, почти не оставляя следов.
Для меня здесь речь о том, как мучительно хочется хотя бы захотеть быть лучше, но не хватает даже сил на это желание. Герой как будто наблюдает за собой издалека, с иронией и тихим согласием: да, вот такой я, и сдвинуть мне с места свою привычную лень не выйдет. Это не гордыня и не порок, а скорее что-то вроде дождя за окном — он просто идёт, и его не отменить. Мы все, может быть, в глубине души не против перемен — стать внимательнее, чутче, действеннее. Но потом... потом мы остаёмся в халате с пятнами, лишь бы не напрягаться лишний раз.
Довлатов выстраивает рассказ на крошечных деталях. Вот штаны с двумя ногами в одной штанине — детский эпизод, который герой тащит за собой всю жизнь, как символ своей уступчивости и нелюбви к хлопотам. Или его ленивое: «почему ты сама не купила раскладушку?» — вроде звучит смешно, но в этой фразе есть укол. Каждый диалог у Довлатова точен до интонации, а ирония острая, как карандаш, только что вынутый из точилки. Читаешь и вроде улыбаешься, но за этой улыбкой всегда стоит тень.
И финал их прогулки по Фонтанке — тоже без громких жестов. Взаимные обязательства двух людей, на первый взгляд, ничего не значат, но именно в этой «ничтожности» и прячется их сила. Двадцать лет вместе — через лень, через обыденное, через юморески, которые один назвал «гoвнoм», а другой увидел в них настоящее.
Этот рассказ не о победе над собой. Скорее, о тихом согласии жить без лишних ожиданий — без иллюзии, что жизнь обязана сверкать, а отношения должны быть необыкновенными.

С. Довлатов "Поплиновая рубашка".
Во многих рассказах образ жены, в этом-знакомство с ней и жизнь вместе.
Откровенный, как всегда, Довлатов, из тех, кто не стесняется говорить о своих минусах: в поведении, привычках, общении, отношении к работе. Это не привлечение к себе внимания. Он такой-иронично-откровенный- к другим и себе. "Хотя я действительно стараюсь избегать ненужных забот. Ем что угодно. Стригусь, когда теряю человеческий облик. Зато-уж сразу под машинку". "Я не помню, где лежат счета за электричество. Не умею гладить и стирать. А главное -мало зарабатываю. Я предпочитаю быть один, но рядом с кем-то...". Как должен быть терпим? Тот, кто рядом с ним живёт…
"За плечами у нас 20 лет брака. 20 лет взаимной обособленности и равнодушия к жизни. При этом у меня есть стимул, цель, иллюзия, надежда. А у неё? У неё есть только дочь и равнодушие. Трудно сказать, что нас связывало. Разговаривали мы чаще всего по делу. Друзья были у каждого свои. И даже книги мы читали разные". Лишь случайно увиденная малюсенькая фотография себя в общем семейном фотоальбоме дала вспышку- меня жена любит, ценит?: "Но я почему-то испытывал болезненное волнение...Значит, всё ,что происходит,-серьёзно. Если я впервые это чувствую, то сколько же любви потеряно за долгие годы?" Рассказ о любви. Жили вместе, но будто лишь внешне, а точек соприкосновения: разговоры, общие темы- не было вовсе. Спустя годы, увидев рубашку, Довлатов вспоминает ушедшее. Жена помнила и любила мужа, "образ" его есть в общем альбоме, пусть и крошечный.
В рассказе иронично предстаёт литературная каста тех лет. С одной стороны, писатель Данковский, который "печатается в толстых журналах". Он, ставший "ленинцем", был в почёте. Только те, кто следовали указаниям партии, могли рассчитывать на гонорары, не сходить с обложек газет. Писавшие о Ленине, в первую очередь. Таким был Данковский. Младший брат его тем временем сидел..., не шёл "заветами Ильича".
Сам Довлатов пытался писать, работая "в многотиражной газете". Даже жена не интересовалась его рассказами. Спорил, но не митинговал, писал, коли надо. Стал знаменитым.
Вспоминаю Гоголя, рассуждения его в "Мертвых душах" о двух типах писателей...Что изменилось? И во времена Довлатова, и сейчас-всё по-прежнему... Это даёт повод подумать о своих выборах в работе, жизни в целом.
Одна поплиновая рубашка, а вызвала воспоминания и о любви, и о писательском труде. У каждого в закромах масса таких историй...
Спасибо, что читаете.
#мысли #пишу #мюсли #литература #слово

Три вещи может сделать женщина для русского писателя. Она может кормить его. Она может искренне поверить в его гениальность. И наконец, женщина может оставить его в покое. Кстати, третье не исключает второго и первого.








Другие издания
