Читает Олег Булдаков
Nurcha
- 108 книг

Ваша оценкаЖанры
Ваша оценка
Кот и диван - далеко не главные герои истории, рассказанной Ли Мартином, но с другой стороны без дивана и кота история вышла бы совсем не та. Немножко в рифму получилось. Однако и кот, и диван понадобились автору ради нагнетания ощущения горечи и потери, как позднее признавался сам Мартин. Еще Мартин признался в том, что этот рассказ был вдохновлен другим рассказом - рассказом Рэя Бредбери "Я увидеть вас никогда". Ли Мартина впечатлило то, как с помощью казалось бы незначительных деталей Брэдбери филигранно передает тонкие оттенки эмоций.
"Кот на ужасном диване" - это поток эмоций главного героя - эмоций одиночества и безысходности. Его зовут мистер Лекс, и он переживает очень сложный период своей жизни. На самом деле его жизнь превратилась в безрадостную обывательскую рутину, в которой значительное место занимало пьянство. В один из запоев и был приобретен тот самый "ужасный" диван.
Его жена Вонни не обрадовалась этому приобретению, зато она обрадовалась появлению в доме бродячего кота, которого супруги приютили и назвали Генри, принц Бу-Бу-Ка-Чу. Почему котейка получил именно такое имя, а не какое-то другое, в рассказе не объясняется, да это и не главное.
Главное - это то, что супруги давно стали чужими друг другу, и наступил тот момент, когда Вонни набралась храбрости назвать вещи своими именами, и ушла от мужа после 33 лет совместной жизни. Кот и диван остались с Лексом.
В рассказе есть еще один герой - такой же одинокий господин Мендес, выходец с Кубы. Этот персонаж также дань рассказу Брэдбери, у того был мексиканец Рамирес. У Мендеса вместо кота был попугай Попкорн, который умел говорить "Гол!", и этот попугай пропал.
Мендес даже не догадывался, что невольным виновником его потери является сосед, который однажды без злого умысла проник в его дом и случайно выпустил попугая, а вот то, что птичка так и не нашлась вполне мог быть виноват кот Генри, который не всегда лежал на ужасном диване.
Но разница между Мендесом и Лексом в том, что первый еще не поставил на себе крест, и пытается бороться за счастье, пусть иногда и путем самообмана, так он пытается признать за Попкорна совсем другого попугая. И судьба вознаграждает его - к нему возвращается бывшая возлюбленная Ева.
И когда Вонни забирает у Лекса кота, оставляя ему только диван, он идет к соседу, наверное, хоть за какой-то моральной поддержкой, но тот слишком поглощен мишурой свалившегося на него "счастья". Взаимного понимания не случилось, каждый из них остался по-своему одиноким. Каждого из них жалко, но больше всех жалко птичку...

Глубокая философия завуалированная в небольшом рассказе. Брак, который уже целиком и полностью исчерпал себя. Два человека, некогда близкие, ныне – чужие. Вообще трудно как следует подобрать слова, чтобы описать всю ту меланхоличность и безразличие, которая затрагивается в рассказе. Реальная и жизненная история, слегка разбавленная странным котом, который оживляется всю картину.

Котики – особенные существа, без которых человеческая жизнь была бы пустой. События рассказа крутятся вокруг приблудного кота по имени Генри. От его хозяина уходит жена, с которой он прожил много лет, любви между супругами как таковой не было, но за годы сложилась тесная связь. Перед её уходом муж покупает диван, неважная деталь, но Ли Мартин её ярко обыгрывает. Я уже поверила, что диван – это главный герой рассказа, но это не так. Генри тоже проходит как второстепенный персонаж, но запоминается так же, как люди.
А у соседа мистера Мендеса улетает любимый попугай Попкорн…
У каждого своя потеря. Но жизнь продолжается.
Рассказ несёт в себе серьёзную смысловую нагрузку. Впечатление осталось неизгладимое, потому что автор наполнил небольшой текст настоящей неподдельной тоской, чувством вины мистера Лекса, атмосферой одиночества.
Даже представить сложно, как герою обидно: окружающих не волнует его тоска, но все обеспокоены пропажей попугая. Сознаюсь, что животных всегда больше жаль, чем людей, особенно, когда знаешь, что в бедах братьев наших меньших в 100 % случаев повинен человек.

Незнание того, что с нами произойдет, — иногда лучшее, на что мы можем надеяться.

— Заходи уже, — кивнул я. — Ты же знаешь, без тебя этот диван выглядит совсем паршиво.

Потом у нас поселился Генри, и все полетело в тартарары. Генри появился у наших дверей в конце октября, как раз когда похолодало и в воздухе повеяло зимой. Длинный, тощий полосатый котяра с рваным ухом, подволакивающий лапу, с наглой ухмылкой на морде — клянусь, я сам не знал, что коты могут ухмыляться, — но с самым жалобным на свете мявом. От его скрипучих рулад сердце Вонни сразу растаяло.