
Ваша оценкаРецензии
Anastasia24629 июля 2020 г."Вечность кончается там, где умирает Мысль..."
Читать далееДавно я хотела прочитать что-то похожее на "Солярис", и все-таки нашла) Романы Лема и Павлова рассказывают с разных ракурсов об одном и том же: о тяжелом труде людей науки, опасных экспериментах, об ответственности ученых перед природой, цивилизацией, будущими и нынешними поколениями людей. Чуть философские, полные приключений и населенными прекрасными, волевыми и отважными персонажами, романы эти возвращают веру в человечество (не все еще потеряно для нашей с вами цивилизации, если существуют люди, которые руководствуются не личными эгоистическими целями, а мыслят категориями более глобальными и готовы приложить все силы и, возможно даже, рискнуть жизнью, чтобы докопаться до истины или сделать этот мир чуточку лучше...) и в торжество науки, разума, веры (нет здесь никакого противоречия, если вдуматься)...
Помимо приключений, фантастическая повесть Сергея Павлова несет в себе детективный элемент, об этом - чуть подробней. Глубоководники, разведчики моря, ангелы моря и ангелы тьмы, акванавты и труженики бездны - как их только не называют в книге. Но сейчас Игорь Соболев и Свен Болл - не просто "люди-рыбы", они еще и спасатели. Ведь где-то там, на глубине около 3 км, пропал без вести их товарищ по научной стезе, еще один исследователь морских глубин, Вилем Пашич. Что случилось с ним, почему его напарник, Жак Дюмон поднялся в мезоскафе один, полный ужаса, и сошел с ума. Что творится в этих бескрайних океанских глубинах Индийского океана...
Увлекательно, динамично, местами жутковато; загадок будет много и на все автор даст подробные ответы (и жути, наверное, прибавится:)
Прекрасная научная фантастика, которая заставит задуматься, кроме всего прочего, еще и о вечном...
5/5, про ученых читать всегда интересно, тем более про таких отважных и эрудированных)
2042K
Sandriya21 сентября 2021 г.В объятиях Бездны...
Читать далееВот уж безобразие - практически до самого конца книги я собиралась ставить "Акванавтам" тройку, и только страниц за двадцать (из 203) до конца передумала. Уж слишком атмосферой эта повесть Павлова напоминает всем известный "Солярис": безграничное царство океана, измененные состояния находящихся под толщей воды людей, воспоминания о потерянном невосполнимом самом важном в жизни... Чрезмерно напоминает - даже погибшая любимая женщина, что мелькает напоминанием на глубине вод, даже "реквием бездны" "планеты сбывшихся грез и фантазий, имя которой - Океан". И если бы хотя бы "Солярис" не являлся культовым произведением...
Однако, к счастью, в самом финале история осуществляет многоградусный поворот, раскрывая происходящее с другой, хотя и не менее фантастичной, стороны - напоминая нам о цене человеческого вмешательства в мир, что не является нашей собственностью, вообще-то. Кстати, из фантастики в "Акванавтах" дороже, пожалуй, иная ценность - более приземленная (в контексте воды, блин), связанная с дыханием не привычным нам образом, а тем, что свойственен менее, как нами принято считать, развитым организмам. Дыхание не легкими, не жабрами - а всем телом, кожей, осуществляемое за счет специально разработанных "аквалангических" костюмов, будто продолжающих наше тело.
Что же касается "полночи желаний" и тяготения к "безличности", олицетворяющих собой философскую дилемму произведения, то Сергей Павлов затронул очень сложную тему. Где находится грань дозволенности человеку создавать и изменять мир и его жителей? Готов ли человек справиться с последствиями своих действий, чтобы восполнить нанесенный урон или "охватить", не сойдя с ума, приобретенные трофеи?
90511
JewelJul19 октября 2024 г.В утренних синих уютных кострах
Читать далееНаучно-фантастическая повесть о подводной станции, научных опытах с сознанием человека с детективным сюжетом. В принципе повесть неплохая, интрига держит в некоротом напряжении практически все время, научную фантастику я люблю, но вот чего то мне все же не хватило. Мне было скучно несмотря на напряжение. Скорее всего, дело в том, что я умудрилась себе спроспойлерить финал, заглянув в аннотацию. Тут, кстати, особо важно не читать аннотации и рецензии перед прочтением, потому что ну весь цимес будет испорчен. Так что не будьте как я, читайте только повесть.
Что-то страшное случилось на глубоководной океанской станции: один дайвер пропал, второго пришедшая на СОС экспедиция нашла в полной несознанке, а когда очнулся съехал с катушек. Начальник экспедиции вызывает на помощь еще двоих профессиональных дайверов, умеющих дышать изобретенными жабрами. И вот главный герой прибывает в батискафе на станцию, чтобы выяснить, что же произошло. В помещениях станции следы драки, вокруг бродит гигантский спрут, неприятно заглядывая в иллюминаторы, второй дайвер какой-то странный и наглый тип. И ни следа пропавшего водолаза. Надо вылезти наружу!
Автор очень удачно нагнетает атмосферу, там снаружи мне стало ооочень страшно, это та самая мурашечная атмосфера ужастиков, когда очень хочется, чтобы она поскорее разрешилась, но обычно такой саспенс разрешается в скример: подпрыгнул, обк@к@лся и снова все в порядке. Тут скримера не было, тут все нагнеталось и нагнеталось. То подозрительно сломан подводный океаноход, то нашли кусок оторванной ноги, то гигантский осьминог навевает грусти.
Мне тут приходят в голову сразу несколько произведений. Александр Беляев - Голова профессора Доуэля , например, очень похожа по духу - советская научная фантастика один в один. Классические фильмы-ужастики с нагнетанием, тревожной музыкой и героями, рвущимися в тот самый поворот не туда. А еще сборник Питера Уоттса - Рифтер , потому что ну тут все вместе и подводный мир, и приспособившиеся к толще воды дайверы, и пронзительная тишина и покой океана...
48379
OksanaPeder5 декабря 2021 г.Читать далееМрачноватая, по большей части даже депрессивная книга, но с довольно жизнеутверждающим финалом. Первая половина истории мне показались довольно скучными, герои чего-то планируют, многое непонятно. Небольшой диссонанс возникает еще и из-за того, что книга насыщена специальными терминами, многие из которых звучат непривычно для современного слуха (существуют более привычные и распространенные аналоги). Но при этом научная сторона книги очень реалистичная и продуманная. Нет, понятно, что с научной точки зрения подобное погружение нереально, но описано все довольно стройно и логично.
Ближе к финалу история становится более интересной и с эмоциональной стороны. Главного героя настигает его прошлое и это выглядит довольно жутко. А уж вопрос человечности, значения разума и чувств для существования личности вообще остается актуальным и нераскрытым до сих пор. история девушки, чей разум стал прототипом для создания искусственного мозга.... Именно эта часть книги увлекает больше всего.
Вроде есть экранизация, но у меня до нее руки не дошли. Но хочется, интересно же как будут показаны подводные сцены. А саму книгу тоже как-нибудь обязательно перечитаю.25353
Melkij_Parazit8 октября 2019 г.Читать далееЭту книгу прочитала благодаря рекомендации журнала "Мир фантастики". Вообще с советской фантастикой у меня как-то не складывается, вот пытаюсь наверстать упущенное в детстве. )
Сюжет повести рассказывает о недалеком будущем, где человечество успешно осваивает океаны Земли. На подводной станции "Дейтерий -1010" вахтенным методом дежурили два аквакомбиста (люди, способные погружаться на глубину до 3 км). Капсула с лишившимся рассудка Дюмоном всплыла вне графика, судьба его напарника Пашича - неизвестна, станция приостановила добычу. На расследование инцидента отправлен экипаж из аквакомбистов русского Игоря Соболева и американца Свена Болла.
Роман написан в 1968 году, но неожиданно здесь очень мало о коммунизме. От научной фантастики здесь, увы, футуристические декорации потому что устройство мира, технология создания аквакомбистов-океанавтов, процедура погружения, даже время пребывания акванавта в воде - все это прописано максимально обтекаемо. Лично меня напрягало то, что никаких записей о выходе персонала наружу, о передвижении "мант" - подводных скутеров не велось. Ограничение на длительность пребывания человека в воде по непонятному капризу автора читателю неизвестна. Иначе поиски Пашича были бы делом 2-3 минут проверки в базе даных станции. И лично меня смущало то, как настойчиво автор называет кальмара архитевтиса морским или глубоководным приматом. Это, может, какая аллюзия, но с приматом автор загнул...
Необъяснимые события на станции, поиски пропавшего члена экипажа по задумке должны создавать напряженную атмосферу, но она автору не удалась. На мой вкус, главный герой получился слишком эмоциональным, экзальтированным, склонным к беспочвенной агрессии или подозрительности, а ведь на такую опасную и ответственную миссию наверняка должны отправлять людей, которые способны ужиться с напарником в ограниченном пространстве на срок 2 месяца!А еще герой повести раздумывает над серьезными вопросами, вроде места человека на дне океана, места аквакомбистов в обществе, этической составляющей научных исследований, но вообще не задумывается об экологии. Вот ржавый понтон, там еще цистерна с бензином. Та хай гниет! Загрязнение океана? Нет, не слышали!
Со скидкой на год написания произведения, я поставила положительную оценку. Морская романтика, необычная тема глубоководных погружений - это все относится к неоспоримым достоинствам повести. На мой вкус, у Павлова получилось довольно интересное произведение, которое у меня постоянно ассоциировалось с "Солярисом" Лема (автор мог быть знаком с романом Лема по переведенным и опубликованным до 1968 г. фрагментам) и к/ф "Бездна" Камерона. На фоне этих произведений "Акванавты" выглядят достойно, но все-таки им уступают.
24529
elefant26 июня 2020 г.Мистические тайны глубин океана
Читать далееНа подводной исследовательской станции «Дейтерий-1010» в акватории Индийского океана случилось нечто непредвиденное. Один учёный-глубоководник пропал, второй после преждевременного несанкционированного всплытия впал в безумство. И от Дюмона кроме странного бреда уже ничего не добиться. Единственный шанс выяснить, что же произошло на океанском дне и ещё попытаться спасти пропавшего Пашича – отправить туда гидрокомбистов – людей с необычным даром на долгие дни обходиться без воздуха и легко погружаться на сверхбольшие глубины (до 3 км). Соглашаясь на эту рискованную акцию, советский гидрокомбист Игорь Соболев и не подозревал, с чем ему придётся столкнуться.
Сергей Павлов – известный советский писатель-фантаст, который в своих книгах и в космос астронавтов отправит, и на самое дно гидрокомбистов опустит. И в обоих случаях героев ожидает невероятная увлекательная загадка, решение которой способно изменить жизнь всего человечества. Есть в манере автора особенная изюминка. Повествование вроде и длится чрезмерно плавно и даже самые поразительные повороты сюжета не кажутся шокирующими, однако его герои особенно человечны. Каждый раз, ставя их перед решением проблемы, С. Павлов старается показать всю глубину моральной дилеммы, внутренние колебания персонажей. Отсюда и такое внимание к личной жизни Игоря Соболева – в конце концов его знакомство с Лоттой, гибель героини и её появление уже в новой ипостаси даёт заряд всей интриге. Даже чрезвычайно странное поведение манты таит в себе загадку, решив которую – найдёшь все волнующие ответы. Финальный разговор Соболева с женой исчезнувшего учёного – своего рода эмоциональный эпилог «Аквонавтов», от которого пусть и веет печалью, но всё же даёт определённую надежду на будущее.
Если сравнивать одноименную экранизацию с романом, то первая смотрится выгоднее. Сюжет произведения несколько путанный, а постоянное употребление автором терминов – фантастических и подводно-морских несколько загружает повествование. Фильм лучше держит интригу, в книге же она часто растворяется описательностью. Характер повествования вообще больше напоминает судовой журнал с описанием происходящего изо дня в день – особенно после того, как два гидрокомбиста поселяются на глубоководной станции. Довольно часто вообще ничего не происходит, и тогда С. Павлов отправляет своих героев в путешествие по океанскому дну – вроде и для поиска пропавшего, но оборачивается это, как правило, впечатлениями от увиденных вокруг пейзажей, пошаговой констатацией действий.
Меня положительно удивило то, что, несмотря на присутствие в сюжете американских и советских героев, автор не делает даже намёка на их идеологическое противостояние. Особенно если учесть время написания книги – когда весь мир стоял в одном шаге от Третьей мировой войны. И Игорь Соболев, и Свен Болл – оба работают в одной команде, вместе пытаясь разгадать загадку странного подводного происшествия и становясь перед моральной дилеммой. Даже о самом коммунизме, его светлом будущем – здесь нет ни слова. Впрочем, и самой научной фантастики в сюжете немного – лишь декорации, да констатация сверхспособностей героев. Всё остальное – очень обтекаемо и приближено к настоящему.
Морская романтика, захватывающие глубоководные погружения, а ещё много рассуждения героя: о месте человека на дне океана, гидрокомбистов в обществе, этических составляющих науки – всем этим наполнена книга. А ещё эта история об отваге и долге, страшном предательстве, любви и утрате – и одной очень странной случайности.
23446
Kozmarin11 февраля 2019 г.На сборник из двух повестей: "Океанавты" и "Чердак вселенной"
Читать далееЛюбовь с первой строчки! Как же потрясающе пишет Павлов! Обе повести разные: одна про "подвал" (дно океана), а другая - про «чердак», но что-то в них есть общее: мощнейшая вера в научно-технический на грани фантастики прогресс человечества, в центре повествования - сильные личности, у которых есть слабости, обоих главных героев, Соболева и Глеба, читатель застаёт в тяжёлые времена - и покидает, когда какая-то часть их жизни начинает налаживаться - но у Глеба и Соболева это диаметрально разные части. И женские образы - женские имена... Лотта, Ружена, Квета, Астра.
Океанавты.
В какой-то момент мне показалось, что автор очень вдохновился "Солярисом" Лема - но это была обманка, уж осознанная или нет - другое дело. Океан, погибшая возлюбленная, мистически напоминающая о себе, сходящий с ума герой, напряженные отношения с напарником - и неисследованные просторы бесконечности...
Нет, это повесть об отваге и долге, и об одном предательстве. И о случайности. И о любви и о потере. Сама история очень детективна: что случилось с Пашичем, что (кто?) является источником морзянки, почему скутеры "манты" не атакуют вот этого огромного кальмара вопреки заложенной в них программе. Ответ классный, поднимаемая автором проблема классная (но пока ещё не сильно актуальная). Но грустная история любви.
Очень понравились технические детали: с помощью чего трансформируется тело человека в рыбу. И очень понравились описания океанского дна и их обитателей.Чердак вселенной.
А здесь человечество стремится в космос - и телепортации (транспозитации!) в пределах солнечной системы ему недостаточно. Уже давно транспозируют не только обезьян, но и людей. Только это осуществимо, если в точке назначения есть приемник. А как тогда к другим звёздам стремиться?
И вот случайно исчезла одна горилла и появилась там, куда попасть не могла. Нет, учёные не ринулись решать эту загадку, они вообще её не замечают - у них усталость, тупик, потеря мотивации, непреодолимость ограничений, предсказанных теорией. Как тут работать дальше? А надо! Надо опробовать транспозитацию одновременно двух человек.
Эта повесть кажется более недоработанной. В ней меньше драмы, - разве что сны о вывернутых наизнанку обезьянах. Ну а концовка? Да, личная драма для человека, но огроменнейший прорыв для человечества.18664
Ostrovski5 октября 2020 г.Читать далееЯ не ожидала, что понравится. Все сложилось. Небольшая история, с крепким сюжетом и правильным концом. Книга от которой пахнет летом и водой. Она и вправду очень похожа на "Солярис", и ты понимаешь это очень остро, так отчетливо в один конкретный момент! Боль от потерь, осознание своего одиночества, уединение с самим собой , все как у Лема. И да, Великий Бог -океан. А ты все борешься с собой-не веришь. Но автор оказался мастером по играм с сознанием. И суть у него другая, но проблемы те же.
Книга прекрасна в техническом исполнении, и если бы японцы знали об этой книге, они бы радостно экранизировали. Крапивные дыхлица- стрекальца, полупревращения, видения, обман зрения- золотая жила для меха аниме. Тут нет монстров, чудовищ или катастроф. Ужас здесь наводит этичность эксперимента и больное сознание человека.
Цепляет в этой книге и профессионализм людей, когда нравится-не нравится тебе человек, а ты должен работать с ним. Когда ты заперт под водой в сфере, а твой коллега "не фонтан", нервы на пределе, главное не поддаваться эмоциям и на свои фантазии. Тогда вас ждет успех!12363
melbri7 июля 2013 г.Читать далееФантастическая повесть. Эти два слова говорят не только о жанре данного произведения, но и о необычности сюжета. Я никогда раньше не соприкасалась с фантастикой, поэтому для меня это книга-открытие, книга-чудо. Я даже не думала, что глубоководные погружения меня так завлекут, а к героям можно так привязаться.
Это грустная повесть. Время действия: далёкое будущее. В этом далёком будущем есть люди- гидрокомбисты, они способны на большой глубине вынести высокое давление толщи воды. Ещё их называют акванавтами. Главный герой, Игорь Соболев, является гидрокомбистом. И так получилось, что он должен отправится на глубоководную станцию с напарником Боллом, откуда вернулся лишь один глубоководник из двух, и тот сошёл с ума. Им предстоит найти пропавшего акванавта и раскрыть ужасную тайну мыслящего спрута.
Это сильная книга о настоящих Людях, Людях с большой буквы. Здесь есть и любовь, большая чистая любовь, которую не смоют глубоководные течения. Здесь есть дружба и преданность, без которых и в наше время далеко не пробьёшься. В этой книге есть и предательство - этот горький по вкусу поступок, что так свойственнен трусам. И потери, и одиночество - такие неприятные чувства, такие тяжёлые.
В произведении рассказывается не только история героев. Здесь затронуты и проблемы общества, проблемы развития. Никогда не знаешь, что будет в будущем и куда нас занесёт течение. И какое вообще будет это течение: тёплое или холодное, быстрое или медленное...
12224
agata775 июня 2017 г.Читать далееОтличная научная фантастика, в которой соединилось многое.
Во-первых, подводный мир, который автор называет «мокрый космос». И действительно, хотя люди уже научились профессии ихтиандра, когда человек в прямом смысле отращивает жабры и плавники и может существовать в глубине, этот самый космос таит еще множество тайн. Подводный мир прекрасен, выписан очень подробно и заманчиво.Во-вторых, Автор задает загадку, которая кажется таинственной, чудовищной, но в конце получит разумное объяснение. Как и должно быть в космосе, в науке, в фантастике. Налет таинственности держит в напряжении до конца и приятно разряжается в научное оправдание.
В-третьих, это и повесть о настоящей дружбе, верности долгу и о любви. Очень по-человечески тут строятся отношения и решаются проблемы.
В-четвертых, это и размышления о генетической биологии, очень современной науке, которая никак не может обойтись без нравственного контроля.
Я впервые познакомилась с автором и беру на заметку как очень интересного.
P.S. сбегала еще раз проверила год написания – 1968!? А мне казалось гораздо современней!10492