
Ваша оценкаРецензии
Аноним24 ноября 2012 г.Читать далееОсторожно, спойлеры!
Когда книга перевалила за середину, раздался неожиданный телефонный звонок с вопросом: "Ты где?" "Я в Баку, отвалите!", - рявкнула я.Признаться, после книги "Весь мир театр" я уже и не чаяла возвращения настоящего Фандорина - того самого, с кем столько приключений пережито, столько философских мыслей обдумано. Казалось, что все, старость (хоть и правильная) неизбежно его настигла, и больше не будет стремительности, остросюжетности (какое пошлое слово), живости в конце концов.
Но вот и вернулся старый (не верится, что уже и в прямом смысле) добрый Эраст Петрович! Вернулся и сразу же погрузился в умело созданную Б.А. атмосферу черного города, сотканного из чопорной Европы и пестрой, не подчиняющейся законам Азии, тягучей нефти и шальных денег. С первых страниц меня не покидало ощущение "начала конца". 1914. Злобно клокочущие революционные силы готовят охоту на Слона, а над Европой колышется страшная тень войны. Естественно, в таких условиях книга просто не имела возможности быть не динамичной. Квази-покушение на императора. Уязвленное самолюбие и ледяная злость. Прибытие в Баку. И понеслось… Покушения, ранение Масы, новый помощник, вынужденная смена образа, поиски черного человека в черном городе etc. Пожалуй, такая круговерть событий органично смотрится только в таких исторических условиях и только в таком городе на границе миров и мировосприятий.
Что касается главных героев, то определенно хочется сказать: «Те же и Гасым». Хотя это совсем не верно, но этот обаятельный разбойник-медведь на протяжении всей книги отнимал львиную долю моего внимания от всех остальных героев. И напрасно, как оказалось. Я, в принципе, неплохо разбираюсьв людяхв книжных героях, но тут… Финал книги заставил меня сравнить его с Пожарским из «Статского советника». Вроде и отрицательный герой, но не лишенный обаяния. Даже нельзя однозначно назвать его отрицательным. По крайне мере, я не могу.
Заслуживает внимания и Саадат. Умная, жесткая, властная – иная не могла бы управлять нефтедобычей – но все же женщина. И вот это сочетание твердости и мягкости, щедро приправленное, мягко скажем, вольным для женщины Востока поведением, создает неповторимый и запоминающийся образ.
Зафар – пример беззаветной преданности и любви и очень непростой человек. Для меня, как и для самого Фандорина, многое в нем было неожиданным. Могу сравнить его с луком, как в одном известном мульте. У лука есть слои, и у Зафара есть слои. Непростой он человек, в общем.
Маса, ооо, сюжетная линия, связанная с Масой, не раз заставила меня прослезиться. Приключения без него непривычны. Но эта книга открыла и Масу, и Фандорина с другой стороны. Трогательное отношение японца к другу (намеренно не говорю « к хозяину», потому что после стольких лет рядом и после стольких опасных приключений они стали добрыми друзьями), переживания Фандорина… Ради такого я готова простить автору серьезную огнестрельную рану Масы.
Дятел-Одиссей – воплощение наивности и максимализма, как и большинство революционеров. И явная ассоциация с пауком. Не хочу о нем ничего писать.
Елизавета, ставшая Кларой, - экзальтированная дура, поэтому на протяжении всей книги меня «улыбало» желание Фандорина с ней расстаться.
Про финал писать ничего не буду, все, наверное, и так уже в курсе, а для тех, кто не в курсе, это будет уж очень жирным спойлером.
Эх, нет, не удержусь! Кажется, только ленивый (ну, или еще не читавший) не сравнил финал "Черного города" с Рейхенбахом. Похоже, да, очень похоже. Очень многие пересматривали последнюю серию "Шерлока" до умопомрачения, думая, как же ему удалось спастись. "Черный город" ждет та же судьба. Его будут перечитывать и перечитывать в поисках зацепок. Разница только в том, что сценарист "Шерлока" оказался милосерднее Бориса Акунина и показал нам невесть как выжившего героя.18212,7K
Аноним1 декабря 2012 г.Читать далееНу вот, наконец-то я прочитал новую книгу о Фандорине. Уже четырнадцатый роман в серии, надо же, как летит время. И время это, кажется, не очень благосклонно к автору. Последние вещи Акунина мне кажутся всё же в известной степени вымученными, даже натужными. Знаю, извечные обвинения в нетортовости - это такой устоявшийся уже тренд, знаю, что неоригинален. "Весь мир театр" точно так же критиковали и точно так же спешили "хоронить" Акунина. И, на самом деле, зря, потому как "Чёрный город" заметно лучше своего предшественника в серии. Но вот беда: только его он и лучше. Новый роман - своеобразная компиляция лучших идей и образов цикла, и, как и всякая осетрина второй свежести, до высочайшей планки ранних вещей недотягивает.
Образы второстепенных персонажей - один сплошной самоповтор. Жуликоватый полицай-начальник, до поры до времени старательно прикидывающийся верным и надёжным союзником - было? Было, порукой тому князь Пожарский. Одержимый революционными идеями подпольщик-фанатик? Грин, я узнал тебя. Верный, неоценимый в расследовании помощник, в решающий момент оказывающийся опасным врагом? Ба, да это же мадумуазель Деклик! Толстяк-богач, которого враги Фандорина коварно пытаются представить главным злодеем? Конечно, господин Цурумаки. Немыслимо угнетающе. Знакомые типажи, набросанные небрежно, штриховкой, чуть ли не теми же словами. Те же "неожиданные" сюжетные повороты. Уж лучше бы появление Кара-Гасыма так и осталось роялем в кустах, каким оно сперва кажется читателю. Я до середины романа ловил себя на одних и тех же повторяющихся мыслях: "Неужели Шубин марионетка Дятла, а Гасым - предатель? Да нет, не может быть, это же так примитивно и неизящно, это Акунин, а не какой нибудь Вася Петров." Ну вот, приехали.
Даже лучшее, что есть в книге - образ Баку, Чёрного города, местами срисован с американского Дикого Запада, не антуражем, само собой, но общим настроением. Сам Фандорин, харизматик и обаяшка, который, казалось бы, способен один вытянуть какие угодно сюжетные завалы, безбожно тупит. Другого слова и не подберёшь. Если раньше за героем всегда оставалось последнее слово, финальный трюк, укладывающий на лопатки всех негодяев, то здесь... Чёрт, раньше в конце срабатывала сложнейшая конструкция из на первый взгляд незначительных штрихов, деталей и зацепок. И я, как и подобает при чтении хорошего детектива, восхищался прозорливостью героя и мастерством автора. Показать все кусочки мозаики, эффектно её собрать и оставить читателя восхищённо вздыхать - таким рецептом пользовался Акунин в ранних романах. А теперь всё на поверхности, даже не кусочки-детальки, а здоровенные кусищи, а Фандорин проигрывает. И это притом, что Акунин всячески подчёркивает, что нынешний Эраст Петрович не чета тридцатилетнему, он и умнее, и хитрее, и сильней в бою. Вот разве что последнее, ибо беготни и боёвки в "ЧГ" рекордно много. Если раньше Фандорин брал умом, то теперь физподготовкой. На смену тонкому и изящному детективу пришёл ладно написанный развлекательно-приключенческий роман. Ох, не так хотел бы я попрощаться с Эрасто-саном.
Кстати, о прощании. Аналогия с Рейхенбахским водопадом, которая просто напрашивается после чтения, очень показательна. Шерлок велик, он переиграл Мориарти, он вне всяких сомнений умнее. Его удел - равный поединок с достойным соперником и боевая ничья, потому что Холмс - мыслитель, а не боец. А вот Фандорин, незаметно превратившийся в этакого ретро-Бонда, проваливается полностью и с треском. Он жалок, связан и проиграл людям, и близко не стоящим криминальных гениев, над которыми когда-то брал верх. Пистолет, конечно, даст осечку, в последний момент появится Зафар или (что будет ещё трогательней) верный Маса, бледный и с перебинтованной грудью. Потому что великие сыщики не тонут, потому что читатели привязались к герою и не отпустят даже и такого недофандорина, потому что Акунину хочется кушать, в конце-то концов. Да и в ранних биографиях Фандорина недвусмысленно упоминалось, что в 1920 у него ещё и сын родится. Эраст Петрович прочно укоренён в многоцикловой акунинской вселенной, убить его до времени значит внести в уже написанные книги кучу неувязок и нелогичностей. Да и мстить людям из прошлого для героя стало доброй традицией. Молодой Фандорин упустил киллера Ахимаса в "Азазаеле", чтобы расправиться с ним в "Смерти Ахиллеса". Неуловимый Одиссей, он же Дрозд, он же Дятел, вчистую переигрывает Фандорина вторую книгу подряд. Хочется верить, что справедливость восторжествует. Потому что никто не смеет шутить с Эрастом Фандориным, никто. Ну, по крайней мере с тем крутым парнем с седыми висками, который мне так полюбился по ранним книгам. Нынешнее недоразумение вполне может снова проиграть и даже (о боги!) тихо лечь и умереть.
В результате получается довольно грустная картина. По-моему, Акунин уже устал от писательства. Куча псевдонимов, конвейерный темп работы, даже жежешечка уже пошла в печать. Как по мне, под псевдонимами пусть делает, что душе угодно, но Фандорин - это святое. Поэтому только три балла, и то из уважения к ранним вещам.
1232,7K
Аноним28 июля 2022 г.Читать далееПерепрыгнуть с 5 книги цикла на 23? Могу, умею, практикую. Расстаться на страницах книги с молодым Фандориным и встретить его уже в довольно зрелом (кто - то скажет пожилом) возрасте? Я не виновата, это все игры))))
Очень динамичный сюжет и Фандорин тут еще больший живчик, чем в молодости, на мой взгляд. Но больше всего мне понравились описания и быт дореволюционного Баку. Видно, что Акунин очень хорошо изучил этот период в истории Баку, дополнения в виде фотографий еще больше очаровывали старым городом. Я с таким любопытством разглядывала эти фотки, что в итоге мне стало мало и я полезла в Гугл:)
Помимо фотографий Акунин еще и немного углубился в историю Черного города, в котором были сосредоточены все нефтяные предприятия братьев Нобель и местных нефтепромышленников, а заодно рассказал, как быстро богатели те, кто вовремя скупали участки земли.
Естественно, не обошлось без местной очаровательной красавицы, которая оказалась очень современной и бойкой для той поры. И немного углубился в причины распри между азербайджанцами (которых тогда еще называли в Баку либо мусульманами, либо тюрками) и армянами. И все это на фоне событий, когда Россия уже стояла на пороге Первой мировой войны.
И снова мне понравилась многослойность сюжета, я совсем не угадала развязку этой истори и тем неожиданней стал для меня финал. Как так? Я еще даже десятка книг не прочитала о Фандорине, а автор уже так жестоко все обрубил??? В общем, надо углубиться и погрузиться в книги о Фандорине, а то я что - то подзабыла, что у меня этот цикл не завершен.102854
Аноним12 мая 2021 г.Этот дикий, дикий Восток...
Читать далееКажется, самая кровавая, жестокая и в каком-то смысле грязная книга цикла. Даже история о серийном убийце мнится мне более мирной и спокойной. Автор очень живописно и ярко передал дикие нравы, царившие (и, возможно, царящие) на Ближнем Востоке. Настолько живописно и ярко, что воротит с души.
И сам Фандорин в такой обстановке подозрительно быстро дичает, не "опускаясь" совсем до уровня вспыльчивых и агрессивных аборигенов, но явно сокращая разрыв. Разумеется, Эрасту Петровичу приходилось убивать и раньше, и много... Но не так. Теперь всех, кто не представляет ценности, пускают в расход без единого шевеления брови. Чёрный город окунает героя в грязь, и кто же появляется на свет? Либо я надумала, либо автор подбрасывает на этот счёт весьма недвусмысленные метафоры.
Центральный сюжет закручен так, что без пол-литра тут не разобраться. Большевики, меньшевики, эсеры, продажные полицейские, коварные и ушлые предприниматели, разбойники разных калибров и сортов - кто только не заглянул на огонёк на страницах этого произведения. И всем что-то надо, все плетут интриги, а тем временем где-то далеко, но в то же время прямо под носом зреет война. И всё на одного бедного Фандорина.
А годы-то уже не те, главному герою уже почти шестьдесят. Но он крепок и телом, и умом, и вообще красавец-молодец - женщины как укладывались в ровненькие штабеля у его ног, так и укладываются. Серьёзно, это уже становится утомительным. Чай не мальчик, амурные дела крутить в каждой книге. Приелось и скучно.
Кстати о возрасте. Раньше, пока об этом не упоминали, я всё ещё воспринимала Фандорина в возрасте около двадцати пяти лет. Но в этой книге на это сделан такой упор, что я наконец признала необратимость времени и согласилась с тем, что не может герой вечно быть молод и румян.972,4K
Аноним14 сентября 2025 г.Фандорин уже не торт.
Читать далееВсе так же потихоньку, раз в месяц, читаю по книжке из приключений Эраста Фандорина, и на этот раз это авантюрный детектив.
Мне эта часть очень понравилась. Где только Фандорин уже не был, а теперь очередное дело закидывает его в "черный город" Баку. "Черный" потому что там много нефти, и Эраст с Масой с головой окунутся в нефтяные интриги.
В этой части у Фандорина появляется новый очень колоритный помощник, азербайджанец и разбойник Гасым, которого даже Маса признал как хорошего человека и не ревновал к нему хозяина. Мне этот герой прям очень понравился своими интересными и юморными рассуждениями.
– Слушай, ты по-русски говоришь хорошо, только мужской и женский род все время путаешь. Это что, самое трудное?
– Зачем трудное? Хорошее слово всегда «он», плохое слово – «она».С прошлой книги я начал замечать что Фандорин стареет и уже не торт. Чувства иногда берут над ним верх, да и чутье уже подводит. Ну все-таки уже 58 лет мужику, наверное и расследования эти ему уже приелись, да и любви хочется.
Книга закончилась так неожиданно, что хочется сразу взять в руки продолжение. Чувствуется что приключения Фандорина близятся к концу, впереди только сборник повестей "Планета вода" о прошлых приключениях Эраста, и последний роман "Не прощаюсь" в котором мы уже и узнаем, как же развивались события после этой части.
Ну и обновляю свой ТОП:
01 Коронация, или последний из романов
02 Алмазная колесница
03 Особые поручения
04 Левиафан
05 Азазель
06 Смерть Ахиллеса
07 Черный город
08 Весь мир театр
09 Любовник смерти
10 Любовница смерти
11 Нефритовые чётки
12 Инь и Ян (чёрная версия)
13 Инь и Ян (белая версия)
14 Статский советник
15 Турецкий гамбит62222
Аноним20 апреля 2016 г.Это моя беда!
Читать далееВот и все, но легче не стало мне.
Вот и все, но это моя беда,
Вот и все, сомнений нет.
Пусть быстрей бегут года,
Чтоб забыть тебя мне навсегда!Из песни Юрия Антонова
Вот так бывает, ездишь с главным героем по всему миру (ну, только еще на Антарктиде не побывали), ездишь, и не знаешь, куда тебя завезет в очередном путешествии. Кавказ начала двадцатого века мне был до сих пор совсем не известен. Если Российскую империю, Европу или американский запад я еще себе представлял, то западное побережье Каспийского моря для меня оказалось совершенно незнакомой стороной, как будто бы фантастическая страна, где живут разные расы (которые бы в книге могли выражаться русскими, персами, азербайджанцами, армянами, дагестанцами и т.д. и т.п.).
И вот в такую чужую неизведанную страну приезжает наш человек - то бишь, Эраст Петрович Фандорин! Понятно, что его туда бы невозможно было бы просто так затащить. У Фандорина появилось дело, очередное дело принципа. Выбор пал на Баку, так как в его части имеется так называемый "черный город", вот именно он окажется роковым для Э.П. и его любимого слуги. Насколько роковым? О! Тут столько аспектов всплывет! Не хочу приоткрывать завесы.
И все равно не верится, что такая разношерстная компания могла бы быть в Баку начала 20 века. Пока пришлось поверить. Чисто из уважения к любимому Фандорину. При чтении возникли ассоциации с фильмом "Беглец" с главной ролью Харрисона Форда. Только, в отличие от фильма, Фандорин здесь не убегал от врагов, а наоборот все время наскакивал на них. В какой-то момент начинаешь уже считать количество покушений на его жизнь. Весело? Да не совсем!
В итоге мы уже видим здесь совсем не привычный нам детектив, а реальный боевик с элементами детектива. А это уже совсем другая история!.. Почему же оценка не снижена? Ну как же! Это ж Фандорин! Этим все сказано, неравнодушен я к нему и его основателю! Простите уж меня.
Что касается аудиокниги - это просто песня, благодаря которой я получил гамму положительных эмоций. Особенно когда Сергей Чонишвили легко переходит от русского к японскому и армянскому акцентам. Просто здорово! У меня только возник один вопрос: а как же реально должен звучать русский текст с азербайджанским акцентом? Я лично не знаю, но понимаю, что у чтеца такого акцента не получилось. Но не беда. Я все равно его методику чтения о-бо-жа-ю!
Эх, жалко, что всё закончилось! Последние произведения о Фандорине прочитаны, что же делать? Похоже, надо искать другого кумира!.. "Вот и все, сомнений нет!.." Включаю Антонова!
571,1K
Аноним26 мая 2024 г.Читать далееИдя по следу хитрого преступника, погоня приводит Эраста Фандорина в Баку - город нефти, черный город. Тут свои законы.
Фандорина надо получать дозировано, а не как я 27 книжек по порядку. К моменту этой истории уже порядком подустала от Эраста Петровича. От его нытья о том что все плохо и нужно что-то менять, но нечего не делается. Ну в общем скорее всего у меня передоз персонажа и когда повествование ведется от лица других героев это как глоток свежего воздуха. Политика отношения Фандорина к своему организму дает ему большой плюс в моих глазах, то что ему уже 60, а он может дать фору себе 30-ти летнему, мое уважение!
Впечатлило описание Баку, восточный колорит, традиции местного населения, прям захотелось когда-нибудь побывать в этом городе.
От концовки выпала челюсть! Я конечно не ожидала нечего прям вах-вах, читала книжку без энтузиазма, но в конце прокричала чайкой!
Цикл продолжается!
54617
Аноним3 декабря 2012 г.Читать далееКаждый раз , с огромным трепетом, ожидаю выхода новых книг Акунина. В этот раз даже не поверила своим глазам, быстренько скачала и забыв обо всем на свете, начала читать. И как всегда получила массу удовольствия от чтения. Пересказывать ничего не буду, только скажу , что Фандорин в сей раз ведет расследование в Баку. События развиваются очень трагичные , в конце вообще приводят читающего в состояние ступора. Но я уверена , что мы еще не раз встретимся с нашим героем и в других книгах Акунина. Расследование как всегда энергичное, полное риска , с лихо закрученным сюжетом, но предсказуемое. Очень мне понравилось , что текст книги автор оформил с дополнением различных фото. Книга -детектив, а фото настоящие. Я с таким еще не встречалась, очень необычный ход автора. Так что в целом неплохо. Но вот если мои ожидания не оправдаются, и уважаемый Акунин неосчастливит нас больше книгами с нашим любимым Фандориным, я на него обижусь.
54327
Аноним25 ноября 2012 г.Предупреждаю , пишу сразу после прочтения. Куча эмоций.Основная- ГНЕВ.
Какого черта Акунин решил, что имеет право так поступать с читателем!?
Весь сюжет меркнет после финала!Так. Я почти спокойна. Еще минуточку. Продолжаем.
Про книгу.
Сюжет очень динамичный.
НЕТ. Не могу. Дамы и господа, простите.52349
Аноним12 сентября 2019 г.Читать далееПоследний из непрочитанный романов про Фандорина.
ЧЁРНЫЙ ГОРОД оставил совершенно другое послевкусие, нежели ПЛАНЕТА ВОДА.
Во-первых, весьма и весьма неожиданный твист в конце. Ну никак я этого не ожидал. За весь цикл романов второй раз Акунину удалось полностью ввести меня в заблуждение. Причём на этот раз даже изящней, чем, если я не ошибаюсь, в ДЕКОРАТОРЕ.
Сам роман – много серьёзней ПЛАНЕТЫ ВОДА. Ощущение, что Акунин, как и в своё время Конан Дойль, собрался убить своего персонажа и ГОРОД планировался как распоследний роман про Фандорина. Ан нет, не так-то просто завалить знаменитого сыщика.
Очень колоритно показан Баку начала 20-го века, этакий среднеазиатский Клондайк или Техас времён нефтяной лихорадки, но под российским патронажем.
Очень обаятелен Кара-Гасым, бакинский бандит-гочи, новоявленный помощник Фандорина со своей простейшей, но такой клёвой особенностью речи. Я, допустим, все реплики Гасыми читал домашним вслух. Просто прелесть!
"– Прошлый год тюрьма сидел. Браиловская замок, знаешь? Плохая место. А люди хорошие. Хотя русские, но сильно хорошие. Шесть месяцев с ними одна камера сидел. Мог тысяча раз убежать – не хотел. Сидел бы так год, два. Но начальник хотела меня Сибирь везти. Я Сибирь не хотел. Там холодно, урюк и изюм нету (я урюк и изюм сильно люблю). Мне скучно стал, я немножко камера ломал. Сбежал. Хорошие русские люди меня много полезное учили. Теперь я умный стал. Никакая шпик не найдет, никакая городовой не поймает.
Субъект был занятный. Эраст Петрович слушал его всё с большим интересом.
– Слушай, ты по-русски говоришь хорошо, только мужской и женский род все время путаешь. Это что, самое трудное?
– Зачем трудное? Хорошее слово всегда «он», плохое слово – «она». Я женщины не уважаю. Вся зло от них.
«Интересная идея. Не про женщин – про отношение к словам. Сразу видно, что человеку нравится, а что нет. Например, говоришь: «Милостивая государь, могу ли я доверять ваша честная слово?» – и собеседник сразу понимает, что надуть тебя не удастся… Господи, что за чушь лезет в голову!»»В принципе, отличный завершающий аккорд для эпопеи о Фандорине. Несколько обесценивается тем, что после ЧЁРНОГО ГОРОДА вышел сборник ПЛАНЕТА ВОДА и планируется ещё один, на этот раз якобы совсем завершающий роман в 2018 году.
471,2K