
Ваша оценкаРяженые ("Вечер. По улице идёт пёстрая толпа, состоящая из пьяных тулупов и кацавеек...")
Рецензии
Аноним28 января 2021 г.Мораль в чулочках для канкана
Читать далееОфициально считается, что Антон Павлович Чехов родился 17 (29 по новому стилю) января 1860 года, но сам писатель считал, что родился на день раньше - 16 (28) января, а просто так был записан. Надо признать, что такая практика встречалась в старые времена почти повсеместно - родители, если у них была какая-то причина, или они просто не уделяли этому вопросу принципиального внимания, записывали детей на "удобные" по тем или иным причинам дни. Далеко ходить не надо, моя собственная мама имеет официальную дату рождения - 18 ноября, и "настоящую" - 17 ноября, а ведь она родилась через 80 лет после рождения Чехова.
Так что я решил отметить обе "чеховские" даты - и натуральную, то есть, сегодняшнюю, и официальную, следовательно, завтрашнюю. Для "сегодня" я выбрал один из ранних рассказов писателя, когда он еще подписывался "Человек без селезёнки", - "Ряженые". Поэтому "Ряженых" 1883 года, а это как раз и есть те, которые интересуют нас, следует отличать от других "Ряженых", которые были написаны через 3 года - в 1886.
Но суть, следует признать, у обоих рассказов похожая. Я бы сейчас, как ни странно, вернулся к своей рецензии, которую совсем недавно написал на сказку Джанни Родари "Джельсомино в стране лгунов", потому что Чехов пишет о том же, о чем через почти век попытается сказать итальянский сказочник. О том, что весь мир пропитан духом лжи, что люди изо всех сил пытаются скрывать свое истинное лицо, стараясь предстать не собою, а кем-то еще. Просто Родари говорил об этом в эксцентричной и сатирической форме, а Чехов свою сатиру облёк в ироничные тона. В результате у Антона Павловича получилось в 100 раз короче, зато более наглядно и доступнее для понимания.
Не думаю, что Антон Павлович слишком серьезно относился к тому о чем писал в этом рассказе, для него это были совершенно очевидные вещи, вокруг которых не стоило разводить "высокую" философия, опять же из-за их очевидности. На самом деле поводом для написания фельетона послужил реальный инцидент, имевший место в театре Лентовского. Этот господин разместил над сценой своего театра надпись "Сатира и мораль", а по факту под этими словами исполнялся канкан и процветало зубоскальство.
Собственно, этим эпизодом и заканчивает Чехов свой небольшой фельетон, замыкая круг. Еще следует добавить, что первым на то, что творится в театре Лентовского обратил внимание А.Плещеев, писавший:
Над храмом дикого канкана
Пришла в башку кому-то „шаль“ —
Изобразить, должно быть спьяна,
Слова: „Сатира и мораль!“»1561,2K
Аноним15 сентября 2020 г.Только видимость одна
Читать далееВ само понятие - «ряженый» Антон Павлович вкладывает, как мне представляется два смысла:
1) Одетый в необычную одежду;
2) Договорённый, обусловленный.Ещё я бы добавил бы, судя по тексту произведения, это человек выдающий себя за кого-то другого, но сам при этом им не являющийся.
Чехов приводит несколько сценок, в которых показывает своё отношение к этому понятию – «ряженый».
Среди вечерней пёстрой пьяной толпы, двигающейся со смехом, говором и приплясыванием, «унтер» набрасывается на маленького солдатика в старой шинелешке с требованием отдать ему честь. Но всё заканчивается громким всеобщим смехом, так как солдатик говорит, что они ряженые.
В ложе театра сидит роскошно одетая молодая барыня. Внешне она выглядит красиво и богато, но в душе сама женщина думает о себе, как о ряженой, так как барон вот-вот сойдётся с другой, а её оставит ни с чем.
Ещё в одной сценке Чехов показывает толстяка во фраке за карточным столом, который ведёт яркую жизнь, тратя деньги налево-направо. Но о себе он думает - "Я ряженый. Наедет ревизия, и все узнают, что я только ряженый!.." Точнее было бы сказать, что это человек, запутавшийся в выборе средств для обогащения, проворовавшийся, вор, казнокрад.
И совсем уж не подпадает под понятие - «ряженый», на мой взгляд, последний пример Чехова. Он показывает храм – театр, на котором написано: "Сатира и мораль". Представления в нём вызывают большой ажиотаж, организаторам текут крупные доходы, «пишут длинные рецензии, много аплодируют и редко шикают...» По мнению Антона Павловича «этот храм ряженый», а за вывеской скрывается: "Канкан и зубоскальство". Как мне представляется, речь идёт о фальшивом, лживом искусстве, точнее, имитации искусства, где за громкими вывесками, блестящей мишурой и проплаченными статьями скрывается пошлость и пустота.
Фраза – «По деревне идет пьяный мужичонка, поет и визжит на гармонике. На лице его пьяное умиление. Он хихикает и подплясывает. Ему весело живется, не правда ли? Нет, он ряженый. "Жрать хочется", - думает он».
Прочитано в рамках марафона «Все рассказы Чехова» # 442
41438
Аноним2 сентября 2022 г.Наши глаза видят лишь иллюзорный мир, и знают об этом не только буддисты.
Читать далееА.П. Чехов «Ряженые» (рассказ, 1883 г.)
«Ряженые» - это не рассказ даже, а зарисовка с натуры.
Как много вокруг нас людей, которые ИГРАЮТ свой образ, в действительности оставаясь совсем другими.
Ты думаешь, что перед тобой счастливая беззаботная женщина, а на самом деле ты видишь человека, который знает, что завтра окажется под забором или (что чаще бывает с женщинами) на панели.
Ты думаешь, что перед тобой уверенный в себе богач и прожигатель жизни, а на самом деле видишь нищего, которого завтра за растрату поволокут в долговую яму.
И таких примеров множество. И все они вокруг да рядом.
Буддисты считают этот мир иллюзией. А разве это не так? Разве не в иллюзиях мы живём, считая находящихся с нами бок о бок людей вовсе не за тех, кем они являются?
И сколько сил тратят эти люди, чтобы поддерживать в глазах других свой иллюзорный образ?
И ЗАЧЕМ они это делают?
Многим ли до тебя действительно есть дело?
Есть ли смысл внушать кому-либо, что существует то, что на самом деле не существует?
Не лучше ли потратить свои силы и время на действительное ИСПРАВЛЕНИЕ своего грустного положения (если оно таковым является)? Ведь это ШАНС обрести ДЕЙСТВИТЕЛЬНОЕ счастье!..27205
Аноним17 сентября 2015 г.Ряженые и не только
Читать далееВ юмореске несколько коротких зарисовок, или сценок, объединенных под общим заголовком. Причем само слово "ряженые" у Чехова имеет разное значение. В одной сценке это действительно ряженая в солдатика молодка, в другом случае богато одетая с драгоценностями дама, сидя в театре, чувствует себя ряженой, так как богатый любовник собирается уходить к другой. И здесь это слово имеет уже совсем другое значение, как и сценке с профессором, рассказывающим студентам о любви к науке, а сам представляющий какой дополнительный доход принесет ему профессорское звание. Еще в одной сценке приведен реальный факт, когда над сценой театра буфф, где танцевали канкан висел плакат со словами „Сатира и мораль!“.Даже театр попал в разряд ряженых.На эту тему даже ходило четверостишие:
Над храмом дикого канкана
Пришла в башку кому-то „шаль“ –
Изобразить, должно быть спьяна,
Слова: „Сатира и мораль!“»Каждый раз читаю юмореску с удовольствием, поражаясь умению автора несколькими предложениями нарисовать законченную картину. Кстати, под этим же названием при сохранении сюжетной линии, но в другом стиле Чехов в 1886 году написал другую юмореску.
18378