
Ваша оценкаРецензии
Аноним16 мая 2019 г.Читать далееВ центр повествования автор снова помещает творческую личность в переломное и сложное время. Художник Андрей Старцов оказывается не просто вдали от Родины, а на территории страны, с которой его Отчизна вступает в войну. Практически оказавшись между молотом и наковальней, ему приходится не только многое испытать, но и переосмыслить свои взгляды, отношения, наблюдая за происходящим в мире, невольно становясь участником тех событий, с которыми в другое время ни за что и никогда не пришлось бы столкнуться, соприкоснуться и решать для себя важные вопросы бытия и мироздания.
Название романа отлично передает происходящее на его страницах: мелькают города, проносятся годы, перемалывая людские жизни, выплевывая отработанный материал, раз за разом ставя новые и насущные вопросы, в результате которых мельчает и предается дружба, теряется любовь, человек вынужден перешагивать через собственное "я", оставляя за порогом прежние взгляды, но постоянно возвращаясь к ним с неизменным вопросом: что верно, а что нет ? И есть ли однозначный ответ на него.
Проводя своего героя через горнило Первой мировой, революций 1917 года в России, автор неизбежно и неумолимо раз за разом подводит его к черте, заставляя решать для себя вопрос о человекоубийстве. (невольно вспоминается герой Ф.М. Достоевского ) Как оставаться человеком в страшных условиях ? Возможно ли быть в стороне, когда рядом бушует море невиданной доселе жестокости, подлости, лжи и обмана ?
Именно эти жизненноважные вопросы, с которыми сталкивался каждый неравнодушный думающий человек вне зависимости от страны, в которой родился и жил, мне кажется, характерны, в целом, для творчества автора. Для него важен, в первую очередь, человек и его решения в переломные моменты эпохи или собственной судьбы. Рисуя картины жизни в России и Германии в то время, он мимоходом затрагивает и красочно показывает как уже тогда складывались предпосылки будущей Второй Мировой войны.
У романа интересная структура: с самых первых глав мы узнаем чем закончится история для героев драмы, а потом уже она как сжатая пружина начинает раскручиваться и выстреливать неожиданными сюжетными ходами, в которых в один крепкий узел увязаны люди, страны и города, любовь и смерть, добро и зло, что свято, что грешно познать нам суждено, а выбрать нам дано одно....
Читая заключительные главы, непременно возникает желание вернуться в начало, чтобы еще раз осознать весь тяжелый и сложный путь героев с чужбины на Родину, которая у каждого своя и далеко не всегда ждет с распростертыми объятиями своих заплутавших сынов, оценить мастерство автора, сумевшего дать красочный портрет эпохи, не прибегая к оценкам, а предоставляя читателю самому делать выводы и и выносить суждения, поднять важные вопросы и так закрутить интригу, в которой человеческие характеры проявляются наиболее живо и полно.
882,9K
Аноним4 июня 2014 г.Разве можно забыть человека, в руках которого побывала судьба?Читать далееБывает же так – читал книгу лет 12-13 назад, и хотя про себя отметил, что это хорошая, интересная книга, тем не менее по прошествии лет содержание напрочь забыл. Противоречие? Несомненно! Но, увы – я все эти годы помнил, что «Города и годы» читал с интересом. Но ни сюжетной ниточки, ни имен героев память не сохранила. Как, впрочем, в случае со многими книгами, прочитанными во время обязательной читальной гонки на филфаке.
Не возникало никаких ассоциаций и во время чтения. Так что можно смело говорить, что читал книгу практически впервые. Но может быть это и к лучшему, и вот почему.
Так уж получилось, что «Города и годы» я перечитывал после «Благоволительниц» Литтелла Джонатана, даже когда уже слегка остыли эмоции и притупилось первое ощущение от ужаса Литтелловского Сталинграда, Бабьего Яра и Берлина. Вопрос «ну как могло дойти человечество до этих ужасов войны?» уже не возникает.
А мог бы возникнуть!
Колючая проволока, штык и приклад, маузер, наган, смит-и-вессон, мортиры, гранаты, бомбы; отрезанные руки, отпиленные ноги, выжженные глаза, пробитые лбы, продырявленные груди — и опять колючая проволока, опять смит-и-вессоны, опять гранаты, бомбы, фугасы!
Окопы, землянки, блиндажи, бараки, лагеря, казармы; госпитали, лазареты, больницы, сумасшедшие дома, сумасшедшие поселки, сумасшедшие города — и опять окопы, опять лагеря, опять казармы!
Гнойники на шеях, экземные болячки под мышками, струпья на коленях, лишаи, нарывы, склизлая сыпь на животах, безволосые головы в мокрых пузырях, которые текут, точно загнивший сыр…Итак, книга о войне, но другой. О первой мировой. О войне, которая началась с убийства эрцгерцога Франца-Фердинанда. О войне, которую в Германии прославляли, пойти на которую для немца считалось долгом и делом чести, почётной обязанностью. Считалось, что этого требует вся нация.
Нет-нет, уже не спрашиваю, как могло человечество до такого дойти. Потому что знаю исторический опыт – человечество доходило и до худшего. И считало это нормальным.
«Города и годы» - роман дёйствительно увлекательный, невероятный и интересный. Читается на одном дыхании. Мастерски написанный. С совершенно запутанной композицией – сначала мы читаем, чем всё закончилось, потом с чего всё началось, а потом всё вперемешку. При этом совершенно не пропадает желание прочитать книгу – пускай мы уже знаем, чем всё закончилось, но совершенно не представляем, почему до этого дошло. А ответ на вопрос «почему» дан только в фактическом, а не сюжетном конце книги.
Итак, какими делает людей война и революция? Совершенно другими. Я уже высказался про жестокости. Война совершенно переиначивает такие казалось бы определённые понятия, как мужская дружба, любовь и верность, долг и честь.
Если бы можно было начать жить сначала... Раскатать клубок, дойти по нитке до проклятого часа и поступить по-другомуТак думает Андрей, и к счастью, раскатать кубок нельзя. Иначе бы время никуда не двигалось – каждый человек только бы и делал, что раскатывал и раскатывал.
Федин мастерски переплёл всех и вся. Недаром роман называется «Города и годы» - города переплетены и в годах, а годы в городах. Правда, от людей никуда не деться – они ещё более вплетены, и получается этакая косичка.
Городов в романе три – российские Семидол, Петербург (Петроград) и немецкий Бишофсберг, хотя основное действие происходит в Бишофсберге и Петрограде. Русский Старцов и его друг Курт Ван в Германии. Потом Курт оказывается в России, где становится большевиком, а Андрей как российский подданный задержан в Германии до конца войны. Его спасает немецкий маркграф, за это через много лет уже в России Старцов помогает маркграфу, (у которого он увёл невесту а потом бросил её) приговорённому к расстрелу, бежать, а маркграф вернувшись очень умело мстит невесте, рассказывая ей правду, что у Старцова в России есть беременная жена… И всё происходит на протяжении 1914-1922 годов, и всё так запутано! И в этот сюжет вкраплена первая мировая война, раненые, ослепшие, русские, немцы, большевики, каратели, народ… Одно очевидно – Андрей Старцов слишком интеллигентен, и поэтому не может быть принят революцией, как бы не рвался он в гущу событий. За то и получает такую развязку, которая есть в романе, но я про неё не скажу, чтобы не спойлерить.
681,8K
Аноним19 июня 2022 г."Раскатать клубок, дойти по нитке до проклятого часа и поступить по-другому"
Читать далееУ романа необычная структура. Он начинается с конца. На первых же страницах читатель понимает чем заканчивается роман. Во второй главе - события за 3 года до. А третья глава - и есть начало, когда герои начинают совершать поступки, которые и приведут их к финалу. Но четвертая глава уводит нас еще дальше по времени. И только начиная с 5-й хронологический порядок в судьбах героев выравнивается.
Главные герои - художники Андрей Старцов и Курт Ван, возлюбленная Андрея Мари Урбах и главгад - маркграф фон Шенау.
Но роман называется "Города и годы". Года, которые охватывает роман: 1914--1922. И география тоже довольно протяженная. Роман начинается и заканчивается в Петербурге. Но между этим мы вместе героями посетим Эрланген и Нюрнберг, Бишофсберг, Москва и Семидол. Хотя хронологически роман начинается в Германии.
Для чего такие сложности? Такая запутанная композиция позволяет реализовать задачу, которой автор поделился еще в заголовке -- это книга о времени. А то, что мы знаем конец истории совсем не отбивает желание узнать, что же к этому привело. А ответ дается только в фактическом конце книги.
Андрей Старцов обучался живописи в Германии. Но началась Первая мировая. Старцова интернируют в Бишофсберг. Теперь Андрей оказывается по другую сторону баррикад со своей Родиной. Война всё переворачивает, а может и расставляет всё по местам, проверяя каждый раз на прочность дружбу, любовь, чувство долга, честь. Герой оказывается в сложных ситуациях, перед сложным выбором. И не всегда его делает тот выбор, который приводит к положительным результатам.
Сам Андрей так говорит:
Если бы можно было начать жить сначала... Раскатать клубок, дойти по нитке до проклятого часа и поступить по-другому.Забавно, что герой говорит о клубке, на который похожа жизнь. И если реальную жизнь "размотать" назад нельзя, то роман "Города и годы", подобно клубку, разматывает для нас эту историю.
Когда Старцов возвращается на родину, он встречается с Куртом, который уже стал убеждённым большевиком. Старцов мечтает вновь оказаться в Германии, но Курт говорит ему, что место Старцова в России. Особенно сейчас, в непростое для страны время. Вместе они едут в Семидол.
Маркграф в 1917 попадает в русский плен. Но бежит из лагеря, который находится как раз вблизи Семидола и пытается организовать контрреволюционный мятеж, что впрочем ему удаётся. Мятеж удалось подавить. А Андрей вновь встречается с Шенау, но теперь они меняются местами. Старцев не только отпускает маркграфа, но и снабжает его документами, по которым он может добраться до Германии.
Андрей предал всё. Революцию, дружбу, любовь. Почему он так поступил? То ли в образе Старцова Федин изобразил представителя колеблющейся интеллигенции, которая еще не определилась по пути ли ей с советским государством, то ли человека вовсе без каких-либо убеждений.
Роман очень интересный и читается на одном дыхании.
491K
Аноним26 октября 2024 г.Читать далееКонстантина Федина если сейчас и вспоминают, то со знаком минус. Как же, "литературный генерал", если не маршал, гонитель, хулитель, подписант... А вот попробуйте отбросить всё это или попросту не знать (да и в подлинность тех "генеральских" дел как проверить). Просто прочитайте "Города и годы", как произведение неизвестного писателя. Я считаю (хотя мнение моё , конечно, ничтожно), что этот роман в тройке лучших о "потерянном поколении" после первой мировой наряду с "Тремя товарищами" Ремарка и "Смерть героя" Ричарда Олдингтона
19372
Аноним19 декабря 2024 г.Как человек он мне стал ненавистен, как друг, - я был его другом, - отвратителен. Я убил его.Читать далееМне очень нравится идея чтения книг-юбиляров. «Города и годы были написаны в 1924-ом , так что в нынешнем 2024-ом им исполнилось ровно 100 лет, что собственно и обусловило выбор книги.
Я не могу сказать, что у меня были какие-то определенные ожидания. Я знала, что это будет книга о Первой мировой войне и Революции, я морально подготовилась к «вдохновляющей и направляющей» составляющей советской литературы(и зря готовилась, потому что роман не про это), но чего я точно не предполагала, так это, что буду читать высокохудожественное произведение о Человеке и Войне в самом широком смысле слова. Не о немцах и русских, не о буржуях и крестьянах, не о большевиках и контрреволюционерах, а о любом человеке и любой войне. Дружба, любовь, совесть – как, и в каком сокровенном уголке сохранить эти чувства, если тебе довелось жить во времена глобальных перемен, когда вокруг бушуют ненависть и отчаяние?
Не могу не отметить также неожиданный авторский слог и стиль романа. Читать «Города и годы» - это как взять в руки сборник Маяковского, но в прозе. Давно не доводилось мне читать такого сложного текста. Плутать, спотыкаться о незнакомые слова, упираться в неожиданные метафоры. Образность прямо живописная! И ритм! Ритм все время меняется и озадачивает. И беспрерывно через текст наваливается тревога. Отдохнуть, расслабиться негде, да и нет когда… не те времена, не те «города и годы»18297
Аноним8 августа 2014 г.Читать далееВ связи с последними событиями этот модернистский роман одного из Серапионовых братьев становится актуальным. Приведу лишь один пример, как происходит ломка дружбы через изменение мировоззрения. Шовинизм, вставший между двумя друзьями уничтожает человеческие отношения. Остается ненависть - иррациональная и мало обоснованная. Сегодня они были социалистами - русский и немец, завтра приступ безумного патриотизма стравливает их. И ничего не остается, города и годы лишь только усугубляют пропасть между ними, делая невозможным сближение, предоставляя только в качестве выбора ликвидацию личности.
Получается, что и сейчас ничего не изменилось. Массовые гражданские войны в современном мире тому подтверждение.141,2K
Аноним29 июля 2015 г.Забытый роман
Читать далееСейчас не так уж много людей помнят писателя Константина Федина, а уж желающих прочитать его произведения - единицы.
Тем не менее, прежде чем вознестись на писательский Олимп, Федин принадлежал к "Серапионам", делавшим ставку на острый сюжет, авантюрный жанр, аполитичность.
И молодой Федин в этом плане проявил себя поначалу блестяще.
Авантюрный роман "Города и годы" получился блистательным и по сюжету, и по языку. В нем еще чувствуется задор молодого писателя, желающего показать свое мастерство необычными образами, сравнениями, метафорами, головоломными сюжетными трюками.
"Одиссея" главного героя молодого художника Андрея Старцова конечно впечатляет. Судьба его забрасывает в Германию, где он дружит с художником Куртом Ваном, горячо влюбляется в Мари Урбах, страстную натуру, девушку с авантюрной жилкой ( ее необычная, полная приключений биография рассказана в одной из частей романа), впервые встречается со злодеем фон Шенау, который формально становится меценатом молодых художников. Далее - путь через войны, революции, лишения. Старцов мечется между лагерями воюющих, не зная к кому примкнуть, находится со своими бывшими друзьями по разные стороны баррикад, спасает, предает, и, в конце концов, гибнет руки бывшего друга.
В романе много намешано. в том числе - событий правдоподобных и нет, тем не менее его читать интересно, как литературный памятник давно ушедшей от нас эпохи.121,5K
Аноним17 сентября 2024 г.Читать далееНикто не будет знать, что я прочитал последние 50 страниц в кратком пересказе. Это не означает, что роман плохой. Наоборот, крутые речевые повороты (да, именно повороты) в тексте напоминают Набокова. Не понимаю, как такая книга навсегда забылась.
Чего стоит момент описания события, когда жители города Бишофсберг узнали про убийство эрцгерцога. Автор многие исторические факты не называет конкретно, он надеется на эрудированность читателя и преподносит события неожиданно, начиная не самого события, а с реакции людей на него.10309
Аноним17 декабря 2025 г.Эх, Федя, Федя…
Читать далееПропустить через свой мозг литературу такого склада и остаться довольным вполне возможно. Нужно лишь, что б в этот период голова была чистая, спокойная. Что бы ни лезла в башку тревога и посторонние мысли. У меня сейчас не тот период. И в настоящий момент я это читать не могу.
После двух сот прочитанных страниц сдался. Никакого восторга, в отличие от именитых литературных критиков, я не получил. Обрёл только раздражение и головную боль. Видит око, да зуб неймёт. Потому что, написано сложно и нетипично.
Вот говорят, на Набокова похоже. Не соглашусь. У Набокова слог вязкий, но кристальный, как слеза, понятный. Здесь заполненный междометьями текст, абстрактный и размытый до такой степени, что не всегда ясны обстоятельства не то что времени, а даже мЕста. Да, да… Не всегда определяется, где и что конкретно происходит. Троекратное повторение фразы «Эрцгерцог!», к примеру, у Федина означает начало первой мировой. Да знаем мы про Фердинанда! Ну и что? Как это читать? Нет. Мне такое не по душе. У Пастернака и то лучше. Наверное, Иванов со своими «Бронепароходами» проникся романом. Есть что-то общее.
Вот у нас имеется «Хождение по мукам» про то же время. И читать приятно, и эпоху познаёшь. А «Города и годы» для меня фантасмагория с необработанными диалогами, с неудобоваримым изложением, где больше приходиться догадываться, чем воспринимать напрямую.867
Аноним26 сентября 2023 г.Читать далееСтиль произведения мне не близок, читать было сложно. Кроме того, события перескакивают взад-вперед во временных отрезках, что очень неудобно. Читатель еще не погрузился в события, а его сразу перекидывают, как в машине времени в прошлое. И начинаются скачки по годам, по городам, одни герои сменяются другими. Хорошо, что есть главный герой - Андрей Старцов - ось, за которую можно держаться в повествовании.
Несомненный плюс романа в том, что он создан на жизненном материале автора. Для меня всегда ценно читать такие книги. Им веришь безоговорочно. Война, плен описаны реалистично. Много деталей. Хорошо описаны чувства героев, их настроение, переживания.
Одной из центральных линий романа проходит история любви Андрея и Мари. Любовь в условиях войны. Любовь, которая внезапно приходит, когда Мари уже невеста другого. И вот этот другой - злой гений влюбленных, тот самый лишний угол любовного треугольника, который мешает и все портит, приводя отношения к печальной развязке.
Не скажу, что роман интересно читается. Но он интересный с точки зрения изучения истории начала ХХ века.6586