
Ваша оценкаРецензии
Аноним6 сентября 2015 г.Читать далееЭто рассказ про ад!
Всего столетней давности на нашей земле.
История про старушку, борющуюся за жизнь внуков, невестки, в последнюю очередь, свою.
По народу бы теперь походить-послушать... - поймешь, какая это тайна - жизнь, чего показывает... Я так соображаю, что либо народу гибель, либо, если выбьется из этой заразы, должен обязательно просветлеть: всех посетил Господь гневом.Иван Ильин, крупнейший знаток творчества И.С. Шмелёва, писал: “Заглавия Шмелёва всегда символически существенны и центральны: они выражают главное содержание художественного предмета. Таково, например, заглавие «Про одну старуху», где под «старухой» разумеется не только «эта старуха», но ещё Россия — Родина-мать, брошенная своим сыном и погибельно борющаяся за своих внучат, за грядущие поколения: это нигде не выговорено в рассказе, символ не раскрывается в виде научения, напротив, эта символика таится поддонно, молчаливо, но она зрела в душе автора и медленно зреет в душе читателя, который в конце рассказа переживает весь ужас этого прозрения” («Юность». 1990. № 9. С. 48).
Надо читать.
22754
Аноним23 октября 2023 г.Читать далееСтаруха Марфа Трофимовна Пигачова вполне могла бы стать героиней книги Ольги Семеновой Тянь-Шанской «Жизнь Ивана», где описан быт и обычаи крестьян русской глубинки конца XIX столетия. Таких старух в России множество. Из крестьян, лет за шестьдесят, маленькая, сухонькая, как вол тащила она все на себе - батрачила, по дому управлялась, кормила семью. Молчалива была и терпелива. Сын пил да буянил, но по хозяйству помогал, а как на войну призвали, так все тяготы легли на плечи одной Марфы. Невестка к тому времени, от постоянных побоев мужа, сделалась калекой, с постели не поднималась, вот забота о трех внуках и легла на плечи старухи.
Только то еще не беда была, как потом оказалось. Настоящие мытарства ждали Марфу Трофимовну впереди. От сына вестей не было, домой он с фронта не вернулся. В стране неразбериха, голод, Гражданская война. Прихватив с собой кое-какие вещички и оставив детишек на мать-инвалидку, Марфа подалась в хлебные края, где тогда еще можно было вещи на продукты обменять. Столько в дороге натерпелась, но повезло старухе, все свое добро на восемь пудов муки выменяла, но хлеб надо еще до дома довезти...
В рассказе Шмелев противопоставляет простой народ и Советскую власть, всех ее представителей писатель выкрасил в один цвет, кроваво-красный. Идея звучит примерно так «и до этого простой люд «щи лаптем хлебал», но теперь и вовсе жизнь невыносимой стала.» Произведение написано в 1924 году, когда Иван Сергеевич находился в эмиграции, во Франции. У него была своя обида на новую власть. Пережитое в Крыму во время Гражданской, личная трагедия – расстрел сына, сказались на смене мировоззрения, на творчестве, нашли отражение и в данном рассказе. Сложно судить насколько сгустил краски писатель, но развязка истории, при всей трагичности происходящих событий, показалась надуманной .
21255