
Ваша оценкаРецензии
Аноним1 апреля 2022 г.Не подушка виновата - виноват кто спит на ней.
Читать далееКак известно, Юкио Мисима был не только выдающимся писателем, но и весьма прогрессивным драматургом, подарившим новое дыхание таким старинным формам японского театра, как но, кабуки и дзерури. Для меня это уже вторая его пьеса - однако такого же фурора, как "Ночная орхидея" она не произвела. Возможно, постановка неплохо будет смотреться на сцене - здесь много песен и танцев, традиционные мотивы причудливо переплетаются с современными реалиями. Однако сам сюжет показался мне, может, и не банальным, но каким-то безликим. Нет здесь завораживающей мисимовской эстетики, нет здесь и шокирующего эпатажа - разве что под конец пьеса оказалась на удивление жизнеутверждающей.
Это история о юноше Дзиро, который совершенно разочаровавшись в жизни, внезапно приезжает к своей старой нянюшке Кику. Да только не просто так решил он к ней наведаться. Прознал он, что у няни есть волшебная подушка: "кто на ней поспит - такие сны увидит, что потом жить по-старому нет никакой возможности". Якобы такая прекрасная жизнь там снится, что после этого от реальности душу воротит - так от Кику и сбежал её муж и все последующие навязчивые ухажёры. Вот Дзиро и стало любопытно - женщины, деньги и слава уже его не прельщают, всё это по его словам лишь "мыльная пена". Так что же приснится человеку, потерявшему всякий интерес к жизни?...
На поверку оказалось, что заявления 18-летнего юноши о том, что "жизнь его кончена", конечно же, крайне патетичны. Хотя его сон на ханьданьской подушке остался для меня не до конца ясным - в частности, мотив детоубийства показался мне излишне жестоким и лишённым какой-то особой смысловой нагрузки. Это был скорее гадкий, неприятный момент в пьесе, чем классический для Мисимы мрачный эпатаж. Мне уж скорее понравилась трогательная линия самой нянюшки Кику и её сада: когда от неё ушёл муж - всё зачахло, но с приездом любимого воспитанника в её жизни снова появился смысл - и сад её снова ожил как по мановению волшебной палочки. Красивая аллегория о том, как наш внешний вид выдаёт наше внутреннее состояние. В остальном, ничего примечательного здесь я больше для себя не отметила - особого действия здесь не происходит, да и сам текст показался весьма безыскусным.
42224