
Ваша оценкаРецензии
Аноним11 сентября 2012 г.Читать далееВ течение большей части XVIII века и в XIX веке европейские химики почти все верили, что элементарные атомы, из которых состоят все химические вещества, удерживаются вместе силами взаимного сродства. Так, кусок серебра составляет единство в силу сродства между частицами серебра ... По этой же теории серебро растворяется в кислоте (или соль – в воде) потому, что частицы кислоты притягивают частицы серебра (или частицы воды притягивают частицы соли) более сильно, нежели частицы этих растворяемых веществ притягиваются друг к другу... В XVIII веке теория избирательного сродства была превосходной химической парадигмой... - Томас Кун "Структура научных революций"
Мне кажется, что гениальность Гете еще и в том, что рассматривая сложнейшие философские вопросы, и поднимая интереснейшие нравственные проблемы, он, вместе с тем, создавал произведения, прекраснейшие в своем художественном совершенстве.В "Избирательном сродстве" благородная красота симметрии композиции романа и глубочайшая, тщательнейшая проработка характеров героев, очень гармонично сочетаются с глубиной мысли автора и серьезностью рассматриваемых проблем. И как результат, замечательный роман, интересный, умный, красивый, немного грустный, и очень философский, но не скучно философский, а именно восхитительно интересно и романтически философский.
А вот если настроиться на чтение этого романа, как на чтение очередной истории любви, то восприятие, мне кажется, будет неполным. Потому что роман этот особый, и вообще, что может быть важнее, чем изучение человека:
Пусть каждому будет предоставлена свобода заниматься тем, что привлекает его, что доставляет ему радость, что мнится ему полезным; но истинным предметом изучения для человечества всегда остается человек.Сама идея романа очень интересна и необычна - а работают ли в отношениях между людьми силы "избирательного сродства", в которые так верили химики в XVIII веке. Гете, этот пытливо гениальный ум, страстно интересующийся любым знанием, включая химию, проводит исследование концепции, по которой человеческими отношениями управляют те же силы, что действуют в химических реакциях. В начальной точке этого исследования мы встречаемся с практически идеальной и счастливой семейной парой, по ходу исследования вводятся новые персонажи, устанавливаются новые связи. Простая и стройная красота этих построений, умные, неторопливые рассуждения, романтический подтекст и философское содержание делают роман прекрасным и незабываемым.
28742
Аноним23 сентября 2013 г.В конце концов все оказывается и так и не так, как оно было.Читать далее
В чем сила и красота великих - в том, что они никогда не предлагают готовых решений и не навязывают определенных взглядов. В крайнем случае - выносят на наш суд свое вИдение ситуации, да и то не всегда открыто. Заставляя наш ум и воображение работать самостоятельно, пусть даже благодаря этому мы придем к совсем другим выводам, чем автор.Иначе они, наверное, были бы не великими, а обычными узколобыми догматиками. Гете - истинный философ и истинный романтик, сочетание довольно редкое, и к тому же не чуждый науке, отсюда та необычная идея, которую предлагает он нам в романе "Избирательное сродство". Управляют ли людьми те же законы притяжения и отталкивания, которые управляют химическими элементами в природе? Мне почему-то кажется, что Гете был совсем не так уверен в этом, как можно было бы подумать, если опираться только на сюжет романа и некоторые его образы.
Что касается меня - я не верю, что есть непреложные законы, по которым люди, так сказать, определенного склада обязательно должны чувствовать взаимное притяжение. Все-таки люди - не химические элементы, хотя, конечно, и пылинки в мироздании... У людей, к сожалению, все намного сложнее и зависит порой вообще непонятно от чего. Минутное настроение, каприз, скука, мимолетный интерес - и вот уже все закручивается в клубок, обрастает событиями, несется куда-то без руля и ветрил... Потом думаешь - что это было, зачем, отчего? И ничего понять не можешь, какие уж там законы...
Если говорить непосредственно о романе - тоже не особо верю. На мой взгляд, великая любовь Оттилии - всего лишь естественное следствие близкого общения юной, неопытной девушки с мужчиной, который достоин в ее глазах восхищения. Возраст и жизненный опыт позволяют ему вести себя так, что Оттилии невозможно не влюбиться. А ее кристально чистая душа и отсутствие какого бы то ни было опыта в этом плане обрекают девушку на роковую страсть и верность, исход которой в данных обстоятельствах предрешен. Что же касается Эдуарда - тут вообще чистый каприз человека, "не привыкшего отказывать себе в чем-либо" и вдруг встретившего препятствие своим желаниям. Каприз, вызванный вечным мужским поиском нового и неизведанного, помноженный на легкую скуку от приевшегося "блюда" (Шарлотты) и стократ усугубленный недоступностью столь близкой цели. Не добейся все-таки он в свое время Шарлотты - может, начал бы вести себя точно так же.
А читать - просто наслаждение! В романе все прекрасно: красота и стройность текста, изящество слога, внимательность к малейшим оттенкам чувств и настроений героев, сочетание самых простых жизненных реалий и даже противоречий с тщательным следованием романтической традиции. Великие - они все-таки великие.18801
Аноним6 июня 2024 г.Название восходит к научному термину, обозначавшему в химии XVIII века способность химических веществ сочетаться с определёнными веществами или их соединениями, отдавая им предпочтение перед другими.Читать далееВ своём третьем романе Гёте попытался объединить науку и искусство, показав отношения между людьми в виде химической реакции. Действие происходит в одном месте (усадьбе) словно в пробирке. Пока в ней только два человека — Эдуард и его жена Шарлотта, барон и баронесса. В юности они очень любили друг друга, но Эдуарда женил на богатой женщине отец. Шарлотта тоже вышла замуж по воле родителей. И вот много лет спустя они оба свободны, Эдуард к тому же и с наследством. Былой страсти уже нет, но есть брак, основанный на партнёрстве и равенстве. Тихая, спокойная жизнь.
Но вот в эту жизнь врываются новые люди, друг Эдуарда и Оттилия, племянница Шарлотты. Казалось бы, крепкий брак рушится от силы страсти. На этом моменте вполне можно было бы поставить точку: Эдуард с Оттилией любят друг друга. Друг Эдуарда и Шарлотта тоже испытывают взаимные чувства, но... вместе они быть не могут. Почему? Да потому что каждый вдруг начинает придумывать причины, почему им нельзя быть вместе. Так начинается мазохизм на триста страниц с лишнем.
Ужасно раздражающие герои, над которыми и общество-то не слишком довлеет, но они страдают и мучаются. Всё-таки я думаю, что когда человек становится заложником общественного мнения — это драма, но когда он раб собственных выдуманных условностей — это трагедия. Здесь трагедия, и при этом ощущение, что все в книге очень любят страдать.
Спасает роман та самая метафоричность, в которую можно углубиться при чтении, и различные модели брака и отношений, показанные в романе, философские размышления. Если всё это отбросить, то останется не самый лучший любовный роман.
Кстати, именно в этом романе было впервые упомянуто выражение «красная нить», обозначающее главную мысль повествования.
13216
Аноним4 февраля 2013 г.Читать далееЕсли использовать в качестве кислоты для разрушения прочного соединения сразу две кислоты, можно получить два новых вещества. По химии и здравому смыслу не так: на чужом счастье своего не выйдет. Иногда здравый смысл - это наш страх, нежелание признавать ошибки. Ты выбрал не того человека - если сейчас ты это понял, почему опять делаешь ошибки?
Надо ценить свой выбор. Выбирать и стараться полюбить то, что ты выбрал. Чем больше ты вкладываешь в него, все твои силы, способности, всю любовь - именно это в итоге решит, какая цена твоей любви перед лицом другого человека.
Бывает так, что не хватает запаса прочности у любви. Все случайности набрасываются на душевный покой. А мы такие существа, которые ищут тех, кто по роднее. Одиночки или нет, рациональные или идеалисты, наивные и умудренные опытом - безразлично, перед подлинным сродством душ бессильны. Оглядываться, если случайно пропустите, будете всю жизнь. Иногда, в прочем, оглядываться лучше и слаще, чем побывать там, у своей Атлантиды.Но в итоге-то...
Есть ли родные души или это только наше собственное убеждение? Ответ по Гете, если правильно прочитала, кроется где-то посередине: это наше собственное убеждение, которое без целого ряда случайностей не появится на свет. Мы нужны для появления родственных душ, но нас одних недостаточно. Согласитесь, Гете во всяком случае гораздо скромнее, чем граф Калиостро из советского мюзикла.11564
Аноним6 января 2016 г.(Спойлеры)
Читать далееХорошо помня сюжет книги про юного Вертера, с опаской подходил к чтению этого произведения. И не зря. На описание больших страстей в ограниченном пространстве автор не поскупился. Но это в конце, начинается все иначе.
Первую часть романа Гёте держит читателя на коротком поводке, не давая повода забежать фантазией вперед сюжета или напротив отстать, зацепившись за какую-нибудь глубокую мысль. Описательные сцены быстро сменяются любовной линией, но все происходит размеренно и плавно.
В начале второй части произведение внезапно превращается в нравоучительное, в тексте появляется множество афоризмов "о добром и прекрасном" - от умеренно нравоучительных до абсолютно морализаторских. И в самом конце начинается буря: страсти, слезы, обмороки, смерти, мистика и вечный покой.
И когда читатель, захлебываясь слезами, дочитает последнюю главу, у него должен остаться лишь один вопрос: Гёте, вредный старик, зачем ребенка-то убил?101K
Аноним3 июня 2023 г.Читать далееПервое знакомство с творчеством Гёте прошло успешно. Я осталась под впечатлением. Не скажу, что мне понравились герои, слишком уж они слащавые и неправдоподобные. Но вот авторский слог шикарен, спасибо переводчикам. Не знаю, что ещё тут можно сказать.
Эдуард и Шарлотта счастливы в повторном браке. Они с юношества были влюблены друг в друга, но судьба решила по-своему. Им пришлось выполнять волю родителей. Но после всё разрешилось в их пользу. Он получил хорошее наследство от покойной пожилой жены, она тоже осталась вдовой.
Однообразная жизнь в сельской местности тяготит их, поэтому они приглашают погостить к ним капитана (друга Эдуарда) и племянницу Шарлотты. И именно с этого начинается "химический" эксперимент...6202
Аноним24 июля 2023 г.Читать далееУвы, это было плохо.
Я ждала чего-то столь же остроумного, как первая часть "Фауста", но... Сначала это было весьма занудным описанием возвышенной идиллии, а потом... Не менее возвышенным даже не знаю, чем. Любовным трактатом? Как быть мудаком благопристойно?) Нет тут тонкого сравнения с химией, обещанного в аннотации. Это просто очень занудные сердешные мытарства, скучные, скудно расписанные персонажи. То есть расписаны они не скудно, а весьма длинно! Но характеры не прописаны. Тонкости душ не отражены, а набросаны. И очень, очень занудно это всё. Очень-очень.А ещё нет ни одной искромётной фразы а-ля Гёте, а ведь я считала, что из них будет выплетен текст. А это, право, Жорж Санд, а не Гёте.
И как-то между дело утопили ребёнка. И тут же позабыли о нём.
Странный текст. Не советую.
1001 books you must read before you die: 320/1001.
4246
Аноним27 июня 2012 г.Расстроена книгой. Идея мне очень понравилась, сама мысль Гёте о неком "химическом" родстве двух людей, но вот сюжет... Столько было возможностей счастливого исхода, но классика - это классика, надо всех сделать несчастными или, лучше, убить. А ещё лучше и то, и другое по очереди.
Читается довольно легко. Хоть в этом всё не так трагично.4446