Йап
SharmanKaa
- 348 книг

Ваша оценка
Ваша оценка
«Стена» - первый авторский сборник японского «weird» классика Кобо Абэ. На Западе его обычно называют «кафкианским», но тогда «кафкианским» можно считать любую историю из прошлого века, где конторский служащий просыпается утром, берет портфель и топает на работу. На самом деле, «Стена» - это Льюис Кэрролл для взрослых. Говорящие животные, ожившие манекены, бесконечная борьба с картами (но только не с покерными, а визитными).
Плюс «минерализм» послевоенного философа Ханады Киётеру, под впечатлением от которого 26-летний Абэ в тот момент находился. Ханада считал, что в современной литературе слишком много антропоморфного. Чёртов Ренессанс сделал людишек эгоистами, которые могут бубнить только про себя любимых. Поэтому нужно вернуть в литературу истинную природу - животных, флору, реки и камни.
Кобо Абэ вернул. В первом же рассказе герой превращается в стену посреди пустыни. Потом этот фокус повторится еще и в пятом рассказе, но уже совершенно в ином контексте.
Стена посреди пустыни - это круто.
Первая половина сборника - одноименная повесть , с которой 26-летний Абэ ворвался в 1951 году в японскую литературу, выиграв премию Акутагавы. Повесть переименовали в «Преступление S.Кармы», после чего она в компании еще пяти новелл вышла в виде печатной книги. Нищий коммунист, вынужденный, чтобы не сдохнуть от голода, сдавать кровь, смог арендовать для себя сарай на шесть татами.
У книги обнаружилось много хейтеров, но также и фанатов типа Кавабаты, которые утверждали, что это вторая толковая штука за последние годы после мисимовской «Исповеди маски». Почему? Потому что японской литературе реально не хватает минералов. Каждый новый роман - это внутренний монолог очередного жалкого человечка. Пусть уж лучше за него говорят маски, коты или даже стены. Здравствуй, Тэцуо, привет!
Последний (шестой) рассказ в сборнике выделяется на общем фоне, потому что вместо озорной алисомании внезапно уходит в сторону критики капитализма и… о, Господи…грядущего сплаттерпанка. Рассказ «Бизнес» рассказывает историю колбасного фабриканта, который сделал состояние на колбасе из крыс. Потом крысы загрызли его работников и семью. Колбасник сделал колбасу из жены и детей, после чего понял, что это непаханое поле. С помощью денег и правильных слов о нуждах общества он получает от правительства разрешение делать колбасу из трупов и отходов из абортариев. Но вот досада! Население Японии растёт, а колбасы по прежнему на всех не хватает. Хьюстон, у нас, кажется, проблемы!

...чтобы не быть погребенным под чужими следами, надо запечатлевать буквально каждый свой шаг.

- Никто не в состоянии прочесть выражение лица человека, прикрытого улыбкой. Вспомни загадочную улыбку знаменитой Моны Лизы. Или подумай об улыбке слуги, стоящего перед хозяином. Улыбка — это стальная стена против любого взгляда.

— Взгляды людей, подобно крепчайшей серной кислоте, сжигают нас. Страшные глаза, озабоченные глаза, противные глаза, приятные глаза, печальные глаза — все они действуют по-особому. Я всегда боялся людских глаз.