
Ваша оценкаРецензии
Аноним26 мая 2021 г.Есть ли в мире что-нибудь равноценное жизни и счастью человека?
Читать далееЛюбопытное произведение от автора Этель Лилиан Войнич - Овод
Главная героиня, которую зовут естественно Оливия Лэтам-англичанка, которая помолвлена с русским революционером, болеющим чахоткой. Оливия, как медсестра и как невеста отправляется в Россию навестить больного Владимира. Главная героиня произвела на меня большое впечатление: сильная, мужественная, со стойким характером и не глупая. Понравилось её отношение к Владимиру, обожая его, она не принимает его убеждений и веры, она сомневается, не любит бездумно то, что любит он.Произведение достаточно небольшое по объёму, изображено всё живо и атмосферно. Но при небольших размерах произведения автор касается многих острых тем: что важнее талант или политика; знать, что умрешь и напоследок насладиться жизнью или сберечь свою честь; нужна ли революция; так ли необходимы эти жертвы; стоит ли продолжать при видимых неудачах? Стоит ли ради политики отрекаться от таланта?
Если человек должен пожертвовать жизнью или чем-нибудь не менее для него дорогим, он имеет право знать: чего же ради? — задумчиво и неумолимо продолжала Оливия. — Это вопрос соотношения ценностей. Есть ли в мире что-нибудь равноценное жизни и счастью человека? Взять хотя бы этот случай во время коронации в Москве. В давке, когда толпа устремилась за царскими подарками, погибли сотни мужиков. По сути дела, они поплатились жизнью ради несвежей колбасы и оловянных кружек с портретом царя. А вечером был бал, и царь с супругой преспокойно танцевали на нем и, как говорится, даже в ус не дули. Но, может быть, с точки зрения русских, это достаточная цена за их жизни? А по-вашему, грядущие поколения смогут сказать про нас с вами, что мы ценили свои жизни дороже?В книге ярко описана Россия глазами иностранца. Кому-то показалось это чересчур мрачно и подавленно, но мне понравилось, ведь главная героиня видит Россию через призму горя, волнений за жизнь своего жениха. Да, возможно слегка депрессивно изображена русская деревня того периода русский народ в общей массе описан как тупой и грубоватый, но любому иностранцу многое будет не так понятно и не любо в российской глубинке. Русская деревня в некоторые времена года бывает не очень приглядной, это мы русские можем увидеть в этом свою прелесть и особенную лирическую красоту. А человеку, не родившемуся на этой земле труднее вопринимать это. Но мне кажется, что это ярко передает весь трагизм романа. Единственное, хотелось узнать побольше о втором главном герое, друге Владимира.
Конечно, это не такое сильное и надрывное произведение, как "Овод", которое разбило мне сердце лет в 16 лет. Но на мой взгляд прекрасный роман -интересный во многих аспектах.
922,5K
Аноним28 апреля 2023 г.Читать далееИ вновь Войнич погружает читателя в воды революционной борьбы. Тема польских эмигрантов и гонений, пунктиром намеченная еще в "Джеке Реймонде", здесь разворачивается в полную силу. Главная героиня, Оливия Лэтам, влюблена в русского революционера Владимира Дамарова. Тот, будучи молодым человеком, оказался вовлечен в революционные ряды благодаря знакомству с поляком Каролом Славинским. Судьба Владимира сложилась трагически: растраченный впустую талант художника и скульптора, болезнь легких, преследования со стороны царской власти. Оливия, узнав, что Владимир тяжело болен, отправляется в Россию.
Собственно, первая часть романа и повествует о ее пребывании в России. Любовь Оливии и Владимира - история, трагический финал которой был предопределен заранее. Взгляд иностранки на русские реалии любопытен, но довольно поверхностен. И это замечание, увы, как будто бы относится ко всему роману целиком. Войнич не рассказывает нам обстоятельств их знакомства и сближения. Взаимоотношения Оливии и Владимира мне показались достаточно отчужденными, как такового сильного чувства я будто бы и не увидела. Впрочем, главы с арестом Владимира, безуспешными попытками Оливии добиться встречи - сильное место.
Вторая часть романа - возвращение Оливии домой, медленное восстановление от пережитого потрясения и возвращение к работе. Ненавязчива, но сюжетообразующа линия развития отношений с Каролом, как в сфере рабочей, так и личной. И здесь буквально повторение предыдущей истории, разве что финал, если и не счастливый без оговорок, то обнадеживающий.
Написано очень живо, ярко. А вот перевод подкачал (это вам не Нора Галь, увы, чувствуется, текст сразу как будто на ступеньку ниже по качеству). Но очень противоречивые эмоции у меня вызвал образ самой Оливии. Волевая и проницательная, сильная и сострадательная, заботящаяся о бедняках, выхаживающая самых безнадежных больных, Оливия как будто идеал в ряду женских персонажей. Но в то же время она может быть невнимательна и жестока к чувствам окружающих. В первую очередь влюбленных в нее мужчин (коих в романе аж трое - Владимир, Карол, пастор Дик Грей). Я как-то не очень поняла, что их всех настолько свело с ума, потому что в плане эмпатичности и межличностного общения Оливия не блещет. Поэтому роковая способность Оливии пленять мужские сердца для меня осталась несколько невыясненной.
По итогу ощущение такое, что Войнич в этом романе погналась за двумя зайцами и упустила обоих. Глубоко сопереживать героям у меня не вышло. Ни один образ не показался достаточно харизматичным. Революционная борьба тоже показана в самых общих красках, а местами и вовсе очевидны параллели с "Оводом". Так что роман разочаровал.
72719
Аноним27 октября 2025 г.Самоотверженная пустышка
Читать далееЕсть спойлеры!
Людям, которые ко всему безразличны, легко быть самоотверженными, потому что во всем мире нет ничего, чем бы они дорожили.Очень люблю и до сих пор с теплотой вспоминаю трилогию об Оводе. Библиография у Войнич не богата /в плане количества, а не качества/, поэтому я все откладывала и откладывала знакомство с другими произведениями писательницы, так как пыталась всячески оттянуть минуту прощания с ее творчеством. К сожалению, время, проведенное с Оливией Лэтам не могу назвать часами неизгладимого литературного удовольствия, как это было с упомянутой мною трилогией.
● Главная героиня романа посвятила себя служению другим - она трезво мыслит, холодна и рассудительна. Без страха бросается в лондонские трущобы на борьбу с эпидемией оспы, ее не интересуют модные шляпки и званые обеды. Отец Оливии, обеспеченный банкир, любит старшую дочь всей своей душой, возможно видя в ее глазах тот же огонек, который давным-давно горел и в его глазах. Это было в далекой юности, когда мистер Лэтам гордо отказался продолжать банковское дело отца и отправился в сельскую глушь учить детей бедняков. Его благородный порыв обернулся провалом, но Оливия тверда в своих намерениях. Когда девушка узнает, что ее возлюбленный, Владимир Дамаров - русский революционер, слег с тяжелой болезнью легких, она не раздумывая мчится в Петербург, чтобы обеспечить ему должный уход.
● С Оливией у меня как-то не заладилось с самого начала. Совершенно непонятно, как ей удалось завоевать сердца сразу трех мужчин этого романа - и священник-социалист Дик, и русский революционер Владимир, и польский врач Карол у ее ног, едва Оливия появляется на горизонте. Она мне показалась какой-то совершенно пустой, сухой и прямой, как прошлогодняя палка. История ее отношений с Владимиром осталась за кадром, у меня создалось впечатление, что со стороны Оливии это было какое-то наполовину материнское чувство, нежели пылкая влюбленность /хотя слово "пылкость" вообще мало применимо к такой героине, как Оливия/. Есть у характера Оливии и некая двойственность: в Лондоне она работает в трущобах и лечит больных оспой, но при этом вдруг приходит в ужас от посещения деревенских больных в России. Или еще более яркий пример: после возвращения из России Оливия очень жестока с близкими людьми, впадает в настоящую истерику, стоит только кому-либо задать ей вопрос о причинах ее жуткого состояния, а позже будет злиться на Карола за то, что он не поделился с ней своей бедой.
● Пожалуй из всего романа мне не забыть только истории Владимира, который существовал в какой-то непрекращающейся агонии и страхе. Выходец из мелких дворян, талантливый скульптор бросил свой талант в огонь ради великой идеи. Сцены его ареста и последующей смерти такие сильные и живые, что у меня побежали мурашки. Даже Оливия выкарабкалась из своей твердой скорлупы и показала наконец настоящие эмоции! Но остальная часть текста - это странное поведение Оливии, которому я не всегда находила объяснение. Да, она образец самоотверженности, но внутри - пустышка. Что движет ею, что она чувствует, за что борется? Ничто, ничего, ни за что. До самого конца она будет участвовать в деле, которое она не понимает /не хочет или не может понять, неважно/. Да, она будет делать это самоотвержено. Но с тем же успехом героиню можно поставить прикручивать болты, шить рыболовные сетки или бить палкой по осиному гнезду. И она будет это делать.
Увы, но в сравнении с "Оводом" этот романа очень сильно проигрывает. Я готова принимать разных главных персонажей /и положительных, и отрицательных/, если у них цельный образ и есть какая-то мотивация. Но когда главный герой - это картинка и пустышка, то тут остается только разводить руками.
55250
Аноним18 августа 2019 г.Святая в аду.
Читать далееВ центре сюжета любовь между святой английской девой Оливией и русским чахоточным революционером Владимиром. Все крутится по типу "за милым хоть в ад" тобишь в Россию, а потом давайте поговорим.
Самая плохая на моей памяти история любви. Меня не покидало чувство, что я читаю какое-то сокращение. Очень многое осталось за кадром, что сделало историю неполноценной. На большую часть можно закрыть глаза, но на то, как познакомились герой, просто невозможно. Чтобы понять чувства людей, нужно знать с чего все началось, чем могли привлечь друг друга настолько разные люди. Не зная всей картины, мне показалась эта любовь мыльным пузырем. Оливия описана как шаблонная железная леди, которая рождена на этот свет с целью о всех заботиться. Владимир беспризорник, куда ветер подует туда и его ноги несут, полное отсутствие своего мнения. В каждом времени были свои отбросы, вот и этот из их числа. Ничего кроме мерзости у меня этот персонаж не вызвал. Более всего на человека похож Карол, он хоть что-то из себя представлял.
Не получилась атмосфера и декорации книги. Я не почувствовала, что события происходят в России, ибо мало сказать, надо еще и описать. Взгляд англичанки на Россию субъективен и это пожалуй лично для меня был самый интересный момент во всей книги. Было увлекательно наблюдать за выводами.
Мне совсем не понравилось. На редкость неудачная книга, при всем моем уважении к автору и поклонникам. Овод возможно когда-нибудь прочту, но очень не скоро.481K
Аноним21 февраля 2023 г.Не будем говорить о том, что могло бы быть, надо исходить из того, что есть.
Читать далееТворчество Этель Войнич меня впечатлило много лет назад. С огромным удовольствием погружалась в мир ее героев и с большими надеждами взялась за новое для себя произведение.
После завершения чтения немного сумбурные мысли и нет однозначного мнения понравилась ли книга. В ней так много боли, страданий и мужества, что местами казалось перебор с такими несчастьями. Жизненный путь человека усеян не только розами, у них есть еще и шипы, наступать на которые больно, но неизбежно.Открытием для меня стали любовные отношения Оливии и Владимира - русского революционера. Эти отношения пожалуй не имели продолжения и мы догадывались чем все закончится, но Оливия не смотря ни на что, отправляется в такую неизведанную страну - Россию.
Эта книга поднимает насущные темы того периода, здесь и политическая обстановка, и описание революционной обстановки и на фоне всех этих события разворачивается любовная линия. Любовь, которая требует жертв, но она неизбежна и есть только один выход - следовать за любовью.
Цитата, которой озаглавила рецензию, наиболее полно раскрывает смысл произведения. Мы всегда должны располагать тем, что у нас есть и стремится к большему, рассчитывая на свои силы.
Книга написана различными штрихами: лиричными и короткими-хлесткими и в этом сила книги.47617
Аноним12 мая 2019 г.Читать далееПрисутствие посторонних хоть на время избавит её от необходимости постигать непостижимое.
Восхитительный роман с немного смазанной концовкой. Из-за неё так и хочется наклеить на книгу ярлык любовной, хотя на самом деле, это не так. Центром истории становится Оливия - волевая женщина, носящая маску безразличия и холода. Последнее может оттолкнуть читателя, а может, наоборот, увлечь желанием разгадать, есть ли что под её видимым бездушием. Лично мне героиня показалась необычайно живой и наполненной, как бы смешно это не звучало после столь нелестных эпитетов в её сторону. Но Оливия отчаянно вдохновлена тем, что делает, будь это уход за больными или помощь в политическом деле. И каждый раз накрепко привязывается к людям, неистово стараясь, чтобы этого не заметили. Когда обнаруживаешь последнее, то внезапно располагаешься к Оливии и перестаёшь считать её чувства к Владимиру деланными, а к Каролу жалостливыми. Во всём появляется смысл, а красота книги, её наполненность, звучание и весомость хорошего романа только усиливают впечатление. Войнич бросает свою героиню в чужую для неё страну, окружая тяжёлыми обстоятельствами, и тем отраднее наблюдать, как характер Оливии выдерживает всё.
17769
Аноним24 декабря 2018 г.Читать далееВ описании к "Оливии Лэтам" сказано, что, дескать, эту книгу неоднократно сравнивают с "Оводом" и я не могу понять зачем, так как книги совершенно разные. Но куда все, туда и я. В данном случае не могу не сказать пары слов об этих произведениях. Хотя "Оливия Лэтам" мне и понравилась, но "Овод" так и остался любимым творением Войнич. Для меня история Овода более эмоционально сильна и насыщена, тогда как история Оливии драматична и романтична, но недостаточно, чтобы я ахнула и добавила её в "Избранное" на лайвлибе. (Да, вот она - жестокая реальность книжного отбора.)
На первый взгляд героиня может показаться холодной и не эмоциональной, но на самом деле это не так. Не всем же быть добрыми простушками или харизматичными красотками, в конце то концов! Так что по итогам мысленных рассуждений могу сказать, что я всё-таки прониклась симпатией к этой сильной и воодушевляющей героине, каковых всё реже можно встретить на страницах книг.
Не могу не написать о том, что в свои 27 лет Оливия осталась целомудренной девушкой. Я бы посоветовала читательницам подросткового возраста почитать и вдохновиться. Голосую за внесение этого произведения в школьную программу. Не перестаю восхищаться такими героинями, хотя даже в книгах приличное поведение девушек встречается редко.
Немного отойду от оглашения мнения о книге и внесу своей будничности. Вот оно современное течение жизни: Оливия ждёт в приёмной департамента государственной полиции, дабы узнать судьбу своего любимого избранника, а я, читая эти строки, сижу в автосервисе, ожидая новостей о судьбе моего железного коня.
Сюжет не может похвастаться чем-то необычным, я бы сказала, что повествование идёт ровным и плавным ходом. Не могу сказать, будете ли вы из-за сего факта скучать, но я не скучала, так как хотела узнать к чему же приведёт выбранный путь героев. Да и читается книга довольно быстро. Мною она была прочитана за три снежных и ленивых вечера.
Поболее всех из героев (коих, кстати, не так уж и много) мне пришёлся по душе Карол. Я часто (что поделать!) ) западаю на второстепенных мужских персонажей, которых не любит главная героиня (потому что есть главный герой, конечно же), но кои готовы помочь всем на свете. Я называю это "синдром утешения" - хочется помочь и вообще забрать героя себе в реальность. А затем, обычно, когда дочитываю последнюю страницу, я понимаю, что это была влюбленность, улетучивающаяся вместе с завершением чтения книги. Вот такой я влюбчивый рецензент. Стоит добавить, что на написание рецензии моё вечно влюбленное состояние не влияет, правда-правда!
Главной моралью лично для меня стало то, что мне пытались донести во времена глубокой и затяжной депрессии другие люди, но до чего можно дойти только самому, а именно то, что необходимо быть занятым. Не важно, работой или увлечением, но от кошмаров наяву, преподносимых сознанием, можно спастись только занятостью.
Рекомендую книгу к прочтению. Но если у вас, дорогой читатель, на душе гнетущее настроение, то эта трагичная книга не то, что может поднять его. Это так, просто предупреждение, но не препятствие на пути к ознакомлению с творчеством Войнич.13801
Аноним13 декабря 2012 г.Читать далееДля меня творчество каждого писателя сравнимо с небосклоном. Герои книг - звезды на этом небосклоне. Так вот: если посмотреть на литературное небо прекрасной английской писательницы по имени Этель Лилиан Войнич,то самая яркая звезда на нем - это,бесспорно, Артур Бертон,он же Феличе Риварес,он же Овод. Его,правда,еще зовут иногда "пламенным революционером,борцом за свободу Италии"(я это прозвание НЕНАВИЖУ!!!),но это сейчас неважно. Ибо при всей моей к этому герою любви,речь пойдет не о нем. Речь пойдет об Оливии Лэтам - английской девушке,которую капризная судьба забросила в Россию,как когда-то и ее создательницу. Мне кажется,что образ Оливии меркнет перед образом Артура... Я читала "Оливию Лэтам" сразу же после того,как перевернула последнюю страницу "Овода" и до сих пор себе не могу этого простить. Потому что это не то. Это не тот стиль,за который я так люблю Войнич. Впрочем,это отнюдь не плохо,потому что "Овод" творит ужасные вещи с моими и без того слабыми нервами,потом я нуждаюсь в каком-нибудь лекарстве. Таким лекарством в тот раз и стала "Оливия..."
Книга интересная,образы красивые,очень войничевские,так сказать. Но все время пока я читала роман,мне вспоминался "Овод",вспоминался Артур,Монтанелли,Джемма,письмо,камера,казнь,разбитое распятье,вино из одного стакана,"сие творите в Мое воспоминание",улыбка Артура перед расстрелом и вообще вся книга - ярчайшая книга. И я постоянно ловила себя на мысли,что мне надо следить за сюжетом "Оливии...",а не Артура вспоминать,в конце-то концов! Из книги мне хорошо запомнился лишь Карол и те строчки из "Ангелли" Юлиуша Словацкого,которые он повторял в бреду:"...Ибо кажется мне,что когда я умру,то сам Бог пожалеет о том,что он сделал со мною,думая:"Вот он уже не родится во второй раз" (из-за этих строчек я искала "Ангелли" в Интернете. Поэму нашла,а именно этот отрывок - нет).
Этель Лилиан Войнич,наверно,так и останется для меня лишь автором "Овода" и "Прерванной дружбы". Потому что я,как и Войнич,искренне люблю героя этих книг.
11271
Аноним31 декабря 2017 г.Читать далееАга. Теперь я знаю, что Этель Лилиан Войнич тоже умеет писать сухие картонные повествования с неочеловеченными героями и отсутствием логики. Право слово, я думала это – не её.
Удивительная книга. Никогда бы не приписала её этому автору. Итак, что же мы имеем в итоге?СПОЙЛЕРЫ.
Есть героиня. Она – Женщина Заботящаяся. Ей претят балы и слабости. Она собрана и уверена в себе. Она помогает беднякам и больным, не терпит притворства и «барских болезней» вроде меланхолии. Она – опытная сиделка и живо разбирается, где симулянт, а где больной. И ей не до глупостей.
Потом оказывается, что она влюблена в умирающего от чахотки революционера из России. Ладо, окей. Нам не расписали, как они познакомились, как сложилось это чувство – это осталось за кадром, и потому мы по умолчанию в него верим. Тем более к её образу такая платоническая и самоотверженная любовь подходит как нельзя более.
И вот она едет к нему, он болен, она его выхаживает. При этом становится понятно, что его идей она не понимает. Более того, он сам их понимает смутно. Параллельно автор кидает пару камней в бок царской России. Я не говорю, что там не было бедных и всё цвело, но всё-таки не считаю, что тамошние бедняки обречены страшнее, чем жители лондонских трущоб. С которыми героиня знакома так же, которые она откровенно сравнивает. И делает странные выводы. Но ладно.
Потом нашего героя арестовывают, и он дня за четыре в тюрьме умирает. За этот период наша волевая женщина, наша прогрессивная, наша стойкая и сильная сходит с ума. При чём как-то странно. Нехарактерно. Её начинают преследовать призраки, она придаётся идиотской меланхолии, она становится инфантильнее своей младшей сестры. Её становится наплевать на родных, на логику, на здравый смысл. Она оскорбляет бедняков, смотрит в стену, на ней появляются кровоподтеки от прикосновений. Ладно бы Оливия попала в ссылку. В тюрьму. Или «рассказали бы ей, насмешнице и любимице всех друзей, царскосельской весёлой грешнице…» В смысле, ладно бы она куковала в очередях под тюрьмой с передачами, носилась по учреждениям (не для галочки, как тут, а со смыслом каким) полгода, год… Но нет! За четыре дня она оказалась сломлена-переломлена. Попрала все свои принципы. И поехала перекладывать эту свою нездоровую апатию на всех встречных-поперечных, причем начиная от родных и кончая бывшими друзьями-бедняками.
Потом она оживёт, когда снова найдёт безнадёжный случай, чтобы о нём заботится.Не верю! Или Оливию нужно было не так описывать вначале, или она должна была остаться Лучшей-в-мире-сиделкой с окаменевшим лицом. Но вот это, то что описано, - не верю!
И ещё не совсем ясно, о чём вообще книга. О тщете революции или о её значимости? О необходимости жить или о безысходности? О силе духа или о показушном инфантилизме?
Не говоря уже о том, что все персонажи – картонные, начиная от Оливии и Карола – кончая папой, который вроде и есть, но как-то нет. Ни одного прописанного образа. Ни одной доведённой до конца идеи.Вот так вот неожиданно удивила меня Этель Лилиан Войнич.
10768
Аноним21 апреля 2024 г.Читать далееНе ожидала когда-нибудь, что скажу такое о произведении Войнич - но эта книга оказалась немного ни о чем.
История любви и скитаний главной героини прошли решительно мимо. Почему-то не верится ни в одно переживание, ни в одно событие и чувство. Вроде бы контекст описан - но воспринимается как картонная бутафория, вроде бы должны увидеть невероятную силу духа, борьбу, любовь, жертвенность - а видится инфантильность, эмоциональные качели и глупость. В результате имеем будто сокращенную наспех пародию идею прошлых книг.
-Свет превыше всякой цены
-Даже если он погас?
Огонь, которым он разгонял мрак, спалил прекрасного человека, в недобрый час повстречавшегося ему на пути9334