
Ваша оценкаРецензии
Аноним26 июля 2023 г.Однажды более века назад...
Читать далееС творчеством Горького более-менее знаком, причём не только по школьному курсу литературы, но и в более поздние времена кое-что прочёл. И оценил. И постепенно заполняю пробелы с горьковской драматургией. На сей раз пьеса «Враги» — в школе о ней что-то говорилось, но память ничегошеньки не сохранила.
Поскольку пьеса написана и издана сразу после событий 1905 года, то конечно же в центре внимания писателя стало противостояние фабрикантов и рабочих, говоря высоким штилем — буржуазии и пролетариата. Горький ставит в центр конфликт между рабочими фабрики, жалующимися на самоуправство и жестокость одного из мастеров, и хозяевами предприятия, между которыми согласия тоже нет. Один из них слывёт либералом, а второй — сторонник решительных мер и не желает идти на поводу у рабочих. Конфликт обостряется и в результате раздаётся выстрел. И конечно же вызываются жандармы и полиция для производства следствия, но вместе с тем и для гашения возмущения среди рабочих, выявления бунтовщиков и подстрекателей.
Поскольку симпатии автора явно на стороне рабочих, то конечно же образы буржуев, полицейских и жандармов подаются в отрицательном виде. Однако и в семье хозяев фабрики нет единства, и там есть либерально настроенные.В общем, послушать радиоверсию спектакля было весьма интересно. Насколько всё это современно — решайте сами. Но для своего времени пьеса весьма хороша. А ведь и издана в те времена, когда вся революционная движуха ещё продолжалась...
44339
Аноним11 августа 2022 г.«Нам все враги»
Читать далееВ центре сюжета пьесы Горького – конфликт заводчиков (фабрикантов) и рабочих. Захар Бардин стремится к справедливости, его компаньон Михаил Скроботов больше всего обеспокоен тем, чтобы не лишиться власти над рабочими. Он жесток и бессердечен, его волнует прибыль, а не вопросы справедливости. По мнению жены Скроботова, Захар излишне либерален, нерешителен, его «дряблость» и готовность идти на уступки фабричным становятся причиной смерти Михаила. Действительно, старший Бардин – человек незлой, пытается наладить отношения с народом, но у него отсутствует уважение к нему: «Народ наш груб, он некультурен», в нём «много животной жадности». Такое чувство, что все поступки Захара диктуются чувством самосохранения: «В такие эпохи разумный человек должен иметь друзей в массах». Но фабричные недолюбливают Захара: «Опять проповедь читал?», «Китаец… Совсем китаец… Что говорит?» Горький очень выпукло показывает непонимание между господами и простым народом, в том числе и в языковом отношении (а ведь именно в языке в полной мере проявляется менталитет).
Рабочие считают своих хозяев «зверьём». Для Николая Скроботова рабочий класс – варвар, который способен лишь «растоптать плоды тысячелетних трудов человечества». Яков Бардин поддерживает его, т. к. до дрожи боится пролетариев. Но враги – это не только представители противоположных классов. Клеопатра видит врагов в компаньонах мужа. Братья Бардины враждебно относятся к ней. Здесь все – враги.
Симпатии Горького – на стороне рабочих и людей, им сочувствующих и стремящихся помочь. Правда, по мнению писателя, – с такими, как социалист-агитатор Синцов. Поэтому он говорит «спокойно» (ремарка), уверен в правильности своего пути, в светлом будущем России. Такой вот резонёр-проповедник, идеолог, как часто бывает в пьесах Горького.
Вот эта открытая политизированность и не понравилась в произведении. Характеры прописаны как-то не очень. Интерес вызвала лишь жена Якова Татьяна, актриса, много размышляющая и говорящая о сложности взаимоотношений между людьми разных слоёв, о своей профессии. А симпатию – 18-летняя барышня с символическим именем Надежда. Её образ – словно ответ Чехову с его Аней из «Вишневого сада».
40227
Аноним18 апреля 2024 г.Читать далееЗапись для радио спектакля Мхата, сразу, не читая чей спектакль, можно сразу сказать, что это МХАТ, те мхатовские старики, совершенно другая дикция, другая речь, слушать просто одно удовольствие! Петкер, Кторов, Грибов, Тарасова, Прудкин... Только из-за этого стоит послушать.
Если честно, вначале побаивалась самой пьесы и автора. Ну как же революционный автор, сейчас немного другие взгляды на революцию и на все, что тогда происходило. Но опасения были напрасны. И убедилась, что незаслуженно Горькому уделяют сейчас мало внимания. Очень талантливый автор. Потому что он не однобокий. Вот в советское время, кто хотел, наверняка видел в этой пьесе революционную агитку. А я не увидела однозначного одобрения революции. Он достаточно глубоко показал трагедию того, что происходит. Есть над чем задуматься. Я в результате и на Горького посмотрела другими глазами. Уже начала слушать другую книгу, которая меня захватила, но я до сих пор нахожусь под впечатлением Врагов.648
Аноним11 августа 2022 г.Смута
Читать далееПьеса, затрагивающая старую добрую [добрую] тему неравенства. История о том, как бунтуют рабочие одного завода.
Это первое произведение в жанре социалистического реализма. К моему стыду с этим жанром я вовсе не знаком, но предположу, что как "первопроходец" пьеса не могла выйти прям удачно удачной, так уж в мире происходит. Сами же минусы отражаются в:
1) блекловатых персонажах. Они не особо то и прописаны, без кого-то можно и было, наверное, обойтись. А дед Левшин это чуть ли не копирка Луки из "На дне". Кто-то даже раздражает;
2) сюжете, который не особо запоминается. Хорошим вышел первый акт, но все остальное какое-то сумбруное и пустое. В голове остались лишь общая картина и некоторые успешные эпизоды. А четвёртый акт вообще раздражал своим хаосом. Может автор это и предполагал. Но в таком случае у него вышло не очень.Эти два факта не дают мне поставить оценку повыше. Хотя хотелось бы. Но увы, корректировать пьесу у Горького не получится по простым причинам.
594
Аноним15 ноября 2024 г.Восстанем же, друзья!
Третья прочитанная мной пьеса Максима Горького и, на данный момент, самая любимая. Прочитала на одном дыхании, персонажи, их роль и мотивация понятны и затрагивают душу.Читать далее
«Культурные люди» всех стран и
«Пролетарии всех стран» — две противоборствующие стороны. Угнетающие и угнетенные не имеющие возможности понять друг друга. Как показал автор, осознание несправедливости может настигать и первых, что подталкивает их менять свое отношение. Но глобально это ситуацию никак не меняет, что для вторых расценивается как капля в море.
При существующей системе неравенства, придти к компромиссу не возможно. При рождении все равны и права имеют равные. А дальнейший рост личности должен зависеть лишь от самого человека, а не от устройства общества. За это боролись и будут бороться всегда.240