
Ваша оценкаРецензии
Аноним4 ноября 2020 г.Заявка на хороший вкус
Читать далееЭта юмореска попадает далеко не во все сборники юмористических рассказов Чехова, однако в Полном собрании сочинений ей отведено почетное второе место после "Письма к ученому соседу". А всё дело в том, что оба этих рассказа стали первой публикацией будущего великого русского классика, состоявшейся 9 марта 1880 года в художественно-юмористическом журнале "Стрекоза".
Надо сказать, что двадцатилетний дебютант сразу заявил о своей потрясающей начитанности и претензии на высокий и тонкий вкус. В юмореске нет как такового сюжета. это - перечисление всевозможных штампов и трюизмов, чаще всего встречавшихся в романах и повестях того времени, и может быть воспринято и расценено как пародия на них.
Когда читаешь этот остро схваченный перечень, невольно обращаешь внимание на потрясающую наблюдательность молодого автора, и логично предположить, что он в своем дальнейшем творчестве постарается избежать отмеченных им банальностей и навязчивых штампов. Это подтверждается тем фактом, что Антон Павлович во всю свою писательскую бытность вёл своеобразный реестр, в который заносил подобные перлы, дабы не использовать в своих произведениях. Вот что он писал 11 марта 1889 года своему издателю А.С. Суворину «Неверных жен, самоубийц, кулаков, добродетельных мужиков, преданных рабов, резонирующих старушек, добрых нянюшек, уездных остряков, красноносых капитанов и „новых“ людей постараюсь избежать».
Через два месяца он уже в письме к брату Александру расширяет свою мысль: «Отставные капитаны с красными носами, пьющие репортеры, голодающие писатели, чахоточные жены-труженицы, честные молодые люди без единого пятнышка, возвышенные девицы, добродушные няни — всё это было уж описано и должно быть объезжаемо, как яма».
И он в самом деле старался по мере своих сил объезжать обозначенную яму, хотя не уверен, что это ему всегда удавалось, но, даже если какой-то из созданных им образов и попадал в категорию избитых штампов, то этот штамп был лишь частью изображаемой личности. Штамп у Чехова никогда не становился сутью попадающего под него человека, персонаж всегда был шире и глубже предлагаемого клише.
А вот высмеивать эту "потешную гвардию" у него всегда хорошо получалось, особенно в ранний "юмористический период", ведь эта юмореска не последняя литературная пародия, вышедшая из-под пера Чехова, от него еще многим достанется, в том числе и такому гранду, как Жюль Верн. Но это будет чуть позже, а пока - дебют и неподдельная радость, что две его вещи напечатаны в самом настоящем столичном журнале.
1581,1K
Аноним22 июля 2022 г.140 лет спустя
Читать далееГлавный герой - миллионер, дембель, учитель-алкоголик, студент, шпион.
Лучший друг главного героя - гомосексуал, аутист, инвалид, эмигрант, представитель расового меньшинства. Если получается совместить больше двух пунктов в одном лице - бестселлер. Главная героиня - проститутка, учительница, мать-одиночка, майор полиции.Героине перестали помогать таблетки и советы от психоаналитика, психиатра, соц.работника, мамы. Герою открывает глаза на пустоту жизни крутой старик из квартиры напротив, пьяный посетитель бара, мудрая проститутка.
У неё старый облезлый кот и циник ветеринар - бывший одноклассник. У него беременная кошка, а затем славный котенок, хромающий на одну лапку.
Она прекрасна собой, но он обнаружил это случайно на какой-то вечеринке и был поражен. К тому времени он и так уже был в неё влюблен. Так что дело не во внешности. Сам он неожиданно умен и благороден, а его лучший друг безапелляционно остроумен.
Книга может быть основана на исторических событиях, возможно упоминание реальных лиц, не исключено, что действия происходят в настоящем или недавнем прошлом, события могут разворачиваться в реально существующем месте на Земле. Если сошлись все четыре пункта, или, напротив, ни одного - снова бестселлер.
Каменные джунгли Сиднея, Стокгольма, Москвы, Нью-Йорка. Большинство действий происходят в квартирах. Цветок в горшке. Из событий, происходящих вне квартир героев - бурный секс в машине, лифте, общественном туалете, вертолете. Верх интима в самой квартире - пьяная рефлексия героя прямо в постели со слезами, рвотой и просмотром фотографий из детства.
Буллинг, шейминг, троллинг, пирсинг, джоггинг. Домогательства, вымогательства, посягательства. Измена как вид досуга, качалка как образ жизни, компьютер как лучший друг.
Проклятое прошлое, которое надо переработать. На двадцатой странице появляется бабушка-изверг, директриса-стерва, командир-садист, начальник-козёл. У героев сломанное детство, отрочество, юность. По меньшей мере испорченное воскресенье.
Глубокомысленные диалоги на кухне состоят из коротких предложений в два-три слова. Смысл теряется в сигаретном дыму. Безысходность, бухло в русских романах, выпивка в заграничных. Результат тот же.
Наркотики. Друг, пытающийся спасти, злодей пытающийся втянуть. Мама, пытающаяся накормить супом, но не понимающая всей глубины страданий.
Дети, разговаривающие как взрослые и взрослые, говорящие как дети. Он ищет её, а находит себя. Она ищет себя, а находит его. Юношеский максимализм, кризис среднего возраста, старческая мудрость. Социальная тревожность, одиночество. Внезапная встреча как толчок к переменам в жизнях героев.
Книги более остросюжетные могут включать в себя вывалившиеся кишки, оторванные конечности, необитаемый остров, заложников на заброшенном складе, трехлетнее рабство. При этом элегантное нижнее бельё, свежее дыхание, чисто выбритая кожа. Жизненная мудрость легче воспринимается из уст вампира, мага, ведьмы - им читатель доверяет больше.
Нелепая завязка, унылая композиция, неправдоподобная счастливая развязка, эпилог, готовящий нас к роману-продолжению. Примечания издателя, пояснения переводчика, разъяснения автора, рекомендации читателей, хвалебные заголовки критиков New York Times. Становятся понятны авторские символы и его незаурядный талант. Хоть сразу садись перечитывать.
А что вы чаще всего встречаете в современной литературе?
1072,7K
Аноним21 февраля 2025 г."Огласите весь список, пожалуйста!"
Читать далееУзнаю Чехова и его беспощадный сарказм в этой миниатюре на одну страницу. На сей раз направленный в сторону его коллег по цеху, горе - писателей его поколения. Нашему вниманию предоставляется сухой список штампов, рождённый в их недалекой фантазии, которую они направляли в литературное творчество, создавая проходящее чтиво. Это как современные экранизированные мыльные оперы с типичными героями, переходящими из сериала в сериал. Можно было бы и сейчас составить подобный список по современной литературе. И у меня бы наверное получилось, если бы я её читала. Но всё равно бы не стала, потому что не люблю сначала поглощать то, что не по душе, а потом об этом писать, ругать или сарказничать.
Зачем Антон Павлович читал такую литературу, понятно. Это в современном мире в интернете можно составить примерное представление о новом авторе и в случае чего просто не брать его в руки. Я иногда даже по обложке понимаю, нужна ли мне книга, и чаще всего интуиция не подводит. Ну а раньше, наверное, нужно было всё надкусить, чтоб понять. К тому же, к Чехову часто приходили молодые авторы, особенно женщины, за советом и оценкой своих творений, поэтому он был хорошо знаком с их буйной фантазией. И возможно, этот рассказик - некая разрядка от накопившейся усталости. Понимаю...
"Граф, графиня со следами когда-то бывшей красоты, сосед-барон, литератор-либерал, обеднявший дворянин, музыкант-иностранец, тупоумные лакеи, няни, гувернантки, немец-управляющий, эсквайр и наследник из Америки. Лица некрасивые, но симпатичные и привлекательные. Герой — спасающий героиню от взбешенной лошади, сильный духом и могущий при всяком удобном случае показать силу своих кулаков."
52313
Аноним29 декабря 2020 г.Типология по-чеховски
Читать далееСогласно Википедии в книге французского театроведа Жоржа Польти (1895) отмечается, что все драматические произведения основываются на какой-либо из тридцати шести сюжетных коллизий. Каждый из тридцати шести сюжетов Польти разделяет на несколько разновидностей, указывает необходимый минимальный набор действующих лиц и отношений между ними и приводит примеры, полностью или отчасти соответствующие данному типу. По мнению Польти, в основе тридцати шести сюжетов лежит типология человеческих взаимоотношений и переживаний.
Чехов же свой рассказ написал до выхода книги Польти. Видимо, Антона Павловича достали однообразные романы, повести и т.п., в которых с жутким подобием встречались одни и те же персонажи – «граф, графиня со следами когда-то бывшей красоты, сосед-барон, литератор-либерал, обеднявший дворянин, музыкант-иностранец, тупоумные лакеи, няни, гувернантки, немец-управляющий, эсквайр и наследник из Америки…» Природа описывалась, как «высь поднебесная, даль непроглядная, необъятная...»
Друзья были обязательно белокурые, а враги рыжие. Еще смерть богатого дядюшки и тётка в Тамбове. Доктор с палкой с набалдашником и лысиной. Из болезней – «ревматизм от трудов праведных, мигрень, воспаление мозга…» Конечно же, непременный совет – «ехать на воды».
Умный писака должен воспользоваться этим рассказом Антона Павловича, чтобы мастерить бесконечное количество поделок. Впрочем, огромное множество мастеров слова продолжает клепать свои произведения и выбрасывать их на безразмерный книжный рынок. Как говорил Чехов - «...и нет той чепухи, которая не нашла бы себе подходящего читателя».
Фраза – «Герой - спасающий героиню от взбешенной лошади, сильный духом и могущий при всяком удобном случае показать силу своих кулаков».
Прочитано в рамках марафона «Все рассказы Чехова» # 560
52309
Аноним22 января 2024 г.О сюжетных штампах.
«Семь смертных грехов в начале и свадьба в конце».Читать далее«Графиня со следами когда-то бывшей красоты, обеднявший дворянин, музыкант-иностранец...». Как всякий ярый книгочей, Антоша (мне почему-то так нравится этот его псевдоним, прелесть), припомнив всё прочитанное, решил собрать воедино самые часто встречающиеся штампы, трюизмы и прочее клишированное. Он сам только-только ступил на писательскую стезю, посему стоило учесть то, как писать не надо, да и просто остроумно пройтись по чему-либо – это он, конечно, любил. «Герой, спасающий героиню от взбешённой лошади...». Почему-то на ум пришли его записные книжки, то же настроение – вписывать то, что приходит на ум, а уж пригодится иль нет – как знать. «Богатый дядя, либерал или консерватор, смотря по обстоятельствам. Не так полезны для героя его наставления, как смерть».
«А где доктор, там ревматизм от трудов праведных, мигрень, воспаление мозга, уход за раненным на дуэли и неизбежный совет ехать на воды», – прочитала и вспомнила историй этак шесть (и почему-то все из школьной программы). Но опять же, стоит ли удивляться или тем паче огорчаться? Чем люди жили, о том, собственно, и писали, к тому же стоит учитывать время, обстановку, положение... да много всего. «Собака, не умеющая только говорить». Всегда так было, есть и будет, и унывать по этому поводу бессмысленно и в какой-то степени даже глупо. Далёкое совсем не прекрасное, оно... такое же, и именно по этой причине и через сто лет этот рассказ будет актуален, ибо сама его суть!.. Кратко, блестяще и, несмотря на перечисленные штампы, вневременно. «Китайский фарфор, английское седло, орден в петличке...».
«Слуга – служивший ещё старым господам, готовый за господ лезть куда угодно, хоть в огонь. Остряк замечательный», – сложно было не рассмеяться, потому что тут уже не шесть историй вспомнилось, а куда больше. Конечно, не всегда столь часто встречающиеся детали радуют, но я, кажется, ещё в школьные времена познала дзен после всех тех сотен прочитанных книг, я просто читаю, нравится – отлично, не нравится – что ж, понравится кому-то другому, потому что у каждой книги есть свой читатель. «Нечаянное подслушиванье как причина великих открытий». Занятно было прочитать этот рассказ, учитывая то, сколько достопочтенный напишет за всю свою жизнь. И надо признать: даже великие не могут обойтись без штампов. «Высь поднебесная, даль непроглядная, необъятная... непонятная, одним словом: природа!!!».
«Тонкие намёки на довольно толстые обстоятельства».33205
Аноним16 августа 2022 г.И не читайте вы больше таких романов, повестей и т.п.!
Читать далееКак же всё невинно и наивно было в типичных романах, повестях и т. п., сказал бы я сегодня. Особенно непременная свадьба в конце) Куда же катится мир, культура и, как одно из детищ культуры, литература.
Наверное, в страшном сне Антону Павловичу не снилось, что сегодня ответ на вопрос, заключенный в названии этого рассказа, будет совершенно другим, например как в рецензии читателя Zhenya1981 . Но, как отметила sNezhaya в своем коротком отзыве, "банальность и однотипность кочуют из романа в роман довольно частенько". Тогда была одна банальность, сегодня другая, а завтра будет третья. Как раз хорошую литературу от будущей макулатуры отличает то, что банальность в ней отсутствует или, если присутствует, то читаешь так, что не оторваться, и не воспринимаешь больше ничего плохо написанного на ту же тему. Есть, правда, такой сорт читателей, что читают все-равно, дочитывают, хоть и не нравится книга, к коим я отношу и себя, к слову сказать) К произведениям Антона Павловича, конечно, это не относится, хоть и есть у меня большие претензии ко многим его персонажам.
Из рецензии читателя boservas я узнал, что это вообще литературный дебют нашего с вами классика) Я бы даже сказал, что это не рассказ и не юмореска, а небольшая статья. В своей рецензии читатель SedoyProk пишет, что наш Антон Павлович немного опередил своей статьей французского театроведа Польти, который позже в своей книге описал какие повороты сюжета вообще могут быть в драматических произведениях.
В конце так и хочется приписать то, что явно читалось в между строк, - "И не читайте вы больше таких романов, повестей и т.п.!"
Для дебюта, я думаю, очень неплохо)29211
Аноним9 декабря 2014 г.Какое же чудесное пособие придумал Антон Павлович для многих современных писак-многостаночников, пекущих свои опусы как пирожки. И думать не надо, бери и составляй слова в желаемом порядке, разбавляя современной терминологией.
Хорошая пародия автора не некоторые журналы того времени, печатавшие переводные произведения или подражания им.17166
Аноним17 ноября 2020 г.Я так скажу: герои в романах сейчас другие, но суть та же: банальность и однотипность качуют из романа в роман довольно частенько. Так что молодец Чехов, что подметил такую особенность. :-)
12127
Аноним18 марта 2015 г.Актуально и по сей день. Мне очень понравилось! Особенно про слугу, который служил еще старым господам и готов лезть ради новых господ куда угодно, при этом еще и остроумный. Ничего не напоминает? По мне так что в русской, что в зарубежной литературе просто один в один. Взять даже недавно прочитанный "Французов ручей".
А про "нечаянное подслушивание как причина великих открытий" - ну так это ж можно про каждый отечественный и западный сериал сказать.
Отлично!11167
Аноним4 декабря 2015 г.Энциклопедьица русской литературы, или Тренинг "Как стать писателем".
Читать далееЭто даже не рассказик, а скорее заметка на тему, указанную в названии сего произведения. Как конспект примерного студента-отличника - пункт а.), пункт б.) - изложены практически все типические черты потока бессмысленной и беспощадной русской беллетристики (конечно, некоторые черты обьединяют беллетристику вообще). Кстати, между нами говоря, некоторые моментики Вы найдете и у "взрослого" Антона Палыча - сия карма не минует никого, "типическое" на то и "типическое". Этакий справочник - заглядывай и следи за собственным "курсом". Чем не, как это теперь называют, по-умному, "простигосподя", "тренинг" из серии "Как стать успешным писателем" или "Как написать 100 романов" (кажется, я-таки видела такую книжонку. И вот пишут же?! И самое главное, ведь читают же?! И даже кто-то на полном серьёзе!! Маркетинг - срань господня! Ой-ей-ей!) К этому стоит прибавить кучу афоризмов, с легкой руки или точнее пера Антона нашего Палыча "пущенных" по миру. Возможно, как часто это бывает с известными деятелями, далеко не все помнят, вообще откуда те или иными выражения пошли. Нууу, а подслушивание - это наше "все". Секрет любого писателя, НО (!!!!) особенно сценариста: "Не знаешь, что теперь делать с сюжетом и героями, не знаешь, куда действие вывернуть/повернуть/развернуть, как спасти ситуацию?! Не переживай, все Ок! Кто-то что-то нечаянно, разумеется, подслушает и усе - "Вы восхитительный сценарист!".
А вообще-то мало, что изменилось, так, кое-что подправить и усе - рецептик готов к употреблению - чайную ложку того, щепотку этого, посолить, поперчить и...готово. Bon appétit!
Итог: Читать. Хотя бы для, так сказать, просвещения, чтобы знать, как "кухня" работает и не относиться слишком ко всему серьезно.Хихитун желает Вам приятного чтения! И помните: чтение - лучший способ закамуфлировать лень! Будьте ленивы и круты!
Благодарим-с за внимание-с! Да пребудет с Вами удача и хихитунский пофигизм! Юху!Очень ВАЖНЫЙ постскриптум: Минздрав предупреждает! Воровство портит Вашу карму! Берегите здоровье! Хихитуну не очень нравится просыпающаяся в нем временами неконтролируемая агрессия и жажда крови...Не будите в хомяке зверя...Мир Вам!✌
2140