
Ваша оценкаРецензии
Аноним21 октября 2025 г.Горы "святые", но совсем небольшие
Читать далееОказывается завтра исполняется 155 лет со дня рождения автора. Наверное не случайно, в этой связи и обратился я к этому рассказу юбиляра.
Упоминается, что этот короткий рассказ написан автором ещё в 1895 году, значит, когда он его писал, то был ещё совсем молод.
Само название рассказа, до его прослушивания меня интриговало, не было понятно, о каких горах идёт речь. Горе Афон? Но там вроде одна гора. Гималаи? Но вряд ли в молодом возрасте Бунин был способен о них что-то дельное написать.
Это похоже на талантливую зарисовку юноши, посетившего, как можно догадаться при чтении, Святогорский монастырь, располагающийся на берегу Северского Донца, как раз в нынешней зоне активных боевых действий, Северного Донбасса. Понятно это стало после того, как автор использовал греческое название реки - Малый Танаис. Собственно, Танаисом греки раньше называли Дон. Соответственно, самый крупный его приток логично должен был бы иметь такое название, какое автором использовалось в рассказе.
Сам рассказ состоит как бы из двух основных небольших частей. Во-первых, красочного описания места расположения монастыря. Берега в этой местности лесистые. Существующие "горы", скорее их остатки, - это так называемые "меловые горы". больше напоминающие высокие с обрывами холмы высотой наверное не более 200 метров. Таких "гор" там всего две. Сам я в этом монастыре не был, но на Верхнем Дону, в районе Вёшенской и ниже, ближе к Волге местами берега достаточно высокие и хорошо видны как песчаные,так и меловые вкрапления на береговых кручах. И недалеко от нижнего течения Северского Донца, ближе к его впадению в Дон, на берегах и немного поодаль от них, виды на такого рода поросшие лесом меловые "горы" тоже встречаются.
Вторая часть рассказа - это фантазия молодого человека, представлявшая святого подвижника, впервые пришедшего в эти места для молитвенного подвига, вокруг которого собственно позже и стали собираться подвижники и ученики, строившее и сам монастырь, осваивая эту запущенную со времён татаро-монгольского нашествия территорию.
Очень приятный рассказ, указывает на яркое литературное дарование юного автора, со временем заслуженно ставшего великим русским писателем.
Содержит спойлеры90350
Аноним27 февраля 2020 г.Читать далееОчень красивый рассказ Ивана Бунина. Я начала читать цикл его рассказов "Тень птицы", основанных на впечатлениях писателя от поездок в разные страны. Он путешествовал по Сирии, Палестине... Мне интересны ранние рассказы писателя, нечитанные мной ранее. Хотя, конечно, я много рассказов люблю Бунина. У него удивительный, чистый язык, это целый родник, который пьёшь после хождения по пустыне. В этом маленьком рассказе такой свет и такая душевность: описания природы, величия гор, тишина монастырей, извилистость дорог. Это всё манит в дальние странствия и горы!
70569
Аноним28 марта 2023 г.Божья благодать, или Вместо утренней молитвы
Читать далее
«Говор гулом стоял над рекой, а на баркасе прибывало по ней в монастырь все больше и больше народу, все гуще пестрели праздничные малороссийские наряды.»
(И. А. Бунин. «Святые горы». 1895)
«То-то, должно быть, дико-радостно билось сердце какого-нибудь воина полков Игоревых, когда, выскочив на хрипящем коне на эту высь, повисал он над обрывом, среди могучей чащи сосен, убегающих вниз!»
(И. А. Бунин. «Святые горы». 1895)ЗДРАВСТВУЙТЕ!
Не покидает мистическое ощущение от того, куда порою заводят читательские тропинки …Утро … Ещё душа не совсем проснулась, и ты не то вольно, не то невольно нащупываешь в ходе какого-то невероятного стечения обстоятельств это маленькое чудо: рассказ Ивана Алексеевича Бунина «Святые Горы» из сборника «Тень птицы».
Как будто тебе дали умыться святою водой…
Сказать, что это красивый рассказ, – это не сказать ничего. Расплавленная поэзия в прозе. Вот что это такое. И этого мало. Завораживающие чистота и благодать святого намоленного места, куда стремилась душа автора и куда он вместе с собой привёл читателя, чтобы разделить радость благодати и Донца, и Малороссии, и моления святых …
И вдруг ты понимаешь, что воздействие на душу благодатного слова необыкновенного русского писателя – Бунина, его «Святых гор» чем-то похоже на благодать молитвы.
Господи! Мне трудно выразить сейчас словами чувства свои. Они связаны с провидением Господним. Только подумать, куда Он привёл сейчас. Туда, где, должно быть, все сердца русские, украинские: Донец … Донецк …
Места древней старины русской, овеянные славой Князя Игоря и немеркнущей памятью «Сказания о полку Игореве».
Душа отдыхает. Наполняется благодатью живых и дышащих просторов Малороссии, по которым пешком прошел Иван Бунин, последний дворянин русской литературы.
«Ветер ласково веял мне в лицо с молчаливых курганов. И, отдыхая на них, один-одинешенек среди ровных бесконечных полей, я опять думал о старине, о людях, почивающих в степных могилах под смутный шелест седого ковыля…»24349
Аноним28 сентября 2024 г.К святым местам
Читать далееМое предположение касаемо названия рассказа оправдало себя. Как я и думала, речь здесь идет о моих родных краях и о Святогорской Лавре - красавице на меловых горах над Северским Донцом.
Автор отправляется в паломничество к древнему монастырю на Святых Горах, в Азовские степи. Читатель вслед за главным героем пересекает пустынное поле, чувствует сторожевую силу кургана, видит на западе на горизонте гряду меловых гор, темнеющую пятнами лесов. Весна в степи - прекрасная пора, жизнь пробуждается, наливается соками. Апрельские болотца - дарят радость, привлекая к себе веселых птичек и отражая в своей мелкой воде ясное небо цвета лазури и белоснежные облака. Седой ковыль прошлогодний на склонах кургана всем своим видом навевает мысли о былом, о том, что время его беспощадно уходит, что в забытьи своем он вспоминает далекое былое, прежние степи и прежних людей. А это - места, поддернутые вековой исторической пылью. Места, воспетые в "Слове о полку Игоревом". Дикое поле... Донец, Малый Танаис.. - место, где мечтал побывать автор и вот мечта осуществилась. Он любуется открывшемся ему пейзажем и приглашает читателя окунуться в это красоту святых мест, размышляет о о старине, о прошлом и власти, которая дана этому прошлому... о силе духа и не только первого человека, великая душа которого полюбила этот горный хребет над Малым Танаисом. Как это получилось у Бунина - будто ты сам прошел все эти места, прочувствовал это все? И даже, думаю, без указаний географических можно узнать наши места. И это при том, что рассказ написан в 1895 году.
Впереди много событий суждено этому краю пережить: смена, и неоднократная, власти, новые герои обагрят эту землю своей кровью.... Новая история впереди. Но тогда, в апреле 1895го года - красота святых мест впечатлила автора и передается это впечатление через век новым читателям. И жизнь, и вечность, и бесконечность степных просторов... курганы и шелестящие над ними ковыли... Народ, идущий на богомолье, и народ, работающий за плугом. Вера и жизненная история о монастырском заговоре от падежа скота... Природа, своей красотой пленяющая каждого:
Зато какая даль открылась подо мною, как хороша была с этой высоты долина, темный бархат ее лесов, как сверкали разливы Донца в солнечном блеске, какою горячею жизнью юга дышало все кругом! То-то, должно быть, дико-радостно билось сердце какого-нибудь воина полков Игоревых, когда, выскочив на хрипящем коне на эту высь, повисал он над обрывом, среди могучей чащи сосен, убегающей вниз!15168