
Ваша оценкаРецензии
Аноним6 ноября 2011 г.Читать далееЭто замечательно, что в такой маленькой книжечке содержатся все самые важные вопросы и ответы. Нет, я не скажу, что эта притча "заставляет задуматься" - эти слова пусты и бесмысленны. Скорее, Сиддхартха дает умиротворение и успокоение, убаюкивает, усыпляет. Усыпляет не скучностью, а своими мыслями. Читатель их чувствует, переживает, раздумывает... Прочитав эту притчу нельзя не согласиться с ее выводами. Эту книгу стоит читать и перечитывать не из-за ее сюжета, а из-за того покоя, которое она дает душе, не знания, а глубинного понимания, ощущения мира со всем живущим.
На самом деле удивительно, что такую в полном смысле слова восточную книгу, написал немец, и пока я не прочту другие его работы, думаю, так и не пойму, как же он до нее дошел, но притча чудесна. Только читать ее надо в соответствующем настроении, может даже в соответствующий момент жизни. Эту книгу нужно прожить, прочувствовать вместе с главным героем Сиддхартхой.
А еще хотелось бы сказать, что такие притчи не идут ни в какое сравнение с "Алхимиком" Коэльо. Нет, я не собираюсь поливать здесь его грязью. В свое время я прочитала эту его книгу и осталась очень довольна, она мне действительно пригодилась, не сказать, что открыла глаза, но в чем-то помогла, а "Сиддхартха" уровнем гораздо выше "Алхимика", его нужно читать в другом возрасте и с другими исканиями. И все-таки, как же книги одного "жанра" различаются между собой.
1805,3K
Аноним29 февраля 2020 г.Усмешка совершенного
Читать далееЗакончив чтение короткого романа Гессе, второго уже за этот месяц, я осознал, что он очень близок ибсеновскому "Перу Гюнту", в обоих случаях перед нами предстает образ человека, ищущего себя. Я еще тогда, когда читал норвежца, обратил внимание на индуистские и буддистские мотивы в его произведении, а роман Гессе только укрепил то мое впечатление.
Под пером немецкого автора Сиддхартха Гаутама, более известный в мире как Будда, разделяется на две разные личности - самана Сиддхартху и Гаутаму Будду. Второй - есть познавший истину и распространяющий её, первый - не удовлетворяется никаким учением и постоянно находится в поисках истины. По сути - он все время ищет самого себя, тем же был занят и Пер Гюнт.
Очень важную роль играет в романе образ друга Сиддхартхи - Говинды, недаром он появляется рядом со своим товарищам в ключевые моменты. Говинда символизирует человека, принявшего чужое учение, потому и дожив до глубокой старости он так и не обрел мудрости, он по-прежнему находится в поиске, хотя и провел жизнь святого.
Сиддхартха искал себя везде, в том числе и в постели блудницы, и в конторе купца, успел познать участь отцовство, в отличие от друга он был далек от святости, но именно ему открылась мудрость, именно он обрел просветление. И в последнем разговоре он сообщает своему другу: "мудрость нельзя передать. Мудрость, которую мудрец пытается кому-то сообщить, всегда звучит как глупость".
В этой фразе ответ на вопрос - зачем Гессе разделил Сиддхартху Гаутаму на две личности. В том-то и дело, что научить просветлению нельзя, тот Будда, который учит, это не тот Сиддхартха, который созерцает течение реки. Настоящее истинное учение, ведущее к просветлению, строго индивидуально, человек может его создать только для себя, во всех остальных случаях это будет неработающая догма.
Гессе подчеркивает двойственность буддистской религии, она имеет внешнюю и внутреннюю стороны, внешняя - фасад, её символизирует Будда, внутренняя - въедливая ежедневная работа над собой, своего рода служение. В принципе, эта схема прослеживается во всех религиях в жизнеописаниях многих адептов.
И недаром у Гессе носителем настоящей мудрости является простой паромщик Васудева, он знает главную тайну жизни, всё - изменяется, но остается всё тем же. Так и человек может меняться, но он остается все тем же человеком. и просветление приходит к Сиддхартхе, когда он, следуя советам мудрого старика-паромщика, начинает слушать и наблюдать реку.
В последней сцене романа Говинда все же получает возможность принять непосредственное знание истины через контакт со своим святым другом, и все же, промелькнувшая перед его глазами истина в разных своих ипостасях, не обрела единства. Ему досталась только улыбка Будды, Сиддхартха и Будда слились в одно и Совершенный усмехался над тысячеликой бездной бытия...
1708K
Аноним18 марта 2020 г.Если встретишь Будду - убей его!
Читать далее
«Слова, в которых один человек находит жемчужины мудрости, для другого звучат глупостью»Главный герой романа-притчи Сиддхартха посвящает всю свою жизнь поиску собственной духовной сущности. Вместе с ним по этому пути идёт и его друг Говинда, но на определённом этапе они встречают Будду и расходятся в разные стороны. Говинда принимает учение Будды, а Сиддхартха продолжает поиски себя самостоятельно, считая, что никто не придёт к спасению через учение: «У самого себя буду я учиться, буду своим учеником, буду учиться познавать себя, таинственного Сиддхартху». Он убеждён, что весь смысл познания истины на духовном пути заключается в том, чтобы искать свою собственную тайну, а не тайну, преподнесенную кем-то другим. Буддисты выражают это словами: «Если встретишь Будду на своём пути, убей его» (что Сиддхартха и сделал). Это означает: если вдруг обнаружишь, что пытаешься принять кем-то установленный идеал, выбрось его из головы. Тайну жизни следует разгадывать самому, используя в качестве инструментов познания не только разум, но и чувства, чтобы приблизиться к истине как на интеллектуальном, так и на эмоциональном уровне. И говорить здесь можно лишь о своей истине, а она по мере развития личности человека будет меняться.
«Знание можно передать, мудрость – нельзя. Её можно найти, можно её нажить, можно от неё жить, можно творить с ней чудеса, но высказать её и научить ей – нельзя»С одной стороны, преданность какому-то конкретному учению обеспечивает ищущему готовый путь вместе с сильной группой поддержки. Но с другой - строгое подчинение религиозным догмам всё равно не даёт никакой гарантии обретения благополучия и целостности. Люди вправе открывать собственные истины и придерживаться их. Ведь в мире нравственных и духовных истин (в отличие от научных) "изобретение велосипеда" не только не смешно, но и очень даже необходимо: мы не повторяем, а сами открываем именно то, что было высказано древними мудрецами. Истина открывается, когда человек находится в состоянии непосредственного её восприятия. Понимание приходит путём осознания реальности, которую необходимо просто признать и принять, не оценивая, не интерпретируя и не переводя на язык своей бурной фантазии.
«Слова скрывают тайный смысл; каждый раз, когда его одевают в слова, он становится немного иным, немного искажённым, немного глуповатым…»Очень важным для приближения к истине является неискажённое и неинтеллектуальное восприятие действительности, то есть своеобразный выход нарастающих и глубоко ощущаемых переживаний за рамки теоретического знания. Поэтому реальность может быть лучше понята опытным путём в процессе жизни, а не в бегстве от неё. И Сиддхартха, окунувшись с головой в гущу мирской жизни со всеми её соблазнами, исследовал самые разные грани и аспекты собственного Я. Не обошлось и без разочарований, отчаяния, мыслей о суициде. Но в результате долгого познания себя герою (в отличие от его друга, идущего иным путём) всё же удалось пробудиться и достигнуть просветления, то есть отыскать Будду внутри своего сердца.
«Большинство людей, как сорванные листья, которые качаются и кружатся в воздухе, взлетают и падают на землю. Но другие, немногие, — как звезды, они идут назначенным путем, никакой ветер не достигает их, их закон, их путь — в них самих»16412,9K
Аноним15 сентября 2012 г.Читать далееГессе удалось в этой маленькой, я бы сказала крошечной, книге объяснить европейцам суть буддизма. Можете себе представить? Буддизма! Целая религия на 150 страницах книги карманного формата.
Гессе удалось создать идеальную этическую систему. Систему - некий свод взаимосвязанных правил - как нужно жить, как следует исправлять свои ошибки, как прийти к тому или иному концу.
Я восхищена этой книгой.
Я поражена ее красотой и простотой.
Я не буду следовать приведенным правилам, я также как и Сиддхартха, выбираю свой путь и свое собственное учение.
Но благодаря этой книги я стала чуточку мудрее.
А еще, я очень рада, что являюсь - ребячливым человеком, хотя этот путь и не приведет меня к просветлению.
Хотя, кто знает...1375,8K
Аноним10 марта 2015 г.Читать далееВот прочитала, давно собиралась. Не знаю, что говорить, ибо сказать хочется многое, а ещё больше - хочется молчать, но вот смотрю вокруг и такое впечатление, будто только что прошёл дождь, смыв тонны грязи, облепившей людей, и деревья, и рекламы, и глаза. Больше не нужно ничего читать (хотя я всё равно буду). Мне подарили крылья, а не дали в аренду. Я взлетела до небес.
Гениальная по своему содержанию книга. Первый раз прочитала, и теперь это одна из моих любимых книг. Излагать сюжет не буду точно, ибо это сделано и до меня, а кому интересно- тот сам прочтет. Смысл в том, что Гессе (один из величайших писателей, по моему мнению) просто и лаконично, и вместе с тем, с изрядной долей философии описал жизненный путь обыкновенного индийского брахмана, который, по книге, встретил в Жизни Будду и был его учеником. Почему я полюбила "Сиддхартху" Гессе? Не нужно слов, чтобы ответить. Просто.. это глубокое содержание, вечные вопросы, терзания, радость, слёзы, отчаяние, наслаждение. Всё слилось в этой книге, всему дан ответ в конце её.
Ещё меня очень удивил тот факт, что почти при полном отсутствии какого-то действия, движения, повесть читается на одном дыхании, а все эти рассуждения не кажутся ни навязчивыми, ни нудными - я не пропустила ни одной строчки. Каждая строка несла что-то новое и в то же время до дрожи знакомое, невероятно интересное, пугающее. Эта сторона поразила меня не меньше всего остального. Книга потрясающая, и только после её прочтения становится всё-таки слегка не по себе оттого, что ты твёрдо знаешь – это правда. Можно воспринимать как быль, как сказку, как жизнеописание. Но от правды не убежишь и не спрячешься. Ты сам себе судья, и в достижении нирваны, вечного Блаженства и Освобождения, должен положиться только на самого себя. По Колесу Сансары, человек сам своими поступками определяет себе место в следующей жизни. Что посеешь, то и пожнешь. Поражает, безусловно, история Сиддхартхи. Ища своё предназначение в жизни, он несколько раз сходил с Пути, но это был его Путь. Буддизм добр ровно настолько, насколько добра бездеятельность, невмешательство, отказ от имущества и вечное нищенство. Он не заряжен в плюсом, ни минусом, он нейтрален, и этим притягивает, и в этом его суть - самоустраниться от мира и не нести ответственность за ненужные поступки, страсти, желания. Сиддхартха понял, что тот мир, в котором мы живём, бессмысленен своей однобокостью и желанием быть похожими на "нормальных людей", на людей-детей. Он увидел, что у человека столько возможностей, о которых он и не подозревает. А большинство живет по течению и даже не представляет, что через подсознание можно слиться с Высшей Душой и тогда откроется очень много истинных вещей.А книга... книга.. Это кладезь мудрости, и сложно сказать, что эта книга раскрывает суть буддизма, ведь это не священное писание, а буддизм, в свою очередь, сложно даже назвать религией, скорее, это учение или философское направление. Именно в буддизме есть настоящая истина, глубина. Это религия самосозерцания, мудрости, добра и всепрощения. И история Сиддхартхи это наглядно подтверждает. Мне нравится его история, у него было всё, что можно только желать: богатство, царское происхождение, но тем не менее, он бросил всё это и ушёл в удалённое от людей место, чтобы стать аскетом и медитировать, прошёл через многие трудности и душевные испытания, а потом достиг Нирваны и просветления, открыв миру великую философию. Он увидел бренность этого мира, его несовершенство, и у него возникло желание открыть для себя нечто большее, чем жить в банальных дрязгах и страстях этого мира, которые на самом деле есть суета сует. Это был великий мудрец.
И вот тут на меня свалилась такая куча озарений, осознание, переоценока всего и вся - просто нет слов... Поэтому просто поверьте мне на слово: несмотря на все жизненные обстоятельства, вопреки каким бы то ни было "не так", стоит быть счастливыми, потому что родник счастья всегда находится внутри нас и открыть его можно в любую минуту. Жизнь - это путь от рождения до... смерти или перерождения, кому как угодно. Один взгляд, одно прозрение, один порыв ценнее километров слов, аргументов, комплиментов, тысяч "Да" и "Нет".
Такое ощущение, что я сейчас как путник, прошедший пустыню и среди всех миражей нашедший настоящий оазис. И я понимаю, что моё счастье не может быть обусловлено внешней удачей, а только лишь внутренней работой. Это удивительное чувство. Весь мир для меня и я для всего мира открыта! Дышать в ритме сердца и обнимать вечность в открытом океане надежды..
И надо всегда помнить, что истина находится в нас самих. Надо только уметь ее разглядеть.
___
Зато ещё до рецензии я рассказала bezkonechno , nezemna9me4ta и ZelenovaEA , что я в восторге от этой книги. И разве я могу молчать, милые девушки? Читайте.1118,5K
Аноним23 февраля 2013 г.«Любовь – важнее всего на свете. Познать мир, объяснить его, презирать его – все это я предоставляю великим мыслителям. Для меня важно только одно – научиться любить мир, не презирать его, не ненавидеть его и себя, а смотреть на него, на себя, и на все существа с любовью, восторгом и уважением»Читать далее
СиддхартхаЕсли бы меня не крестили в глубоком младенчестве, я бы, наверное, приняла буддизм, будучи взрослой, умудренной опытом, зрелой женщиной. Эта религия кажется мне наиболее миролюбивой, доброй, открытой, нацеленной на самопознание и самосозерцание, совершенствование себя, позиционирование себя в ладу с окружающим миром. Мне нравится думать, что Бог – это Вселенная, но и Человек – Вселенная, и камень тоже Вселенная, и любой муравей, дерево, птица, облако – это тоже Вселенная – она внутри каждого из нас, будь то живое существо, либо материя. Мне нравится осознавать, что в мире все неразрывно взаимосвязано и не зависит от воли Бога или его величества Случая. Мне нравится радоваться всему, что я вижу, что потребляю, что узнаю нового; нравится смотреть на горную реку и чувствовать, как она забирает и уносит с собой плохие мысли; нравится стоять высоко на плато и вдыхать аромат горных трав; нравится улыбаться солнцу и смотреть, как оно улыбается мне в ответ, намекая, что впереди ждет меня чудесный день; нравится идти в дождливый день, не скукожившись от промозглого ветра, а распрямив плечи и подставив лицо дождю; нравится плыть в море с закрытыми глазами – тогда чувствуешь, что ты внутри крупного, живого, обволакивающего тебя, но мощного существа, и тогда ты соединяешься с ним, становишься его частью, еще одной его волною…
Нет желания пересказывать сюжет этой истории – жизненный путь сына брахмана Сиддхартха, неудовлетворенного своей обозримой будущностью и отправившегося на поиски себя, своего Я. Остановлюсь лишь на некоторых умозаключениях и ощущениях: эта притча полна мудрости, философских рассуждений о жизни и ее ценностях, о любви и поиске себя. Ее приятно читать, а закончив, чувствуешь, как снизошло блаженство, некая томность наполнила разум, в душе разлилось тепло. Слава нашему христианскому Богу, что надоумил меня прочесть эту небольшую книгу после морально раздавившего и расшатавшего нервы «Стыда» Альвтеген.
P.S. Вчера пыталась сдать доки для загранпаспорта. Не удалось. Выбежала с криками, взбешенная бюрократической возней и принципиальными тетками – если бы не пару раз произнесенный на глубоком, протяжном выдохе «Ом», вернувший меня в мир, я бы еще до сих пор «жевала сопли»…
Под катом – мои персональные фото, так или иначе связанные с буддизмом
Таиланд
Золотыми пластинами cкалолазы выложили изображение Будды на горе близ Паттайи.
Храм Истины, север Паттайи. Он строится уже более 30 лет и до сих пор строительство не завершено. Выполнен из красного дерева.
Буддистский храмовый комплекс при Королевском дворце в Бангкоке
Храм Лежащего Будды Ват Пхо, 7 в., длина 46 м, высота 15 м
Индонезия, о.Бали
Храмовый комплекс в Лесу обезьян
Храм Улу Вату
Храм Таман Аюн Менгви
Храм Улун Дану
Индонезия, о.Ява
Храмовый комплекс Боробудур, 750-850 гг.
Изображения Будды на барельефах Боробудура
Сингапур
Китайский буддистский храм
Вьетнам
Пагода Винь Чанг, Будда настоящего
Будда будущего
Будда прошлого
Пагода Винь Нгием1033,1K
Аноним5 мая 2018 г.Пройди свой путь.
Читать далееЖил-был колобок. Звали его Сиддхартха. В назначенный час осознал он необходимость отправиться в путь и тогда, не слушая возражений отца, покатился он в Неизведанное Далёко в поисках себя и подходящего лишь ему одному секрета Бытия. Так уж у колобков принято. Вокруг все катятся и все ищут. Кто-то находит, кто-то возвращается на стартовую позицию для новой попытки.
Долго катился колобок Сиддхартха. От родителей ушел, от аскетов ушел и даже возле Будды надолго не задержался. Все не так и все не то. Потому что гордость была в сердце вместо любви. Как тут понять и принять мир таким, каков он есть? Как увидеть прекрасное в обыденном и святого в грешнике? Еще была у колобка ума палата, а мудрости - с гулькин нос. Вот и пришлось собрать всю грязь дорог. Пока не растерял все, что умел. Пока не поубавилось гонора. Пока не изнемог в борьбе с пороками и страстями - игрушками любимыми человечества. А ведь Будда намекал колобку, что все горе от ума. Только кто же по молодости лет слушает мудрые советы. Да и что толку их слушать, если мудрость в отличии от знаний, нельзя передать от одного другому. Можно только обрести. Так что вперед колобок! Твой путь ждет тебя. Ловушки расставлены, ямы подготовлены. Если повезет, обретешь ты в конце пути то, что тебе действительно необходимо.
Обманчиво маленькая по объему книга. Читательский опыт сразу подсказывал, что на такую придется выделить гораздо больше времени, чем на иной приключенческий кирпич. Написано хорошо. Читается легко. Размышлять хочется. Чтение - как вариант медитации. Знакомство с новым для меня автором - как обмен полученным опытом. С теми выводами Гессе, до которых уже дошла сама, согласна абсолютно. То, что еще сокрыто от моего понимания, не стало моим от чтения. Будет повод вернуться к книге спустя годы.
835K
Аноним11 мая 2018 г.Читать далееКогда я начала читать эту , в сущности-то, совсем небольшую книгу, мне на ум неотвязно приходили строчки из песни В. Высоцкого "Где мои семнадцать лет ?...." Казалось, что прочти я её тогда и она стала-бы своего рода откровением, истиной.... И пусть со временем многое бы поутихло, стерлось из памяти, но то первое впечатление чистоты и незамутненности осталось бы навсегда.
Потом эта мысль была отринута ввиду её полной несостоятельности. Кто-же , не только в семнадцать лет, а и дальше учится на чужих ошибках ? Кто избежал всеобщего заблуждения юности о собственной уникальности, неповторимости и веры, что уж я то не совершу тех ошибок, что делали люди до меня ? И стало понятно, что и тогда эта книга не произвела бы на меня должного впечатления.
Читая сейчас, многие вещи казались настолько очевидными, что стоит ли о них говорить ? при этом, возможно, для других она станет настольной книгой, кто-то каждый раз заново будет открывать для себя что-то новое. Другие восхитятся красотой простой истории, её стилистикой и языком, узнает в ГГ собственные черты и линии поведения.
Одинаково возможны все варианты, как и то, что каждый сам проходит свой путь. Отрекаясь от опыта прошлых поколений, он только убеждается в верности банальных истин. Буддизм здесь только как способ подачи истории, опирающейся на те вещи, которые проповедуют большинство религий. К которым может придти каждый, но скорее всего тернистым путем.
Можно, конечно, упомянуть еще символизм романа и порассуждать на эту тему, но стоит ли в тот момент, когда безмолвная река времени проходит мимо ?
755,7K
Аноним23 января 2012 г.Читать далееПритча о человеке, жившем как хотел, не оглядываясь на авторитеты, не утруждая себя трудами и обязательствами, предаваясь игре и удовольствиям... Притча о человеке пресытившемся и ставшим в средние годы философом, мудрецом и производящим на окружающих впечатление святости.
Я святостью не прониклась, мудрости не заметила: все истины, к которым пришёл герой, - прописные.
Наверное, отражены запоздалые искания самого автора, как и в "Степном волке".
Скучно, господин Гессе, опять скучно. Путь героя и находки его банальны, а "святость" бесплодна.
Времени жаль.732K
Аноним17 августа 2022 г.звёзд, Самадхи инклюзив
Итак, «Сиддхартха»! Мне понравилось, хотя в качестве книги для ознакомления с Буддизмом, не сгодится, уж больно автор накрутил!С философской точки зрения интересно и красочно, а вот понять в деталях будет сложно!В "официальной версии" Сиддхартха и Гаутама одна и та же личность, в притче это два отдельных персонажа, живут разными жизнями и даже пересекаются в одном моменте. Друг и сподвижник Сиддхартхи - Говинда, он же Кришна. Отшельник, приютивший героя, Васудева - отец Кришны. Вообщем голова пойдёт кругом от замеса Индуизма и Буддизма. Но вместе с тем, сама история очень интересна и красочна!А главное прослеживается красная нить Махаяны: Все есть Будда, в каждом есть искра Буддовости!Здорово, красиво, колоритно! 5 звездочек!Читать далее– Нагнись ко мне! – прошептал он на ухо Говинде. – Нагнись ко мне! Так, еще ближе! Совсем близко! Поцелуй меня в лоб, Говинда.
Но когда Говинда, изумленный и все же влекомый великой любовью и предчувствием, исполнил желание друга, в ту минуту, когда, низко склонившись, коснулся губами его чела, произошло нечто удивительное. В то время, как его мысль была все еще занята странными словами Сиддхартхи, в то время, как он тщетно и против воли пытался представить себе время несуществующим, а Сансару и Нирвану – как нечто единое, в то время, как в нем боролись некоторое презрение к словам друга с необъятной любовью и благоговением к его личности, с ним произошло следующее.
Лицо его друга, Сиддхартхи, куда-то стушевалось. Вместо него он увидел перед собой другие лица, множество лиц, длинный ряд, катящийся поток из сотен, тысяч лиц. Все они проходили и исчезали, и в то же время все, казалось, существовали одновременно, все непрерывно менялись и возобновлялись и тем не менее были Сиддхартхой. Он видел перед собой голову умирающей рыбы – карпа с бесконечно-страдальчески открытым ртом, с угасающим взглядом – он видел лицо новорожденного pебенка, красное и сморщенное, искривленное плачем – он видел лицо убийцы, видел, как последний вонзает нож в тело человека – и тут же видел этого преступника связанным и упавшим на колени, и рядом палача, отрубающего ему голову одним взмахом меча. Он видел тела мужчин и женщин, обнаженные, в позах и судорогах неистовой страсти – видел распростертые трупы, тихие, холодные, пустые – видел головы разных зверей: кабанов, крокодилов, слонов, быков, птиц – видел богов: Кришну, Агни. Все эти лица и фигуры он видел в тысячах сочетаний, то любящими и помогающими друг другу, то ненавидящими и уничтожающими друг друга, то вновь возрождающимися. Каждое было воплощенным стремлением к смерти, было страстным, мучительным признанием бренности, и ни одно, однако, не умирало; каждое только менялось, рождалось вновь, получало новое лицо, и все это без всякого промежутка во времени между тем и другим видом. Все эти образы и лица то находились в покое, то текли, рождали друг друга, плыли куда-то и сливались вместе, а над всем этим потоком постоянно лежало что-то тонкое, бесплотное и все-таки имеющее субстанцию, словно тонкое стекло или яйцо, словно прозрачная кожа, или скорлупа, или маска из воды, и эта маска улыбалась, и этой маской было улыбающееся лицо Сиддхартхи, которого он, Говинда, в эту самую минуту касался своими губами. И эта улыбка маски, эта улыбка единства над стремительным потоком образований, эта улыбка единовременности над тысячами рождений и смертей, эта улыбка Сиддхартхи была точь-в-точь такая же, как та тихая, тонкая, непроницаемая, не то благосклонная, не то насмешливая, мудрая, имеющая тысячу оттенков, улыбка Гаутамы Будды, которую он, Говинда, сотни раз созерцал с благоговением. Так, – сознавал Говинда, – могут улыбаться только Совершенные.
722,5K