
Ваша оценкаРецензии
Аноним21 сентября 2020 г.В восьми световых годах от ближайшего обитаемого мира...
Читать далееКакое великолепие сочетания космической фантастики и фэнтези. И хотя автор в предисловии прошлась с иронией и критикой в отношении себя самой, имея ввиду недопустимость смешения столь разнородных жанров в одном произведении, однако при чтении никаких таких сомнений и тем паче отторжений не было и нет. Ну и что, что «смешались в кучу кони, люди»! Ну и что , что на одном игровом поле действуют разумные человекообразные расы примерно бронзового века технологического развития и сверхсветовые корабли! Ну и что, что на планете насчитывается одновременно и параллельно живущих пять разумных рас (хотя — как они не помешали друг другу развиться до разумного состояния — известно только одному богу этой планетки, обращающейся вокруг могучего Фомальгаута). Ну и что, что в качестве пегасов тут выступают животные сродни крупным кошкам с крыльями. Ну и что, что считаются вступившими в Лигу миров любые разумные расы вне зависимости от их желания — открыл Роканнон на планете новую разумную расу и тут же подумал, что вот ещё один член Лиги.
Всё это и многое другое нисколько не мешает вовсю наслаждаться чтением текста книги, удивляться авторским придумкам и романтическим ходам, любоваться красотами этого странного мира — странного и животно-растительными формами, и разумными расами (некоторые из которых так напоминают наших земных гоблинов и троллей, эльфов и прочих представителей малого народца).
Значительную часть объёма романа составляет некий квест, совершаемый главным героем Роканноном в сопровождении своих местных друзей. Квест изрядно приключенческий и отчасти героический, не без доли мистического и вместе с тем вполне реалистический.
В этой книге основная её идея не так ярко выражена, как в предыдущей повести цикла — наверное всё-таки речь идёт о личном героизме и о некоей жертвенности Роканнона во благо народов не только Лиги миров, представителем которой он являлся, но и во имя благополучия всех разумных народов этой планеты, да и просто во имя сохранения самой планеты.
50851
Аноним8 сентября 2020 г.Читать далееРассказ на стыке героического фентези и философской повести. С одной стороны увядающее средневековье, "осень империи", с другой - межпланетный гуманизм и научные исследования. Причем две основные линии так изящно сплетены между собой что лучшего и пожелать нельзя, хотя местами ритм повествования очень убаюкивает (в части описания географии мира особенно).
Не радует только подход автора к любовным историям - "они вместе смотрели на открывающийся пейзаж", потом он улетел, а потом темнота и, бац, - она его вдова.43570
Аноним15 мая 2015 г.Читать далееПочему-то я долго откладывала чтение "Роканнона", но вот наконец-то добралась до него. Ожидала от книги многого, но она ожидания превзошла. Урсула Ле Гуин - мастер, а "Роканнон" - одно из лучших ее произведений, определенно.
По определению это научная фантастика, но очень похоже на фэнтези. Они как будто сливаются в одно. Достаточно сменить угол зрения, и инопланетяне станут эльфами и гномами, телепатия - магией, а сюжет превратится в классический фэнтезийный квест. И атмосфера тут царит волшебная - тишина и одиночество, тревога и грусть, и красота.
Что мне показалось особенно важным... Одиночество пронизывает всю книгу; Роканнон очень одинок. Еще сильнее это бросается в глаза на фоне народа фийя (у них даже собственных имен нет).
Фийя не помнят страха. Да и зачем его помнить? Мы свой выбор сделали. «Глиняным» мы оставили ночь, пещеры, мечи, а сами избрали другой путь — предпочли зеленые долины, солнечный свет, деревянные чаши. И поэтому мы считаемся полулюдьми.Это слова Кьо, одного из фийя. А вот мысли Роканнона о Кьо:
А может, из-за дружбы с Роканноном он настолько переменился, что стал совсем другим существом — более одиноким, более замкнутым, более печальным и более самодостаточным — целым человеком, а не его «половинкой»?Целым человеком, да. Но человек у Ле Гуин и одинок, и не одинок одновременно; чувство общности, единства, принадлежности к чему-то большему - оно тоже в этой книге. И поэтому одиночество не давит, не угнетает. Удивительная двойственность, удивительное равновесие.
Очень понравилось.
И да, действительно напоминает "Властелина колец".33477
Аноним27 декабря 2024 г.Этнограф в фэнтезийном мире
Иногда у меня такое чувство, будто я... когда я встречаю жителей этих миров, о которых мы знаем так мало... у меня чувство... будто я забрел в какую-то легенду или в трагический миф, которого не понимаю...Читать далееНи в коем случае не собираюсь упрекать Урсулу ле Гуин в неоригинальности и тем более вторичности. Однако, подспудно, воспринимала историю именно так. Вот дивный мир с развитием на уровне бронзового века, населенный несколькими разумными расами. Вот путешествие через этот мир с определенной целью, сопряженное разнообразнымитрудностями и приключениями. И мне, извините, вспоминаются хранители кольца, упорно бредущие к грозному вулкану. Да, магии здесь нет, но есть представитель инопланетной цивилизации, прибывший в этот дивный мир исключительно с этнографической миссией, но в силу обстоятельств зависший здесь надолго. Он, конечно, не Гэндальф, но кое-какие инопланетные примочки он с собой все же захватил и использует, приводя окружающих в изумление и благоговение. А вот небольшое описание этой самой цивилизации, пославшей сюда этого этнографа (и привет Азимову с его «Основанием и Империей»). А вот некие морально-этические проблемы, с которыми сталкиваются любые более технически развитые цивилизации при столкновении с более (в техническом плане) примитивными. И вспоминается мне Саймак.
И не могу сказать, чтобы это было плохо написано, но у Толкиена – ярче и драйвовее, у Азимова закрученнее и эпичнее, а у Саймака – глубже. И да простят меня поклонники Урсулы...
31347
Аноним9 ноября 2023 г.Читать далееПродолжаю осваивать Хайнский цикл. Сначала была Зима (в смысле, планета Зима из романа «Левая рука тьмы»). А теперь вот планета Фомальгаут-II, которая к концу истории получила название Рокканон. По общему таймлайну цикла я двигаюсь не последовательно, но это некритично: романы вполне самостоятельны с сюжетной точки зрения, а космические корабли, бороздящие межзвёздные просторы, являются для своих пассажиров своеобразной машиной времени, добавляя к их биологически возможному жизненному сроку десяток-другой дополнительных лет.
Про сюжет писать не хочу, ибо дело закончится спойлерами, а в данном случае они сильно испортят впечатление от чтения. Скажу только, что история обретения главным героем дара, который помог ему спасти целую планету, и та цена, которую он за него заплатил, напомнила мне миф о том, как скандинавский бог Один лишился своего глаза (спокойно! в отношении данного романа это не спойлер - лишь ассоциация).
«Мир Рокканона» как и «Левую руку тьмы» хочется назвать «этнографическими» романами - с такой тщательностью Ле Гуинн описывает населяющие их народы (да не один), их обычаи и особенности. А ещё запомнился своеобразный семиологический пассаж о том, что же такое личное имя человека (или не-человека).
Прочитала в Википедии, что звезда Фомальгаут довольно популярна у фантастов (её использовали в своих произведениях Станислав Лем, Иван Ефремов, Франк Герберт, Эдмунд Гамильтон). Подозреваю, что всему «виной» её загадочно-красивое имя, которое в переводе с арабского означает «Рот южной рыбы».
Для тех, кто как и я решит послушать аудиоверсию книги: Несмотря на то, что в выходных данных указаны два чтеца, женский голос звучит только в прологе «Ожерелье», когда даётся POV женского персонажа. Далее же всю книгу читает Григорий Перель, и делает он это просто замечательно!
28588
Аноним14 сентября 2020 г.Все еще трудно быть Богом
Ни свой, ни чужойЧитать далее
Последний геройПродвинутая цивилизация прибывает на планету для исследования быта ,менее развитой цивилизации находящейся по развитию в условном средневековье. Звучит знакомо, неправда ли, но к огромному удивлению, повесть братьев Стругацких, была написана на два года раньше Роканнона. Конечно едва ли Урсула Ле Гуин могла в где-то, в те далекие годы раздобыть повесть советских фантастов, да и как она сама признавалась в интервью,что прочила за всю свою жизнь не больше трех советских фантастических романов, но все же, Рокканон умопомрачительно похож на творчество поздних Стругацких, ну и как финальное доказательство единства идей в мировом космосе, главного героя Роканнона жители планеты ,называю Странником. Совпадение? Не думаю.
Пару слов о сюжете. Итак, как уже было сказано на планету Фомальгаут 2, (между прочим, реально существующая экзопланета, обнаруженная в 1998 году и носящая изумительное второе название Дагон. Совпадение? Ну вы поняли.) прибывает этнологическая экспедиция, членом которой и является Роканнон. После года исследований, перед самым отлетом, неизвестные взрывают корабль экспедиции и в живых остается только Роканнон. Собственно поиску этих неизвестных и попытке Роканнона отправить сигнал бедствия, будет посвящен сюжет этого небольшого романа.
Отчасти Роканнон это действительно фэнтези с небольшими элементами научной фантастики. Все по классике, группа приключенцев отправляется в неизведанные земли в поисках могучего артефакта. В группу входят воин-правитель вооруженный двумя мечами, в компании своих слуг, пришелец с другой планеты, принимаемый всеми за колдуна, а также представитель расы телепатов похожий на эльфа, еще в романе есть жадные техно-гномы, кующие в недрах земли разнообразное оружие ,рассекающие на электрокарах по своим темным пещерам , ну и как вишенка на торте, гигантские летающие кошки,которых в одном из переводов заменили на коней, но что удивительно с острыми когтями. Shame on you!
Роканнон это сказка, но сказка настолько неожиданно мрачная, что Стивен Кинг со всей свое эпопей о темной башне нервно курит в сторонке. Урсула Ле Гуин каким то совершенно неведомыми и неповторимым образом нагоняет такой жути и мрака, что читатель практически становиться одним из участников этой безнадежной экспедиции. Вместе с героями ощущает нарастающее отчаянье, мерзнет с ними в северных землях и ужасается мерзким ангелоподобным насекомым, поразительное чувство.
Естественно Урсула ле Гуин не была бы сама собой ,если бы ограничилась только увлекательным сюжетом. В Роканноне читателю предлагается поразмышлять на такие темы как, в праве ли технически продвинутые цивилизации насаждать свою культуру менее развитым обществам, разрушая естественный мироуклад, только ли благо несет человечеству прогресс, может вместе с развитием технологий множиться и совершенствуется мировое зло. И все же главная задача Роканнона ,задать читателю важнейший вопрос: Волен ли человек выбирать свою судьбу?
Поверьте иногда ответ может сильно удивить.25539
Аноним19 мая 2015 г.Читать далееОпять двадцать пять. Вот вроде и хороши книги Ле Гуин, но чего-то снова не хватило.
Очень мне понравился мир, крылатые коты, разные народы (о бедные фийя), любопытные пейзажи. Язык у автора прекрасный, вот уж у кого описания получаются на все сто. Читать приятно, легко и интересно.
Но блиииин... Мне не хватило характера Роканнона. Кажется, что даже у второстепенных персонажей они прописаны лучше. Мне не хватило размышлений и диалогов. Книга излишне событийна, порой даже не успеваешь начать волноваться, как уже одно действие закончилось, а следующее в самом разгаре.
Забавно, что сама книга относится к гуманитарной нф, однако этого не ощущается, кажется, что читаешь классическое эпическое фэнтези с различными расами. И где-то иногда мелькают космические корабли... Думаю, к Хайнскому циклу я еще вернусь.25366
Аноним11 мая 2020 г."И Роканнон так и не узнал, что Лига Миров дала этой планете его имя."
Читать далееЭто история Гаверела Роканнона, этнолога, посвятившего жизнь изучению коренных народов осваиваемых человечеством планет. История о том, как он жил на одной из этих планет, получившей его имя, и каким подвигом он заслужил эту честь.
По сути, это не столько фантастика, сколько героическое фэнтези. Настоящий эпос, написанный характерным языком, сказание о героях, вошедших в легенду.
Меня тронула история Роканнона, его одиночество, его самоотверженность. Это действительно хороший человек, честный, человечный, совестливый, способный на глубокую привязанность, с развитым чувством долга. При этом он всего лишь человек, ему тяжело, ему больно, ему очень страшно. Но он идёт вперёд и делает то, что должен.
К сожалению, по-настоящему проникнуться книгой я смогла лишь под конец. Видимо, это не мой жанр, не мой стиль. Мне было тяжело и скучно читать, я увязала в этом размеренно-напевном повествовании, теряла мысль, возвращалась, перечитывала. Из-за этого я плохо воспринимала персонажей, путала второстепенных спутников-ольгья. Описания суровых пейзажей не добавляли радости в процесс: разрушающиеся замки, туман, серый песок, серое море под серым дождём, пустая равнина, снег, голые скалы...
Книга совсем небольшая, но я читала четыре дня. И лишь последние главы я дочитывала на одном дыхании, волнуясь, не в силах оторваться.
О самом Роканноне как о личности сказано прискорбно мало. Все-таки он главный персонаж, хотелось бы больше узнать о нем, это бы связало читателя с героем, усилило бы сопереживание ему.
Возникли у меня и по сюжету пара претензий, они не столь велики, чтобы серьёзно повлиять на оценку. Но ползвезды я скинула-таки. Потому что в самые трудные и безвыходные моменты героям является помощь, игнорируя логику, не имея никакого объяснения и обоснования. Просто вот сейчас они в тупике, им надо помочь - один щелчок пальцев, и вот оно, чудесное спасение. Это я не люблю.
Советовать или не советовать книгу не возьмусь, очень уж тут всё субъективно и на любителя.22515
Аноним9 июня 2020 г.Читать далееФомальгаут-II ничем особо не примечательная планета. Но всё же она была не просто очередным местом исследования для Роканнона, в некотором смысле, она стала его судьбой и его наследием, даже более важным чем любые его предыдущие труды. Потому что благодаря ему эта планета существует и её народ свободен.
Ничего бы не случилось, если бы Семли так не стыдилась того, что ей нечего предложить мужу, кроме своей красоты. Если бы они, высокородные ангья, не выглядели так жалко и бедно на фоне полукровок, если бы она не слышала как насмехаются над её мужем. Но насмешки звучали всё обиднее и однажды она решила отправиться на поиски своего фамильного ожерелья. Поиски привели её а "город по ту сторону ночи", а на самом деле на другую планету, где её встретил Роканнон и отдал ей ожерелье из музея. Эта встреча осталась у него в памяти надолго и именно она привела его в конечном счёте на Фомальгаут-II.
Несмотря на то, что формально это фантастический роман, всё-таки другая планета, межпланетные путешествия, передовые технологии, но читается это абсолютно как фэнтези. Всё же дело происходит на планете, где в целом соблюдается феодальный строй и они там путешествуют на летающих котиках, что даже покруче будет, чем единороги. И сам по себе сюжет очень традиционно фэнтезийный. По факту, это такой длинный квест, и даже то, что его цель - база инопланетных захватчиков, дела не меняет. Плюс, те технологии, которыми владеет Роканнон, ладно, всего одна - прозрачный защитный костюм, воспринимается местными как волшебная вторая кожа и это тоже даёт небольшой фэнтезийный оттенок.
Пожалуй, больше всего мне понравился пролог и ради его одного эту книгу точно стоит читать. В нём прекрасная трагическая история рассказанная красивым языком, которая полностью погружает в себя. Основная часть не настолько пришлась мне по вкусу, но она всё же неплоха. Язык никуда не делся, а в довольно простую на первый взгляд историю о поисках врага и его наказании оказывается вложен вопрос о ценности и цене жизни, и в целом вечная сказочная тема о том, что ничего не даётся даром и за всё нужно платить.
19459
Аноним10 ноября 2025 г.Сказ о страннике со звезд
Читать далееКогда-то, давным-давно, Семли Златоволосая отправилась в путешествие, чтобы вернуть Око Моря. И хоть для неё это путешествие заняло всего несколько дней, для всех вокруг прошли годы. В своём странствии Семли посетила звёзды, где встретила Роканнона.
Много лет прошло с тех пор, но Роканнон, ничуть не изменившийся, вернулся на планету Фомальгаут II. Но, к сожалению, не только он прибыл на планету — вместе с ним прибыли враги, которые расправились со всей экспедицией Роканнона. Теперь он должен найти их и отправить сообщение с помощью вражеского ансибла, даже если это означает, что ему самому не выжить.
«Мир Роканнона» — первая книга из Хайнского цикла, и это сразу чувствуется. Некоторые вещи ещё непонятны, размыты, а путешествия кажутся топтанием на месте.
Сам Роканнон скорее как старший брат, который смотрит на жителей планеты свысока. Например, крылатых он называет недоразвитыми только потому, что они слепы и глухи. Но откуда ему знать — может, у них есть какие-то другие способы общения? Они живут в красивых городах, значит, у них достаточно развитый внутренний мир, чтобы их построить.
В целом книга средненькая, но финальные фразы как будто всё окупают и делают её лучше — дают смысл и цель всей истории. Мне понравилось смешение мифа и фантастики.
1872