
Ваша оценкаРецензии
varvarra29 апреля 2023 г.Камерная драма о любви и счастье.
Читать далееДействие пьесы начинается снежным вечером четырнадцатого ноября 1934 года. Герман и Таня празднуют канун годовщины знакомства: слышны шутки, смех, он дарит маленький подарок, они пьют вино и мечтают, каким будет этот день через год, два, три... Какими будут они через пять лет совместной жизни? Состарятся? Герман станет знаменитым конструктором?
"Интересно, что с нами будет в тридцать восьмом?" - спрашивает Герман. И они загадывают выпить за пятилетие отношений пятнадцатого ноября 1938 года.
Пятнадцатое ноября 1938 года - этой датой озаглавлена последняя картина драмы.
Знаю, что для творчества Арбузова характерно делать свои пьесы продолжительными во времени, чтобы дать героям пройти через испытания, вырасти-повзрослеть, отыскать себя...
"Таня" - драма в двух частях, восьми картинах. Каждая новая картина - очередной прыжок во времени, очередная веха отношений и событий. Мы можем наблюдать, как меняется жизнь Тани и она сама. Единственное, что она не может сделать - отпустить свою любовь, чтобы стать свободной.
30-ые годы нашей страны охвачены всеобщим народным подъёмом: остальные герои пьесы учатся, трудятся, добиваются успехов, участвуют в праздничных демонстрациях. На их фоне Таня контрастно выделяется. При всех её талантах (музыка, готовка, чертёжное мастерство) Таня считала главным - умение любить. Любить радостно, живя интересами любимого, отдавая себя без остатка, не ведая эгоизма или расчета. Для Тани было так естественно бросить институт, когда до получения диплома оставался всего лишь год, чтобы делать чертежи Герману, внести свою лепту в его конструкторские разработки, верить в его звезду и успех. Кому-то её поступки кажутся нелепыми, недальновидными, но хуже то, что их не может понять сам Герман.
Герман. А ты… ты не жалеешь, что бросила институт? Этой весной ты была бы уже врачом: ведь тебе оставался всего год до выпуска.
Таня. Ну вот, опять! Ты никогда не должен говорить мне этого… Ведь я люблю тебя, а любить – значит забыть себя, забыть ради любимого. Целые ночи я готова сидеть над твоими чертежами, потому что твои работы стали моими, потому что ты – это я.
Герман. Но ведь не можешь ты вечно жить моей жизнью. Пойми, это скучно, Таня!
Таня. Скучно? Кому?Уже по этому диалогу в то время, когда отношения героев наполнены новизной, а чувства свежи, можно заметить, что герои расходятся во взглядах. Герман говорит, что жить интересами любимого - скучно, а у меня закрадывается подозрение в искренности его любви. Когда такие же подозрения возникли у Тани, она ушла. Этот поступок остался непонятым многими персонажами. Куда привычнее видеть, как обиженные жёны борются за мужа, шантажируют беременностью, требуют денег на ребёнка, пытаются образумить всеми доступными средствами. Почему же ушла Таня? В пьесе она даёт ответ на этот вопрос.
Ушла потому, что слишком сильно любила. Так сильно, что не могла позволить ему быть даже немножко плохим. Об этом трудно рассказать.Удивительная пьеса об удивительной любви. О таланте любить. О том, как жизненный опыт меняет взгляды, заставляя взрослеть. Не менее удивительно и другое: начав читать пьесу, я не могла остановиться, не дочитав до последней точки. Давно не читала с такой жадностью и желанием.
756,1K
Lika_Veresk31 мая 2023 г.«Любить — значит забыть себя…»
Читать далееНоябрь 1934 г. Таня Рябинина - девушка из провинции. Ей 21, она приехала из Краснодара в Москву учиться в медицинском. Она просто чудачка, эта Таня. Мечтательница, поэтическая натура. Женщина-ребёнок. Ей еще предстоит стать взрослой и сильной. Жалко только, что ценой серьезных и страшных потерь. Но, как говорится, всё, что нас не убивает, делает нас сильнее.
Главный талант героини – умение любить, искренне, самозабвенно, причем в полном смысле этого слова. «…Любить — значит забыть себя, забыть ради любимого. Целые ночи я готова сидеть над твоими чертежами, потому что твои работы стали моими, потому что ты — это я». Она растворяется в своем муже без остатка, равнодушна ко всему, что не связано в Германом. Вон у соседей ребенок умер – у Тани из начала пьесы это не вызывает никаких эмоций. У неё нет собственных интересов. Этакая чеховская Душечка ХХ века. И уйдёт-то она от мужа именно из-за большой любви к нему: «Не хотела позволить тебе лгать мне — я слишком сильно тебя любила».
Бабушка, квартирная хозяйка, скажет героине однажды в порыве откровенности: «Жизнь я свою без значения провела. (...) И вся жизнь словно пустая, словно и вовсе не жила». Вот такого жизненного итога Тане вовсе не хочется.
Как всегда, А. Арбузов включает в пьесу несколько временных планов. И через четыре года мы видим героиню повзрослевшей, сумевшей не потерять себя, преодолевшей свои страхи и равнодушие к окружающим, способной даже – назовём вещи своими именами – на героический поступок. Она снова «забывает себя», но теперь уже не ради одного, пусть и любимого, человека, а ради помощи другим людям. Для этой новой Тани уже как-то мелковат Герман, некогда усомнившийся в ней, не заметивший и не оценивший её щедрости душевной. А вот добрый и мудрый Игнатов – в самый раз, невзирая на разницу в возрасте.
55893
keep_calm13 января 2024 г.Читать далееНе могла пройти мимо книги с таким названием. Увидела её в «Ленте друзей». Сначала думала, что, как и в случае с аудиокнигами, не понравится слушать радиоспектакль, но начав, увлеклась и дослушала до конца. Алиса Фрейндлих - чудесная актриса!
Тяжелая история, на самом деле. На всём её протяжении пыталась поставить себя на место Тани и думала, как поступила бы я, узнав, что мой мужчина полюбил другую, но последняя отвергала его, чтобы не разрушать молодую семью. Таня, по моему мнению, святая. Не знаю, правильно ли она сделала, уйдя ради того, чтобы любимый человек не обманывал её. Она принесла себя в жертву ради любви, но стоит ли в данном случае любовь таких жертв - вот в чём вопрос. Не знаю, до сих пор я не решила...
Очень советская проза, мне понравилась присущая ей душевность, героизм и мужество людей. Надеюсь, буду практиковать прослушивание таких вот ретро - радиоспектаклей ради отдыха и наполнения своего сердца чем-то милым, наивным, тёплым.
53792
strannik10213 января 2024 г.Радиоспектакль 1957 года по пьесе 1939 года с переработкой 1947 года
Читать далееПьеса весьма известная и многократно ставившаяся на сцене. И даже есть экранизация (фильм 1974 года). Однако же, несмотря на то, что я знал о существовании этого произведения, прочитать или же посмотреть/послушать его до сих пор так и не удосужился. И потому воспользовался первой же представившейся возможностью — на глаза попалась и сразу в MP-плеер, а там наушники в уши и вперёд.
Для меня эта пьеса показалась особенной как раз в силу того, что написана в предвоенные годы, когда было принято вовсю славить коллективизацию и могучую поступь первых пятилеток. Однако Арбузов имел смелость… да, пожалуй что смелость — не то, что проигнорировать эти тематические направления, но аккуратно обойти их. А в центр повествования поставил автор судьбу молодой девушки — в 1934 году ей всего 21 год и она представляет собой счастливую влюблённую девушку, которая центром своего существования ставит жизнь своего возлюбленного. Поскольку основным смыслом пьесы является нравственный и личностный рост героини, то Арбузов сначала проводит Таню через испытания разрушенной любви, а затем и через смерть её ребёнка. Однако всё это не сломило её, и спустя ещё 3 года, т. е. в 1938 году, мы встречаем Таню в качестве разъездного врача Союззолота, в Сибири (а значит она вернулась в свой когда-то брошенный мединститут и благополучно и успешно закончила его), где она разъезжает по приискам и лечит людей. И это уже совсем другая Таня, не романтическая жертвенная Таня, какой мы её встретили в 1933 году, а серьёзная вдумчивая молодая женщина, ответственная и решительная — о последнем говорит то, что несмотря на прогноз о пурге она отправляется на лыжах в неблизкий путь, чтобы спасти больного ребёнка. И встреча Тани с бывшим своим возлюбленным и его женой, ради которой он когда-то оставил Таню, поставила все точки в этом повествования — наша героиня освободилась от наваждения первой любви и стала свободной для любви новой.
На самом деле существует несколько вариантов этой пьесы, я слушал ту, где Таню играет Мария Бабанова, а вот теперь захотелось познакомиться с тем, где в роли Тани — несравненная Алиса Фрейндлих. Непременно выделю для этого время.
53857
Nereida21 ноября 2024 г.Путь к себе через любовь и боль
Читать далееЧто делает женщину по-настоящему сильной – безграничная жертвенность или умение отпустить? Этот вопрос становится центральным в пьесе Алексея Арбузова "Таня", написанной в 1939 году и покорившей сердца зрителей на несколько десятилетий вперёд.
В атмосфере довоенной Москвы разворачивается история любви, которая начинается как сказка, а превращается в урок взросления. Таня – воплощение самоотверженной любви, готова раствориться в жизни своего мужа Германа, успешного инженера. Она оставляет мечты о медицине, превращая свою жизнь в служение любимому. Но что происходит, когда одной любви становится недостаточно?
Арбузов мастерски показывает трансформацию "женщины-ребёнка" в сильную личность. Узнав об увлечении мужа другой женщиной, Таня совершает поступок, требующий невероятной внутренней силы – она уходит. Но это не бегство, а начало пути к себе. Дальний Восток становится не только географической, но и духовной точкой её перерождения. Став врачом, она обретает то, что потеряла в браке – саму себя.
Спустя годы встреча с Германом становится не драмой возвращения, а подтверждением правильности выбранного пути. Перед нами уже не та девочка, что растворялась в любимом, а зрелая женщина, нашедшая свое призвание.
Пьеса "Таня" – это глубокое исследование любви, которая может как возвысить, так и сломать. Это история о том, как потеря может стать обретением, а жертвенность должна иметь границы. Написанная более 80 лет назад, она остаётся актуальной и сегодня, напоминая нам о важности сохранения собственной личности даже в самых сильных чувствах.
39503
nvk11 апреля 2021 г.Читать далееПрочитала на одном дыхании. В какой-то момент даже забывала, что это пьеса. Казалось, что читаю роман взросления, становления сильной женщины, которая к финалу выросла и как личность, и как специалист.
Когда мы впервые знакомимся с главной героиней Таней, ей всего 21 год. Она замужем, живет вместе с мужем в Москве в комнате на Арбате. Муж ее Герман ненамного старше, однако уже состоялся как талантливый конструктор драги для добычи золота. Герман очень увлечен своей профессией, вокруг него всегда вьются друзья и коллеги. Таня же бросила учебу, хотя ей оставался всего год, чтобы получить диплом врача, перестала общаться с однокашниками, и вообще полностью сосредоточилась на Германе. Она живет исключительно его интересами: делает для него чертежи, принимает его коллег у себя дома; все их разговоры касаются, в основном, работы и увлечений Германа. И казалось бы, ее любовь, такая сильная и глубокая, самым надежным образом оберегает их семейное счастье.
Однако в Москву приезжает директор одного из енисейских приисков Мария, молодая, красивая и интересная женщина. И, оказывается, что существует большая разница между тем, чтобы иметь с человеком общие интересы, или же полностью раствориться в нем, перестав существовать как отдельная личность со своими увлечениями и стремлениями.
Герман влюбляется в Марию, а Таня и здесь, движимая лишь одной силой своей любви, ни сказав мужу ни слова, уезжает. Умалчивает она и о своей беременности. В итоге Герман вскоре женится на Марии, а у Тани рождается Юрка.
Не исключено, что, потеряв мужа, Таня точно так же растворилась бы в своей любви к сыну. Однако счастье материнства было недолгим. Юрка умирает от дифтерита.
Таня же возвращается к учебе, получает наконец диплом врача и по распределению попадает на те самые прииски, где работает и ее бывший муж, и его новая жена. Именно здесь, столкнувшись со своим прошлым, она наконец находит в себе силы его отпустить.
И вообще мы видим перед собой совершенно другого человека: сильную и самостоятельную личность; увлеченного своим делом специалиста, способного на подвиг и самопожертвование; и, наконец, просто интересную и привлекательную женщину, которая наконец обрела свое личное счастье.Содержит спойлеры371,8K
Lyubochka16 февраля 2024 г.Ушла потому, что слишком сильно любила. Так сильно, что не могла позволить ему быть даже немножко плохим.
Читать далееПрочитала, а как будто фильм посмотрела. Так ярко все написано. Так ярко и так по-настоящему правдиво. Сколько девушек женщин полностью отдавали себя мужу. Забыв о себе они помогали строить карьеру своей половинке и сколько за это даже спасибо в ответ не услышали. Сколько мужчин, почувствовав небольшой ветер успеха, находили завидную спутницу, взамен своей бездарной жены. Именно бездарной, ведь она бросала учебу, не думала о карьере и целиком посвящала себя мужу. В нынешнее время то ли женщины стали умнее, то ли возможностей стало больше, но многие "прокачивают" себя получением специальности, курсами, лекциями, саморазвитием, главное чтобы было желание. Свое образование они ставят вровень с образованием второй половинки, так как уже давно сложилось, надежды на спину мужа нет и это, даже не заглядывая в статистику, в большинстве случаев.
Именно такая ситуация описана в этом произведении. Только девочка, не смотря на то что бросила медицинское училище, была умной. Во время она оставила своего мачо, хоть любовь к нему застилала пеленой глаза. Она не ревела, не просила, не умоляла, не ползала в коленках, а молча ушла, не оставив записки. Ушла, зная, что под сердцем носит его ребенка. Забегая далеко вперед скажу, я поражаюсь ее силе, стойкости и выдержке, чтобы на протяжении всего времени и при встрече, которая состоялась спустя 4 года, она не рассказала о их сыночке. Сыночке, которого безжалостно забрала болезнь у матери. Я бы назло рассказала, а она смолчала. В моих глазах она герой, хоть я и не поддерживаю ее позицию.
Она доказала, что может тоже быть стоящим человеком и специалистом. Осилив, все же, профессию врача, она спасла много народу, за что ее уважали и ценили. Жизнь не мало ее потрепала и испытала на прочность. Потеряв своего сыночка, ей пришлось лечить сына своего бывшего. Что могло твориться в душе несчастной женщины, когда она лечила ребенка, который скорее всего был похож на ее сына. Почему же автор дал этим детям одно имя? Своего не знала как спасти, а здесь как бы исправила свою оплошность. Ну разве для матери это утешенье? Для человека да, для врача- да, но только не для матери, чья рана в сердце не затянется никогда.Содержит спойлеры28667
LoughridgeNaething16 июня 2024 г.Сквозь призму времени
Читать далееСветлая в своем трагизме пьеса. Пьеса, вызвавшая печаль и слезы. Пьеса, заставившая задуматься. Пьеса, дарящая надежду, что после темной полосы придет светлая и счастье улыбнется человеку, если сам человек примет это счастье, увидит и будет к нему стремиться.
События развиваются стремительно, они несутся галопом и читатель/зритель читает/видит этот калейдоскоп событий, переживает с героями их жизнь, сочувствует и видит, как все меняется...
Начинается действие в годовщину свадьбы молодых. Радость в доме шесть на Арбате. Тосты за все последующие годовщины. Таня счастлива, она живет интересами Германа, напрочь забыв о своих. Она растворяется в них. Она чертит его чертежи, прекрасно чертит и счастлива его успехам. Но в этой идиллии уже слышится первый звоночек. Вскоре все изменится. Развернется на сто восемьдесят градусов и жизнь заиграет новыми красками.
Жизнь, любовь, эгоизм, становление личности, трусость и героизм, горе и радость, судьбоносное решение...
Как различить - мимолетное событие от настоящего? Влюбленность от любви? Кто какой билет вытянет, так и сложится жизнь. Кто-то петляя придет к своему счастью, кто-то по прямой гордо подняв голову... И каждый человек не может быть одинаков для всех. Незыблемые истины.
Как странно, неужели мне надо было увидеть его, чтобы все понять... И какое-то удивительное чувство свободы, словно не прожит еще ни один день жизни и только юность кончилась! Милая, смешная юность...Иногда, за очень короткий промежуток времени человек успевает прожить очень многое...
12602
Dil_Hoosh6 сентября 2014 г.Жаль, что больше пяти звездочек не поставить. Невероятно повезло, пьеса стала гармоничным дополнением к состоянию души. Вместе они позволили мне получить глубокие впечатления. Конечно, в этом главная заслуга автора, несомненно очень талантливого. Приятный язык, чувство правды, и каждая фраза как будто на своем месте.
На первый взгляд, пьеса о трагической любви. Но главное в ней - история сильного человека.122K
OlgaSchelkanova28 апреля 2025 г.Читать далееИстория о том, что любовь мужчины, добытая ценой отказа от самой себя, от построения собственной жизни и профессиональной судьбы, не сделает женщину по-настоящему счастливой, не даст ей никаких гарантий на будущее.
Главная героиня поначалу раздражала своей инфантильностью, ребячливым поведением и полным растворением в муже ("ты станешь знаменитым конструктором" - "а ты?" - "а я буду любить тебя"). Любовь для нее - "это забыть себя ради любимого". Она готова ночи напролет работать над его чертежами, потому что по ее мнению "твои работы стали моими, потому что ты - это я". Хотя мужчина об этом ее не просит, ему вовсе не нужно это самопожертвование. Напротив, он ей говорит: "восстановись в институте, продолжай учебу, заведи себе друзей... на крайний случай - давай родим ребенка". Но Таня ни с кем не хочет делить внимание мужа.
От такой "девочки-жены" как-то даже и не ожидаешь сильных и благородных поступков, однако в сложные жизненные периоды героиня раскрывается совсем с другой стороны. И отношение к ней меняется - от сочувствия к уважению.
Пьеса понравилась, после нее захотелось прочитать другие произведения А. Арбузова3284