
Ваша оценкаЖанры
Книга из цикла
Святой Лейбовиц
Рейтинг LiveLib
- 50%
- 440%
- 360%
- 20%
- 10%
Ваша оценкаРецензии
Аноним27 января 2020 г.Святая Дева с копытами
Читать далееВот ведь как получается - дилогия состоит из двух книг, одну из них читать крайне трудно, тяжелый текст, тяжелая манера подачи, о всех проблемах, с которыми связано знакомство с этим романом, я писал в рецензии на него; вторая читается относительно легко, присутствует какая-то приключенческая линия, которой не было в первой. И все же, первый роман дилогии на порядок выше второго.
Там присутствовала идея, давалось её видение, ощущалась грандиозность замысла и охвата затронутой темы. Многие профессиональные фантасты, и Лем в том числе, называли "Гимн Лейбовицу" лучшим произведением мировой литературы на апокалиптическую тему.
Вторая книга, которую заканчивал за автора, добровольно ушедшего из жизни, Терри Биссон, уже о другом, точнее, её можно рассматривать как развитие сюжета первой части "Гимна". И, хотя действие происходит также после ядерного катаклизма, но данный роман в большей степени относится к жанру альтернативной истории.
Дело в том, что его можно рассматривать как вариацию становления католической церкви, обретения ею авторитета и влияния в условиях непрекращающихся столкновений с языческими ордами кочевников. Просто события из Европы и Азии перенесены в Северную Америку, естественно, несколько меняется специфика, но суть остается той же - нечто подобное вполне могло происходит в той же Европе в раннем средневековье.
В центре повествования жизненный путь двух главных героев - кардинала Коричневого Пони (это имя у него такое, он родом из кочевников) и его "оруженосца" Чернозуба. Слово путь здесь можно рассматривать двояко, поскольку львиная доля событий, описанных в романе, тоже происходит в пути. Сначала герои отправляютя на конклав, где должны выбрать нового папу церкви, затем появляются иные причины для странствий - интриги и войны.
Всё это происходит на фоне постоянных конфликтов между раннефеодальной империей Хеннигана (имеется в первом романе) и ордами кочевников: Диких Собак, Кузнечиков и Зайцев. Коричневый Пони становится папой Аменом II, а Чернозуб - кардиналом, но... ветер истории сдувает их с поля событий, и они тонут среди сотен и тысяч других статистов исторического процесса.
Роман безумно перегружен действующими лицами, не считал, но в нем их несколько сотен, они появляются, чтобы исчезнуть навсегда, и тем только усиливают впечатление бессмысленности всего происходящего, потому что всё это воспринимается как возня обреченных на то, чтобы стать компостом для следующих поколений, которые будут видеть смысл своего существования не только в выживании. Еще острее бессмысленность описанного ощущается, когда вспоминаешь, чем закончился первый роман дилогии.
И пара слов о названии романа. "Дикая Лошадь" - это праматерь в верованиях кочевых племен, и вовлечь их в католическую сферу миссионерам удается, слегка подкорректировав свою доктрину, так Дикая Лошадь отождествляется с Богоматерью, а потом она вводится четвёртой в святую Троицу. Звучит, вообще-то, довольно богохульственно, но это ведь альтернативная история, а в ней чего только не бывает.
1361K
Аноним20 сентября 2021 г.Пошумели, подрались и разошлись
Читать далееЕсли прорывные «Страсти по Лейбовицу» я бы отнёс к большой послевоенной литературе, то «Святой Лейбовиц и Дикая Лошадь» — это очень специфический приключенческий психологический роман в духе мысленного антропологического эксперимента.
С первым романом дилогии произведение связано локационно, но не сюжетно. Оно сохраняет некоторую долю фирменных миллеровских метафоричности и психологизма, но лишено ожидаемой глубины. Фактически перед нами постапокалиптический вестерн от одного из пионеров жанра. Роман отличают большое количество действующих лиц, дипломатические интриги в духе «дикого поля», сюрреалистический сплав католицизма, шаманизма и мистицизма, проблема взаимодействия человеков и мутантов, сильное эротическое начало (тема «маленькой дырочки» напрашивается на психоанализ в духе Фрейда). Всё это создаёт причудливую ни на что не похожую атмосферу. Я долго думал, с чем можно сравнить этот сюжет. И на ум пришёл лишь «Лавондисс» Холдстока.
Однако если мифаго Холдстока — это путешествие вглубь архетипов британских островов, прикосновение к неолитическому мировосприятию, то «Дикая Лошадь» Миллера — это скорее история про восприятие племенами Южной Америки прозелитской деятельности иезуитов. Такое вот причудливое сосуществование язычества, анимизма, культа предков и католической миссии.
А что если индейца воспитать в монастыре, но не оторвать его до конца от родной почвы? А что если ввергнуть его в хаос межплеменных интриг, выборы папы и крестового похода против потомков конкистадоров?.. Отдаёт бредом? 100%. Но очень самобытно.
Теперь о слабых сторонах произведения.
1. Оно весьма затянуто. Местами сюжет провисает, интерес пропадает. Смог дочитать только с третьей попытки.
2. Как минимум половина романа воспринимается декорацией бреда главного героя. Ближе к финалу мы действительно видим больного бредящего человека, одержимого ускользающей идеей фикс. Однако большая часть произведения — это перебор. Допускаю, что автор и хотел отразить сюжетную канву экзистенциально с позиции причудливого мировоззрения брата Чернозуба. Вышло, мягко говоря, на любителя.
3. На фоне первого романа дилогии мистическая и метафорическая составляющие смотрятся очень неубедительно. Возможно, эта дикая мешанина представляет собой попытку показать ойкумену глазами принадлежащего к двум непохожим мирам аборигена. Даже если так, всё равно не цепляет.
4. Произведение не было закончено, его дописывал другой автор. Это очень чувствуется в финале, который вызывает недоумение в духе мистических откровений японского аниме (вроде сказано много, но смысл постоянно ускользает, WTF??!). Многочисленные сюжетные линии фактически обрываются или доводятся пунктиром до нехитрой идеи «всё пройдёт, и это тоже». Пошумели, подрались и разошлись. Конец.
5. Собственно фантастическая составляющая не имеет ничего общего с прорывным характером первой книги дилогии. Скучновато и вторично. Тема мутантов и призраков и вовсе, я считаю, не раскрыта, хотя как минимум несколько главных героев формально к ним относятся.
Резюмируя, это сильно затянутый роман по вселенной «Страсти по Лейбовицу». О чём он на самом деле я могу лишь догадываться. Небезынтересный, но не цепляющий сюжет. Фантастика в духе фантазий антрополога. Если вас поразил первый роман дилогии, то лучше на нём и остановиться, чтобы не портить впечатления. Если же вы хотите почитать нечто психологичное и ни на что не похожее в духе Холдстока, то эта книга вполне может вас занять.4273




