
Ваша оценкаРецензии
Аноним28 ноября 2018 г.Цитатник Монтеня
Читать далееПожалуй, самая известная книга французского писателя и философа эпохи Возрождения Мишеля Монтеня. Работа над книгой шла десять лет. Публикации на русском языке начались во второй половине ХХ века.
Читая, хочется разобрать книгу на обдуманные и хорошие цитаты. Удивляешься, насколько точно писателю удалось сформулировать важные мысли, которые современны, несмотря на вековое расстояние. Монтень придумал новый жанр в литературе, названный эссе.
Человек как составляющая часть человечества. Человек есть общество. Мудрые высказывания напоминают мне, что в разные времена человека беспокоят одни и те же вещи. Мы думаем и хотим приблизительно одного и того же.
Особенно я согласна с тем, что восприятие добра и зла зависит от нашего представления об этих понятиях. Смерть и нищета – злейшие враги человечества. Так ли это на самом деле?
Мне понравились многие записи, но особенно хочу выделить несколько:
Кто в состоянии выразить, как он пылает, тот охвачен слабым огнём.
Если бы у меня настойчиво требовали ответа, почему я любил моего друга, я чувствую, что не мог бы выразить этого иначе, чем сказав: «Потому, что это был он, и потому, что это был я».
Презирать то, что мы не можем постигнуть, – опасная смелость, чреватая неприятнейшими последствиями, не говоря уж о том, что это нелепое безрассудство.
Мы берем на хранение чужие мысли и знания, только и всего. Нужно, однако, сделать их собственными. Мы уподобляемся человеку, который, нуждаясь в огне, отправился за ним к соседу и, найдя у него прекрасный, яркий огонь, стал греться у чужого очага, забыв о своем намерении разжечь очаг у себя дома.6710K
Аноним9 февраля 2017 г.Откуда есть пошли пушкинские "покой и воля"
Читать далееМонтень трындит. Монтень трындит на любые темы – от осады городов до профпригодности врачей, везде высказывает своё экспертное мнение .
Монтень выёживается. Монтень сыпет историческими примерами (в основном, из римской истории), разбавляя их сплетнями «аналогичный случай был в нашем ауле». Конечно, истории в его время было ровно на 500 лет меньше, чем сейчас, но эрудиция Монтеня потрясает.
Монтень – человек настроения. То ему хочется острить и троллить, то он решит вдруг выложить всю подноготную.
Монтень – истинный блоггер 16 века. Пишет свои заметочки, сортирует их по темам и публикует в книжке.
Монтень – популярный блоггер. Тысячи людей называют его другом, на столе у них живет маленький монтеньчик, к нему они возвращаются снова и снова. И какие люди – Шекспир, Декарт, Вольтер, Бейль, Монтескье, Дидро, Руссо, Пушкин, Герцен, Толстой.
По поводу Пушкина хочу сказать отдельно и серьезно. Сейчас будет много цитат, но иначе получится «Рабинович напел», да и будем откровенны – это ваша единственная возможность послушать прямую речь Монтеня, ну кто и когда всерьез соберется читать три толстенных тома?
Каждого рано или поздно пронзают строки
На свете счастья нет,
Но есть покой и воля.Так вот, об этом весь Монтень. Советую третий том – там меньше болтовни и много неяркой, истинной мудрости. Непопулярной. Из русских могу назвать его последователем только Пушкина – и он, действительно, стоит особняком среди изломленных и трагических классиков. Может быть, еще Пастернак.
Необходимое отступление – Монтень стар. И у него мучительные боли от камней в почках. Его стоит послушать.
Для начала, Монтень исповедует здоровый эгоизм:
Но чувствам, отвлекающим меня от себя и привязывающим к чему-либо другому, - им я противлюсь изо всех сил. Я считаю, что хотя и следует одалживать себя посторонним, отдавать себя нужно только себе самому. Никто не раздает всех своих денег другим, а вот свое время и свою жизнь раздает каждый; и нет ничего, в чем бы мы были настолько же расточительны и в чем скупость была бы полезнее и похвальнее.В эгоизме следует искать баланс между обязательствами перед собой и другими. Тут мой небольшой жизненный опыт просто кричит о том, что всецело посвящая себя кому-то, мы тем самым подкладываем изрядную свинью этому кому-то.
Главнейшая обязанность каждого - это вести себя подобающим образом; и только благодаря этому мы существуем. Кто забывает о том, что ему следует жить свято и праведно, и думает, что, подталкивая и направляя других, тем самым рассчитывается по лежащему на нем долгу, тот - глупец и тупица; а кто отказывает себе в удовольствии жить здраво и весело и полностью отдается служению на благо другим, тот, по-моему, также избирает себе плохой и противоестественный путь.Отношения человека и общества разберем на примере ЛайвЛиба. Немного об ограничении себя в информационной среде:
И вообще, перегружая душу множеством впечатлений, мы мешаем ей познавать и запечатлевать в себе познанное. Есть вещи, с которыми ее нужно лишь поверхностно познакомить; с другими - связать; третьи в нее вложить. Она обладает способностью видеть и ощущать все, что угодно, но пищу для себя ей должно черпать только в себе; и она должна быть осведомлена обо всем том, что имеет к ней прямое касательство и что так или иначе является ее достоянием и частицею ее сущности.И чуть-чуть о бесполезности интернет-споров:
От мрачных характеров и от сварливых людей я бегу, как от чумы, и не вмешиваюсь в беседу, которую не могу вести бесстрастно и хладнокровно, разве только что меня обязывает к ней мой долг.И обреченность на критику любых начинаний (кураторы, вам!):
Всякая деятельность на общественном поприще подвергается крайне противоречивому и произвольному истолкованию, потому что о ней судит слишком много голов.Отвлечемся от частностей и перейдем сразу к главному, к смерти. Философия – это подготовка к смерти. К этим главам я обязательно обращусь во время очередного возрастного кризиса.
Мой мир от меня отдаляется; моя оболочка стала пустой; я полностью в прошлом; мне следует принять это как должное и сообразно с этим убраться отсюда.И возвращаемся к безопасному шутейному тону.
Монтень хорош. Пусть его невозможно читать подряд, пусть хочется завопить «кто все эти люди?!», пусть так и тянет настучать ему по самодовольной голове или немедленно выпить по пятьдесят за его жизненную мудрость – но он хорош, чертяка.
Заведите себе маленького монтеньчика. В любом большом книжном.
508,2K
Аноним7 августа 2012 г.Читать далееНачиная читать произведения авторов давно минувших дней, я часто ловил себя на ощущении испытываемой мной неуверенности. Не уверен я был в своей способности понять мысли писателей так давно живших, творивших в условиях, настолько отличающихся от современных. Казалось мне, что это совсем другие люди, тревожат их совсем другие проблемы и даже думают они по-другому. Но знакомясь, то с одним, то с другим автором с радостью замечаешь, что, не смотря на разделяющие нас века, различия между нами не так уж велики. Так было у меня и с многолетним трудом Монтеня - с его "Опытами".
Книга Монтеня не может не удивлять неподготовленного читателя своей структурой построения. Ведь никакой структуры или системы просто нет! Автор пишет обо всем, что ему вздумается, и делает это он скорее для убийства собственного времени, чем для оставления после себя премудростей для грядущих поколений. Свои взгляды на различные вещи Монтень подтверждает обильным количеством цитат из трудов древних то на греческом, то на латинском, а то и на итальянском языках. И не беда, что на протяжении трехтомника "Опытов" мысли самого Монтеня менялись часто на противоположные; он легко находил в своей библиотеке цитаты античных авторов для обоснования уже новых своих взглядов. Поначалу это беспрестанное цитирование философов древности немного утомляло меня, потому как велики стилистические отличия между языками Монтеня и многочисленных античных авторов. Но на самом деле такой подход для нас очень ценен: ведь благодаря Монтеню, жившему более 4 веков назад, мы имеем возможность тут же познакомиться и с мыслями писателей античности, которых отделяет от нас уже пара тысячелетий. Впечатляющая связь времен, не правда ли?
Значительную часть своих рассуждений Монтень посвятил своему внутреннему миру, своим привычкам, характеру, поступкам. В этом смысле он, пожалуй, был одним из первых психологов, кто так пристально вглядывался в свою душу, стараясь максимально точно описать все ее порывы. Особенно занятно наблюдать ту трансформацию взглядов, которая происходила у автора на протяжении полутора десятилетий, пока писались "Опыты": как было уже сказано, мнение Монтеня на тот или иной счет могло меняться, и подчас радикально.
Читая "Опыты" Монтеня, помимо самого познавательного и увлекательного чтения, вы получаете еще и прекрасного друга в лице автора, который делится с вами своими самыми сокровенными мыслями и переживаниями как с самым близким ему человеком. Ведь как это замечательно - черпать знания не из сухих энциклопедий или скучных учебников, а получать их от доброго друга, старшего товарища, наставника - такого как Монтень.
341,7K
Аноним30 июня 2022 г.Читать далееИзначально книга мне не очень понравилась. Ну, на самом деле оригинального текста тут совсем немного, большая часть - это рассуждения с использованием различных источников (многие из которых проходят в современной школе в курсе истории или литературы). Но со временем я втянулась, так как автор оказался весьма интересной личностью с довольно оригинальным мышлением.
Что совсем не удивительно, так как Мишель Экем де Монтень на самом деле был весьма заметной фигурой своего времени. Его мысли о происходящем вокруг, о своих современниках иллюстрируются философскими и историческими примерами. Что мне нравится, автор вроде и оценивает поступки людей, но чаще всего делает это весьма деликатно и даже отстранено.При этом он консерватор и подозрителен ко всему новому, да и вообще за сохранение размеренного течения миропорядка.
Книга довольно объемная, поэтому читать ее приходится дозировано. Автор весьма и весьма многословен. При этом каждая часть вызывает желание что-то уточнить, поискать подробности в интернете. Иногда с автором соглашаешься, иногда хочется поспорить в оценке тех или иных моментов.
В любом случае лично мне измышления господина Монтеня в основном понравились. Хотя не уверена, что готова когда-нибудь к ним вернуться. Что нельзя сказать о его персоне.
308,3K
Аноним18 января 2013 г.Читать далее"Опыты" - моя настольная книга.
Привлекает и скептическое недоверие автора к "полезности" своего труда, и самокритичность повествования, да и взгляды Монтеня на жизнь (и на смерть), несмотря на пропасть более, чем в 400 лет, мне поразительно близки.Эта книга вполне способна если не потрясти и вызвать душевный переворот, то как минимум стать новой "точкой опоры" для читателя, готового уделить ей своё внимание и время...
Рецензия короткая. Монтень один из немногих авторов, о которых хочется не писать, а восхищенно молчать...
211,2K
Аноним3 февраля 2015 г.Читать далееКнига, которую невозможно оценить по той причине, что её невозможно прочитать. Да, в прямом смысле, невозможно. Эта вещь не предназначена для Чтения. Её нельзя взять с собой в путешествие, или использовать как книгу для развлечения. Иначе, она не даст тебе ценной информации, не даст морального удовлетворения, а только оставит горькое чувство сожаления: зачем? Но на самом деле, просто нужно знать, как подступиться.
Я узнала о Монтене (надеюсь, верно склонила) от профессора Жаренова. Он говорил, что эта книга позволит обрести мудрого и значимого собеседника, которых у нас в современной жизни практически нет. Эту книгу стоит держать как настольную и время от времени возвращаться к ней, выбирая главы хаотичным образом. Можно по порядку, можно с конца. Это не важно. Потому что в каждом его "опыте", мы действительно получаем полноценную беседу на заданную тему. Мы получаем ответы в диалогах с друзьями, и мы получим ответы от философа эпохи возрождения. Только они будут более завуалированными и более мудрыми. Спасибо профессору Жаренову за это произведение и за множество других.
Ещё, кстати, профессор советовал иметь его в карманном экземпляре, чтобы всегда носить с собой и иметь возможность беседы в любой ситуации. Но мне нравится другой вариант. Хотите приятно провести вечер? Придя домой, налейте себе чаю, усядьтесь поудобнее в тишине и посвятите себя чтению одного из опытов. Возможно, вам придётся перечитать его пару раз, но обещаю, это будет хороший вечер.
162,9K
Аноним27 января 2024 г.Читать далееОпыты Монтеня - это философская работа, рассуждения о его жизни, явлениях и событиях в обществе, которое окружало автора в 16 веке. Основная проблема произведения в том, что Монтень использует устаревшие для современного читателя идеи. Нравы и порядки в 16 веке сильно отличались от нашего времени, поэтому его философия по большей части утратила актуальность. Но автор приводит много случаев и событий, которые любопытно читать, но они уже не могут случиться в нашей реальности. Например, я познакомилась с его рассуждениями о лошадях. Некоторые боевые лошади воспитаны так, что во время боя с земли могли подавать копья и мечи своему хозяину, или разворачиваться на одном месте. Интересно? Да, но уже не так актуально в наши дни.
Кроме того, некоторые из его взглядов и утверждений вызывают негативные эмоции, так как несовместимы с понятиями современности, слишком консервативны. В то время, конечно же, эти утверждения казались верхом развития мысли, но сейчас кажутся банальными, а некоторые поразительными и удивительными в своей наивности. В главе о самомнении автор долго рассуждает и описывает свою очень плохую память, на многих страницах рассказывая о том, как он забывает имена людей, даже если он их знает много лет, или такой приводит пример:
Моя библиотека [...] расположена в дальнем конце моего дома. Когда мне приходит в голову навести в ней какую-нибудь справку или сделать выписку, то, опасаясь, как бы я не забыл того, за чем отправился, я бываю вынужден сообщить о своих намерениях кому-нибудь из домашних.Очень много внимания уделено медицине и врачам. Монтень повествует о том. что медицина крайне не развита и противоречива. У врачей нет единого мнения как лечить, и автор считает, что лучше к ним вообще не обращаться, так как обычно советы врачей и их снадобья лишь ухудшают состояние.
Труды Монтеня часто упоминаются в различных источниках. Это интересные изящные суждения о разных явлениях, интересные случаи из жизни того времени. Я рада, что с ним наконец-то познакомилась, хотя испытывала некое раздражение, некоторые моменты казались пустыми и бесполезными.
142,2K
Аноним5 июня 2022 г.Жизненный опыт против схоластики
Читать далееЯ думаю, эта книга не только для любителей философии, она будет интересна всем. По количеству умных мыслей на квадратный дециметр листа она не сравнится ни с какой Библией.
В книге рассматриваются множество аспектов в отношениях между людьми, решении нравственных, социальных и политических вопросов. Размышления даны в общем плане, то есть не применительно к какому-то конкретному времени и месту, а о жизни в целом, хотя в тексте приведены большое количество примеров из истории и деятельности известных людей древности и средневековья. Могу сказать, что для меня это произведение является одной из вершин литературного творчества и философской мысли. Многие выводы, к которым я пришел ранее интуитивно, после прочтения этой книги оформились в конкретные знания. Редко встретишь книгу, где базовый материал преподносится в столь увлекательной, непринужденной форме. К тому же, с моей точки зрения, подавляющее большинство трудов на философско-психологические темы, написанные за последнее столетие, являются вторичными и ничего нового не дают. Бесконечное ранжирование одних и тех же мыслей с выделением их пунктами, различными значками, курсивом и т. д. напоминает переливание из пустого в порожнее и свидетельствует только о порядке пустоты в головах авторов.Цитаты из книги:
♦ Благородная и повидавшая виды душа становится сама собой безупречно приятной. А наука -- не что иное, как протокол и опись творений, созданных подобными душами.
♦ Не видишь ли ты, на скольких честных людей выливают в твоем присутствии ушаты помоев, не задевая тебя? Неужели ты думаешь, что где-нибудь в другом месте тебя щадят больше, чем их?
♦ ... я нахожу, что любовь, в конце концов, не что иное, как жажда вкусить наслаждение от предмета желаний, а радость обладания -- не что иное, как удовольствие разгрузить свои семенные вместилища, и что оно делается порочным только в случае неумеренности и нескромности.
♦ Всякий избегает присутствовать при рождении человека и всякий торопится посмотреть на его смерть. Чтобы уничтожить его, ищут просторное поле и дневной свет; чтобы создать его -- таятся в темных и тесных углах. Почитается долгом прятаться и краснеть, чтобы создать его, и почитается славой -- и отсюда возникает множество добродетелей -- умение разделаться с ним.
♦ Гораздо больше труда уходит на перетолковывание толкований, чем на толкование самих вещей, и больше книг пишется о книгах, чем о каких-либо иных предметах... Комментаторы повсюду так и кишат, а настоящих писателей -- самая малость.
♦ Здраво смотреть на хорошее помогает здраво рассматривать и дурное. И в страдании, в его кротком начале, есть нечто, чего не следует избегать; и в наслаждении, в его крайнем пределе, есть нечто, чего избежать можно.
123,5K
Аноним26 декабря 2019 г.Графоманские опыты Монтеня
Читать далееГосподин Монтень, средневековый книжный червь. Агрегировал в своем неоднозначном труде все, что начитал за жизнь. Учитывая, что родом он из средних веков читать особо было нечего, там греки, римляне, персы и ещё там дикари какие-то.
Свой жизненный опыт толкует как истину. За начитанное и пересказанное не ручается. Периодически делая уступки - это только мое мнение и вообще я не эксперт, а так пишу по-немножку. Куча прибауток и басен в 21 веке звучащем как бред развлечет, а к концу утомит.
Будет интересно... Кому? Задался я вопросом. Возможно любителям философии, которым интересно как написать книгу на 70% из чужих цитат и на 30% из своих мыслей. А свои ли они?
Эта книга должна быть в книге рекордов по количеству цитат.
Господин Монтень снабдит вас советами и по воспитанию детей, и по отношению с женщинами. Вы узнаете, что господин Монтень думает о законниках и докторах. Вы узнаете его мнение о лени, трусости и настоящей дружбе. Он порекомендует как продлить свой срок и не скучать. Он утопит вас в своих взглядах, мыслях и цитатах греков и римлян.
126,9K
