
Ваша оценкаРецензии
memory_cell10 июня 2015 г.Читать далееК чтению «Жизни советской девушки» я приступала с большими ожиданиями и такой же большой изначальной симпатией.
Собиралась сквозь приоткрытое окошко заглянуть в чужую молодость, совпавшую по времени с моею.
Я ведь сама кто есть, вернее была? Такая же советская девушка, на шесть годков всего помладше автора. Воспоминания о детстве и юности – разве же ждёшь от них подвоха?А посмотрела не через отмытое временем стеклышко – через замызганный и залапанный грязными пальцами осколок…
Я, конечно, верю, что Таня Москвина (в отличие от меня – типичной советской девочки-отличницы-простушки) была совершенно необыкновенной и не-советской девочкой. Верю, хотя в нашей простой районной школе такие не водились.
Мне бы в голову не пришло в седьмом классе доказывать художественную малоценность «Молодой гвардии», да и позже ничего подобного не приходило. И Достоевского я в одиннадцать лет не только не понимала, но и попросту ещё не читала. Да и вообще, не в театральные критики, а в инженеры идти собиралась.И перспектива работать ради хлеба насущного меня как-то не пугала.
Таня, а вот теперь поклянись, что этого – треклятой обязаловки от девяти до пяти с зарплатой пятого и двадцатого – в твоей жизни больше не будет никогда.
– Клянусь! – сказала я сама себе голосом юного пионера – и сдержала клятву.Откуда это в конце семидесятых? Кстати, я всю жизнь вот так и работаю – от и до, и ущербности в том не нахожу…
Ну нельзя, нельзя писать о том, что не пережито до конца, не додумано, не выплакано, не прощено. Нельзя…
Вот ещё. Женщина, которую предпочел нашей необыкновенной героине любимый мужчина… Тридцать с лишним лет прошло, а кроме клички (Мормышка!) автор её никак не называет. Нет, ещё «женским паразитом», мещанистым и бездарным (а этот бездарный паразит, между прочим, и во ВГИК как-то поступил, и в ЛГИТМиКе поучился).
Всюду это тщательно скрываемое высокомерие автора… Как ни старайся, а уши торчат.
Ничем я этого оправдать не могу. Ни травмирующим разводом родителей, ни несчастной (а может наоборот – счастливой!) – любовью, ни одиноким материнством.
Даже не могу сказать, чего во мне сейчас больше по отношению к автору: неверия, возмущения или жалости.
Возможно, последнего больше: моя-то жизнь советской девушки не была идеальной, но уж точно была счастливой…
И даже Ленинград в этой книге – совсем не тот, в котором были «Проводы белых ночей».
И так полюбившийся мне «Питер FM» , похоже, снят в совсем другом городе…1193,1K
nad12044 августа 2024 г.Читать далееМне очень понравилась книга. И мне не очень понятно: почему так много негативных отзывов?
Биографический рассказ умной, состоявшейся женщины о себе, о детстве и юности, о любимом Ленинграде, о стране "унесенной ветром". Что же не так?
Можно с чем-то не соглашаться. Я тоже порой спорила с автором. Но это ведь нормально!
Во-первых, я всё-таки на одиннадцать лет моложе автора. И это в зрелом возрасте не ощущается, а вот детство и юность были всё-таки несколько другими.
Во-вторых, я росла в Сибири, а не в культурно-столичном Ленинграде.
В-третьих, у нас разное воспитание, образование. Да, в конце концов, мы просто разные люди!
И это прекрасно. Почему же мы должны быть согласны друг с другом во всем?
Но есть главное: я почувствовала и прочувствовала ту молоденькую, странноватую Таню Москвину. Я её поняла и во многом приняла.
Да, я бы никогда не стала спорить с учительницей по поводу "Молодой гвардии" и игнорировать уроки литературы, пока изучали этот роман. Я не буду судить о литературных достоинствах этой книги, но подвиг молодых ребят меня просто потряс в своё время и уже за это я благодарна Фадееву.
Но этот эпизод один из немногих, когда мне хотелось возразить автору.
А так я с удовольствием погрузилась в атмосферу 70-80-х годов прошлого века.
И как же я согласна с Москвиной:
Я не воспеваю бедность, умеренный достаток кажется мне куда привлекательней. Однако никакой обиды на советское государство из-за этого не держу. Хотя бы потому, что бесплатно получила хорошее образование и океаническую дозу культуры – почти бесплатно…И где тут агрессия и обгаживание страны, как писали в рецензиях?!
Ведь это так и есть.
Умная, местами ироничная, немного грустная книга. Чудесная!
А уж проживающим в Питере вдвойне должна понравиться. Очень уж много там описаний города и пригорода, любимых мест.48443
almiro27 февраля 2015 г.Читать далееУдивляет такое количество хвалебных отзывов. Мне книга не понравилась - причем не понравилась так, как не нравится человек: местами было сложно читать от накатывающей смеси жалости и брезгливости.
Для начала - почему эта, не слишком типичная и ничем особо не примечательная биография, называется "Жизнь советской девушки"? Голда Мейр, фактически описав историю создания государства Израиль, переплетенную со своей действительно незаурядной судьбой, скромно назвала книгу "Моя жизнь" - а здесь.. Впрочем, громкое название должно предупредить читателя о том, что автор склонен воспринимать себя чересчур серьезно.
Убийственной серьезностью по отношению к своей персоне наполнена вся книга: любое событие, будь то пьянка с однокурсниками или беременность, автор описывает как невероятно важное, и притом донельзя драматичное. Описывая ссору с молодым человеком, пишет, что "после такого не живут, после такого выбрасываются из окна..." Нет, серьезно? Не живут?
Точно также - как великий подвиг - подается все: от окончания школы до рождения ребенка. При этом всюду автора окружают бессердечные, непонимающие ее люди, на которых автор выливает ушаты помоев. Под раздачу попадают все: родители, одноклассники, преподаватели. Бедная Москвина, как ей, наверное, тяжело жить, ни разу и никого не простив за всю свою жизнь.При этом упреки не звучат жалостливо, обиженно. Читателю приходится продираться сквозь дремучий лес агрессивной злости - на нелицеприятные эпитеты автор не скупится. Попутно достается и совсем уж невиновным в "несчастьях" Москвиной: например, геям, которых автор мимоходом вываляла в грязи. Но больше всего меня поразил отрывок, посвященный суррогатному материнству. Назвав "глупыми, хитрыми и жадными" суррогатных матерей, автор проходится и по родителям:
Вот уж действительно, бедным богатых не понять (а детей за деньги делают только богатые). На нас-то чихни, бывало, - мы сразу беременные.
Не представляю себе, что должно быть в голове у женщины, чтобы она действительно считала, что к услугам суррогатных матерей прибегают только богатые тунеядки ради развлечения. Действительно, не хотят поднапрячься и забеременеть - делов-то.
Злобные выпады перемежаются жалобами: всю книгу автор ноет (другого слова подобрать невозможно), как тяжело ей пришлось в жизни. В высокопарных выражениях описывается, как судьба с самого начала уготовила ей тяжелую долю, как жестоко обошлась с ней жизнь, как невероятно сложно было просто ВЫЖИТЬ в этом жестоком мире. Между тем, если посмотреть на факты, выходит, что автор прекрасно прожила студенческие годы, не гнушаясь материальной помощью родителей, что с ребенком ей помогали всем миром, да и недостатка в профессиональных протекциях не было.. Но зачем об этом писать, ведь куда слаще обсасывать то, что одна из однокурсниц в своих мемуарах написала о ней, Москвиной, в недостаточно позитивном ключе.
Подводя итог: это плохая книга. Может, потому что и автор подкачал?
331K
Grandmama5 августа 2016 г.Не верю!
Читать далееПрочла я книгу Москвиной. И впечатление одно - не верю! Да, я старше автора на пять лет. Но я не жила в столицах, а росла в небольшом сибирском городе, а юность провела в двух больших сибирских городах: Барнауле и Новосибирске. Мода к нам в Сибирь, в те времена приходила с опозданием на пару-тройку лет, так что считаю, что описанная в книге девушка, одного со мной поколения. Да, не было у меня бабушки из ГБ, а дед был репрессирован как "враг народа". Да мои родители не ругались с бабушкой на кухне, потому, что бабушек у меня не было - не дожили. Родители мои не выживали в блокадном Ленинграде, - они воевали на фронте. И родители мои не разводились, а занимались нами, своими тремя детьми. Им некогда было заниматься романами - они работали и растили детей.
Но я также училась в Советской школе, по той же программе, что и героиня. И любила я Достоевского, а так же Толстого и Пушкина, Лермонтова и Гоголя, Чехова и Лермонтова. А так же любила Булгакова (журнал "Москва"), Стругацких, Марка Твена, Бальзака, Голсуорси и многих-многих. И я любила Театр. Как я любила Театр. В нашем маленьком городе не было настоящего театра, а был "Народный театр" - самодеятельный. И я в нем играла. Нет роли мне не давали, я была слишком молода, для многих ролей, плюс еще некоторые особенности моего голоса и дикции (впоследствии врач не подписала мне справку по форме 286, даже в педагогический именно по лор проблеме). Но я ходила туда: подай-принеси, реквизит, оформление и т.д. А потом, как всегда, в самодеятельности, кто-нибудь бросал роль на пол-дороге, а тут - я. Я знала все роли. я была палочка - выручалочка.
Я читала пьесы советских авторов: Михалкова, Корнейчука и др. Классиков - Гоцци, Гольдони, Мольера, Шекспира, Лопе-де-Вега, Бальзака, Горького, Тургенева, Чехова... И это все в возрасте до 15 лет. Я прочла Станиславского "Моя жизнь в искусстве" и много других книг об актерах и актерском мастерстве. Я была замкнутая девочка, которая читала книги тоннами. Но в отличие от героини я с удовольствием собирала в детстве макулатуру и металлолом, ходила на субботники.
Да, я тоже считала. что с моим умом и красотой рождена для чего-то высокого. для чего-то необычного. Сознаюсь, что хоть я и не была круглой отличницей, но, как и героиня, считала себя выше многих по интеллекту. Но я считала неприличным, хоть как-то это показать. Я уважала своих учителей, хоть и видела их недостатки.
Вот читаю книгу и завидую героине - сколько у нее было возможности для культурного роста. Мы переехали в столицу Алтайского края, здесь были театры: драмы, оперетты, ТЮЗ и кукольный. Честно скажу театры были слабые. Но зато летом к нам на гастроли приезжали столичные театры, и здесь-то я отрывалась. Я смотрела практически весь репертуар гастролеров. Да, возможно, приезжали не лучшим составом. а скорее, не полным. Каких актеров я тогда посмотрела: борис Бабочкин, Александр Лазарев, бывший звездой после выхода фильма "Еще раз про любовь", Татьяна Шмыга, и тот же Георгий Тараторкин и много других.
Пошла я учиться в технический ВУЗ, закончила, вышла замуж. Зарабатывали мы с мужем неплохо. Жили средне. Родили детей. И любила я своего мужа и своих детей безмерно. И мне нравилось утром ходить на работу, а в 5 часов бежать домой, через магазины. к своей семье. Стали в очередь на жилье и от завода получили четырехкомнатную квартиру, тоже, отнюдь не в центре. Но рядом были школа и садик. Честно скажу: если бы я была театроведом, а муж литературоведом, то квартиру пришлось бы ждать дольше, может быть до 1991 гола и не дождались бы. И не страдали мы из-за того, что нет колбасы, зато были недорогие овощи, молочные продукты и пр., а мясо на рынке. вот с фруктами было хуже. И когда мы ездили на экскурсии в Москву и Ленинград, мы видели разницу в снабжении. В те времена, которые описывает героиня, в Ленинграде было просто завались финским ширпотребом. В 78 году в Ленинграде я безо всякого блата и очередей закупилась и сапогами, и костюмом, и пальто финского производства. Все по нормальным ценам. Ну чуть подороже советских. А мужу купили английских рубашек такой красоты и качества, что купить аналогичные сейчас жаба задушит. Но мы это воспринимали как данность. А завидовали музеям. театрам, красоте архитектуры.
Я так все это описываю, чтобы "молодое поколение" понимало, что во все времена в столицах жить приятнее и наряднее. Да. как героиня, я тоже и вязала и шила себе и детям. Но никогда я не комплексовала, что "хороша я, хороша, да плохо я одета". Вот с книгами тогда была напряженка. Но зато мы выписывали пару-тройку толстых журналов. Несколько тонких. Обменивались книжными новинками, слушали музыку, тогда по радио нам транслировали оперу и театральные постановки раз в неделю.
Жить было интересно, и сейчас жить интересно. И всегда было трудно, но интересно.
Кстати, среди моих знакомых, были люди, которые жили весело, празднично, "для себя". Просто у них были другие приоритеты. и не было троих детей. Но все они работали, работали!
Просто ощущение, что героиня считает, что ей все должны, просто за то, что она умница-разумница.
А уж ее "страстные любови" - мне это вообще не понять. Должно же быть и самоуважение.
В итоге: все очень многозначительно, но не верю!
А у автора все в шоколаде.231,3K
he11ga4 августа 2015 г.Читать далееЯ прочитала "Жизнь советской девушки. Биороман" -
Название в корне не соответствует содержанию книги. На самом деле это рассуждения немолодой, обиженной на всех и вся женщины, на тему того, как же ей плохо жилось в Советском Союзе, а сейчас еще хуже, ну разве что в Парижи она наведывается...
Начну с того, что понравилось - хороший слог, книга читается легко, очень трогательно описано лето в деревне с бабушкой, лес, походы за ягодами и грибами.
Для счастья человеку нужны лето и бабушка.Но дальше автор ведет нас в дебри своих невысказанных обид и злобы. Интеллигентные (в начале книги) родители становятся склочными мещанами, чудесная бабушка - злостной скандальной запойной алкоголичкой, жизнь только бьет - и никакого проблеска радости вплоть до рождения чудесного, неземного, бесподобного, светоносного, богоподобного сына.
Кроме того, нашу ГГ с детства убивает нищета, не мешают сознанию собственной нищеты, ненужности и неприкаянности даже несколько "построенных кооперативов", помощь родных и друзей с трудоустройством, покупкой вещей, присмотром за ребенком...
Первая любовь, дружба, детство - все кидается в тлеющий костерок этой ненависти.
А еще любопытно, насколько активно автор подчеркивает свою уникальную несогласность с режимом. С детства. Нарочитые, напоказ отказы собирать макулатуру, присутствовать на уроках литературы при изучении "Молодой Гвардии", и вот это -
Нам бы только намекнули, куда мы живемэээ...детям, да? партия, зараза такая, не докладывала детям, куда катится союз, это и правда печально.
Рада, что книга закончилась, такой поток уныния и бессильной злобы невозможно долго выносить.21950
rebeccapopova20 мая 2021 г.Ах, какая женщина -мне б такую!
Читать далееВсегда была бедна и одна,
Влюблена, нелюбима, ни на что не годна.
Обращала внимания мало
на кров, на одежду, на пищу,
И воды реки моей
От нищеты моей
Чище.Эта книга меня приятно удивила.
Мне было мало что известно об авторе, и на книгу я набрела чисто случайно.
И вот, пребывая в раздумьях, стоит ли тратить на нее свое время, я неожиданно обнаружила, что Татьяна Москвина — это жена кинокритика Сергея Шолохова, чьи киношные передачи под названием «Тихий Дом» долгие годы были для меня одним из способов приобщения к мировому кинематографу.
Так что поначалу мне было очень интересно побольше узнать об избраннице знаменитого Сергея. Но едва начав читать, я полностью про Сергея Шолохова позабыла, потому что уж больно книга захватила меня и пришлась ко двору.Мне, конечно, понадобилось некоторое время, чтобы втянуться в этот оригинальный формат, содержащий в себе, как можно решить по названию, отнюдь на только девичьи дневниковые записи про охи и ахи...
Пожалуй, на необычном формате следует оставновиться более подробно.
Текст этой книги соткан из достаточно разнородных пластов, и иной читатель, возможно, поначалу настроится на одну волну, а потом вдруг обнаружит, что собственно повествование - развитие истории - пробуксовывает, и вместо этого он наблюдает процесс некоего переосмысления прожитого автором - и героиней в одном лице.
То есть представьте себе, что вы сидите в зрительном зале с устремленными на экран глазами, а некий ведущий, расположившийся в уголке сцены, до поры до времени смотрит параллельно с вами какой-то фильм, проецируемый на экране, а затем вдруг нажатием кнопки ставит воспроизведение на паузу, и, с довольным видом выйдя на середину сцены, начинает о чем-то увлеченно разглагольствовать.И здесь, конечно, важно, что именно и как он это говорит. На мой взгляд, выступления этой ведущей очень любопытны и заслуживают пристального внимания.
Понравился ли мне лично такой формат? Я совершенно определенно могу сказать, что да, этот формат мне зашел.
Татьяна Москвина оказалась очень начитанным человеком, и кроме того- опытным полемистом. К тому же, ее начитанность не наносная, а ложится на прочную базу вековых традиций народа и женскую интуицию. Дающую ей смелость делать то или другое нестандартное утверждение.В этой книге есть как нечто очень глубинное, русское, темное, женское — недавно по жанру это названо «биороманом» - «любопытный этюд на тему причудливых сочетаний временного и вечного в отдельном человеческом существе» - так и довольно модерновый пласт культуры - слова и понятия из современных реалий. У автора огромный опыт чтения русской классической литературы и просмотра спектаклей.
Возможно, особенный интерес этот роман представляет для ленинградцев — они будут лучше понимать всю топографию повествования, а также смогут совершить своеобразное путешествие во времени и побывать в знакомых им зданиях в интервале времени до 1982 года - и для всех тех, кто интересуется феноменом совка. Причем как тех, кто сам пережил это, так и юнцов, которые уже достаточно созрели, чтобы осмыслить это- возможно, они станут лучше сопереживать ментальности старших поколений и осознают всю бездну — причем не только в вещественном и информационном плане, но и в плане идей и человеческих ценностей — которая отделяет ту, прошлую жизнь, от новейшей эпохи неприкрытого торжества чистогана.
Итак, в книге есть много точных деталей о времени и о себе, и приходящие на помощь яркие образы из литературы, спектаклей и фильмов... Это в некотором роде “энциклопедия русской жизни» того времени - до 1982 года. Мне показались особенно интересны рассуждения о высокопоставленных работниках сферы обслуживания в годы застоя.
А, ну еще тут много про театр и про театральную критику.... Как героиня заинтересовалась миром театра и почему ей пришлось выступать именно в роли критика, вы сможете узнать из этой книги.
И еще такой лайфхак: кажется, в книге есть некоторое количество назидательности, произносимой с безапелляционной интонацией. Причем мне показалось, что это очень органично звучит в формате аудиокниги, но при этом может покоробить в текстовой версии... Так что имейте это в виду, и в случае чего попробуйте поиграться с форматами.
...Знаете, порой случается так, что какая-то мысль, какое-то наблюдение подспудно вызревает где-то в твоем подсознании, не спеша оформиться в выраженный словами вывод. И вот нежданно-негаданно именно в книге Москвиной я обнаружила именно такие рассуждения о советском времени, которые очень перекликались с моими собственными смутными догадками, а также нашла многие штрихи, дополняющие мои представления о «портрете эпохи».
Я думаю, что на отдельные главы общих описаний жизни в совке я буду давать ссылки моим знакомым, потому что, кажется, лучше, чем Москвина, эти явления и не переосмыслишь, и не сформулируешь.17908
destroy_domostroy20 января 2017 г.Читать далееПервое мое знакомство с Москвиной - ее "Похвала плохому шоколаду", лет, этак, 6-7 назад. И с тех пор - безусловный почет и уважение. Про таких дам я обычно говорю "мировая тетка", и ведь вправду - мировая. Уж припечатает так припечатает. Если вы не читали ее рецензий и статей, рекомендую, получите массу удовольствия. А как Москвина проезжается по всех мастей писакам, журналюгам, нашим на голову ошпаренным"звездам" , по всякого рода дармоедам и бездельникам...бон аппети да и только.
И вот вышел ее тн биороман. "Жизнь советской девушки" - ёмко, круто (в смысле как кипяток крутой) с наваром. Просто Жизнь, как она есть: роддом на Васильевском, жизнь в пятиэтажке в Купчино, учеба в школе, семейные дрязги, театральный институт с третьей попытки прорваться на театроведческий, работа обеспылевателем в архиве, капустники, поездки на картошку, беременность от разгильдяя, аспирантура...Все как у нас, да не все. Самая соль книги - советское время, Ленинград без новостроек, с березками на пустырях и трамваями на Литейном; хрустальная люстра в Елисеевском, малахит и бронза в институтах и присутственных местах (еще не успела растащить на дармовые дачи мещанская сволота); школьники, взахлеб смотрящие венгерское и французское кино в типовых киношках; самострельные театры; эпоха бардов и книгочеев, интеллектуалов и энтузиастов, время, о котором мы можем лишь прочитать или услышать от вменяемых родителей, которые пока не разучились общаться со своими детьми.
Я однозначно рекомендую эту книгу коренным петербуржцам, особенно людям бархатного возраста, знающим, как этот город выглядел в 50-60-70-80-е. И я даже не говорю о старых названиях улиц, расположении снесенных ныне зданий, внешнем и внутреннем убранстве домов и облике Ленинграда тех времен в целом.
"Жизнь советской девушки" определенно будет близка тем, кто здесь родился и вырос. Я, например, с невероятно теплым чувством читала главы, в которых Москвина рассказывает о детстве и летних месяцах в Каннельярви, под Выборгом. Почему? Да потому что я сама провела там несколько счастливых детских лет с бабушкой, купанием в семиозерье, сбором грибов и черники с брусникой, и разговорами по ночам в деревянном домике, снятом на лето.
Эта книга - путеводитель по Ленинграду и по советскому времени. Здесь все: бабушка-почетный чекист, которой страшились продавцы всех близлежащих к дому гастрономов; молодые родители-инженеры, играющие в театре, пишущие стихи и музыку, собирающие вокруг себя единомышленников-эрудитов; девочка, читающая книги запоем и катающаяся на трамваях в школу и в кино; самиздат на кальке; Юрий Кукин (бард такой был, жил в соседнем с моим доме); типовые пальто и фарца; дефицит книг и продуктов...И главное: исключительный юмор, непрошибаемый интеллект и ленинградский менталитет.
10/10
p.s. С удивлением обнаружила один положительный отзыв на книгу, среди вёдер говна. Оно и не удивительно: "Жизнь советской девушки" рассчитана на знающего и разбирающегося читателя, нутром чующего этот город и имеющего в анамнезе минимум три поколения, проживших на берегах Невы. Жители больших и малых городов России, пожелавшие просто "подглядеть за чужой жизнью" и за неимением духовно-интеллектуального багажа книгу не понявшие, постеснялись бы лить помои. Идите, что ли, Лену Ленину почитайте.151,7K
Dina18 октября 2025 г.Читать далееЧто ж, книга мне очень понравилась. Она написана интересно, содержательно и с большим чувством юмора. Порадовало наличие двух фото автора, которые позволяют узнать как она выглядела в молодости и как выглядит сейчас. Книга описывает советскую действительность второй половины ХХ века. Но все же название книги показалось мне слишком расширительным, вернее было бы Жизнь Ленинградской девушки. Ведь описываемое в книге характерно именно для Ленинграда. А в других городах, не говоря уж о деревнях и сёлах, жизнь была совсем иной.
Сложно представить себе, чтобы девушка покупала себе стандартное пальто и носила их по несколько лет, да к тому же имела всего пару платьев. Например, казанские девушки, жившие в то время, пальто шили каждый год, платья надевали по несколько раз, а затем все это менялось или продавалось. Но я верю, что в Ленинграде дело обстояло именно так, как описано автором. Ведь там люди не зацикливались на материальной стороне жизни.1374
risible-girl14 ноября 2019 г.Татьяна Москвина Жизнь советской девушки
Читать далееЧто-то пошло не так. Мои эксперименты явно завели меня не туда. Абсолютно не мой автор (или не мой человек). А может быть, всё дело в той степени открытости, с которой писатель излагает подробности своей биографии. Вот, например, я не собиралась читать Стивена Кинга (не люблю бояться). Потом вдруг издали его «Как писать книги» — и Кинг настолько меня заинтересовал, что я прочла уже три его романа и не собираюсь останавливаться. А вот после «Жизни советской девушки» я и на пушечный выстрел не подойду к книгам Татьяны Москвиной.
Глупо, конечно, сравнивать таких разных авторов. Но я ведь не сравниваю писательский стиль — только тот способ, которым они перетряхивают собственное грязное бельё. Почему алкоголизм и наркозависимость Кинга не вызвали у меня такой отрицательной реакции, как женские откровения Москвиной? Да потому что Кинг, если что-то и оценивает в своей автобиографии, то лишь собственные решения и поступки, в основном предоставляя читателю самому делать выводы. Про Татьяну Москвину этого не скажешь: все её герои (реальные люди с реальными именами!!!) с ног до головы облеплены ярлычками, претензиями и старыми обидами автора. Непонятно, как на этом крайне неблагополучном фоне выросла и расцвела настолько гениальная писательница и редкая суперженщина (такая, что «закачаться и упасть»).
Если в начале книги (про детство) нудность повествования можно было списать на типичную ностальгию очень взрослого человека, то описания её любовных приключений вызывали конкретную тошноту (не из-за постельных сцен, из-за авторской интерпретации событий). Вот у меня и остался в связи с этим вопрос: Надо ли так откровенно выплёскивать на читателя свои субъективные воспоминания и оценки? Разве писатель не достаточно раскрывается в своих художественных произведениях? Зачем вообще нужен был этот эксгибиционизм?
111,1K
DmitrySolovyev14 марта 2024 г.Удачно завалиться в нестыдную щель
Красивый и грустный рассказ о замороженном брежневском времени и судьбе простой лениградской девушки. В этом времени не было планов, но были грёзы, первая любовь была не к мужчине, а к романам Достоевского, в лозунгах жил героизм, а дома грубость нравов и отсутствие полутонов, стихия тупого мещанского ора. Это история о попытках сохранения достоинства в великой социалистической пустыне.
10451