
Ваша оценкаРецензии
Аноним3 октября 2022 г."Удивительная история о ките огромном, называемом также Большой Мак"
Читать далееПодзаголовок повести - "Удивительная история о ките огромном, называемом также Большой Мак" - сразу вводит читателя в заблуждение: настраиваешься на одно, получаешь в итоге совершенно другое. Нет, кит здесь есть, и преогромный) - другое дело, что немножко неживой), и даже совсем мертвый, увы. Те, кто не любит читать об убийствах животных, не напрягайтесь - тут совсем не об этом. Кит уже сразу попадает сюда таким, нам не покажут, как за ним охотились и убивали.
Всё началось с того, что в территориальные воды Сербии)) - и ничего тут смешного нет), Черногория только в 2006 г. вышла из федеративного союза с Сербией, поэтому в 1956, когда была написана повесть, у Сербии был выход к морю через Черногорию, - заплывает огромный кит. Сенсация! Об этом трубят все газеты. Все разговоры только об этом: "А вы слышали, кит?..", "А вы знаете, кит...", кит, кит, кит - везде один сплошной кит; с китом на устах засыпают, с китом же и просыпаются. Начинается совершенно кафкианская атмосфера, что-то вроде "Замка" и "Превращения" одновременно - околозамковый (околокитовый) морок и родная комната (пусть и съемная в пансионе) Грегора Замзы (здесь - Деспича), где главный герой может спрятаться и немного отдышаться перед новым противостоянием со всем миром.
Что за противостояние такое? А вот именно этому противостоянию и посвящена повесть - герой против толпы, Деспич противостоит всеобщему помешательству на ките. Он, как здравомыслящий человек, конечно же, не может отрицать ни существования китов вообще, ни того, что некоторые из них могут нечаянно заплыть в Адриатическое море (хотя оно не входит в их акваторию). Возможно, этот кит был больным или еще что-то случилось - его ранили, например, - нам это остается неизвестным, да и не в этом суть дела. Суть в том, что кита собираются триумфаторски возить по городам и весям необъятной Сербии и показывать честнОму народу за символическую плату. И народу просвещение и развлечение, и казне доход (ну, о причинах такого решения в повести не упоминается, но это становится ясно в конце, когда кит бесславно и бесполезно для народного хозяйства протух, а дирекцию этого аттракциона уличили в финансовых махинациях - мимо казны прошли миллионы динаров).
Главный герой обладает особенностью характера, за которую он готов на смертный бой, готов принять любые лишения - и их ему достается с лихвой! Эта особенность - нонконформизм, яростное отрицание модных веяний и поветрий, постоянно появляющихся новых объектов поклонения широких народных масс. Ему противны не сами эти веяния и объекты, а именно эта широко распространенная у людей черта стадности, стремление сбиться в кучу и восхищаться хором чем-то одним. Причем каждый новый объект становится очень быстро из чего-то необязательного, из дела по выбору - в нечто строго обязательное, а если ты не подхватываешь и не поклоняешься - ты становишься изгоем, подозрительным человеком и весь курятник начинает тебя заклевывать. Отсюда же растут ноги и у фашизма - из мещанской обывательщины он растет.
Очень мастерски показывается, как постепенно нарастает этот китовый морок, как зараза практически мгновенно после какого-то периода раскачки распространяется на огромные массы людей - и отныне целью их жизни становится лицезрение кита. Как наживаются на очередной моде ловкие люди (их немного в массе, они не подвержены мороку, как и главный герой, но по-другому: тот бессребренник, а эти очень даже сребренники)).
Эрих Кош в художественной форме исследует здесь феномен толпы - и всю тяжесть противостояния толпе со стороны одиночки. Мне эта тема давно интересна, я очень довольна, что нашла еще одну книгу в копилку (худлита маловато в этой сфере).
16169