
Ваша оценкаРецензии
Аноним8 июля 2019 г.За каждую горсть риса рикша расплачивается потом и кровью, отдает последние силы за жалкие медяки; он стоит на самой последней ступеньке общества, обреченный на все невзгоды, которые несут ему люди, законы, жизнь.
Читать далееЧестно говоря, мне несколько раз хотелось остановиться и не продолжать, отложить до лучших времен, которые могли и не наступить. И не по той причине, что написано слабо, неинтересно, а просто потому, что тяжело читать о такой жизни. Особенно, когда осознаёшь, что всё, что описано могло происходить в действительности. Очень проникновенное произведение о жизни бедного человека в, как я полагаю, доиндустриальном Китае. Пока читаешь, проживаешь вместе с героем всю его нелёгкую жизнь, все взлеты и немедленно следующие за ними падения.
По итогу остаётся неприятный осадок на сердце, потому как что бы он ни делал, как бы ни пытался выстроить свою жизнь, не сдаваться, не падать от всех ударов судьбы, их становилось лишь больше и удары становились всё сильнее. Неудивительно, что в конце он просто это не выдержал.
Нам показывают все его хорошие и нелицеприятные поступки без прикрас. Как жизнь способна сломать, как когда-то честный, добрый, трудолюбивый, полный сил и энергии, желания что-то изменить, человек опускается на самое дно, становясь тем, кого так презирал раньше. Хорошего финала я и не ожидала, уж больно стиль у автора пессимистично-реалистичный, тем не менее, читать от этого легче не становилось.
Автор здорово передал атмосферу происходящего, все эти узкие улочки, забегаловки, столбы пыли и несчастные рикши, живущие и погибающие на дороге. Произведение пропитано отчаянием, горечью и болью. Я даже не могу назвать кого-либо из героев, кто был бы счастлив. Тронула история Сяо, кого было жаль до самого конца, так её.
Мне по-своему понравилось, что в конце нас не ожидал хеппи энд, потому как в данном произведении это казалось бы особенно фальшивым и нереалистичным. Да, жизнь может сильно потрепать, сломать на одном из перекрёстков. Да, можно всё равно не сдаться, но в большинстве случаев просто опустятся руки и не останется причин и смысла бороться, как это было у Сяндзы. И в этом суровая правда жизни и за эту жестокую и жесткую реалистичность автору спасибо.912,1K
Аноним16 декабря 2025 г.Читать далееОсновная идея этой книги – показать, что прав был классик, бытие действительно определяет сознание. Проиллюстрировать этот тезис нам помогает Сянцзы, китайский рикша, один из многих представителей этой трудной профессии.
Сянцзы честен и трудолюбив, предел его мечтаний – накопить денег на собственную коляску, чтобы не надо было платить за ее аренду и все заработанные деньги можно было оставлять себе. Сянцзы много работает, не тратит деньги на вредные привычки, на всем экономит, лишь бы побыстрее приблизить заветный день. Сянцзы еще очень молод, он только начал самостоятельную жизнь, он полон сил, здоровья и он с надеждой смотрит в будущее.
А дальше автор показывает, как жизнь потихоньку вытрясает из Сянцзы все хорошее, что в нем есть. Каждый раз, как ему удается достичь цели или вплотную к ней приблизиться, все его труды идут прахом. Причем, виной тому вполне рядовые события, происходящие сплошь и рядом из-за особенностей общественного уклада, того самого бытия, в рамках которого Сянцзы приходится выживать.
Сянцзы начинает деградировать. Зачем к чему-то стремиться, отказывая себе во всем, если все твои труды все равно идут прахом. Надо жить здесь и сейчас, получать удовольствия от сегодняшнего дня. Заработал монетку – купи поесть или выпить, сходи в игорное заведение или посети женщину.
Так жизнь ломает хорошего человека. А сколько таких Сянцзы бродит по улицам Пекина в мужском и в женском обличье.
Когда-то порядочный, гордый, целеустремленный, он видел прекрасные сны, мечтал о лучшей жизни для себя… Не счесть покойников, которых похоронил Сянцзы, но кто знает, где сам он закончит дни свои, где найдет успокоение его несчастная душа? Он был типичным порождением больного общества и, одинокий, шел к своему концу.2656
Аноним10 июля 2024 г.Читать далееНынешнее знакомство с творчеством китайского классика было случайным, но очень заметным. И я, наверное, даже рада, что началось оно не с неоднозначных, но самых, наверное, известных “Записок о Кошачьем городе”, а именно с истории простого рикши - маленького человека, чьим надеждам на достойную жизнь не было суждено сбыться.
Всегда очень грустно читать о людях трудолюбивых, не чурающихся никакой работы, стремящихся к поставленной цели не щадя сил и здоровья, которым судьба раз за разом ставит подножку, лишая опоры, и история жизни Сянцзы исключением не стала. Тем более, что Лао Шэ весьма проникновенно описал мечты и душевные терзания парня, его успехи и неудачи - прямо даже напомнило Федора нашего Михайловича.
Жизнь городских рикш вообще отличается какой-то неустроенностью и далеко не каждый из них пришел в эту тяжелую и неблагодарную профессию по своей воле - в отличие от Сянцзы. И для того, чтобы бегая с утра до вечера по городу заработать не только на оплату аренды коляски, еду и ночлег, но и накопить денег на мечту, нужно действительно пахать до изнеможения. А гарантии, что усилия окупятся, нет никакой, тем более, что описываемые события происходят в очень неспокойное для страны время.
Лао Шэ дал очень красочную картину общества Китая начала прошлого века - на примере одного города, да, но, думаю, описание жизни Пекина можно считать вполне универсальным для всей страны - с поправкой на постоянное присутствие в городе военных, находившихся в противостоянии с гоминьдановцами, которые постепенно забирали власть в стране. Ни о какой социальной защите для бедных слоев населения, естественно, никто не слышал. Каждый выживает как может - кто бегает по городу с коляской, кто продает дочерей в сожительницы военным или в публичные дома. И даже если кому-то удается устроиться на постоянное место в какую-нибудь семью, не факт, что жизнь станет легче и лучше - разве только что будет уверенность в крыше над головой. Всюду царят несправедливость и обман.
В таких условиях ожидать, что добрый наивный парень сохранит свои идеалы, сбережет мечту (пусть даже это просто мечта иметь свою коляску и зависеть только от себя самого, от своих сильных рук и быстрых ног), сохранит чистоту души, просто невозможно. Слаб человек, каким бы сильным физически он ни был - слаб, если один стоит против несправедливости общества, если не получает ниоткуда ни малейшей поддержки, даже моральной. Если само общественное устройство не позволяет достойно жить честным трудом.
Хороший роман, небольшой, но очень емкий, откровенный и проникновенный.24343
Аноним26 ноября 2025 г.Читать далееКитай начала двадцатого века, практически производственный роман из жизни пекинских рикшей. Наш герой молодой парень, сирота из деревни, пришедший в большой город с намерением усердной работой выбиться в люди. Он действительно очень старается, откладывает медяки, вкалывает, старается помогать нанимателю и клиентам, сторонится разгульных коллег и злачных мест. И, кажется, действительно у него может получиться, но….. вечно что-то происходит, и в основном не по его вине. Жаль, что автор мало уделяет внимания политической составляющей, наш герой мало смотрит по сторонам и вникает в окружающую жизнь, поэтому некоторые моменты остаются как будто недосказанными. В целом роман очень напоминает Золя, Стейнбека, Достоевского и других писателей человеческого горя и отчаяния.
2383
Аноним1 августа 2016 г.Читать далееЛюбая нищета безобразна. И кажется, что в любой стране в любое время быть нищим одинаково сложно. Но только до того момента, как начинаешь сравнивать. А как сравнить проще всего? Конечно, читая описания жизни низших слоев населения разных стран в разные эпохи. И тут обнаруживается, что самые нетерпимые европейские писатели-гуманисты, яростно обличающие экономические, политические и социальные причины бедности, описывая европейских же бедняков, придают им некоторые черты благородства и справедливости. Писатели винят режим или условия жизни, бичуют и внутренние пороки людей, но даже при описании самых гнусных условий, где люди почти уже превратились в животных, они оставляют место для лучика надежды в темном царстве.
Настоящую безнадежность можно увидеть в произведениях азиатских писателей, где бедность по-настоящему унизительна, ужасна и безнадежна. Там каждый пытается урвать свой кусок, даже если это кусок старого тряпья. Никто никому не доверяет. Человек, получивший толику власти, тут же начинает унижать тех, кому власти не досталось. Если же в романе писателя имеется положительный перснонаж, верящий во что-то и пытающийся быть добрым, то он будет или постоянной жертвой пока не умрет, или сдастся и станет как все.
Роман китайского писателя Лао Шэ «Рикша» как раз из категории таких романов. Он повествует о судьбе молодого рикши, который попытался достичь лучшей жизни. Но азиатская бедность не щадит никого. Надо ли отдельно говорить, что у него ничего не получилось?191,1K
Аноним19 сентября 2022 г.Читать далееТяжела участь рикш в Китае: получаешь копейки, да часть медяков вечером отдаешь за аренду коляски. Редкий рикша может позволить себе купить свою собственную.
Рикши редко заводят семьи, поскольку за себя не всегда могут понести ответственность, а тут еще жена-дети как ярмо на шее. Век рикши недолог: хоть и "на свежем воздухе", "физактивность", как модно сегодня говорить, но чаще всего это один и тот же халат летом и зимой, бывает, и без обуви совсем по холодной земле. Повезет, если заболеет и умрет, не приходя в сознание. Голодная смерть на улице выдохшегося изнурительно тяжелым трудом тела - вот печальная участь большинства рикш.
Но как ни тяжела судьба рикш, в деревне жить еще хуже. Главный герой, деревенский паренек, пришел в Пекин побегать пару лет с коляской, чтобы потом купить свою и жить хорошо.
Боги посмеялись над его планами. Удар за ударом, а он все стоит: качается, злится, склоняется, но стоит. Планка уровня жизни, которую он выставляет для себя, постепенно понижается - и вот он уже не юноша с целью в жизни, а тридцатилетный старик "как все". Таких тысячи было.
Страна менялась, прокатывались войны, волнения, но сама жизнь была против их существования, выталкивала их прочь.11495
Аноним27 мая 2015 г.Читать далееДрайзеровщина или достоевщина «Made in China”.
Бежит «Маленький человек» - молодой, здоровый, полный сил и стремлений – от неудачи к неудаче, от потери к потере. Сильные, тренированные ноги кормят его, дают надежду, ведут к цели. А цель – не хуже и не лучше, чем у других, вполне достижимая, было бы терпение и трудолюбие,- играючи ускользает, заволакивается пыльной бурей невзгод и неурядиц.
Жизнь – коляска рикши. Новенькая или потрёпанная, кому-то приносящая радость, кому-то – разочарование. Всем одинаково дающая средства к достижению цели. В руках рикши возможность воспользоваться этими подарками судьбы. В руках судьбы – отобрать даже зыбкую надежду, омрачить едва затеплившуюся радость, лишить желания стремиться к чему-либо, предать забвению понятия «доверие», «честность», «честь».
Кто же он – рикша – управляет ли он своей жизнью или везёт коляску, куда повезёт?11660
Аноним25 марта 2013 г.Читать далееОдно из моих любимых произведений китайской литературы. Пронзительно. Живописно. Больно.
Юный рикша любит возить свою коляску и мечтает заниматься этим всю жизнь, хотя понимает, что шансы его невелики - большинство рикш умирает в молодости и бедности... Он отчаянно борется с судьбой, но она наносит ему удар за ударом и, наконец, ломает.Здесь всё: и Толстой, и Гюго, и Достоевский... А совершенно потрясающая обстановка - обязательно обратите при чтении внимание на описания Пекина - вы полюбите этот город - делает книгу вдвойне интересной и новой для искушенного европейского читателя.
11455
Аноним26 января 2023 г.Читать далееСянцзы не имеет родственников и перебирается из деревни в Пекин. Тут он хочет связать свою жизнь с профессией рикши: сначала брать коляску в аренду, а затем уже накопить на свою и стать независимым. Но, увы, когда ты бедняк - деньги копятся очень медленно, а различные невзгоды заставляют расстаться и с теми крохами, которые удалось отложить, отказывая себе во всем.
Хорошо описан быт, настроение и атмосфера, в которой приходилось обитать среднестатистическому рикше. Сянцзы вызывает искреннее сочувствие - столько невзгод выпало ему на долю, а подсказать, что делать или поддержать его некому. В итоге, как оно обычно и бывает, юношеский максимализм потихоньку разбивается о реальность, и Сянцзы становится точно таким же как большинство, которое он в свои юные годы не понимал.
Скажу, что книга актуальна даже сейчас. Конечно, запросы у людей выросли, но по сути и сейчас много людей, живущих от зарплаты до зарплаты, которой хватает только на простую еду, крышу над головой и какую-то одежонку. В итоге, руки опускаются, кто-то спивается, кто-то забывает про честь и совесть.10514
Аноним16 сентября 2019 г.Читать далееВо время чтения романа Юн Чжан «Дикие лебеди» у меня постоянно возникал вопрос – как такая огромная страна могла дойти до того состояния, что было до и во время «культурной революции»? Что такое произошло с почти миллиардным народом, позволившим в таких омерзительнийших формах себя унижать, уничтожать, швырять из стороны в сторону, как марионетку?!
Частично я нашла ответ на этот вопрос в книге Лао Шэ.
Здесь рассказана история пекинского рикши. Человека, находящегося на самом дне китайского общества. Рикши живут и умирают на дороге, иногда за весь день зарабатывая лишь на горсть риса. Хорошо, когда рикша без семьи, тогда ему надо кормить только себя. А если семья, дети – тогда он обрекает и себя, своих близких на нищету, голод, болезни и смерть.
Это социальный роман на тему «маленького человека». Только в отличие от «маленького человека» в классической русской литературе, здесь нет такой сложности души. Нет рефлексии и самокопания, нет душевных терзаний и любовных мук, нет философских размышлений и экзистенциальных споров.
В этом романе показана воронка, которая через череду несчастий, загнанности, болезни и нищеты повергает человека, когда-то мечтавшего выбиться в люди, в совершенно скотское состояние – беспринципное, циничное, равнодушное. По капле в нём вытравливается всё человеческое – мечта, любовь, чувство собственного достоинства, стремление к красоте, чистоте и порядку. Остаются только рефлексы и импульсы: желание набить утробу и справить нужду.
Больное общество коверкает, уничтожает душу. Китай первой половины ХХ-го века – государство больное. Уродливая нищета и уродливое богатство. Жесточайший дисбаланс, ввергнувший страну и в коммунизм по версии Мао, и в «культурную революцию», принявшую столь извращённые формы ненависти человека человеком.
Если вам хочется разобраться в причинах «падения» человека, увидеть корни китайской (и не только) революции, порадоваться своему цивилизованному благополучию, научиться мягче относиться к тем, кто «на дне», этот роман – подходящее чтение.10725