
Ваша оценкаРецензии
Аноним22 ноября 2025 г.Но потом стали появляться картины чего-то очень знакомого, и одновременно никогда не виданного — померещился огромный белый город, увенчанный тысячами золотых церковных головок, — город, как бы висящий в воздухе внутри огромного хрустального шара, и этот город — Николай знал это совершенно точно — был Россией...Читать далееВы знаете: я не большая поклонница малой прозы. Однако для горячо и давно любимых авторов все же делаю некоторые исключения, как, например, для главного постмодерниста в моей жизни - Виктора Пелевина, чей "Хрустальный мир" перечитываю с завидной регулярностью, каждый раз находя в нем новые оттенки смыслов и чувств.
И все так же мчусь, подобно героям - юнкерам Николаю и Юрию, охраняющим в семнадцатом проезд к Смольному, - навстречу неведомому, все так же терзаюсь вечными вопросами личного бытия: а в чем моя миссия? Как и персонажи, вновь даю обещания стать лучшей версией себя, заранее зная, что хватит меня ненадолго...
Можно придираться к тематике пелевинского текста, исторической точности воспроизводимых им деталей и диалогов, но зачем: постмодернизм, мне кажется, и не претендует на историческую достоверность, это всего лишь вольная фантазия на тему. Важнее другое - идеальная композиция текста и многослойность, тут же побуждающая к рефлексии.
...Они походя, между делом, рассуждают о роли личности в истории, о предназначении каждого человека на Земле, не осознавая, что сами в эти минуты творят историю! История - это же не громкие слова и зачастую не самые значимые даже решения и поступки. От твоего рутинного и обычного действия в самом деле может зависеть судьба страны. И до чего же филигранно и выразительно показывает нам это Пелевин!
Под кокаиновым дурманом проносится в их сознании Россия - хрустальным, ломким шариком, переливающимся всеми гранями. Под этим же дурманом хочется стать лучше. Сильнее. Умнее. Чтобы соответствовать родине, чтобы исполнить свою миссию достойно и до конца.
А наутро - отходняк. Все вчерашнее кажется дымкой, будто было, но не со мной. Туманом развеиваются вчерашние обещания, неслышно подкрадывается жестокая реальность: вот она не спала, пока ты где-то витал в облаках.
Пелевинский текст (практически любой, и этот не исключение) всегда возвращает меня из нелепых фантазий в настоящее, то самое "здесь и сейчас", когда ты вдруг осознанно понимаешь, что от твоих усилий может зависеть чье-то будущее, не только твое, твои сегодняшние решения могут сделать чью-то жизнь чуточку лучше, ты можешь принести своим действием в этот мир больше добра, а своим бездействием (унынием, апатией, сомнением в себе) можешь лишить этот мир крохотной толики счастья, кому-то столь жизненно необходимой.
А кокаиновые дремы и мечты - лучшая, хотя и спорная метафора для побуждающего к самосовершенствованию мотива. Пелевин отчего-то выбрал именно такой образ транса - что ж, его право как писателя выбирать собственные средства достижения замысла.
Темп, ритм, динамика, наложение смысловых слоев, емкие диалоги и потрясающая предреволюционная атмосфера - лично для меня в этой небольшой по объему истории идеально все.
И до чего же органично, на мой взгляд, вплетены в пелевинскую прозу блоковские стихи:
И дальше мы бредем. И видим в щели зданий
Старинную игру вечерних содроганий234864
Аноним17 января 2020 г.Читать далее«Напудрив ноздри кокаином,
я выхожу на променад,
и звезды светят мне красиво
и симпатичен ад…»Неожиданно чем-то Булгаковским с примесью Достоевского повеяло от этого небольшого, но очень атмосферного рассказа. Если у Булгакова Дьявол посещал Москву, то здесь Демон атакует город Петра. И причины проникновения зла в слабости интеллигента, заигравшегося в декаданс. Здесь, как обычно у Пелевина, много наркотиков, много рассуждений о философии и предназначении человека. Я даже сначала подумала, что это какая-то репетиция «Чапаева и Пустоты», но, к счастью, этот рассказ пошел совсем в другое русло. Здесь у человека, не много и не мало, есть предназначение в жизни. Он не только вооружен знанием об этом, но и вооружен буквально. Но этого оказывается мало. Вы помните, как в «Бесах» исподволь показано, что именно слабость интеллигенции привела к появлению революционеров нового толка – готовых убивать ради идеи, да и просто так? Здесь похожая ситуация - двум юнкерам дают простейшее задание – не пропускать НИКОГО гражданского по участку улицы. Что же делают наши герои? Глушат наркоту, рассуждают о том, что цивилизация гибнет, Ницше, Шпенглер, Стриндберг, «хрустальный мир», бла-бла-бла. Интересны их образы – фамилии Муромцев и Попович автоматом вызывают в голове русских сказочных богатырей. Но на то и конец эпохи, что и богатыри уже не те, что раньше. Вместо того, чтобы крепче сжимать копье, они сжимают ложечку с кокаином или шриц. Личины «бесов» тоже очень своеобразны – с одной стороны ясно узнаваемые, но не самые распространенные – Пелевин, как обычно, играет с читателем, чтобы тот подумал, поискал информацию. Та же история с отсылками не только к истории, но и литературе и, особенно, поэзии Серебрянного века. Вообще эта привязка и чуть ли не назначение символистов виновными в произошедшей революции может показаться слишком натянутым. Но, с другой стороны, нельзя отрицать, что «поэт в России – больше чем поэт». Но это все равно, что сказать, что Цой виноват в крахе СССР тем, что написал «Перемен – требуют наши сердца». Голоса эпохи, на мой взгляд, лишь выражают общие настроения и часто предсказывают будущее. Влияние их на людей трудно переоценить, но все же и личную ответственность КАЖДОГО человека за происходящее в мире тоже не нужно сбрасывать со счетов. Одно неоспоримо – если образованная часть общества больше болтает, чем действует, а уж тем более, если она сидит на наркотиках и ищет знаний в видениях, пропуская то, что происходит под носом – такое общество обречено.
Очень интересный рассказ, обманчиво простой, но открывающий много скрытого для внимательного читателя.311,8K
Аноним21 декабря 2017 г.Читать далееПосле прочтения рассказа остается ощущение, что белые проиграли противостояние, потому что много употребляли и слишком много думали. Это, конечно, крайне упрощенный, но отчасти верный взгляд на причины поражения монархистов. Жалкими какими-то показал Пелевин юнкеров – сидят на наркоте, несут какую околофилософскую околесицу. Как-то неудивительно, что их «хрустальный мир» так быстро рухнул под ударами мира нового – железного, злого, молодого. Ведь на самом деле все эти миры существовали только в их воображении – мир-то, он один, реальный, меняются только эпохи, и когда они меняются – действовать надо решительно, не решаться действовать, а действовать и решать, иначе неудивительно, что все становится похожим на хрусталь и рушится в одночасье.
Но все же этот взгляд примитивен. По обе стороны баррикад хватало и прожектёров, и людей действия – иначе бы не дошло дело до Гражданской войны.
Понятное дело, в первую очередь, «Хрустальный мир» — пародия. Попытка показать события детских рассказиков о Ленине и революции глазами противоборствующей, контрреволюционной стороны, да еще и в декадентско-наркотическом стиле. И все же конечная цель написания рассказа совершенно не ясна. Если она вообще была.
Достоинства произведения:
удачная стилизация под прозу Серебряного века;
атмосферность.
Недостатки:
не ясна идея произведения;слишком пафосно для пародии, слишком гротескно для серьезного произведения.
Итог: написано здорово, но в целом – уныло в обоих смыслах.
Рецензия написана 09.11.2011.162K
Аноним14 августа 2019 г.Почему решил перечитать: раньше-то читал, но тут ХРУСТАЛЬНЫЙ МИР был упомянут в эссе Еськова. Решил перечитать.
В итоге: о том, как наркоманы Россию просрали. Несколько лобовая сатира на Ленина и революционные события в Петрограде.
9(ОТЛИЧНО)121,4K
Аноним9 июня 2023 г.Читать далееПелевин бывает разный. Иногда его соинения мне нравятся, иногда нет. Этот рассказ получился, как по мне, затянутым и занудным. Нет ни интриги, ни испытания главных героев, даже конфликт не совсем понятно, есть ли.
Единственный реально любопытный момент - сравнение Имперской России с хрустальным миром. Красивым, манящим, дорогим, но ужасно хрупким. Сохранить такое можно только титаническими усилиями и усилий этих не хватает. Герои пропадают в наркотиках, пытаясь убежать от действительности, а действительность шатает от прекрасного и возвышенного до демонического и страшного.
Возможно если бы я была более эрудированной, мне было бы легче воспринять всю глубину подтекстов, о которых пишут другие рецензенты. Но, к сожалению, чего нет, того нет.
Если оценивать чисто литературную составляющую - красивые и точные образы, атмсферность на высоте, но отсутствие динамики и внятного сюжета, как по мне, этот рассказ убивает.
5757
Аноним8 мая 2022 г.Читать далееОтторжение с первых же строк, едва началось про кокаин. Не близко, не знакомо. Нечто совсем чужое. Любимый мой город изображен мрачным и таким, в котором "непонятно, как тут люди рожают и дарят цветы". Якобы передразнивание Ленина в лице случайных прохожих. И в целом бессмыслица двух одурманенных людей в седлах с претензией на псевдоинтеллектуальность.
Это мое первое знакомство с Пелевиным. Боюсь, что последнее. Очень натужный стиль повествования. Рассказ скрашен встречей с инвалидом и медсестрой - самое яркое событие за всю эту мутную историю.5829
Аноним2 июля 2025 г.Работа для настоящих мужчин
Читать далееКакие мужчины, такая и работа
Мир хрустальный, потому что рухнет, что бы кто ни делал. Он уже в агонии и начинает разлагаться. По абсурдному сюжету конвой не должен пропустить в Смольный Ленина. Осуществляя этот Сизифов труд, Николай и Юрий принимают кокаин и героин, что не способствует концентрации внимания. Дисклеймер: наркотики и диктатура вредят вашему здоровью.
Ленин - вертлявый и нахальный демон, который добивается своих целей. Хоть в инвалидной коляске, хоть в тележке с лимонадом, но он проникнет. Если по пути придётся пару человек прикончить - невелика потеря, "история нас рассудит".
Текст очень смешной, если вы тоже любите чёрный юмор. Философские размышления, когда дом уже полыхает (помните тот мем с собачкой?), наркотики рекой - от этого возникает нервный смех. Прощай, старый мир. Гроб на колёсиках, то есть гигантский каменный идол, уже едет по твоим улицам. Такой театр играет спектакль по этому рассказу: это лаконичная, острая и очень эстетичная постановка, рекомендую.
Содержит спойлеры4185
Аноним17 октября 2024 г.Хрустальный мир
Читать далееКак и в предыдущей книге Пелевина, которую читал я, часто упоминается употребление наркотиков и ненормативная лексика. Сразу жирный минус произведению. Если эта тема нравится автору, то это еще не значит, что все читатели испытывают дикий восторг по этому поводу.
При этом написано интересно, сразу видно начитанный дядька.
Из примечательного:1) присутствие товарища Ленина в рассказе едва угадывается (картавость, лысина), без дополнительной подсказки я бы не понял, что описывается то как Ленин в сопровождении Эйно Рахья по Шпалерной улице проскочил к Смольному в канун Великой Октябрьской социалистической революции;
2) упоминается текст вальса «На сопках Маньчжурии» очень похожий на послереволюционную версию Алексея Машистова. Предположительно анахронизм (Алексей Машистов был тогда несовершеннолетним, предположительно его версия текста появилась позже);
3) один из героев рассказа изображает падение с лошади убитого шальной пулей (или картечью) Карла XII. Точной информации не нашел, но предположительно Карл XII находился в передовой траншее. Он по всей видимости не был на лошади и, соответственно, с нее не падал.
2362