
Ваша оценкаРецензии
Аноним23 июня 2023 г.Тяжело на душе от этого произведения.
Читать далееЯ не помню, читала ли я эту поэму раньше.
Произведение в стихах. Тяжелый смысл, тяжелая атмосфера.
Поэма отражает революцию 1917 года. Сюжет не приятен. Отражена бездушность поступков и событий тех времен.
Финал спорный. Я почитала, что все люди понимают финал по разному. Но, мне кажется, что Блок считал, что Христос ведет революционеров в будущее, не смотря на их жестокость.Мне было не приятно читать это произведение. Мне больно, от того, что люди верили в светлое будущее, при этом безжалостно убивая людей.
Перечитывать это произведение я не буду.
751,5K
Аноним22 мая 2023 г.Двенадцать апостолов антихриста... или Блок-оккультист...
Читать далееЭто издание поэмы Александра Блока на полке для буккросинга смотрелось как "бедный родственник". Не знаю, что именно сподвигнуло меня взять в руки эту книгу, не исключено, что само Провидение. Бегло пролистывая страницы "Двенадцати" я натолкнулся на целый ряд читательских ремарок, сделанных карандашом на полях книги, как то: "если убивает революция - это не убийство, это надо, это - не грех", "двенадцать - это апостолы революции, ведь впереди них - Исус Христос" и подобные им, которые говорили о том, что читатель неправильно истолковал введённые автором символы. Чтобы разобраться с тем, что же в действительности заложено в этом произведении, какой сакральный смысл поэмы "Двенадцать" пришлось книгу с полки забрать. После внимательного изучения предложенного текста и читательских ремарок к нему у меня выработалось стойкое убеждение, что несмотря на свою художественную ценность поэма Александра Блока "Двенадцать" - это антихристианское произведение. В частности, об этом свидетельствовали такие авторские строки как:
"Злоба, грустная злоба
Кипит в груди...
Чёрная злоба, святая злоба...","Свобода, свобода,
Эх, эх, без креста!","Товарищ, винтовку держи, не трусь!
Пальнём-ка пулей в Святую Русь","...И идут без имени святого
Все двенадцать - вдаль.
Ко всему готовы,
Ничего не жаль".Более того, в финальных строчках поэмы Александр Блок выступает уже и как адепт оккультизма. Об этом говорит его видение Христа "в белом венчике из роз". Ведь именно такой образ изображения Христа-Спасителя свойствен для приверженцев оккультизма. Но при этом Блок в своём описании заходит ещё дальше:
"... Так идут державным шагом,
Позади - голодный пёс,
Впереди - с кровавым флагом,
И за вьюгой невидим,
И от пули невредим,
Нежной поступью надвьюжной,
Снежной россыпью жемчужной,
В белом венчике из роз -
Впереди - Исус Христос"...В интерпретации Александра Блока его Исус Христос принимает облик антихриста, который в христианской традиции именуется не иначе как "обезьяна Бога", потому как последний подражает Христу как обезьяна человеку . Собственно говоря, для оккультистов как раз таки не свойственно изображать Спасителя с кровавым флагом. С белым венчиком из роз - безусловно, но причём тут кровавый флаг? А вот причём! В этом образе у Блока выведен именно антихрист, который пытается подменить собою Христа, рядящийся в белые одежды. Как и у Христа у антихриста имеются свои двенадцать апостолов, которые в отличие от апостолов Христа "идут без имени святого", чуждые жалости и христианского сострадания, готовые на любое зло: "Ко всему готовы, Ничего не жаль"...
дополнительно по теме тут -
https://www.livelib.ru/group/979/post/121798-kak-sladko-na-temu-dvenadtsat-aleksandra-bloka491,7K
Аноним27 декабря 2022 г.Брели по России новые порядки...
Читать далееЦарь вздохнул и подтвердил отказ
Грустно от романовского трона
И смела волна народных масс
Блеск дворцов, как муляжи с картона...
Идеалы и идеи - смесь
Для народовластия и братства...
Эй, поэт!!! А ну, отдайся весь
Праведному гневу без зазнайства!!!
Без позёрства расскажи о том,
Как империя сгорела спичкой;
Как с двуглавым, вычурным орлом
Обращались, словно бы с синичкой...
В омут революции тропа
Мир вела без страха и сомнений...
Влезла шелупонь и шантрапа
На кибитку будущих свершений...
Нет, конечно, были там бойцы -
Жёсткие мечтатели коммуны,
Социальных бонусов отцы,
Но процент их мал... Лихие гунны,
Разрушая раз за разом Рим,
Просочились в новые структуры...
"Эй, браток!!! Давай, поговорим,
Пока бабы не явились, дуры!!!
Пошумим... Буржуев на штыки
Бросим и ограбим их квартирки!!!
Пока верят нам большевики
И не нацепили в морге бирки,
Нужно запасать на чёрный день
Золотишко, серебро, алмазы!!!
Не страшна, товарищ, нам Тюмень,
Пока чтим мы Ленина указы!!!"
Так, без лишней суеты, брели
По России новые порядки...
Много мразей в пору ту смогли
Жизнь устроить, слаще шоколадки...Я родился и вырос в СССР, впитывая атмосферу патриотического братства, дружбу народов и всепоглощающее чувство гордости за свою смелую, прогрессивную и чудесную Родину... Потом открылись многие архивы, появилось много новых фактов и всё стало казаться не таким радужным и мимимишным в государстве развитого социализма - была, и борьба за власть, и репрессии, и голод, и социальная несправедливость... Советский Союз не был идеален и это немного пошатнуло мои чувства, но не выбило из седла твердой уверенности, что всё могло быть иначе, если бы не многие форс-мажорные факторы... Тема Великой Октябрьской революции долго была для меня некой святыней, хотя и не до такой степени фанатизма, чтобы я не позволял вольностей насчёт неё и её участников - и анекдоты рассказывали, и частушки пели, и несли между собой такую антисоветчину, что иногда самим становилось немного страшно... Но сама суть некого почитания и уважения была непоколебима и в принципе осталось таковой даже на уровне всей новой информации, которой я владею... Ну, всё бывает в жизни... Ведь революция - это не некая сверхъестественная сила, а процесс творимый самыми обычными людьми со всеми их пороками... В революцию проникали очень алчные люди, и садисты, и аферисты, и просто всякая мразь, которая с удовольствием носила маски заинтересованного индивидуума, хотя в реальности просто использовала ситуацию для личного обогащения или повышения социального статуса... И рванули вперёд уголовные элементы, в самую гущу событий, во все органы какой-либо власти, где можно подчинять и доминировать, имея на это вполне законное основание... А ведь большевики сами виноваты в этом - каторжане и прочие обитатели тюрьмы мгновенно считались классово близкими элементами и им доверяли безусловно...
Поэму Александра Блока я считаю криком отчаяния, когда всё что возможно было бы сделано красиво, внезапно омрачилось присутствием опасных демонов, рушащих мечты и топчащих идеалы... Верил ли Блок на самом деле в мировую справедливость и считал ли он что всё идёт по плану??? Не знаю, но мне кажется, что ему, как поэту с тонкой душевной организацией, любые перемены в жизни страны видятся в первую очередь в розовых очках, а уж потом оказывается, что цвет у линз такой из-за капель крови... Свидетель революции Блок сам наблюдал, как люди не на своем месте, пытаются втиснуться в это место путем насилия и жестокости... И своей поэмой он четко показал эти противоречия между тем, что хотели сделать хорошо и тем, что получилось, как всегда...
Это мое первое прочтение поэмы и я с удивлением узнал некоторые строки, которые мы, пацаны, в шальной молодости знали наизусть, как присказки, как некие прибаутки...
Мы выходили гулять и такими словами часто встречали тех, кто подходил позже всех, типа опаздывал:
В зубах – цыгарка, примят картуз,
На спину б надо бубновый туз!...И про туза на спине мы тогда уже тоже знали, что это отличительная метка арестантов царской каторги...
А вот эти, немного изменённые строки Блока, мы орали часто ночами, как песню, пугая одиноких прохожих:
Запирайте, люди, этажи -
Нынче будут ночью грабежи!
Отмыкайте, люди, погреба -
Нынче тут гуляет голытьба!...Вот оно что!!! Выходит малолеткой бродя по району в поисках приключений на свою пятую точку, я был вдохновлён поэзией Александра Блока??? Вот она сила искусства!!!)
5 из 5 - поэма мне понравилась и не вызвала негатива или недоумения, как у многих её прочитавших, судя по оценкам и рецензиям... Так действительно было и это уже часть истории... Оценку давать событиям тех лет я не имею морального права, ведь именно благодаря революции 1917 года я тут сейчас общаюсь с вами, друзья... Поясню: моя бабушка была из бедной семьи, как и дедушка, и именно то, что после революции они смогли получить образование и стабильную работу послужило причиной их встречи и возможностью создать семью и купить дом... А если бы не эти события, родился бы мой отец и, соответственно, потом я??? Уверенности нет...
На нашей планете, пока живо человечество, революции были, есть и будут... Я лично был свидетелем уже двух революций в Украине - Оранжевая с Ющенко и Майдан с Порошенко... Не был и не буду я сторонником ни одной из них, но прочитав поэму Блока, я очень чётко осознал, что подонки и твари всегда пожинают плоды перемен, когда те, кто эти перемены реально сделал, в основном, либо уже умерли, либо погибли, либо сидят, либо канули в безвестности... Власть жёстко расправилась со всеми, кто не прогнулся под них, а основы демократии, которые якобы достигались при этих переворотах, развеялись, как дым над палаткой около Крещатика... Уж воистину, все повторяется...В кармане айкос, в руках Айпад -
Верховной Рады он депутат!!!
В швейцарском банке имеет лям -
Герой Майдана и всех к х@@м!!!
Квартира в Ницце, дом на Бали -
А в госбюджете опять нули...
Такая нынче у власти вновь -
Мразота, гады и шелупонь!!!)481,6K
Аноним14 ноября 2011 г.Всегда как-то неловко книгам великих классиков ставить столь низкие оценки. Сразу чувствуешь себя снобом и привередой.
Но даже нейтрально оценивать не хочется, до нейтральности не дотянулось. У меня пошло именно отторжение. Атмосфера его и вызвала. Я тонко чувствую хорошие настроения произведений, по крайней мере всегда так считала. Всегда есть и исключения. Атмосфера упадка и горестей тоже может быть притягательной. А атмосфера этой поэмы именно отталкивающая, недружелюбная.351,5K
Аноним19 июня 2024 г."В белом венчике из роз — Впереди — Исус Христос..."
Читать далееБлок считал эту поэму вершиной своего творчества. Для меня неожиданно знать, что это произведение одного из адептов Серебряного века, мистика по своей натуре. При этом поэма мне очень нравится своей оригинальностью. Блок соткал полотно поэмы из какофонии уличного шума: отдельные реплики солдат и прохожих, песни, расхожие цитаты – из всего этого создается довольно четкий сюжет.
Однажды мне повезло увидеть очень необычный спектакль студенческого театра «12»: он весь состоял из хореографических номеров, и мне это показалось удивительно удачным. Текста почти не было, но при знании сюжета каждый танец был узнаваем, четко структурирован. По ходу действия появился еще один персонаж, которого не было у Блока – городской сумасшедший, он в итоге и встал во главе отряда большевиков. Думаю, это не насмешка – ведь юродивые всегда считались ближе к Богу, к ним относились с уважением, не обижали.
Возвращаясь к поэме, хочу сказать, что главная ее загадка – это неоднозначный финал. Каждый может трактовать его по-своему в зависимости от отношения к революции. Блок сам был удивлен появлением Христа, но так как создал поэму буквально за 2 дня под влиянием вдохновения, ничего менять не стал. Я здесь вижу интересную игру цвета: черный (все, что касается красноармейцев – черное небо, черная злоба, ремни винтовок) и белый (снег, который заметает кровавое убийство, белый венчик из роз у Христа). Белое будто укрывает черное, уводит с кровавого пути. И здесь Блок вполне верен своему мистицизму – будущее пока неясно, никто не знает, к чему приведет революция, но есть надежда на то, что некие высшие силы помогут человечеству, выведут его на верный путь.
29588
Аноним13 мая 2013 г.Читать далееКровавый 1918 год. Старый мир рухнул, новый – утверждался покалеченными людскими судьбами и изгнанием Веры.
Товарищ, винтовку держи, не трусь
Пальнем-ка пулей в Святую Русь —
В кондовую,
В избяную,
В толстозадую!
Эх, эх, без креста!
На смену прекрасной даме приходит шлюха Катька, на смену рыцарю – безбожник Петруха.
Эх, эх, согреши!
Будет легче для души
И если бы я не наткнулась на статью Блока «Интеллигенция и революция», написанную в тоже время, ни на минуту не сомневалась бы, что «Двенадцать» - антиреволюционная поэма. И вдруг…
Дело художника, обязанность художника - видеть то, что задумано, слушать ту музыку, которой гремит "разорванный ветром воздух". Переделать все. Устроить так, чтобы все стало новым; чтобы лживая, грязная, скучная, безобразная наша жизнь стала справедливой, чистой, веселой и прекрасной жизнью.
Неужели он действительно верил, что излом, который переживала Россия, должен был кончиться чистой и прекрасной жизнью? «Слушайте музыку революции». И ведь действительно, «Двенадцать» - это музыка. Жесткая, жестокая, жалящая музыка. Поэма – марш, поэма – пулеметная очередь. Блок услышал ее и переложил в стихи, в чувства, но неужели он считал, что все это во благо?
Почему дырявят древний собор? - Потому, что сто лет здесь ожиревший поп, икая, брал взятки и торговал водкой.
Почему гадят в любезных сердцу барских усадьбах? - Потому, что там насиловали и нороли девок: не у того барина, так у соседа.
Почему валят столетние парки? - Потому, что сто лет под их развесистыми липами и кленами господа показывали свою власть: тыкали в нос нищему - мошной, а дураку - образованностью.
И вот тут в голову пришла мысль: а не чувство ли это вины? Такое же по природе, как вина американцев за рабство и куклусклан? Может быть та идеализация мудрости мужика – это просто компенсация за крепостное право и свою жизнь за счет труда других?
Надо вот сейчас понять, что народ русский, как Иванушкадурачок, только что с кровати схватился и что в его мыслях, для старших братьев если не враждебных, то дурацких, есть великая творческая сила.
Есть ли творческая сила в разграблении храмов? Есть ли творческое начало в Соловецких лагерях? Есть ли стремление к светлому будущему в психиатрических больницах? Что же страшнее: «красный петух и самосуды в одном стане или эта гнетущая немузыкальность - в другом»?
Но поэма «Двенадцать» произведение Литературы, а это значит, что каждый может видеть в ней именно тот смысл, который ближе и роднее ему. Для меня «Двенадцать» - поэма о крахе, поэма о ужасе и грязи и вряд ли когда-нибудь превратится в гимн светлому будущему, путь к которому лежит через тернии.241,4K
Аноним14 июня 2014 г.Читать далее"С чего-то надо начинать читать летний список литературы", - подумала я и выбрала Блока. Во-первых, маленький объём, следовательно, времени много не потребуется. Во-вторых, это ведь стихи, значит, в пятнадцатиминутном перерыве точно можно выделить время и расслабиться, погрузившись в чтение. Ох, как же я ошибалась...
Я думаю, что каждый человек (ну, или каждый образованный человек) знаком с известными строчками "Ночь, улица, фонарь, аптека". Это самое знаменитое стихотворение Блока, которое в любое время дня и ночи и в любом возрасте заставляет задуматься. В поэме "Двенадцать" думать пришлось слишком много. Вы не подумайте, мне нравится размышлять над прочитанным, анализировать, вдумываться - тем интереснее книга, если мысли автора скользят между строчек, поддразнивая читателя словить их. Но вдумываться над каждым словом (иногда даже перечитывая строчку несколько раз, чтобы сложить мысли автора в единый "пазл") - это не чтение, а сущая пытка и, в конце концов, предполагаемое пятнадцатиминутное чтение вылилось в часовой разбор поэмы.
Правда, атмосфера передана прекрасна - наверное, именно это остановило меня от выставления низкой оценки. Музыка революции, страшной и кровавой, всё ещё слишком громко звучит в моих ушах:
"Шаг держи революцьонный!
Близок враг неугомонный!
Вперед, вперед, вперед,
Рабочий народ!"201,4K
Аноним27 марта 2018 г.Поэма, которая чуть не утекла через унитаз по канализационным трубам в Дон
Читать далееКогда я прочитал первый раз эту поэму в затрапезной книге еще советских времен, замусоленной и в мягкой обложке, я засобирался в туалет (пардон) по большому. Все равно выбрасывать эту книгу, не пропадать же добру, видимо подумал тогда я. А сейчас она (поэма) у меня стоит в нескольких изданиях и с комментариями на видном месте на полке, плюс еще в электронном виде на смарте. А все потому, что это одно из самых гениальнейших произведений читанных мною когда-либо.
Я, откровенно сказать, вообще не понимаю в поэзии ничего. Вот буквально. Есть отдельные стихи Пушкина, Лермонтова, Шаламова, Ахматовой, Маяковского которые мне нравятся, но не более. С "Двенадцатью" же вообще познакомился случайно и только лишь из-за увлечения Историей. Просто один умный человек в телевизоре как-то сказал, что это произведение есть самый лучший слепок и своего рода фотография, той интереснейшей для меня эпохи Революции. К тому же читая различные исторические труды по этой же тематике, частенько попадались ссылки на Блока и его поэму. Ну а когда мне при разборе книжной полки попалась затрепанная книжечка Блока, которая видимо принадлежала моему покойному отцу, я открыл оглавление и увидев среди прочего "Двенадцать", решился тут же, между делом, ее прочитать. Благо, что произведение небольшое.
Ухх, как же я тогда разозлился, реально хотел спустить эту книжечку в унитаз. Во-первых я ни черта не ощущил. Никакого такого "духа эпохи", во-вторых буквально не понял добрую треть, а то и половину произведения. Вот просто набор каких-то слов. Короче не так я себе это представлял, абсолютно. Все это было еще в докомпьютерные времена, и посоветоваться было особо не с кем. Пытаюсь оправдаться своей молодостью.
Сейчас, поняв каждую фразу, каждую запятую этого произведения, признаю - это лучшее, что я читал, на стыке моей любимой Истории и Литературы. В ней нет ни одного лишнего слова, все очень концентрированно. И блин, это действительно фотография той эпохи, без преувеличения. Ну а про интерпретации поэмы я совсем говорить не буду, их как и должно быть у гениального произведения - дохрена и трошки. Достаточно сказать, что современные литературоведы до сих пор не понимают, стебался ли Блок или действительно поверил в Революцию и воспел ее в поэме.
Этой рецензией, я хочу предостеречь юных и не очень читателей, которые может быть, прочтя поэму, останутся в недоумении. Не нужно рубить с плеча. Например совсем не зная историю, мне кажется трудно будет ее прочувствовать как следует. Ну а просто понять - Гугл и вуаля, куча подробнейших, пошаговых разборов. Но, повторюсь, это тот случай, когда важно, чтоб соединилось Чувство и Понимание. Да и вообще здесь очень важен контекст.
Лично мне кажется, что очень органично дополняет "Двенадцать" поэма Ахматовой "Реквием". Поправьте меня, любители Поэзии, возможно во мне говорит Историк. Ведь Блок писал буквально по свежим следам, только-только произошел большевистский переворот. И он, как и подобает поэту-транслятору, гулял часами по революционному Петербургу, слушал "музыку Революции", набирался впечатлений. И в январе 1918, в полубреду, на одном дыхании, вдохновленный написал это произведение. Ну а "Реквием" - это завершение и расплата, цена всего этого шабаша. Хотя Блок уходя из жизни тоже многое понял. Сказал же он на смертном одре: "я умираю... мы все умираем... мировая революция превращается в мировую грудную жабу".
Напоследок, под рецензией ссылка на лучшее исполнение этой поэмы, ИМХО конечно. Какой голос у парня, какое исполнение! Даже сейчас пишу рецензию и одновременно слушаю поэму в его исполнении. Спасибо ему огромное! Ну и вам, за то что дочитали до конца ))
P. S. Первый раз "Двенадцать" вышли в свет в марте 1918 года, то есть ровно 100 лет назад.193,9K
Аноним17 апреля 2022 г.Нет войне
Читать далееЯ слышала мнение о том, что при первом прочтении поэмы «Двенадцать» бывает непонятно, о чем речь, текст воспринимается как набор грохочущих звуков, никак не связанных между собой. Должно быть, это странно, но со мной случилось по-другому: слова поэмы я сразу очень остро восприняла, ее настроение оказалось близко к моему состоянию. В голове сразу выстроилась четкая параллель с событиями сегодняшними.
Злоба, грустная злоба
Кипит в груди...
Черная злоба, святая злобаВ моей груди была такая же озлобленность на мир, потому что я не понимала, как может в реальности происходить то, о чем взрослые всегда говорили: «Больше никогда». В образе Катьки и ее смерти воплощен образ погибшей России, а я видела перед глазами медленную смерть собственной родины – Украины. Мне кажется, писателю, поэту было тяжело видеть свою землю в этой кровавой пучине, и я испытывала такие же чувства по отношению к другой земле, к моей родине.
В конце поэмы появляется Исус Христос, и здесь я вижу ещё одну параллель с современностью. Существует две трактовки этой детали: то ли Христа конвоируют, то ли он идёт впереди революции, как бы благословляя её. Мне ближе первая версия, потому что не может быть оправдана ни одна слеза ребенка, пролитая во имя «светлого будущего». Невозможно оправдать загубленные человеческие жизни. Говоря о параллели с современностью, я хотела сказать, что и сейчас власть прикрывается Евангелием, прикрывается верой, таким же образом оправдывая злобу, ненависть, жестокость. Христа снова конвоируют, подстраивая Его слова любви под собственные идеи. И цена этого – тысячи убитых, замученных людей, разрушения, озверение, то есть война, как бы ее не называли особо изощренные в словоблудии лидеры происходящего.
Вот так поэма Блока «Двенадцать» гениально описала то, что происходило столетие назад, и неожиданно оказалась актуальна снова. Нет войне.
161,6K
Аноним5 июня 2023 г.Читать далееПоэма написана в 1918 году и отражает события, происходившие в то время. Я не помню, читала ли его раньше в школе. Зато я прекрасно помню много историй вокруг этого произведения: как его не принимали, сколько у нее разных интерпретаций, как самому автору пришлось объяснять суть, и как он же отверг его перед самой смертью, ранее называя самым лучшим своим творением.
Конечно, мне, как обывателю, сложно дался текст. В итоге я прослушала, потом почитала информацию, а потом опять послушала в исполнении разных чтецов. Не мне судить о смысле и символах, заложенных автором. От себя могу сказать лишь, какое впечатление произвело на меня произведение. Безусловно, хаос революции нашел свое отражение здесь. Люди куда-то идут, они все время в диалоге, много восклицаний и вопросов, много выкриков. По пути им встречаются разные герои прошлой уходящей эпохи. Поэма по настроению острая, колкая, злая, напористая. Ритм стихотворения, помимо смысла, помогает создать это настроение. Лишь иногда он переходит во что-то поспокойнее: народные напевы, поговорки, более медленные и плавные.
Куда идут эти дети революции? Что их ждет впереди: разруха или светлое будущее? И кто же все-таки ведет их: Христос или Антихрист? Произведение понравилось, очень яркие эмоции оно смогло вызвать.
151,1K