
Ваша оценкаРецензии
Аноним30 июня 2019 г."Что было, того не могло не быть..."
Читать далееВсе-таки настолько разным может быть восприятие художественного текста в зависимости от хронологических рамок прочтения и от формата книги. Этот рассказ Александра Грина был мне прекрасно знаком (читала где-то лет 7 назад в сборнике рассказов автора), но тогда он зацепил меня какой-то своей фантастической больше составляющей (ну и было еще значительное отвращение к крысам).
А вот сейчас для меня на первый план вышла история любви с первого взгляда, так тонко выписанная Грином в этом небольшом, но очень атмосферном рассказе. Блуждания бесконечные по коридорам этого странного безлюдного дома, где тут и там разбросаны бумаги и книги (кстати, интересная метафора - книги и бумаги действительно нас переживут, рукописи не горят), с таинственными звуками и не менее таинственными обитателями, шорохи, переговаривания, загадочный женский голос, зовущий "Иди сюда" - все это безусловно, как и прежде, меня завораживает. Но история любви - это что-то...совершенно особое и трогательное. Вот при первом тогдашнем прочтении я совсем не обратила на нее внимания - хотя бы вроде на поверхности лежит, трудно не заметить...Герой и видел-то девушку всего ничего, но с тех пор все его мысли и помыслы только о ней, он ни на минуту о ней не забывает, даже в тифозном бреду...
При повторном прочтении часто боишься, что книга, которая так нравилась прежде, покажется скучной/банальной. Но ведь при повторном прочтении открываешь для себя новые смыслы, то, что пропустил когда-то...
А может, эта "переоценка" еще и вследствие выбранного формата книги: тогда я читала рассказ, а сегодня - слушала (хотя, признаюсь, я не большой любитель аудиокниг, я скорее, их "избегатель", но вот исполнение этого произведения мне понравилось: очень удачно, на мой взгляд, подобраны голоса - С. Бехтерев, Б. Фрейндлих, А. Максалыхина, читают не монотонно и звуковой ряд удачно дополняет книгу, даже воссоздан эффект эха в большом доме - поэтому прослушала с большим наслаждением. Единственное, что - в середине немного растянуто, не очень хорошо ложится на аудиоформат, поэтому местами было скучновато.
Атмосферный рассказ, где не разберешь, где правда, где вымысел, где реальность, а где бред, с тонкой линией любви и увлекательным сюжетом. 4/5
P.S. Я так понимаю, что приобщаться мне к аудиокнигам надо через какие-то короткие произведения, лучше рассказы (может, пьесы?), тогда есть шанс, что я дослушаю до конца, а не брошу на полпути)
931,6K
Аноним20 октября 2023 г.Старый дом
Я рассмеялся и удивился. Не много я встречал такой простоты. Мы ей или не верим или ее не видим; видим же, увы, только когда нам плохо.Читать далееЧто мне больше всего понравилось в этом произведении, так это то, что начало, типичное для чего-то мистического или фэнтезийного, переросло в нечто более необычное и даже в какой-то степени более увлекательное. Нечто более реалистичное и... да, честно говоря, более прикольное, чем бывает обычно в историях, которые так начинаются. Немного напомнило Александр Грин - Заколоченный дом , но финал отличается достаточно сильно.
Еще понравилось соотношение событий и объема рассказа. Нет застоев, нет поспешностей, всего в меру.
Герои, атмосфера и в целом логика повествования тоже оставили положительные впечатления. Кое-чего не хватает в плане их раскрытия, но это не критически.
В общем, если ищите что-то с необычным финалом, небольшим объемом и из классики, то советую обратить внимание на этот рассказ
65583
Аноним19 января 2023 г.Щепотка готики
Читать далееЭто произведение очень хвалил кто-то из известных круга Юзефович, не помню точно кто. Прежде у меня был неудачный опыт с автором и я взялась попробовать снова. Сюжет о трудном времени, безысходности, голоде-холоде. Книги, пустые здания, полубред и бал сатаны. И в этих декорациях юноша встречает девушку. Но случается так, что юноша проваливается. В переносном смысле (но это не точно).
Как ни прискорбно, но понять Грина опять не получилось. Почему-то у меня стойкое ощущение, что его повести пишет тяжело больной на смертном одре, который заставляет себя увидеть и прочувствовать доброе, светлое и человеческое. И это все похоже на горячечный бред и изложено длинными предложениями с витиеватыми оборотами. Романтизм с символизмом плюс щепотка готики.
61499
Аноним12 августа 2021 г.Русская готика от классика романтики
Читать далееОб этом рассказе я узнала от Дмитрия Быкова. Обычно у нас разнятся вкусы - особенно на то, что он считает интересным или страшным. Но в данном случае...
От рассказа возникает чувство адского постапокалипсиса - но это всего лишь Петербург 20х годов. Холодный, голодный, полузаброшенный и полубезумный. Герой буквально вынужден выживать, постоянно в каком-то зыбком сознании и полубреду. И у меня по мере раскручивания возникало такое ощущение - рассказ буквально втягивает в свою атмосферу, кружит, путает. Атмосфера классической готики - таинственные заговоры, загадочная девушка, огромный заброшенный банк, неподключенный телефон, который звонит (сразу мне вспомнилась Трент Далтон - Мальчик глотает Вселенную ). Та вкусная мистика, которую я люблю - когда не понимаешь, шалят ли сверхъестественные силы, или это плод воспаленного сознания главного героя. Местами есть эпизоды даже пугающие.
До этого я мало сталкивалась с крысами как с мощным символом в литературе. Наверно, только в Сельма Лагерлёф - Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями. Сказки и в Роберт Макклоски - Приключения Гомера Прайса . И не знала, насколько важны были крысоловы для городов. Можно сказать, что это очередная вариация классической истории про Гамельнского крысолова - на свой лад. Меня зацепила главная мысль рассказа. Не могу ее не проспойлерить - она меня прошибла, как молния. В переходные, сложные времена вылезают крысы - и становятся людьми. Задумайтесь... А рассказ поможет ее прояснить (конечно, это про крыс как литературный символ, а не про пушистых милых зверьков, которых я, как следует ушибившись Громыко, очень уважаю).
Это очень интересный и достойный внимания рассказ. Для тех, кто хочет и любит создавать готическую атмосферу и настроение. Для тех, кто хочет разорвать шаблон и приобщиться к качественной литературе. Мы-то привыкли к Грину-романтику - а тут такая мощная Петербургская готика. Вообще после марафона современных раскрутышей, прекрасно написанных и пререведенных (сарказм), погрузиться в хорошую классику - как глотнуть свежей воды. Очень рекомендую присмотреться к рассказу в частности и к Грину в общем.60794
Аноним22 февраля 2024 г...внутренний мир наш интересен немногим..
Читать далееНеобычный рассказ, точнее сложно воспринимать повествование на грани бреда, безумия или сна.
Прекрасная озвучка погружает в атмосферу мистики, но всё же было сложновато переваривать историю.Начало вроде бы самое обычное, 1920 год, революционный Петроград, наш герой переболел тифом, лишился крова, еды и оказывается в заброшенном банке.
До своей болезни, он торговал на рынке книгами, чтобы хоть как то себя прокормить. В один из дней, он встречает девушку, которая собственно делает тоже самое, они начинают диалог о продажах, книгах, в итоге она говорит ему номер телефона на всякий случай. Записав номер в одну из книг, он её продает и мучается чувством потери.
Возвращаемся в заброшенное здание, гг ходит по нему в надежде найти хоть какую то еду, так как голод становится невыносимым. И он её находит, корзины с едой, в которых между делом были и крысы..
Тут и начинается весь бредовый рассказ, голоса людей, странные шорохи, наш герой погружается в пучину чего то непонятного и сюрреалистичного.
Финал тоже оставил много вопросов, вообще вторая половина рассказа, это сплошные вопросы без ответов.
Не знаю, может эта история только мне непонятна, остальные читатели разобрались в ней.
Я не специалист в мистики, скорее всего нужно смотреть на всё происходящее под другим углом, но мой рациональный мозг этого не делает.41611
Аноним10 мая 2025 г.О крысах и крысоловах
Читать далееАудиокнига
Когда вот так попадаются мистические и даже страшные рассказы классиков русской литературы, всегда испытываю и интерес, и даже некоторое восхищение, а так же понимание того, что ничто не ново в литературе, и все основные жанры, даже фантастика, зародились довольно давно.
Рассказ очень зыбкий, и несколько непонятный. До такой степени, что первую его половину пришлось слушать дважды. Первый раз слушала перед сном, притом сильно хотела спать, и вообще ничего не поняла. То есть какие-то обрывки сюжета, и в принципе, на них можно было бы построить представление об истории. Но не более. Еще не читала книга Александра Грина, даже широко известные "Алые паруса" не читала, и его витиеватый стиль и язык стали для меня сюрпризом. При этом мне понравились все эти описания, хоть и приходилось прилагать усилия и сосредотачиваться на прослушивании, иначе мысли так и норовили автопереключиться на свою волну. Даже отличная озвучка не помогала.Молодой человек, вчерашний студент, нищий в нищем послереволюционном Санкт-Петербурге продает на рынке последнее свое имущество - несколько оставшихся книг, чтобы купить себе еды. И там он знакомиться с девушкой, которая так же продает книги из их с отцом обширной библиотеки. И девушка говорит, что книги - это единственное оставшееся у них имущество, все остальное продано. И, хотя отец против продажи книг, девушка таскает их потихоньку и продает, чтобы было на что купить еды. И еще девушка, видя, что верхних пуговиц на пальто у героя нет, проявляет легкую заботу, и закалывает ему воротник своей булавкой. И эта заботливость, а так же весь нежный образ незнакомки, западают герою глубоко в душу. Он берет у девушки телефон, и записывает его в своей книге, но потом продает книгу вместе с записью. И испытывает настоящее чувство утраты.
Затем герой заболевает тифом и надолго попадает в больницу. И выходит оттуда еще более нищим, а так же бездомным. Закуток в полуподвале, где он жил, уже давно занят другим человеком.
Но затем он встречает своего знакомого лавочника, и тот дает ему адрес здания - заброшенного банка, уже почти полностью разворованного, где остались только груды бумаг и старая развалившаяся или слишком громоздкая мебель. Радуясь и такому прибежищу, герой отправляется в это здание и проводит там ночь, полную удивительных и весьма страшных событий.Озвучка отличная. Рассказ попался в ленте Ю-туб, и заинтересовал, потому и послушала. Читал Александр Абрамович.
01:44:5937331
Аноним11 марта 2018 г.Читать далееБуду не первой и не оригинальной, когда скажу, что это совсем другой Грин. Другой – не значит плохой. Другой – значит, неожиданный, притягательный, магический, пугающий. То ли явь, то ли бред, то ли сон. Бродишь по лабиринту – старого замка? голодного сознания? писательской фантазии? – и переживаешь крайне неприятное состояние. Ты словно увяз в чём-то липком, нет сил двигаться, страх гонит тебя бежать, а ты стоишь на месте.
Сюжет соткан из реального и мистического. Голодный Петроград, точная дата начала событий, тиф, разруха, отчаяние - с одной стороны. Здание заброшенного банка, небольшого снаружи, но огромно-пустого внутри, раскладывающегося в множество комнат, полуразрушенных и заброшенных, но всё ещё хранящих свои тайны, и населённого крысами – здесь же, рядом. Грин не даёт возможности заметить, как одно перетекает в другое.
Крысы… одно слово вызывает омерзение и страх. А у Грина здесь не просто злые зверьки, а… Думаю, каждый будет сражаться со «своей» крысой.
И не стоит ждать от А.Г. классического сюжета «Крысолова».311,2K
Аноним26 ноября 2023 г.Лабиринт с крысами
Читать далееУх, эта книга меня совершенно заворожила. Так, что даже и не сразу нашла, что сказать. Только обсуждение её в книжном клубе помогло немного собрать мысли.
Грин постепенно затянул нас в бездны сознания своего героя. Начавшись реалистично, рассказ превращается в бред то ли голодного, то ли сумасшедшего.
Не моя мысль, но потрясающая: это легенда о Тесее и Минотавре. Герой блуждает по лабиринту с чудовищами. Девушка тоже в наличии.
Каким-то неестественным мне показался финал. Хотя может ли быть в таких условиях что-то естественное - большой вопрос.В общем, кажется, это одна из тех книг, которые сложно понять. Для меня это точно оказалось так. Можно искать мифологемы, отсылки к искусству и реальности, в которой жил автор, но «Крысолов» для меня все равно останется прекрасной загадкой.
18237
Аноним29 марта 2023 г.Только внутренний мир человека остался реальным
Читать далееДействие происходит в Петрограде, в марте 1920 года. И на этом конкретика в рассказе заканчивается. Хотя нет, еще один конкретный момент — автор явно вдохновлялся немецкой легендой о Гамельнском крысолове. Хоть и переработал ее под Петроград начала ХХ века.
Главный герой одинок. Это одиночество для него так же привычно, как и «голый стол, голая кровать, чашка без блюдца». Однажды, продавая книги на толкучке за кусок хлеба, он встречает такую же одинокую душу. Это дочь крысолова, которая тоже вынуждена продавать книги, чтобы им с отцом было что есть.
Книги не только пришли на выручку героям в трудный для них момент, и послужили поводом к общению двух героев, но еще и через них хорошо видна метафора, что одни поколения сменяют другие, мир, страну, город охватывают потрясения, гражданская война, голод, эпидемии, а книги продолжают существовать. Они пережили уже много таких катаклизмов и еще переживут.
И писатель погружает нас именно в такое смутное и зыбкое время. И само повествование также зыбко. Всё происходит то ли во сне, то ли в бреду, то ли наяву. Бесконечные коридоры дома, где блуждает герой, шорохи, странные звуки, голоса и крысы. Много крыс, которые в смутные времена сделались буквально хозяевами города, притворяясь людьми.
И только в реальном теплом доме крысолова закончился ночной кошмар главного героя. Что это было в заброшенном здании банка? Да и было ли само здание или это всего лишь лабиринты мыслей и страхов главного героя, пока он не обрел людей, с которыми ему хорошо? Ведь кошмар заканчивается, когда главный герой больше не одинок.
Интересное произведение. Любопытно распутывать тот клубок метафор, которым напичкал его Александр Грин.
17214
Аноним28 мая 2023 г.Ближе чем вы думаете.
Читать далееНеожиданным сюрпризом оказался для меня, адепта чёрной фантастики, рассказ Александра Грина. Он будто перекликается с рассказом другого автора живущего далеко за океаном. Правда "Сны в ведьмином доме" были написаны гораздо позднее гриновского рассказа и вряд ли его автор был с ним знаком, но всё-таки...
Огромное закрытое пространство, крысообразные существа ...не иначе обоим нашептал сюжет во сне Эдгар По.
Интересный факт о крысах: эти чрезвычайно умные, но не очень приятные весьма близки к человеку. Да-да они нам родственники и гораздо ближе чем те которые человек считает благородными. Дельфины, лошади, волки нам не родня, зато крысы... вы видели когда нибудь крысинную лапку. Она очень похожа на миниатюрную руку человека.
Ещё привлекло в этом шедевре, то что действие его происходит не в выдуманной стране, так называемой Гринландией, а в Петрограде двадцатых годов. Это делает рассказ ещё интересней, а главное ближе к нам по пространству и по времени. Голод, нормальной торговли нет, спекуляция хлебом не лучшее время советской эпохи. Время когда старая власть уже умерла, а новая ещё не обрела. Что-то подобное мы читаем в другом произведении, правда там действие происходит в Москве и в отличие "Крысолова" его запрещали.
Рассказ не запретили, но говоря о писателе мы больше вспоминаем его романтические произведения - "Алые паруса", "Бегущая по волнам", а "Крысолов" чаще попадается в собраниях сочинений, чем в сборниках.
Поклонникам "Некромикона" (известной также как "Серая книга" в скандинавских сказках) будет интересно почитать книгу Эрта Эртуруса:"Кладовая крысиного короля". Автор сего фолианта был сожжен в начале 16 века как еретик.
Ужас ближе чем вы думаете, гораздо ближе.
13306