
Ваша оценкаРецензии
Аноним4 января 2023 г.Читать далееВ. Железников "Таня и Юстик".
"Солёный снег", "Последний парад", "Девушка в военном", "В старом танке"...- можно перечислять произведения Железникова, которые напрямую или через отдельные эпизоды, связаны с военным прошлым страны. "Таня и Юстик" в их ряду.
Очень непросто говорить об этом произведении. Оно, по-моему, настолько отличается от творчества автора, что не просто удивляет, а шокирует. Не верится, что написано Железниковым.
Автор развёртывает картину того, как каждый участник войны переживает то время, как живёт в мирное. Соединив их спустя 25 лет, Железников не отвечает сам на вопросы, даёт читателю право совершить оценку.
Пятрас, отец Тани, хочет добиться правды, понять, что произошло с его отцом, кто оказался предателем, выдав Эмильку и её мать. Бачулис о Пятрасе: "Но главное, за что я его любил, - он был отчаянно смелым"."Пожалуй, я понял, почему в эти годы я не хотел, чтобы он приезжал. Он навсегда должен был остаться только Пятрасом, который был рядом с Эмилькой. Ведь это из другой жизни и не имело к настоящему никакого отношения". Для Пятраса Телешова остались неразрешённые вопросы: "Думаешь, не страшно, когда рушится привычный мир, куда-то исчезает отец и мать и ты остаёшься один среди чужих? Когда уходит то, что ещё вчера было надежно, прочно и дорого...", - говорит он дочери Тане. "Правда делает человека свободным...Вот ещё вчера я не знал, как погиб мой отец, и не помнил, как он меня сюда принёс, а сегодня знаю. Хотя все это неутешительно, как ни странно, это сняло с моей души тяжесть. Правдой надо переболеть. Легче от этого не станет, но я буду знать, что мне открылась правда".
Для Бачулиса же та жизнь-прошлое. Он никогда ни с кем не говорил о тех тяжких днях. Он мечтает все оставить сзади, но Пятрас затронул раны. Миколас вспоминает наедине с собой военные эпизоды, говорить о них вслух он не в состоянии. На какой-то лишь миг он готов бежать из дома, в котором произошло столько трагедий, предлагает это жене, но...шаг этот совершить не может: "... уехать отсюда не смогу, это и есть моя жизнь, и её, надо жить, и никуда от неё не убежишь и не спрячешься".
Даля чувствует состояние Миколаса, сама пережившая те страшные дни. Она мудро понимает, что при встрече с Пятрасом Телешовым, муж хотел выговориться и успокоиться сердцем, но "...уедут и увезут твою печаль? Нет.Твоя печаль будет острее, потому что о ней будут знать и другие". Лишь в последних строках повести раскрывается истина: Миколас выдал Эмильку. Но не прямо. Он признался на исповеди,что идёт убить предателя, который хотел выдать спрятанную девочку. Священник предал Эмильку, предал исповедовавшегося, предал свой церковный сан.
Миколас мог не говорить этого Дале, но рана души прошлого так сильна, что он делает этот шаг. Стало ли ему легче? Нет. Теперь он обрёк этой правдой и Далю. Она, верившая в мужа, оберегающая всю жизнь его от воспоминаний, столкнулась с невозможным. Теперь ей предстоит научиться жить с этим. А главное- смочь сказать сыну Юстику о поступке отца.
Даля, как Пятрас, Миколас, с болью помнит те времена, но она при этом чутким сердцем знает: нельзя винить никого в предательстве, в невозможности выдержать пытки. Война безжалостна всегда, человек не вправе судить другого необоснованно. "Душа другого- потёмки". Защищая Лайниса, которого отец Тани считает предателем, Даля запрещает говорить о нём в милиции: "Может быть, это и Лайнис. Но вы, видно, забыли гестаповцев: они могли его пытать, и он не выдержал. А за эти годы он, может быть, так настрадался, что своими страданиями добился снисхождения".
Железников через образ Дали даёт понять, что за человеком стоят неведомые любому события, борения души, о которых не знаем. Оценить поступки каждого, тем более на войне, кто может? Нужно ли это? Даля руководствуется одним: жизнь сама расставляет всё на свои места. Она говорит Телешову о 17-летнем парне-предателе, в войну расстрелявшего её отца: "...через несколько лет шёл его встретила. Он шел мне навстречу и нёс на руках маленькую девочку... Понял, что я его узнала. Опустил девочку на землю и ждал... И я ушла". Так поступить- её выбор.
Даля не может вспоминать те страшные дни, оберегает Миколаса, Юстика от этого. Тане не просто понять её сразу. Девочка постепенно задумывается, как той тяжело говорить о тех событиях, видеть душевные муки мужа и Пятраса, вспоминающих войну: "Даля резко повернулась к мужу и крикнула:- Ну что вы себя пытаете, пытаете, без всякой жалости!"
Совсем отличен от других Грёлих. Он перестал верить в людскую доброту: "...у всех теперь душа перешла в страх за собственную шкуру! Все только и мечтают сохранить себя за счёт другого, набить брюхо и схватить чужой кусок...". Говоря об Эмильке, которую прятал дядя Бачулиса, он говорит: "Но она ребенок", - ответил дядя. "Нет, она прежде всего еврейка, и я ее уведу и скажу ради вас, что она пряталась на чердаке, а вы об этом не знали". Для Грёлиха первоначальным на войне стало выжить любой ценой. Смерть взрослого, ребёнка, предательство не существуют при этом. О гуманизме нет и речи. Марта пытается уберечь Эмильку всеми правдами, дядя на её стороне: "...чтобы он пожалел девочку, что она совсем не еврейка, а ее дочь и что господин священник может это подтвердить. Дядя подтвердил слова Марты...". Грёлих непреклонен: "Послушай, девочка. Ты видишь, тебя окружают хорошие, добрые люди. Они приютили тебя, но если ты не согласишься сейчас уйти со мной, то они все-все из-за тебя погибнут. Они не могут тебе этого сказать, ты должна сама принять решение". Как ребёнку решать? Как смеет любой взрослый ставить другого в подобные условия выбора, при этом сам может помочь?..
Произведение не только о выборе: возвращаться ли в прошлое, тягостное, пытаясь понять суть событий, найти правду. Не только о том, как жить с памятью о прошлом: ворошить ли его, делиться ли с кем-то о нём .. Но книгу-то Железников назвал "Таня и Юстик". Это дети. Наследники тех далёких страшных событий. Им жить с тем выбором, который сделали и делают взрослые. Память одних тянет за собой события и людей. Скажет ли Даля сыну правду об отце, как он воспримет это? Что будет с самим Миколасом? Что Пятрас понял для себя после 25 лет, какие выводы сделала Таня?
Умнейший Железников в повести поставил вопросы, на которые никто никогда ответа не найдёт.
Спасибо, что читаете.
#мысли #пишу #мюсли #литература #слово2129
Аноним10 сентября 2020 г.Читать далееНазвание обещает историю первой любви. Между подростками зарождаются нежные чувства, но линия Тани и Юстика в повести не основная.
Повесть о прошлом.В годы войны в оккупированном литовском городке у своего дяди-священника жил мальчик Миколас. Однажды к ним в дом пришли красноармейцы с ранненным подростком. Красноармейцев, среди которых был отец подростка, казнили. Подростка спас священник, он его выходил и выдавал за своего родственника Пятраса.
Спустя 25 лет "Пятрас" со своей дочерью Таней приехали в тот самый дом. В нем
теперь живут Миколас с женой Далей и сыном Юстиком.
Друзья юности Пятрас и Миколас. Они вмести перенесли суровые испытания. Встреча должна была быть долгожданной, наполненной воспоминаниями. Но все не так просто.Повествование идёт от лица разных героев. На мой взгляд, не хватает рассказа Дали. Ведь именно она - центральная фигура повести. Подумать только: семья много лет живёт в доме, где поддерживается порядок, установленный "с тех самых пор". За столом остаются неприкосновенными места погибших. На чердаке сохранилась обстановка, в которой жила Эмилька, хранятся ее вещи. Эмилька. Еврейская девушка, которую укрывала семья священника. Первая любовь Миколаса. Она погибла 25 лет назад. Миколас до сих пор ее помнит.
Каково быть хозяйкой дома-склепа памяти, где каждый угол вопит о страшном прошлоем? В его стенах погибли люди. Из окна видна площадь, на которой казнили пленных. Муж Дали ежедневно находится там, с той девочкой, а не в настоящем со своей семьёй. Даля отвергает предложение мужа все бросить и уехать. Знает, что для Миколаса важно сохранить дом в том состоянии, которое было тогда.Пятрас намерен выяснить, кто их всех выдал. Миколас думать об этом не хочет. Он всячески избегает разговоров с Пятрасом. Даля видит терзания мужа и хочет, чтобы гости не бередили ему душу.
Она буквально указывает им на дверь.
Странные гости. Знают, что им не рады, все равно остались на постой ещё и бросаются бездоказательными обвинениями. Пятрас забыл, что его спасли ценой собственной жизни и жизни всей семьи.В книге есть несколько сильных мест.
Слова Эмильки о том, что ей так страшно, что хочется бежать к немцам, чтобы они уже ее схватили и скорее всё закончились.
И слова Дали. Во время войны ее отца тоже убили. Спустя годы она встретила на улице убийцу, узнала его. И... прошла мимо. С ее стороны это был жест милосердия.2179