Книги, которые очень понравились
milenat
- 364 книги

Ваша оценкаЖанры
Ваша оценка
С ироничным прищуром глаз, констатирую факт, что зыбкое явление безумия не перестаёт оставаться невероятно привлекательным объектом чувствительных конечностей человеческого интереса. Такова природа людского естества. И я - отнюдь не исключение из категории любопытствующих. Более того: чем занимательнее случай - тем неугомоннее зуд моей любознательности... Правда, с небольшой оговоркой: если внутренняя лупа применяема на шуршащей листвой авторского воображения плоскости книжных страниц. Поэтому неожиданно увеличенный биноклем читательского сознания рассказ Ширли Джексон предоставил увлекательную возможность познать ещё одну грань надлома человеческой психики. И я не пожалела.
История повествует о молодой супружеской чете, однажды получившей от судьбы пёстрый подарочный билетик долгожданного путешествия. За горизонтом общей фантазии реют звёздным каскадом огни Нью-Йорка, пленяющие иллюзией роскошной свободы... Под мерный перестук грузной драконовой поступи поезда, пребывая в колыбели его уютной утробы, их грёзы кажутся искрой на ладошке... И вот он: грозный город мечты! Добро пожаловать в жестокий Луна-парк лихих возможностей! Как насчёт кривого зеркала стабильности существования? Или комнаты ужаса в герметичной упаковке толпы? А может стоит испытать безумный ритм будничного аттракциона перемен? Не успеешь оглянуться - а ты прикорнул на свалке жизни... Надменный взгляд небоскрёбов в ореолах лазурных облаков вселяет благоговейный трепет ужаса в душу провинциалки Маргарет. Женщина ощущает давление необъятного пульса города, неизлечимо больного гипертонией. Аритмия промышленных скачков Нью-Йорка отражается в её нью-гемпширском дыхании бесполезными конвульсиями лёгких: кислород был выброшен в никуда выхлопом многоликого залпа индустриализации. Стоит ли оглядываться на воздушный мираж прошлого, мерцающий на закате памяти?
Думаю, мне не стоит говорить, оглянулась ли Маргарет. Но пусть это останется личной тайной будущего читателя и Ширли Джексон. А последняя витиеватыми штрихами зарисовала эпизод психологической атаки алчного города на хрупкий плод человеческого бессознательного. Фабула сюжета струится стабильным ритмом сквозь который проступает тахикардия сердцебиения героини. Гоночный ковчег скоростных превращений городского облика порабощает хрупкий внутренний мирок молодой женщины. Гротескная динамика метаморфоз - от распада - к распаду - создаёт искусную аллюзию на остроту бездушных челюстей модернизации для смятенной души человека, стремящейся к эфемерной красоте иллюзий. В данном контексте так примечателен пиковый эпизод с обнаружением героями отрубленной ноги в уголке живописного пляжа, когда словно по смертоносному повороту песочных часов для Маргарет начнётся обратный отсчёт: оглянется ли она? Или выдержит немигающий зеленый глаз светофора напротив? Я промолчу. А рассказ откроет ещё одну главу из многотомника помрачений человеческого духа. Когда подсознание шепчет всего два слова:
не оглядывайся!

Соляной столп
Я прочитала не так много историй Ширли Джексон, но каждая история, которая "побывала" в моих руках, обладала двумя качествами: они явно рассказывали о старых временах, но представить эти же ситуации, этих же героев и эту атмосферу уже в рамках современного мира всегда было очень легко, и это благодаря тому, что эта тонкая работа с психологией и мыслями как героев, так и читателей никогда не устареет.
Историю можно поделить на три слоя: город, семья, личность.
Так красиво это описывали в рецензии, благодаря которой я вообще обратила внимание на малую прозу Ширли Джексон. И да, как-то так выглядит городской слой: мегаполис подавляет людей и в то же время рассыпается, задыхается — или это все же просто сложное переваривание людей, а не, скажем так, проблемы со здоровьем?
Здесь чистая игра на страхах как провинциалов, оказавшихся в большом городе, который, как им кажется, уже представляет хруст их косточек на своих зубах (а город их обязательно пережует и не подавиться), так и жителей больших городов, которые настолько привыкли к опасностям и смертям, что решили — это их самих никогда не коснётся.
Второй уровень — семья — возникает из-за разницы в поведении и восприятии Нью-Йорка мужем-дельцом, который быстро аклиматизировался, и хорошей женой. У главной героини нет такой привязки к миру, как у её мужа: в муже она видит опору, но живёт она детьми, а когда их нет рядом, то пытается жить для себя, но безумие поймало её раньше, чем она тоже смогла привыкнуть хоть к городу, хоть к себе. Хотя было ли это безумие вообще?
Здесь тоже была игра на базовом страхе: что если моя группа/семья не будет понимать меня?
Третий уровень — изменения в оценке происходящего. Отрицание, борьба, вера, надежда на кого-то — она пробует всё, но принесет ли хоть что-то пользу? Игра на глубинных страхах всех и каждого, причём отличная и очень цепляющая.
При этом не скажу, что это хоррор. Это меланхоличный — скорее — триллер, который знает, куда нужно бить, поэтому запоминается и впечатляет.
Так что советую этот рассказ и новичкам, и уже знакомым с творчеством Ширли Джексон. Если вы любите психологические истории, то это ваш must read








Другие издания
