
Школьная программа по литературе
Justmariya
- 147 книг

Ваша оценкаЖанры
Ваша оценка
Эта пьеса относится к раннему периоду творчества Островского, она написана в 1853 году. На первый взгляд она будет попроще его главных произведений, которые сделают ему громкое имя, и дадут титул "отца русского театра". Причина тому тот факт, что "Бедность - не порок" - классический водевиль со всеми особенностями этого жанра, заставляющего автора как-то втискиваться в приготовленное заранее прокрустово ложе.
Водевиль - это комическая пьеса, сиречь - комедия, со счастливым финалом и музыкальными номерами. "Бедность - не порок" этим условиям соответствует, в ней, как ни в одной другой пьесе Островского, много вставок в виде народных песен. Финал - счастливый, и легкость, с которой разрешается главный конфликт - тоже вполне водевильная.
Еще одно не обязательное, но часто встречающееся отличие водевиля - наличие "говорящих" имен и фамилий действующих лиц. Здесь все тоже соответствует нормам. Главный конфликт, назревающий между гордыней и любовью, выражается в именах братьев Торцовых: Гордей и Любим. А их фамилия - Торцовы - только усиливает степень их противостояния, ведь торец - узкая поперечная грань двух параллельных плоскостей. Дочь Гордея - Любовь - еще одно воплощение той силы, которая должна одержать верх в образующемся противоборстве. Бедный, в смысле - не богатый, Митя тоже носит свое имя неспроста, ведь Дмитрий, посвященный древнегреческой богине земледелия Деметре, означает землепашца, и его отличительной чертой является трудолюбие.
С остальными "лицами" тоже всё наглядно: Коршунов - хищник, Гуслин - весельчак, Разлюляев - пофигист и раздолбай.
И последний факт, указывающий на то, что мы имеем дело с классическим водевилем, это прием, когда о герое, который должен сейчас появится на сцене, как раз "вспоминают" находящиеся на ней действующие лица. В "Бедности - не порок" этот прием используется постоянно.
Но, несмотря на легкость жанра и упрощенность разрешения конфликта, Островский поднимает довольно глубокую тему: что лучше - жизненная успешность, но душевная черствость при ней, отягощенная гордыней - брат Гордей, или простота и доверчивость, доводящая до финансового краха, но любовь к людям и справедливости - брат Любим. Другими словами: что важнее - внешнее или внутреннее.
Островский приходит к однозначному ответу, но в реальности всё было далеко не так просто. Русское купечество входило в эпоху очень жестких изменений, которые ускорятся предстоящей отменой крепостного права, что будет способствовать бурному развитию буржуазных отношений. И старая закваска кондового купечества, которая имела четкие моральные и этические нормы, окажется под гнетом тяжелых испытаний. Гордей Карпыч волей удачно сложившихся обстоятельств сумел опямотаваться и выбрать верный берег, но каждому следующему Гордею это будет делать всё сложнее.
И Коршунов еще ухватит свою добычу, не в этом доме, так в другом - в котором будет разыгран не лёгкий водевиль, а самая настоящая трагедия. И неизбежность этой трагедии прослеживается даже в творчестве самого автора, ведь самые сильные его пьесы, которые ждут его в будущем, будут полноценными драмами: "Гроза" и "Бесприданница". Да и "Волки и овцы", "Таланты и поклонники", "Лес" и другие его блестящие пьесы, хотя и числятся комедиями, несут в себе огромный трагический потенциал. В этом плане Островского можно даже считать предтечей Чехова, который тоже писал комедии, а зрители становились свидетелями трагедий.
Напоследок хочется вернуться к фигуре "непутевого" брата Любима Карпыча, ведь это ему принадлежит фраза, ставшая заголовком пьесы "Бедность - не порок". Сам же Любим представляет целый сонм пороков - пьянство, безделье, попрошайничество, беспечность, - этакий типично русский тип гуляки, но доброго, чуткого и справедливого гуляки. И, как бы в оправдание Любима, который действиями своими спасает любимую племянницу от горькой участи стать женой постылого старика, Разлюляев в финале пьесы оговаривается, говоря вместо "бедность": "Пьянство - не порок". Довольно спорное утверждение, но в этом водевиле оправданное :)

Пьеса не о бедности, она скорее о гордости, поэтому первоначальное название, которое хотел дать автор ("Гордым Бог противится") мне кажется, подходит к ней гораздо больше.
Богатый купец по имени Гордей Торцов (здесь явно у всех героев говорящие имена и фамилии:) хочет выдать замуж единственную дочку, Любовь. И не кому-нибудь, а богатому фабриканту Коршунову, который словно коршун налетает на это семейство со своими острыми когтями. У него плохая репутация (он свел в могилу свою первую жену ревностью) и он уже очень стар для этой юной и свежей девушки.
Но гордость, проклятая гордость не позволяет Гордею - умному в общем человеку, глупый ведь не смог бы сколотить состояние - заметить очевидного: как воротит в прямом смысле его очень от этого ужасного человека (вот подлинное мастерство писателя: так зримо это все описано у Островского, меня прямо передернуло от отвращения, когда читала эту сцену когда старик лез с поцелуями к юной девушке, что за мерзость...), и что он явно не пара для красавицы Любушки.
Породниться с богатым и влиятельным человеком - вот мечта, которая затуманивает мысли Гордея. Но словно само провидение на стороне этой девушки и внезапное появление Любима - промотавшегося брата Гордея - не дает случиться злу.
Все-таки чудеса случаются, а любовь - настоящая, подлинная, счастливая, равная и взаимная- обязательно восторжествует) Не читала Островского еще со времен школы, поэтому, наверное, слегка даже удивилась увлекательности и, возможно, даже злободневности пьесы (только в наши дни ситуация переменилась в несколько иную сторону: и теперь некоторые девушки сами ищут подобных Коршуновых. Ну что ж поделать, если счастье для каждого - свое:) 4/5

Александр Островский один из самых известных российских драматургов. Его пьесы сопровождал неизменный успех как при жизни автора, так и после. Учитывая смену политического режима это даже вызывает вопросы. Его пьесы изобличали пороки купеческого и чиновничьего сословия, как-то задевая дворян только по касательной, что им несомненно импонировало. В советской России в них видели изобличение «мерзостей» царской России. Режим снова сменился, а Островского всё ставят, и на него всё ходят. Независимо от сословий и политики, ему удалось схватить человеческую суть, которая веками была неизменна. Останется ли она неизменной и далее, покажет время.
Первоначальное название «Гордым Бог противится». Первая часть фразы «Бог гордым противится, а смиренным даёт благодать» (Иак. 4:6). Комедию автор посвятил Прову Михайловичу Садовскому, артисту Малого театра. Он с огромным успехом выступал в пьесах своего друга А. Н. Островского, в том числе в роли Любима Торцова.
Настоящую причину смены названия мы вряд ли узнаем, но предполагаю, дело было в излишней реакционности его. Но содержание осталось прежним.
Домострой здесь именно поддерживается. Нужно осознавать, что его отрицательные черты, это не черты идеологии. Это черты его носителей. В рамках любой религии, а также вне её, можно оставаться человеком. И не только можно.
Хотя окончательное название перекликается с Достоевским, окончание фразы здесь про гордость. Проблема получения благословения отца в его характере, а не в каком-нибудь домострое. Не дайте себя обмануть фанатам идеологии.
Абсолютно понятная линия любому сословию. Элементарная ограниченность сознания. За деньги покупаются любые материальные аспекты этого мира. Покупаются и люди, если они рабы.
Деньги как форма власти, меняют человека, как любая власть.
Вопрос здесь этот не раскрыт, есть только намёк. Фундаментальный краеугольный вопрос «что есть человек?» – начало понимания этого мира или глубочайшего заблуждения в нём.

Коли ты честный – не водись с бесчестным, не трись подле сажи – сам замараешься.

Модное-то ваше да нынешнее, я говорю ему, каждый день меняется, а русской-то наш обычай испокон веку живет!

А это он правду говорит: пьянство не порок... то бишь - бедность не порок...












Другие издания


