
Ваша оценкаРецензии
boservas9 сентября 2019 г.Железо губит плоть, а золото – души
Читать далееГениальное произведение Александра Сергеевича, да это и так всем известно и без моих определений. А как часто цитируется последняя строчка драмы: "Ужасный век, ужасные сердца!" Эти слова известны многим, из которых далеко не все знают, кому именно принадлежат эти строки и из какого они произведения.
Драма, несмотря на свою миниатюрность очень насыщена не событиями, но чувствами и эмоциями. В центре - сын и отец, один катастрофически нуждается в деньгах, другой - безумно скуп. Безвыходность положения первого заставляет его задумываться о покушении на родного отца, влюбленность в золото второго заставляет его клеветать на собственного сына.
Оба главных героя не самостоятельны, они выступают всего лишь орудиями алчности, страсти к деньгам. И пусть молодому Альберту они нужны как средство, но даже так они для него важнее отца. А старому Филиппу они нужны как предмет любви и обожания, и в этом качестве с ними даже рядом не может встать единственный сын. Деньги - нечто большее, они заменяют человеческие отношения, они убивают родственные чувства, они становятся единственным устремлением души человеческой. И даже библейская формула "брат встанет на брата" проигрывает мощи золотого тельца, поднимающего сына на отца, и заставляющего отца швырнуть перчатку сыну. И даже в минуту смерти отец переживает не за сына, а за ключи от своих подвалов с сокровищами.
Отсюда следует вывод, что главный герой маленькой пьесы - золото, а суть в том влиянии, которое оно оказывает на людей. Главной сценой является вторая, состоящая целиком из монолога скупого отца. Вот и название у вещицы "Скупой рыцарь", но это не потому, что он - главный герой, а потому, что ему принадлежит сильной, яркое, откровенное, чистое и честное... признание в любви... золоту!
Как молодой повеса ждет свиданья
С какой-нибудь развратницей лукавой
Иль дурой, им обманутой, так я
Весь день минуты ждал, когда сойду
В подвал мой тайный, к верным сундукам.Он не просто в него влюблен, он ему верен, он жить без него не может, он готов отказаться от жизни вечной, в которую в средневековье верил каждый, ради своих сокровищ:
О, если б мог от взоров недостойных
Я скрыть подвал! о, если б из могилы
Прийти я мог, сторожевою тенью
Сидеть на сундуке и от живых
Сокровища мои хранить, как ныне!..О каких человеческих чувствах тут можно говорить, если бароном полностью овладел дух золотого тельца и грех стяжательства и сребролюбия затмил для него все добродетели этого мира.
В заключение не могу не признаться в одной слабости - любви к гениальным иллюстрациям "Маленьких трагедий" работы Фаворского, для меня они неотделимы от гениального текста классика.
1314,2K
Arinushk14 июля 2021 г.Отрицательное влияние золота на душу человека
Читать далееЭта довольно маленькая пьеса рассказывает о трех героях. О Бароне, его сыне и о золоте. И о том, как отношения между ними привели к трагедии.
Альбер - сын Барона. Молодой рыцарь. Хоть у него и богатый отец, сам Альбер жалуется на бедность. Это хорошо показывается в рыцарском поединке. Альбер выиграл его, но не испытал радости. Ведь он повредил свой шлем, а это дополнительные расходы. А ведь так хочется иногда пожить роскошно! Купить новую одежду, новое вооружение. В общем, его можно понять.
Барон - отец Альбера. Редкостный скряга. Золото полностью подчинило его волю. Ладно, если бы он их тратил. Он просто копит их в сундуках, и наслаждается ими.
Хочу себе сегодня пир устроить:
Зажгу свечу перед каждым сундуком,
И все их отопру, и стану сам
Средь них глядеть на блещущие грудыА ведь хотя бы одна монетка, которая просто так покоится в сундуке, могла спасти чью-то жизнь.
Кажется, не много,
А скольких человеческих забот,
Обманов, слез, молений и проклятий
Оно тяжеловесный представительПушкин показал человека, которому плевать на всё, кроме его золота. Сострадание, доброта, любовь к сыну. У Барона нет ничего.
Соломон - кредитор Альбера. Самый мудрый персонаж этой пьесы. Его мысли - это лучшее в этой истории.
Деньги: - деньги
Всегда, во всякий возраст нам пригодны;
Но юноша в них ищет слуг проворных
И не жалея шлет туда, сюда
Старик же видит в них друзей надежных
И бережет их как зеницу ока.Пушкин через Соломона говорит нам, что деньги во все времена будут нашим другом. Но с этим другом надо установить хорошие отношения.
Пьеса довольно неплохая. Но вот концовка.... Можно было еще дополнить, а то слишком резко пьеса кончилась.
Цените деньги в меру.953,3K
SeryakHoldbacks22 декабря 2021 г.Читать далееАвтор конечно гениален. В несколько страниц уложить такую яркую историю это настоящее мастерство.
Но в то же время мне настолько не понравился герой, что я даже не могу передать словами. Настолько противно было читать его отношение к деньгам и своему окружению. И для него деньги стали его жизнью и самой главной ценностью. То как он с удовольствием размышлял о страданиях окружающих вызывало невероятное отвращение.
Мне было невероятно жалко людей, вынужденных с ним общаться.
Ну и финал закономерен...
Оценка 8 из 10292,4K
belka_brun3 декабря 2019 г.Читать далееНачало понравилось даже, пушкинские стихи вообще легко читаются. И завязка драматическая, накал чувствуется с первых строк. Рыцарь-сын страдает от нищеты, при том, что его отец трясется над каждой монеткой и заполняет уже шестой сундук, совершенно не собираясь тратить золото вообще ни на что. Сразу понятно, что мирно эта ситуация не разрешится.
И в самом деле, развязка драматична, но уж очень она быстро наступает. Последние строчек десять пришлось перечитать, потому что не верилось, что вот он – конец. Я бы скорее смирилась с неоконченным произведением, чем с таким обрубленным. Только-только проникся ситуацией – бац, всё. И сиди, думай: то ли Пушкину надоело, то ли это у него юмор такой своеобразный.
Сложилось впечатление, что не хватает минимум еще одной сцены.
253,6K
George318 декабря 2013 г.Деньги? — деньгиЧитать далее
Всегда, во всякий возраст нам пригодны;
Но юноша в них ищет слуг проворных
И не жалея шлет туда, сюда.
Старик же видит в них друзей надежных
И бережет их как зеницу ока.
Слова Жида фактически определяют всю суть этой маленькой трагедии, в которой показывается, как золото правит судьбами людей. Хотя она определяется автором как перевод несуществующей пьесы с английского, на самом деле это не так. Просто поэт не хотел,чтобы ее восприняли как намек на скупость его отца. Ведь здесь в лице Барона, отца Альбера, Пушкин осуждает алчность и скупость.
Как молодой повеса ждет свиданья
С какой-нибудь развратницей лукавой
Иль дурой, им обманутой, так я
Весь день минуты ждал, когда сойду
В подвал мой тайный, к верным сундукам.
Счастливый день! могу сегодня я
В шестой сундук (в сундук еще неполный)
Горсть золота накопленного всыпать.
Не много, кажется, но понемногу
Сокровища растут.
Этому посвящен весь монолог Барона, во второй сцене, начало которого я привел выше.И конец его в третьей сцене ужасен Действительно маленькая человеческая трагедия.
Очень впечатлил одноименный фильм-опера, впущенный на экраны в 1958 году с музыкой Сергея Рахманинова.181,8K
tulupoff15 мая 2016 г.Скупой платит дважды
Читать далееПрежде чем приступлю к впечатлениям о книге – небольшая предыстория. 24 мая в нашем институте состоится представление посвященное Дню Славянской письменности, а потому я вхожу в труппу нашего маленького театра и принимаю участие в постановке действа. Задумка нашего режиссера оказалась такова что он стержнем нашей всей программы объявляет поэзию и драматургию Пушкина, ведь наше выступление будет приурочено ко Дню его рождения по старому стилю – 26 мая. И мне доверили ответственное задание читать «Монолог Барона» из которого состоит сцена номер два в стартовой «Маленькой трагедии» Пушкина – «Скупой рыцарь».
С произведением ознакомился быстро, но поскольку мне приходится перечитывать его по нескольку раз на дню, то и собраться с мыслями я смог только сегодня. Вся суть сего действа определяется влиянием денег на судьбы и сознание всего человечества. Человек обладающий деньгами способен купить всё что угодно, фактически в его руках власть и конечно же он это средство осуществления власти будет тщательно прятать от борцов с коррупцией, потому что скольких «обманов, слёз молений и проклятий оно тяжеловесный представитель». Каждый дублон барона – это чья-то жизнь, чья-то история будь-то вдова что стоя три дня на коленях буквально вымаливала аудиенцию у Барона, или бедняга Тибо, у которого как в девяностые «братки отжали последние кровные», конечно исключительно в фантазиях самого скупца.
Трагедия представляется нам как перевод несуществующей пьесы с английского, но самое интересное что этот ход Пушкиным был предпринят умышленно чтобы «завуалировать намёки на скупость своего отца». Прочитав произведение до конца и побывав на трёх репетициях представления я понял как можно охарактеризовать его середину – «Здесь царь Кощей над златом чахнет» потому что действительно читая строки из «Монолога» именно такие ощущения и рождались в моей голове.
В качестве небольшого итога скажу что любое классическое произведение каким бы проходным или не читабельным оно не было достойно прочтения неоднократного потому что чтобы понять почему произведение стало классическим и вошло в анналы Отечественной литературы его нужно хотя бы прочитать. В каждой своей трагедии Пушкин высмеивает человеческий порок и высмеивает всегда на «ура», обнажая его со всех сторон и подбирая для этого удачных персонажей. Пьеса достойна многократной постановки на театральных подмостках, ибо глубинная суть человека с тех времён ни на йоту не изменилась. Приятного чтения!
142,4K
OlgaRodyakina21 декабря 2021 г.Читать далееВкусы Альбера и его отца похожи - оба любят золото. Только отец предпочитает чахнуть над своими сундуками, не подпуская к своей прелести даже собственного сына. А Альбер любит злато тратить и поэтому он очень возмущен тем, что этой радости лишают. А в любви всегда третий - лишний. Так что без трагедии не обойдется.
Небольшая пьеса на несколько страниц, а сколько в ней смысла! Заметила, что пьесы из сборника "Маленьких трагедий" содержат в себе описание грехов. "Пир во время чумы" - чревоугодие и уныние, "Моцарт и Сальери" - зависть, "Скупой рыцарь" - сребролюбие и властность. До "Каменного гостя" я ещё не дошла, но мне кажется, что там будет тоже грех.
Как здесь описана жадность, алчность и расточительство! О, на что человек только не идёт, когда в глазах горят пятаки. Какие мысли его только не посещают, во имя злата. И как прекрасно эту мысль Пушкин повегчал с рифмой! Зачитаешься!
Поражает то, что работал Пушкин над пьесой почти 4 года, а финал выглядит так, словно он писал её на коленке за пять минут. Последние строчки я перечитывала несколько раз, чтобы окончательно понять, что это всё. Конец.
Мыслей на порассуждать очень много и после чтения понимаешь, что тема денег - вечная тема! Мне кажется, что пока будет существовать человечество, она будет неразрывно топать вместе с нами. И отцепиться от её пороков не получится!112,8K
KruPolly9 апреля 2017 г.Читать далееУдивительно, как много можно уместить в таком маленьком объеме текста, особенно, если учесть, что это пьеса, где героев мы узнаем исключительно по их речи.
Зачем барон собирает деньги? Зачем по сути нужны эти монеты, если ты их не тратишь? Просто, чтобы были, да так, чтобы потомки тоже не смогли до них добраться. Такое ощущение, что барону нравится отождествлять каждую монету с человеком, который эту монету ему дал, понимать, что он или она пожертвовали чем-то в своей жизни, чтобы отплатить барону за что-то. Вполне разделяю досаду Альбера, ведь он вынужден жить бедно, хотя он знает, что у его отца денег хватило бы на то, чтобы прокормить целую дружину. Но в то же время приятно осознавать, что Альбер - настоящий рыцарь. Несмотря на все трудности, он отказывается взять на себя грех и последовать "совету" еврея, на что наверняка пошли бы многие.93,3K
TinaKaterina11 августа 2024 г.Наглый отпрыск в битве за злато
Читать далееКороткое произведение со множеством смыслов, где алчность и сребролюбие правят балом в равной степени как и расточительность.
Александр Сергеевич Пушкин нам представляет двух главных героев, отца и сына. Сын считается доблестным рыцарем, а отец барон нам представляется богачом и скупердяем, который трясётся над своим золотом. И каждый его дублон это чья-то боль, слёзы и страдания.
Барон перед нами возникает в роли человека, утратившего свой нормальный облик, это скорее похоже на помешательство, ведь он живёт в бедности и жёсткой экономии, чтобы наполнить свой шестой сундук золотом, сундук людского горя, ведь он отнимает последнее у людей.
Но и сын его Альберт не лучше. Он мечтает о рыцарских турнирах, но ему стыдно, что у него нет подобающего одеяния, ведь он весь в долгах, а отец отказывается содержать его. Сын хочет блистать на турнире и очаровывать дам, и делать это на отцовские деньги.
Эта история сильно пахнет эгоизмом молодого человека, он не ищет варианта решить свой вопрос собственными силами, а только бранит отца и даже имеет наглость идти к вышестоящему человеку, чтобы тот призвал отца к ответу и заставил обеспечить сына.
Полный сюрреализм, где две крайности столкнулись лбами, и каждый упивается своей правотой. Отец, обезумевший от жадности, как царь Кощей над златом чахнет, а сын, обнаглевший вкрай, ведёт образ жизни бездельника и просто ищет способ поживиться отцовскими деньгами, прикрываясь вроде как "рыцарскими темами". Но ведь ясно, что он печется только про своё удовольствие.
Мне сын противен даже больше отца. Хотя оба не достойны приглашения в приличное общество.
Если сын, будучи без денег, способен так виртуозно оправдывать свои поступки, то, получив желаемое, он не станет лучше.
Сначала кажется, что главный акцент этого небольшого произведения на пороках отца, но его уже жизнь близится к закату и это как итог, а вот деяния и мысли сына более страшны и опасны. Он по сути тунеядец, ожидающий кончины отцы ради денег. Мерзкие мотивы, однако.
7699
GlebDolganov11 июня 2025 г.Правда о большом богатстве в сундуках
Читать далееУже в самом название мы вступаем в конфликт с автором , как рыцарь может быть скупым ? Все мы , от мала до велика , представляем рыцарей честными, благородными , бескорыстными и щедрыми. Но потом мы задумываемся , а что если рыцарь будет любить день больше всего на свете ? И Пушкин даёт ответ на наш вопрос.
Данное произведение показывает нам , всё "счастье" быть богатым , не воспоминаниями , эмоциями и тд. , а большими сундуками монет. И человек, думающий , что владеет большими деньгами, является не владельцем, а рабом их.695