Игра "Цепочка" в клубе "Читаем классику вместе!"
Nurcha
- 623 книги

Ваша оценкаЖанры
Ваша оценка
Рассказы Всеволода Гаршина не просто трагичны. Они пробуждают в человеке уснувшую Совесть. Они взывают к познанию Бытия. К сожалению Всеволод Михайлович прожил весьма короткую жизнь. И нам, нынешним только приходится сожалеть об этом. Потому как талантище у Гаршина было необыкновенное. Взять хотя бы его мистический "Красный цветок", который ознаменовал новое литературное направление в отечественной литературе. Рассказ "Ночь" не менее глубок и трагичен по своему содержанию. В центре этого рассказа Гаршин изобразил заплутавшего человека. Его Алексей Петрович пытается познать, что значит "отвергнуть себя", убить своё "я", бросить на дорогу. Во многом душевные терзания главного героя связаны с тем, что с годами он потерял ту детскую веру, о которой говорил Христос: "Если не обратитесь и не будете как дети":
"Пойдут люди в церковь; многим из них станет легче. Так говорят, по крайней мере. Впрочем, помню, и мне легче становилось. Мальчиком был тогда. Потом это прошло, погибло. И легче мне уже не становилось уж ни от чего. Это правда..."
"Ночь" - это рассказ о человеке, потерявшем веру, человеке заплутавшем, которого собственный узкий мирок измучил и довёл до самоубийства... Вместе с тем этот рассказ глубоко поэтичен. Он проникнут философской мыслью. Психологически выверенными мазками Гаршин описывает мятущуюся натуру Алексея Петровича, стремящегося к Богопознанию и погибающего от Колокола - символа неживой материи, который освящается только Верой единой. И это противостояние Колокола и человека заканчивается трагедийным исходом. На мой взгляд это противопоставление у Гаршина не случайно. В понимании автора Колокол является символом обрядовости, но не самой веры. Именно поэтому его гул несёт смятение в душу главного героя:
"И из этой тишины издалека раздался другой удар колокола; волны звука ворвались в открытое окно и дошли до Алексея Петровича. Они говорили чужим ему языком, но говорили что-то большое, важное и торжественное. Удар раздавался за ударом, и когда колокол прозвучал последний раз и звук, дрожа, разошёлся в пространстве, Алексей Петрович точно потерял что-то..."
И всё же, несмотря на трагизм рассказа герой "Ночи" не совершает смертного греха. Он умирает от разрыва сердца:
"Такого восторга он никогда ещё не испытывал ни от жизненного успеха, ни от женской любви. Восторг этот родился в сердце, вырвался из него, хлынул горячей, широкой волной, разлился по всем членам, на мгновенье согрел и оживил закоченевшее несчастное существо..."
О Спасении своего героя Гаршин говорит лаконично, нисколько не педалируя:
"Начинался день. Его спокойный серый свет понемногу вливался в комнату и скудно освещал заряженное оружие и письмо..."
Заряженное оружие... Это значит, что из него не было произведено смертельного выстрела. Смерть Алексея Петровича наступила по естественным причинам...

Тесная комната, напряжение в воздухе. Атмосфера безысходности кружит, нервно стукаясь о стены. Ночь темна, как и мысли Алексея Петровича. Эта последняя ночь окончательно показала всю тленность и тупиковость положения главного героя.
Окунаясь в воспоминания, герою на фоне реальности, прожитая жизнь кажется призрачным видением. Через его воспоминания Гаршин показывает свое детство. Он также провел его с отцом. Мать бросила их, сбежав со своим любовником, чем нанесла большую психическую травму ребенку. Травма его разрасталась по мере его увлечения различной литературой. Но это об авторе.
Гаршин безупречно показал душевные метания героя перед его самоубийством. В каждую строчку веришь. Каждая мысль самоубийцы правдоподобна. Эта безумная "Ночь" пугает и притягивает.
Прочитав практически все его рассказы, хочется отметить, что это мой самый любимый, вызывающий у меня трепетную тревогу и боль вкупе с читательским удовлетворением.

Он вспомнил горе и страдание, какое довелось ему видеть в жизни, настоящее житейское горе, перед которым все его мучения в одиночку ничего не значили, и понял, что ему нужно идти туда, в это горе, взять на свою долю часть его, и только тогда в душе его настанет мир.

Господи! хоть бы какого-нибудь настоящего, неподдельного чувства, не умирающего внутри моего "я"!

Да неужели нельзя вернуть это счастье, эту способность сознавать, что говоришь и думаешь правду? Сколько лет я не испытывал его! Говоришь горячо, как будто искренно, а в душе всегда сидит червяк, который точит и сосет. Червяк этот - мысль: что, дескать, друг мой, не лжешь ли ты все это? Думаешь ли ты на самом деле то, что теперь говоришь?
У Алексея Петровича в голове сложилась еще одна фраза, по-видимому нелепая:
"Думаешь ли ты на самом деле то, что теперь думаешь?"








Другие издания
