
Ваша оценкаРецензии
Аноним4 февраля 2021 г.За клюквой на болото
Читать далееСегодня у Михаила Михайловича Пришвина день рождения. Как-то так сложилось, что до сих пор я не написал ни одного отзыва не его произведения, поэтому сегодняшнее событие расцениваю как прекрасную возможность исправить этот недочёт. И хочу вспомнить об одном из самых лучших и известных его творений - сказке-были "Кладовая солнца".
Известно, что такое жанровое определение как "сказка-быль" дал своему произведению сам автор, у него была очень своеобразная теория об эволюции сказки. По мнению Пришвина "новая сказка" без Бабы Яги и Ивана-дурака должна вписываться в ткань реальной жизни. Автор следует своим принципам, в "Кладовой солнца" указан точный год происходящих событий - 1942, присутствуют детали, указывающие на то, что где-то идет война, но сюжетные пространство и время сказки как бы закапсулированы, они существуют в каком-то своем, именно сказочном измерении.
Есть писатели, которых можно читать по диагонали, пропуская ненужные отступления, которые позволяет себе автор, стараясь не упустить главного проследить основную сюжетную линию. Пришвин не таков, читать его подобным образом - напрасно тратить время, его читают не для того, чтобы получить удовольствие от сюжета, а для того, чтобы получить удовольствие от русского языка, которым он владеет безукоризненно. Поэтому неподготовленному читателю Пришвин часто кажется скучным и занудным, а те, кто знает, какие сокровища скрываются в его текстах, перечитывают его вновь и вновь.
Приходилось слышать и диаметрально противоположные упреки в адрес автора, одни сетуют, что у Пришвина слишком много описаний природы, и сюжет отходит на второй план, другие, наоборот, недовольны тем, что сколько бы много не было природы, все же автор обозначает, что главное для него - человек. Но мне кажется, противоречия в этом нет, с одной стороны Пришвин - вдохновленный певец родной природы, с другой - для кого же воспевать природу, как не для человека, ведь вся её прелесть не существует, если нет человека, нет его ощущений. Глаз должен насладиться прекрасными видами, игрой света, трепетом растений, грациозными движениями животных, ухо - звуками - шум прибоя или водопада, трели птиц, шелест листвы, кожа должна ощутить дуновение ветра, тепло солнца, холод мороза...
Вот и в "Кладовой солнца" роль главного героя природа делит с людьми. Настя и Митраша - "золотая курочка" и "мужичок в мешочке" проходят серьезное испытание, столкнувшись с природной стихией, которая заставляет их сдать суровый и опасный экзамен. Природа испытывает и провоцирует ребят, устраивая у Лежачего камня ссоры деревьев и птиц, общее настроение передается детям, и возникают условия для дальнейших испытаний.
Ими движет эгоизм и жадность, Митраша неумолимо стремится к опаснейшей Слепой елани, Настя находит ягодную палестинку и забывает обо всём на свете. Здесь необходимо обратить внимание на противостояние добра и зла, необходимое для сказочного сюжета, которое предстает снова в природных образах: собака Травка и волк Серый помещик.
И снова человеческий фактор оказывается превалирующим в природном контексте, ведь даже в том, что Травка вытащила Митрошу из болота, заслуга не столько её, сколько покойного охотника Антипыча, ведь это за него приняла Травка Митрошу, ведь ей казалось, что она спасает старого хозяина.
Всё заканчивается благополучно, дети встречаются и мирятся, Митроша утверждается в своей мужественности, убивая Серого помещика, Настя - в женственности, преодолев в себе жадность и отдав собранную клюкву сиротам из блокадного Ленинграда, которые живут в их деревне.
И, напоследок, несколько слов о названии - "Кладовая солнца". Так автор называет болото, которое хранит солнечный огонь и тепло, накапливающиеся в растениях. Это солнечное тепло и становится той силой, которая приходит в решающий момент на помощь главным героям, это тепло объединяет природу и лучший её продукт - человека.
1615,8K
Аноним6 июля 2023 г.Во-первых, это красиво
Читать далееВсе знают, что Пришвин — "певец русской природы", все читали известный анекдот про "догорает дом-музей Пришвина", и я знала: это стереотип, который впитываешь с воздухом родной страны без малейших усилий, даже книжки читать не нужно, чтобы просто — ну, знать. А "Кладовую солнца" прочитала с детьми, потому что по программе вроде как надо.
И хочу сказать, что мы провели два вечера, смеясь, плача, подскакивая от напряжения и восхищения. Помимо того, что повесть — действительно — рисует изумительную картину природных, простите, красот (а как хорошо читать все это летом, находясь неподалеку от описываемых мест!), дает объемное изображение того, что происходит в лесу и на болоте, — повадок птиц и зверей, особенностей их движения, мышления, звучания, текст дарит нам, городским жителям, новые словечки и выражения, которых я, например, раньше не слышала, так, помимо всего вышесказанного, это еще и невероятно увлекательная напряженная история с хорошим концом!
В ней есть несколько сюжетных ниточек, действующие лица расставлены, как фигуры на шахматной доске, чтобы филигранно отыграть свою партию, чтобы читатель в нужный момент задохнулся от страха, потом замер от надежды и, наконец, визжал от восторга. Честное слово, я, взрослый человек и два ребенка — двенадцати и семи лет — провели замечательные минуты за чтением этой книги.
471,2K
Аноним13 сентября 2024 г.Лечение души
Читать далееМихаил Михайлович Пришвин глубоко любим многими благодаря рассказам о животных и детях, которые мама и бабушка читали перед сном. Я же имела честь познакомиться с ним впервые в свои слегка за двадцать, поэтому мое восприятие не затуманено ностальгией.
Данная повесть не отличается сложностью сюжета. Все происходящее можно вложить в одно предложение: дети идут в лес за клюквой, ругаются, теряются и находятся. Но смысл вовсе не в этом. То с какой любовью и теплотой Пришвин проникается взаимоотношениями детей, как тонко и легко описывает их характеры, дает нам прочувствовать и понять их чувства и поступки.
Но самое удивительное, это, конечно, представление автора о природе. Со страниц книги веет запахами леса в солнечный летний день. Между строк слышны голоса всевозможных птиц, шорохи пробегающих мимо лесных обитателей и далекий одинокий вой волка. Такое небольшое произведение способно совершить маленькое чудо и перенести нас на краткий миг из шума закопченного мегаполиса в простой и искренний уголок нетронутой красоты.
Однозначно советую всем, кто устал от ежедневных сражений как в жизни так и на страницах фентези миров или кровавых детективов и триллеров. Ненадолго перезагрузиться и хоть на час вспомнить тот уютный уголок маленького мира детства в своем сердце.31851
Аноним27 июля 2023 г.Кладовая природы
Читать далееАудиокнига
Читала эту книгу и не один раз. Но в списке для летнего чтения дочери она была, и мы ее прочитали с большим удовольствием.
Книга очень интересная и очень переживательная. Даже зная окончание истории за детей невольно переживаешь, и их благополучному возвращению радуешься. И даже больше детей, порадовал счастливый исход для Затравки. Очень проникновенно автору удалось показать горе и переживания собаки, оставшейся без хозяина, и ее первое недоверие и невероятную радость, когда она нашла нового.
И всякий раз при чтении очень радуют описания природы, многоголосый птичий разговор, интересные "взаимоотношения" между разными представителями птичьего племени. Очень понравилось описание двух деревьев, сосны и ели, которые росли вместе и отчасти вросли друг в друга. Скорее всего, автор видел нечто подобное в своих путешествиях, и вставил увиденное в свою историю. В интернете есть картинки, как такое может выглядеть, и даже фотографии подобных явлений.Озвучка у книги очень хорошая. Книгу читал Владимир Сушков.
281,3K
Аноним13 июня 2022 г.Читать далееПовесть читала в младших классах и тогда она казалась приличной по объёму. На самом же деле, аудиоверсия в обоих вариантах занимает от силы часа два. Вместо одной повести слушала два разносоставленных, но пересекающихся сборника рассказов о природе. Какие-то рассказы помнились из учебников, какие-то - нет.
Хорошо, что в повести о самостоятельных детях нет сентиментальности и размазывания соплей по косякам, не в пример современным цикловым историям. Настя и Митраша не без подсказок соседей ведут хозяйство, ухаживают за животными и не бросают посадки. В некоторых рассказах тоже встречаются мальчик и девочка, причём и там девочка спокойней и рассудительнее самонадеянного мальчика. Пареньки показывают характер, а любимое присловье Митраши: "Отец говорил".
Не знаю, разные ли во всех рассказах повествователи, подписи есть у немногих (рассказ лесника или старого садовника), но собак у рассказчиков перебывало много. Думать о недолгом собачьем веку не хочется, но зачем-то каждый год рассказчик подкарауливал и забирал из вереницы диких утят для приучения их быть подсадными. Иногда упоминается, что утки зимовали, но тогда почему каждый год надо новых ловить. Вообще, рассказчик часто приносил из леса птиц и зверей: утят, ежа, журавля, тетеревёнка, грачонка подкармливал и осенью хотел поймать ради ужина, задержавшимся птицам подрезал крылья. Из нынешнего времени выглядит как подчинение природы своим прихотям, а не только желание вылечить, например.
Оба чтеца - Диомид Виноградов и Станислав Федосов - справились отлично. Читали размеренно, но не слишком медленно. Обоих чтецов рекомендую за профессионализм.221,2K
Аноним2 ноября 2018 г.Кладовая солнца
Читать далееОчень понравилась эта повесть. Очень трогательно и душевно написано. И замечательные у Пришвина описания русской природы, интересно читать. Вначале книги еще была небольшая статья про автора, там было написано, что Михаил Михайлович очень любил русскую природу, очень много где бывал, очень много путешествовал, и не по городам, а по лесам, полям, болотам. И везде обязательно делал записи.
Действие в книге происходит во время Великой Отечественной Войны, в деревеньке близ города Переславль-Залесский. Герои - осиротевшие дети, брат с сестрой. Девочке Насте 12 лет, а мальчику Митраше 10. Время такое было, суровое и ко взрослым и к детям, вот и этих детей не обошли тяготы войны, лишили детства. Отец погиб на фронте, мать умерла от болезни. И детям пришлось брать на свои детские хрупкие плечи все ведение хозяйства, заботу друг о друге. Соседи помогали конечно, но насколько могли, мужчины почти все на фронте, плюс свои дети, где тут о чужих заботиться. Но Настя и Митроша и раньше помогали родителям по хозяйству, девочка со скотиной, огородом, готовкой, и брат ей помогал, да еще и бондарем был неплохим, несмотря на годы. Освоились быстро, и по своему хозяйству управлялись, и на общественных работах тоже.
В повести речь идет о том, как брат с сестрой пошли по весне на болото за перезимовавшей "сладкой" клюквой. Чай из этой клюквы очень полезен для здоровья и полон витаминов. И вот вдвоем, затемно, не предупредив никого, Настя с Митрашей отправились на болото. А это такое место, где и взрослым бывает опасно, не то что детям. А они еще и поссорились на полпути, не смогли договорится, в какую иди сторону, и поэтому разделились. Настасья пошла торной нахоженной тропой, а Митраша тонкой еле заметной тропкой, зато по компасу. Но и там и там оказались свои опасности, чуть не стоившие детям жизни, но помощь пришла от друга человека - собаки. Про эту собаку по имени Затравка тоже очень здорово и трогательно написано, ее хозяин - лесник умер от старости, и собака осталась одна, почти одичала и все искала себе нового хозяина. И в лице Митраши она нашла маленького Антипыча. И все конечно же закончилось хорошо.142,7K
Аноним18 июня 2023 г.Читать далее“Сказка-быль” – очень точное определение для этого произведения. Достаточно реалистичное по содержанию, оно наполнено такими описаниями и – главное – рассказано в таком стиле, что иначе, как сказка, его и не назовешь. В тексте очень явно присутствует рассказчик, и действительно создается впечатление, что это не автор придумал и написал, а свидетель тех событий собрал слушателей у огня и ведет рассказ про двух сирот и заветную полянку посреди болота.
Мне в свое время повезло, сидя на печке, послушать сказки от прабабушки: это совершенно особенные настроение и атмосфера, и Пришвину удалось их передать. Произведение немного поучительное, немного мудрое, с капелькой символизма. Оно не только о походе детей за клюквой, но и о жизни вообще, о человеческих (и, особенно, о братско-сестринских) отношениях, о природе.
Очень интересна композиция сказки. В какой-то момент автор словно ставит несколько фигурок на разных точках окружности, а затем постепенно сводит их вместе: Настю, Митрашу, собаку Травку, волка Серого помещика, зайца-беляка. Словно сжимает пружину, чтобы потом она в нужный момент, собрав всех героев вместе, выстрелила – и разрешила ситуацию.
Удивительная, очень красиво рассказанная сказка.
13761
Аноним5 октября 2022 г.Отличная послевоенная повесть
Читать далееУ родителей это произведение и автор еще на слуху, но у меня, к сожалению, в школьной программе этой повести не было. А она просто замечательная, про детей которые остались сиротами, но духом не пали. Брат с сестричкой вспоминали как отец и мать учили, о чем рассказывали, как сами работали и пользовались родительскими советами и наставлениями. Конечно и соседи как могли детей поддерживали, хотя долго этого делать не пришлось. Пример правильно воспитанных советских детей.
У автора замечательное чувство природы. Описанный им лес живет полноценно, каждый сучок и травинка, не говоря уже о птицах и зверях. Всему уделено внимание, поэтому читателя ждет полное погружение. Язык выражения подчеркивает отличное знание русского языка, давно я не читала такого "богатого" текста. Чувствуется и народность автора, он понимает чем люди руководствовались, во что верили, в какие приметы, как собирали ту же клюкву.
И в конце мне очень понравилось про кладовую солнца, дар природы нам людям, которого не нужно бояться. Пришвин предлагает не демонизировать окружающие явления, а отказаться от магического мышления, и подходить к этим дарам с рациональной точки зрения. Что он и делает, объясняя сколько заводов смогут проработать на добытых удобрениях. Отличный подход и правильный, детям такое необходимо читать и понимать.
Судьба каждого существа в этой повести стала мне близка, ни одной лишней детали. Дети, самостоятельные и работящие, не лишены детских черт характера и все еще учатся на своих ошибках. Проявляя не малую смекалку и отвагу, чем вызывают только симпатию и понимание, а также восхищение.
101,1K
Аноним29 июля 2023 г.Про Митрашу, Настю и Затравку
Читать далееАудиокнига
Мне понравилась эта книга. Она очень хорошая и очень трогательная, потому что в конце все стало хорошо.
В ней были мальчик и девочка сироты, их папа погиб на войне, а мама умерла от болезни, и звали их Митраша и Настя. Очень их жалко было, то что они остались без мамы и папы. Они жили совсем одни и были очень самостоятельные.
Но мой любимый персонаж - это Затравка! Я ее просто обожаю! Она такая хорошая! Коротко ее называли Травкой. У Травки был очень хороший хозяин - старый лесничий - но, к огромному сожалению - он умер. И Травка по нему очень сильно скучала и тосковала, и долго без людей стала почти дикая. А когда дети оказались на болоте, она вышла на их голоса. А Митраша провалился в топь и погиб бы, если бы не Травка, он ухватил ее за ноги, и она его вытащила. И в лице Митраши Травка нашла нового хозяина, она вообще решила, что это и есть ее старый хозяин, только помолодевший.
А там, где собирала клюкву Настя, караулил волк, он был очень старый и очень опасный. И получилось так, что Митраша случайно пристрелил его, потому что они оказались с волком нос к носу.Озвучка очень понравилась. Книгу читал Владимир Сушков.
7835
Аноним14 февраля 2022 г.Разнотравье русского языка (с)
Пришвина можно назвать живописцем русской природы: его холст - страницы, краски - яркие образы слов, штрихи - меткие наблюдения. У него острый глаз, но он не только описывает, но и объясняет наблюдаемые им явления. Очень мне понравились слова Паустовского в послесловии к этой повести:Читать далее
Я давно заметил в заливных лугах на Оке, что цветы местами как бы собраны в отдельные пышные куртины, а местами среди обычных трав вдруг тянется извилистая лента сплошных одинаковых цветов. <...>
Я годами наблюдал высокие и душистые ленты цветов, восхищался ими, но не знал, чем объяснить это явление.
И вот у Пришвина во "Временах года" я, наконец, нашел объяснение в изумительной по ясности и прелести строчке, в крошечном отрывке под названием "Реки цветов":
"Там, где мчались весенние потоки, теперь везде потоки цветов".Если говорить о самой повести, читать было неожиданно захватывающе, а больше всего сочувствия и переживаний за её судьбу вызвала собака Травка. Так трогательно, что даже зайца она хотела загнать не для себя, а для человека: чтобы человек этот приласкал и угостил хлебом и, может быть, стал бы для нее новым Антипычем.
Почему-то я считала, что Пришвин писал свои рассказы в середине-конце 19 века: такое в них царит безвременье, совсем не чувствуется цивилизация и прогресс, а только главенство природы. А как он её описывает! Когда читаешь в детстве, то не можешь представить так четко и реально ужас затягивающей трясины. Да и вообще много интересных замечаний, например, как скрытно, под кочками, растет клюква. Ради таких вот мелочей и знания о природе и стоит читать Пришвина.
71,6K