
Ваша оценкаРецензии
Аноним16 февраля 2016 г.Читать далееРассказ о том, как, совращая, дьявол ставит преступника на путь праведный, демонстрируя всем своим отношением, что является посланцем ни с "той" ни с "другой" стороны. Ему все равно, делает человек добро, или зло - для него эти понятия идентичны. Нет добра и нет зла, ведь как добро можно творить со злым умыслом, так и нести зло можно с сугубо благожелательными намерениями.
Анализируя всю жизнь убийцы, сущность будто раскрывает его глаза на самого себя, отрезвляет после долго забытья. Сущность, однако, предлагает выход из сложившейся ситуации, еще больше совращая нравственно падшего члена общества, испытывая его совесть.
Дальше же только от человека зависит, поддаться ли на уловки лукавого, или остепениться и, поняв, что прожил недостойную жизнь, мужественно понести заслуженное наказания за свои грехи при жизни.
UPD.
Также рассказ объясняется и с рациональной точки зрения, несмотря на присущую ему долю мистики и суеверия. Образ "сатаны" - это совесть и здравомыслие, истязающие разум преступника. Диалог с сущностью - это своего рода монолог преступника, анализ его прошлого, размышления о будущем. Именно совесть дает убийце постичь весь ужас его поступка и дальнейшее усугубление положения, заставляя, вопреки всему, понести заслуженную кару.Годная тема, мне нравится.
9/10261,1K
Аноним30 апреля 2021 г.Читать далееНеплохой коротенький рассказ на рождественскую тематику. Начало очень хорошее и моменты где герой перемещается по дому вообще схож с некоторыми описаниями из рассказов По. К сожалению, позже рассказ не увеличивает нарастающее напряжение, а переходит в пустую патетику и заканчивается уж совсем сахарно. Но наверное так и должен выглядеть рассказ об рождественском чуде.
Стивенсон лишний раз демонстрирует что может писать страшно и напряженно. Хоть со скрипом, но он передает путанные мысли преступника и пытается заигрывать с ритмом, символизмом и повторяющимися деталями (тиканье часов, про которое читателям постоянно напоминают).8636
Аноним24 августа 2013 г.Хороший рассказ хорошего автора.
Как часто бывает у Стивенсона, о выборе между добром и злом и о том, что дьявол, в общем-то, рядом. Порадовало, что последний в этот раз "не осилил" и что концовка при этом не выглядит искусственной.
В общем, нестареющая и нескучная классика, которая рекомендуется для чтения буквально всем, возрастом старше 11-ти лет.7685
Аноним11 июня 2023 г.Эта история в уме у меня пересекается сразу с несколькими произведениями это "Рождественская песнь" и "Преступление и наказание", а также с ранним рассказом самого Стивенсона "Ночлег Франсуа Вийона". Убийца размышляет о своей жизни и в итоге раскаивается. Он совершил убийство, но это убийство его и изменило. В произведении видится другой Стивенсон, не такой как в Острове сокровищ. Автор много размышляет и приводит своего героя к раскаянью.
5428
Аноним11 января 2020 г.Читать далееСтивенсона я люблю и обожаю за "Остров сокровищ", книгу, которая меня лет в 7-8 полноценно "ввела" в (относительно) взрослую литературу и после которой я с удовольствием (и волонтерской помощью родителей) перечитала почти всего Жюль Верна, Дюма и дальше по списку стандартно-приключенческой классической литературы. Любопытно, что у самого Стивенсона я больше так ничего толком и не осилила (кроме "Джекила и Хайда", но уже в оригинале и значительно позднее), хоть и пыталась.
И вот - один из самых знаменитых его рассказов - "Маркхейм" (на русском прямолинейно издававшийся под названием "Убийца"). Казалось бы, незамысловатый сюжет - молодой повеса, проигравшись на бирже, приходит к ростовщику с намерением добыть денег любой ценой. А выливается это всё в страсти уровня Раскольникова помноженные на бальзаковского "Гобсека" и приправленного сверху "Фаустом" Гёте. Вот вам и пираты!
Отдельный приятный сюрприз - множество очень ладных и складных языковых ватрушек, некоторые метафоры даже сохранила (при всей их некоторой высокопарности).
Позабавил, конечно, излишне морализаторский конец, не очень вяжущийся с началом и основной частью рассказа, но всё равно было здорово.
'I ask you,' - said Markheim, 'for a Christmas present, and you give me this - this damned reminder of years, and sins, and follies - this hand-conscience!' (это он про ручное зеркальце)
It is very pleasant to stand here talking; and life is so short and insecure that I would not hurry away from any pleasure - no, not even from so mild a one as this. We should rather cling, cling to what little we can get, like a man at a cliff's edge. Every second is a cliff, if you think upon it - a cliff a mile high - high enough, if we fall, to dash us out of every feature of humanity.
But about God himself he was at ease; his act was doubtless exceptional, but so were his excuses, which God knew; it was there, and not among men, that he felt sure of justice.5511
Аноним1 апреля 2024 г.Читать далееВсем привет, друзья! С вами ††Ищущи醆, и мы ищем хорошие книги : )
Сегодня я хотел бы поделиться впечатлениями после прочтения рассказа "Маркхейм", который я могу смело назвать "ответом" на "преступление и наказание". Только, в отличие от Достоевского, автор не стал вгонять своих читателей в экзистенциональный кризис, а сразу перешел непосредственно к внутренним переживаниям персонажа, которые были вытащены на свет с помощью странного гостя из ада... Хотя на этом моменте лично я готов немного поспорить, так как ангелы известны своим нетипичным поведением, и я вполне допускаю мысль о том, что какой-нибудь небожитель мог развести преступника на раскаяние таким вот непривычным для консервативных христиан способом.
– Да, сэр, – сказал хозяин лавки, – в нашем деле не всегда угадаешь, с какой стороны придет удача. Среди клиентов попадаются невежды, и тогда мои знания приносят мне проценты. Попадаются люди бесчестные... – Тут он поднял свечу повыше, так что свет резко ударил в лицо его собеседнику. – Но в таком случае, – заключил он, – я выгадываю на своем добром имени.
Впрочем, это все схоластика, и к сути отзыва на самом деле сильно не относится. Как и то, кто на самом деле пришел к человеку в "гости", застав его возле еще теплого трупа мужчину. Которого он прикончился собственноручно, так как нуждался в деньгах, и посчитал себя вправе так поступать. Одним грехом больше, одним меньше - какая разница? Герой уже давно поставил на себе крест, и не видит смысла сходить с выбранного им пути, потому что ни человеческий ни божий закон не смогут его простить и оправдать.
– Как всегда, вы, разумеется, дадите мне исчерпывающее объяснение, каким образом вещь попала к вам в руки, – сказал он. – Все из того же шкафчика вашего дядюшки? Какой он у вас замечательный собиратель редкостей, сэр!
Да и как бы это сказать - он сам не верил в свое раскаяние в силу того, что оно для него невозможно. Он перешел допустимую грань, после которой нет возврата назад, и потому не видит смысла об этом даже думать. Мужчина пытается смотреть только вперед, и думать о том, где бы ему еще взять денег на насущные потребности в виде еды и крова. Остальное может подождать, а избегать закона ему не впервые.
Такой вот интересный персонаж.
Говоря все это сухим, язвительным тоном, антиквар нагнулся достать зеркало с полки, и в тот же миг судорога пробежала по телу Маркхейма, у него затряслись руки и ноги, на лице отразилась буря страстей. Все это прошло так же мгновенно, как и возникло, не оставив после себя и следа, кроме легкой дрожи руки, протянутой за зеркалом.
Не скажу, что мне понравился герой, потому что я никогда не мог оправдать воровство или тем паче убийство. Сама мысль о том, чтобы взять что-то чужое только потому, что мне "нужнее" вызывает у меня ощущение отвращения. Не пытаюсь выгулять белое пальто, просто в детстве один раз "обжегся", когда взял мелочь у матушки на мороженое. Ощущение стыда и разочарование в глаза близкого человека преследуют меня даже сейчас, спустя годы с этого постыдного момента в моей жизни. К тому же сейчас, став и сам работающим человеком, я научился ценить и беречь каждый рубль.
– Ваша будущая супруга, сэр, видимо, не так уж хороша собой.
– Я пришел к вам, – сказал Маркхейм, – за рождественским подарком, а вы... вы предлагаете мне вот это проклятое напоминание, напоминание о прожитых годах, прегрешениях и безумствах. Ручное зеркало – это же ручная совесть! Вы это нарочно? С задней мыслью? Признайтесь! Для вас же будет лучше, если признаетесь чистосердечно. И расскажете о себе. Есть у меня подозрение, что на самом-то деле вы человек сердобольный.
Потому деньги, знаете ли, с неба не падают : ) А уважая свой труд, невольно начинаешь задумываться и над чужой работой. Так что дело не в какой-то правильности, а просто мне не хотелось бы оказаться в роли того, у кого решили взять деньги только потому, что они нужнее грабителю. Поэтому и сам не допускаю для себя такую модель поведения.
– А-а! – воскликнул Маркхейм, почему-то вдруг загоревшись любопытством. – А вы-то сами были когда-нибудь влюблены? Расскажите, расскажите мне.
– Я? – воскликнул антиквар. – Я – и любовь! Да у меня времени на это не было, и сегодня я не намерен его тратить на всякий вздор. Берете вы зеркало?
Рассказ получился насыщенным и колоритным в плане эмоций и описаний. Да, он не слишком длинный, но, наконец, я начал проникаться уважением к творчеству писателя. Потому что до этого другие его произведения вызвали у меня скорее разочарование, и я был весьма удивлен тем, что именно этот человек написал в свое время "остров сокровищ", который и сейчас бередит умы юных читателей и вызывает трепет у читателей. "Маркхейм" доказал, что его слава мирового автора не ошибка, а вполне закономерный итог творческих мук.
– Мне осталось сказать вам только одно, – проговорил антиквар. – Покупайте или уходите вон из моей лавки!
– Правильно, правильно, – сказал Маркхейм. – Хватит дурачиться. К делу. Покажите мне что-нибудь еще.
Просто не все работы одинаково хороши. Но мне, наконец, повезло натолкнуться на действительно хорошие истории, которые оставляют приятное послевкусие. И я с удовольствием перечитаю этот рассказ через несколько лет, чтобы сравнивать свои эмоции.
Угрызения совести, огромные и тяжкие, как камень, сводят с ума вора Маркхейма, и заставляют совершить убийство антиквара. В свою очередь, это убийство знакомит его с дьявлом, который совсем не против продолжать оказывать преступнику свои услуги... только вот силы раскаяния он не учел...
Сюжет рассказа незамысловат и прост. Здесь акцент сделан на внутренних переживаниях и диалоге с неведомым гостем, который явился незваным на "пир греха" - мужчина, выступающий главным героем в истории про тяжелый моральный путь честного человека, совершает осознанное убийство с целью обогащения. Нам не сильно рассказана его предыстория, и потому мы не знаем впервые ли он проливает кровь, или же подобное занятия для него не чуждо, а вполне естественно в силу собственного порока и испорченности.
– Может, вот это вам подойдет? – сказал антиквар, и, когда он стал выпрямляться, Маркхейм бросился на свою жертву сзади. Длинный, как вертел, кинжал сверкнул в воздухе и ударил. Антиквар забился, точно курица, стукнувшись виском о полку, и бесформенной грудой рухнул на пол.
Потому что, как он сам признается гостю, который пришел посмотреть на это "волнительное событие", он давно живет бок о бок с грехом, и даже считает его достаточно близким "другом". Скажем так, в нем больше тьмы, нежели света, и мужчину это не то чтобы сильно смущало. Потому что, согласно его философии, он уже прошел путь невозврата, и ему остается только двигаться дальше во тьму. Где его ждут "скрежет зубов и крики грешников"
Он даже не сильно боится этого, так как это вполне закономерный итог его жизненных поступков и ценностей.
Да, мертвый, живой ли, он все еще враг. «Было время, когда у жертвы череп размозжен, кончался человек, и все кончалось», – вспомнилось ему, и мысль его сразу ухватилась за это слово: время! Теперь, после того как дело сделано, время, остановившееся для жертвы, обрело огромное безотлагательное значение для убийцы.
Почему я выше и указал на то, что это ответ Достоевскому на его знаменитую мысль "тварь я дрожащая или право имею"? Здесь человек все давно для себя решил. Он даже не задается подобными вопросами, так как ничья жизнь не имеет большой ценности. Собственно, как и его собственная. Да, он живет для того, чтобы исполнять свои собственные капризы. И если ради них нужно кого-то ограбить или убить, то почему бы так и не поступить? Насколько я успел понять характер мужчины (не берусь утверждать, что я прав), он вполне осознает и принимает как данность то, что кто-то может выбрать его жертвой для обогащения.
Полный страха, блуждающий взгляд Маркхейма вернулся к телу его жертвы, которая лежала съежившись и в то же время словно распластавшись на полу и казалась до невероятия маленькой и, как ни странно, еще более жалкой, чем при жизни.
В его глазах это вполне справедливый размен, так как "ничто не истина, все дозволено". И если он имеет возможность убивать и грабить, то почему-то кто не может так поступить с ним? Это честные правила игры, на которые он согласен.
Минуту назад Маркхейм боялся на него посмотреть, а оказалось – вот только и всего! И тем не менее под его взглядом эта охапка заношенной одежды и лужа крови начинали обретать весьма выразительный голос. Вот так оно будет лежать; некому привести в действие хитроумные пружинки этого тела или управлять чудом движения – так ему и придется лежать до тех пор, пока его не обнаружат.
В основе произведения (солью истории) является тот самый спор мужчины со странным гостем из иной реальности. Давайте даже допустим, что к нему явился сам Дьявол во плоти (правда, для меня это немного сомнительно в силу его философии и тех фраз, которые он произносит и к чему подталкивает человека. Впрочем, у писателей этого периода была определенная тяга к романтизации Ада и его владыки с целью показать неоднозначность падения Денницы).
Время заговорило в лавке десятками негромких голосов – и степенных, неторопливых, как подобало их почтенному возрасту, и дробно стрекочущих наперебой. Хитросплетения этого хора отсчитывали своим тиканьем секунду за секундой. Но вот громкий топот мальчишки, пробежавшего по тротуару, примешался к этим более тихим голосам, и Маркхейм, очнувшись, вспомнил, где он находится.
Некогда первый ангел небес ведет достаточно интересный спор со смертным, спрашивая его об убеждениях, и предлагая бесплатный подарок на Рождество (как символично) в виде подсказки где именно находятся деньги убитого. Чтобы его подопечный (а то, что убийца относится к его свете несомненно и не требует каких-то особых доказательств) не тратил время впустую, так как в любой момент в лавку могут постучаться покупатели или прийти прислуга, и убийство будет раскрыто.
А если убийца не успеет найти деньги, то все это было напрасно и даже глупо.
Он в страхе огляделся по сторонам. Свеча стояла на прилавке, ее огонек с торжественной мерностью покачивался на сквозняке, и от этого чуть приметного движения вся лавка полнилась бесшумной суетой, и все в ней колыхалось, как взбаламученное море: покачивались высокие тени, густые пласты тьмы вздымались и опадали в ритме дыхания, лица на портретах и у фарфоровых божков меняли выражение и подергивались зыбью, точно отражаясь в воде.
Но мужчина отказывается принимать такой подарок, и это является первым шагом к переосмыслению своей жизни. Удивительно, но именно последнее преступление запустило в нем то, что он так рьяно в себе отрицал и даже считал, что это не существует - совесть и желание покаяния.
Антиквар пристально посмотрел на своего собеседника. Как ни странно, Маркхейм не смеялся; в лице его словно бы промелькнула яркая искорка надежды, но уж никак не насмешки.
"Маркхейм" небольшой, но очень колоритный рассказ про то, как неожиданно может произойти полное переосмысление человека, который никогда не допускал для себя иного бытия. Не буду рассказывать почему он решился на раскаяние, и что именно из диалога с падшим ангелом сподвигло его на такое решение. Хочу, чтобы вы сами познакомились с этим преступником, который смог найти в себе решимость на радикальные изменения в жизни.
Внутренняя дверь лавки стояла приотворенная, и длинная полоска дневного света указующим перстом протягивалась в этот стан теней.
Как разбойник, распятый рядом со Спасителем, искренне раскаялся в собственных грехах, так и герой рассказа решился на изменения в своей порочной жизни, так как дальнейший путь в тьму приведет его только к окончательному разочарованию как в бытийной плане, так и в самом себе. А для него нет ничего хуже, чем почувствовать жалость или презрение к самому себе.
– Сейчас я вам скажу, все или не все, – резко заговорил антиквар, но тут же снова усмехнулся. – Впрочем, понимаю, понимаю, вы вступаете в брак по любви и, видимо, успели выпить за здоровье вашей суженой.
Удивительный диссонанс чувств, очень тонкий и прекрасно переданный в плане эмоций рассказ, вызывающий море эмоций, и заставляющий задуматься о своих поступках.
С большим удовольствием поднимаю палец вверх, и рекомендую произведение для самостоятельного прочтения всем.
3399
Аноним16 ноября 2024 г.Дьявол выходит на охоту и получает желаемое
Читать далееПервый день Рождества - самый большой праздник для миллионов христиан, и именно в этот день в три часа пополудни 36-летний Маркхейм появляется в лавке антиквара - ему якобы нужен подарок. Никто не занимается продажей в этот день, но Маркхейм был очень настойчив. Он отказался от старинного ручного зеркальца, - взглянув на него краем глаза, - и вонзил длинный кинжал в тело антиквара... Дьявол следил за Маркхеймом все 36 лет, изучал его, как подопытную мышь, -знал каждый его шаг - у дьявола свои развлечения, прихоти,- свои интересы,- вначале Маркхейм испугался - не содеянного, не убийства неповинного человека,- а разоблачения, но продолжал напряжённо искать деньги в гостиной антиквара, преодолевая страх, страшась тени, шума где-то в отдалении, боялся стен -"вдруг они станут прозрачными"... Дьявол появился в решающий момент - он продолжал игру - говорил Маркхейму, что "нужно ублажать себя в жизни, а потом раболепно выпросить мир у Господа Бога"... "Принимай себя таким, каков ты есть",- советовал дьявол, то есть лги, лицемерь, люби себя, а с совестью, если она ещё есть, можно всегда договориться. Дьявол знал, чего он хочет - получить душу, погрязшую в низких пороках. И он её получил, поиграв с Маркхеймом, как кошка с мышкой. Дьявол выиграл, и довольная улыбка того, кто может надевать любую личину, играла на его, похожем на человечье, лице... А совесть Маркхейм продал дьяволу очень давно и очень дёшево. Мистический рассказ Роберта Льюиса Стивенсона,- он очень часто пользовался таким приёмом, чтобы заострить ситуацию, вскрыть общественные язвы и пороки. 1885 год - Р. Стивенсону 35 лет и он - мудрец,- гении рано становятся мудрецами, и Роберт Льюис Стивенсон не исключение.
2138
Аноним7 января 2022 г.Оооо, рождественская история! Вау! Не ожидала, но и тут нас ждёт подвох, а именно-Дьявол! Здесь мы видим моральную диамину, как человек совершив злое деяние, на наших глазах меняется и принимает своё наказание с полным раскаянием.2536
Аноним19 октября 2014 г.Читать далее«Маркхейм» является примером психологического рассказа о полигамии человеческой души. Тематика рассказа схожа со «Странной историей доктора Джекила и мистера Хайда», только вот Маркхейм борется не с физическими проявлениями своего «я», а с темной стороной своей натуры, подначиваемой дьяволом к развитию и процветанию.
Рассказ понравился в первую очередь образом Люцифера. Если сам Маркхейм вышел более-менее типичным преступником, свершившим убийство в силу житейских обстоятельств, то дьявол у Стивенсона выглядит очень уж непривычно. В первую очередь в глаза бросается его мягкость. Он не угрожает, не пытается купить, да и не очень-то и искушает Маркхейма. Скорее рассуждает с ним о природе человека и жизни как таковой. Со стороны их разговор больше похож на диалог юноши с мудрым и спокойным старцем. Выбор Маркхейма нисколько не смущает лукавого, скорее удивляет и даже вызывает понимание. А понимающий дьявол – это, согласитесь, странный образ. Но мне, почему-то, он пришелся по душе))
2569
Аноним23 октября 2021 г.Очень сильный рассказ про человека, который в очередной раз проигрался на бирже и пришёл вновь к антиквару, но в этот раз чтобы убить его и обокрасть. Стивенсон очень страшно описывает происходящее с героем после произошедшего до и после того момента, как он встречает дьявола.1450