
Ваша оценкаРецензии
Аноним1 марта 2021 г.«Кровь – не вода?»
Читать далее
Первая моя пьеса у Александра Вампилова – и такое светлое впечатление осталось после нее! Трогательная и меланхоличная, смешная и грустная – она поражает своей простотой вкупе с щемящей, такой милейшей добротой. И сколько в ней личной драмы, сколько переживаний самого Вампилова – чувствуешь, насколько важна ему тема семьи и родного дома, в который всегда можно вернуться и в котором тебя неизменно ждут любящие люди.Сюжет максимально прост и оттого человечен: молодые главные герои в лице Володи и Сильвы (Семена) знакомятся случайно и так же случайно опаздывают на последний поезд. Они остаются ночью в чужом провинциальном городке, где все друг друга знают, а пришлым не доверяют. И они решают выдумать «правдоподобную историю» – обязательно жалостливую, – чтобы сыграть на чьей-то чувствительности. Забредя в дом Сарафановых, наиболее находчивый Сильва выдает своего товарища Володю за старшего сына главы семейства: дескать, нашел сынок бросившего его еще до рождения папашу, приехал вот знакомиться, принимайте дорогого гостя! Несколько хитрых выражений – и уже Сарафановы верят, что Володя – их родной, тоже Сарафанов, его признает «отец» (были грешки в юности, мог и не знать о внебрачных детях), признают и младшие «брат» с «сестрой». Попав вынужденно в новые ему «семейные отношения», Владимир быстро втягивается; он сам не замечает, как обман все дальше увлекает его, эмоционально привязывает к «родственникам», и он уже готов бросить свою обычную жизнь и остаться с этими, чужими по крови, но ставшими такими любимыми людьми.
Что есть семья в современном мире – сложный вопрос, на который каждый отвечает по-своему. Мне кажется, многие согласятся с тем, что семья – это уже давно не «коллектив», связанный кровными узами. Приемные родители могут быть человеку ближе, нежели родные. Так же и приемный ребенок может быть любим наравне с родными детьми. Увы, но часто кровные родственники терпеть друг друга не могут и спешат избавиться друг от друга, ибо налицо несоответствие характеров, темпераментов, жизненных ориентиров. Можно ли назвать семьей сборище людей, которые находятся лишь вынужденно вместе? Или семья – это обязательно добровольное участие в жизни других и добровольная любовь?
У Вампилова семья не может существовать без «добровольности». В итоге не имеет значения, родной ты по крови или приемный. Ты свой у тех, кого любишь и кто готов любить тебя. Семья Сарафановых сначала рассыпается, а потом снова собирается, потому что каждый ее член понимает, чем дорожит. Кажется, что родные сын и дочь не любят отца, они не хотят больше быть членами семьи, но потом они осознают, что держат их не обязательства (пресловутый «стакан воды», «ты обязан своим родителям!»), не долг перед отцом, а всего лишь любовь. И эта любовь выше навязанного долга. Эта же любовь делает членом семьи пришедшего со стороны Владимира. Он, никогда не знавший родного отца, начинает любить постороннего человека сыновней любовью, он хочет называть его своим отцом – вместо того, которого он в глаза не видел. И он так похож на своего названного отца, они настолько по-человечески близки, что эта близость оказывается сильнее лжи, которая изначально портила их неожиданные отношения.
Оттого «Старший сын» – это теплая пьеса. И очень современная. Она может показаться сказочной, но на самом деле она очень жизненна. Она показывает отношения такими, какими они должны быть – и бывают, если встречаются «родственные души». Мы не выбираем, в какой семье появиться на свет, – увы. Но потом, если нам не повезет, мы можем прийти к другому человеку – и он станет нашей семьей. Семья – это не приговор. Семья – это выбор. И этот выбор делает каждый герой пьесы. И, возможно, этот выбор окажется правильным.P.S. А еще пьеса напомнила мне о японском фильме «Магазинные воришки», получившем в 2018 г. Золотую пальмовую ветвь Каннского кинофестиваля. Фильм отличный и как раз о том, что есть семья в современном мире.
1004,8K
Аноним28 июля 2018 г."Если разобраться, у всех у нас родни гораздо больше, чем полагается"
Читать далееЧудесный одноименный фильм 1975 года смотрела бесчисленное количество раз и обожаю его с детства, а вот до пьесы добралась только сейчас)
Поэтому во время чтения представляла себе на месте героев их экранные воплощения - Леонова, Караченцева, Крючкову, Боярского. Слишком уж прочные нейронные связи образовались со временем)А если серьезно...Пьеса поднимает важную тему - взаимоотношений отцов и детей (как бы высокопарно это не звучало). Отец, который не признается детям, где он сейчас работает, чтобы им не было за него стыдно, который помогает сыну устроить его личную жизнь и идет его "сватать" (а ведь видно, как ему это тяжело, он все-таки гордый человек, но ради детей готов на все) Человек, который так старается ради детей (один вырастил двоих детей, сам, не женился во второй раз, когда жена бросила его и детей), а они не ценят и все принимают, как должное (показалось неприятным, как Нина , его дочка, отзывается об его музыкальном сочинении). Возможно, поэтому он так обрадовался из ниоткуда появившемуся сыну Володе, которому от него ничего не нужно и который любит его просто так...Совершенно чужой человек стал в мгновенье самым близким. Это ли не чудо? И учит книга прежде всего внимательнее относиться к своим близким
А еще мне очень понравилась тонкая линия любви (причем с первого взгляда) - между Бусыгиным и Ниной (очень трогательная и незаметная, они ведь все-таки считаются братом и сестрой).
За внешней (показной) легкостью произведения скрывается удивительно глубокий смысл, транслирует его в основном Сарафанов-старший (мне вообще нравится его основательность и подход к жизни):
Не дай-то бог обманывать того, кто верит каждому твоему слову
Каждый человек родится творцом, каждый в своем деле, и каждый по мере своих сил и возможностей должен творить, чтобы самое лучшее, что было в нем, осталось после него
Всякая работа хороша, если она необходима…
Кто что ни говори, а жизнь всегда умнее всех нас, живущих и мудрствующих. Да-да, жизнь справедлива и милосердна. Героев она заставляет усомниться, а тех, кто сделал мало, и даже тех, кто ничего не сделал, но прожил с чистым сердцем, она всегда утешит.
Он у нас слишком чувствителен. Говорят, тонкая душевная организация, а я думаю, у него просто нет характера.
О многом эта пьеса заставляет задуматься, сопереживаешь героям, потому что они настоящие, живые, не идеальные, со своими недостатками и оттого кажущиеся такими родными (не то что Кудимов, жених Нины).
5 баллов из пяти. Даже несмотря на то, что я практически наизусть знала сюжет, читать было интересно)
В очередной раз захотелось пересмотреть фильм)
675,8K
Аноним2 сентября 2015 г.Нет уж, не дай-то бог обманывать того, кто верит каждому твоему слову
Читать далееМне всегда было трудно писать отзывы на пьесы. И эта не исключение. Трудно подобрать слова. А ведь Старший сын ,- одна из лучших книг, прочитанных за последнее время.
Добрая, светлая, какая-то нереальная и вместе с тем самая что ни есть настоящая. От неё на душе разливается какая-то приятность и невольная улыбка появляется на губах. Жизнь. Может слегка надуманная, чуть приукрашенная, но всё же я верю, верю. Да и как тут не поверить, если тут же побежала смотреть фильм и любимые актёры не просто оживили картинку, а сделали её родной, доступной.Жили-поживали семья Сарафановых. Обычная такая советская семья. С виду. На самом деле мать от них сбежала давно, отец скрывает от детей правду о работе, старшая дочь влюблена и собирается замуж за человека, которого отец ни разу не видел, ну а младший сын страдает от неразделённой любви и собирается уйти из дома. Но тем не менее все они вызываю симпатию и располагают к себе.
Есть ещё Володя. Мнимый старший сын. То, что началось, как шутка, имело странные последствия.
Маленькая авантюра вдруг стала значимой. Она перевернула жизни всех героев. Бусыгин как-то легко и непринуждённо влился в семью и стал своим для всех. Удивительно, как могут сблизиться чужие люди.Наивный Сарафанов, непутёвый, но добродушный Бусыгин, — они родные не по крови. Но есть, случается иногда что-то такое, что сильнее кровных уз. Не родство душ, нет, что-то более важное, трудно объяснимое. То, что переворачивает жизнь с ног на голову. Что делает её светлее, ярче, придаёт смысл.
Серьёзно и смешно. Трогательно, наивно, чувственно. Да-да, именно так. Я эту пьесу прочувствовала. Годы повернулись вспять, и я очутилась во времени, в котором и сама не жила. Советую, очень советую всем, кто любит хорошую литературу и верит, что чудеса иногда случаются.
574,6K
Аноним27 июля 2024 г."Жизнь всегда умнее всех нас, живущих и мудрствующих." Александр Вампилов
Читать далееПьеса Александра Вампилова "Старший сын" - это очень тонкое, щемящее и в тоже время очень -очень светлое и душевное произведение!
Большинство из нас смотрели чудесный одноименный фильм с глыбами советского кинематографа Евгением Леоновым, Николаем Караченцевым, Михаилом Боярским, Светланой Крючковой. Сколько же раз была просмотрена данная лента!)))
Читая пьесу, бесспорно, уже после такой шикарной постановки другими героев и не представляешь.
Ну, а теперь о пьесе) Она о жизни, любви, настоящих семейных ценностях, близости душ, и, конечно,энергии юности!
Рекомендую к прочтению пьесу, а фильм к просмотру))))
56899
Аноним13 февраля 2023 г.Читать далееЯ, конечно, смотрела всем известный фильм "Старший сын" с Николаем Караченцовым и Евгением Леоновым. И поняла, что это было очень давно и абсолютно стерлось из памяти. Поэтому нашла себе лишний повод пересмотреть экранизацию. Тем более такой шикарный состав!
Оставить свои впечатления о пьесе и не проспойлерить сюжет практически невозможно. Поэтому, если вы не читали её и не смотрели экранизацию, лучше воздержаться от прочтения моего отзыва.
Ситуация, в которую поставил своих героев Александр Вампилов, конечно, абсурдная. Кому может прийти в голову прикинуться сыном человека, которого увидел в первый раз в жизни? Даже если это сделано ради того, чтобы найти себе место, где переночевать. И как люди, не подозревавшие о существовании этого самого "сына" и "брата" вот так сразу ему поверили? Загадка. Ну да ладно, оставим это на некоторую "вольную сказочность" автора. Ему можно это простить.
На самом деле пьеса, несмотря на некоторую абсурдность ситуации, очень глубокая, трогательная и жизненная.
В первую очередь тут поднимается очень непростая проблема "отцов и детей". А эта проблема будет актуальна всегда. Причем подана она с очень интересной точки зрения. С одной стороны мы видим отношения Сарафанова со своими "настоящими" детьми. Он стесняется своих собственных детей, потому что давно уже потерял работу и считает, что нынешняя работа - это стыдно. Поэтому он и скрывает от детей, что давно уже не работает там, где они считают. При этом дети прекрасно об этом знают. И, можно было бы подумать, что они тоже стыдятся своего отца, но, мне кажется, все-таки они его больше жалеют. Ведь не даром же они делают вид, что ничего не замечают.
При этом же отец явно чувствует себя не в своей тарелке. И не даром он с таким энтузиазмом принимает в свою семью "старшего сына".
Владимир же, видимо, очень жалеет Сарафанова. Он хочет ему помочь изо всех сил. Да и потом ему стыдно, что он так обманул чудесного, доверчивого, наивного человека...А еще тут отлично прорисованы психологические портреты персонажей. Все очень разные. Некоторые вызывающие отвращение, какие-то жалость, а какие-то улыбку.
Очень рекомендую - прекрасная литература, заставляющая задуматься о нашей жизни и о внутрисемейных взаимоотношениях.
Содержит спойлеры501,7K
Аноним25 июля 2018 г.Читать далееТакая симпатичная пьеса, своего рода сказка на социально-бытовую тематику, ведь представить всё это в реальной жизни крайне сложно. Вернее, саму ситуацию, когда к мужчине вдруг приходит его уже взрослый сын, можно; даже обман с корыстными целями со стороны этого "сына" - тоже, но вот как всё в итоге разрешается - мне лично, нет.
В данном произведении меня больше всего заинтересовала мотивация лже-сына Бусыгина, зачем он ввязался в семейные проблемы посторонних для него людей. Мне кажется, здесь подействовал комплекс обстоятельств: во-первых, симпатия к "сестре" Нине; во-вторых, это приобретение опыта старшего ребёнка в семье, ведь в реальной жизни Бусыгин младший брат; в-третьих, обретение отца, ведь воспитывался он матерью-одиночкой, а, наверное, хотелось мужского одобрения и внимания, и пусть Сарафанов не идеал мужчины (не слишком успешен, мужественен), но вот теплоту и заинтересованность делами ребёнка он предоставляет легко, а что ещё надо?
Сарафанов же так ухватился за новоприобретенного сына, т.к. чувствует свою ненужность собственным детям, а тут появляется ребёнок в нем заинтересованный, да ещё он может помочь сохранить разваливающуюся семью.Светлая, жизнеутверждающая вещь, но вот сомневаюсь, что когда-нибудь решусь посмотреть её в театре, здесь нужна очень ювелирная игра, чтобы всё не превратилось в фарс.
463,5K
Аноним12 августа 2018 г.Читать далееВ события пьесы верится с трудом. По большому счёту, два героя откровенно лгут, два - убегают от реальности, один стремится быть совершенным и гладким во всех отношениях, этим отталкивая от себя, и еще два - живут обывательски. Не хочу никого из них идеализировать. Тем не менее, то, что происходит на страницах произведения заставляет задуматься о лжи во спасение ради любви и благополучия дальнего ближнего, об остановке подконтрольного нам времени и пересмотре своей жизни, о подлинных человеческих отношениях. Задумываешься и о том, что быть идеальным порой мешает другим.
Кстати, тот случай, когда актёры из фильма по пьесе стоят перед глазами, и моё воображение отказывается воспринимать сцены по-иному.394,9K
Аноним30 июля 2018 г.Читать далееУдивительная история, которая неизвестно когда произошла, да и произошла ли…
Два молодых шалопая провожали девушек и опоздали на последнюю электричку – бывает? Бывает. Никто из жителей провинциальной окраины не захотел впустить двух неизвестных - бывает? Бывает. Молоденький мальчишка влюбился в девушку , на 10 лет старше его, а пятнадцать и двадцать пять – это о-го-го какая разница – бывает? Бывает, бывает, что и в учительниц влюбляются, а тут соседка, бывает. Немолодой вдовец, неустроенный и нескладный, растит двух детей, перебивается игрой на танцах и похоронах, но скрывает от детей свое недостойное музыканта занятие – бывает? Еще как бывает. Практичная девушка спешит поскорее выскочить замуж за не очень умного, но надежного и доброго парня – бывает? Бывает…
А вот чтобы все эти линии за двадцать четыре часа переплелись в тугой комок, чтобы за двадцать четыре часа возникла любовь, чтобы чужие по крови люди стали роднее близких, чтобы наизнанку вывернуть многих и увидеть истинное лицо – такое возможно только у очень хорошего автора.Сюжет пьесы известен, наверное, каждому, в основном благодаря прекрасному фильму с Евгением Леоновым в главной роли. Фильм практически совпадает с пьесой за исключением одной детали.
В фильме сам Бусыгин произносит «Дело в том, что я его сын», в пьесе взбрык фантазии посещает бедовую голову Сильвы, и сам Бусыгин, оторопев от этих слов, продолжает играть навязанную роль. Принципиально ли это? Думаю, что нет. Но представьте себе, что в такой ситуации они поменялись местами и «сыном» стал Сильва…. Легковесный, пустой как орех, не имеющий никаких представлений об ответственности, порядочности, верности, мотылек-однодневка. И что? Да ничего, провели бы ночку и утром сбежали, оставив после себя неприятное послевкусие – что это было? - и досаду отца, и негодование сестры, и изумление Васеньки. Неприятный эпизод стерся бы из памяти, Нина вышла бы замуж за своего Кудимова, Васенька продолжал бы маяться от непонятной любви к Наташе, Сарафанов совсем опустил бы руки. Обычная трагедия среднестатистического российского семейства. Да и сами молодые забыли бы этот эпизод, может быть, Бусыгина еще пощипывал бы неудобный червячок, а Сильва как ни в чем не бывало мчался бы дальше…Интересные мысли будит эта пьеса.
362,7K
Аноним30 июля 2018 г.Милая история о семейных ценностях.
Читать далееПродолжая знакомиться с жанром в группе Драматургия, я снова поражена тем как в относительно не большем объеме вмещается столько глубоких мыслей. Читаешь историю и у тебя в сердце растет и расширяется светлая тоска по родителям, по беседам с отцом, по семейным встречам. И бежишь после прочтения к телефону чтобы услышать голос тех, кто тебе всегда рад, кто ждет в любую погоду.
Хоть история и подписана как комедия -особо смешных моментов я там не увидела. Разве что глупые ситуации в которые попали наши горе-женихи: опоздание на электричку, попадание в семью Сарафановых. Интересные персонажи: светлый и наивный Сарафанов, беспринципный и подлый Сильва, сомневающийся и чуткий Бусыгин.
Приятная история, которая напоминает о главном - помнить о родителях. Заботиться о них, как они заботились о своих детях.172,1K
Аноним19 октября 2025 г.Трогательно и меланхолично.
Душевное произведение, совмещающее комедию и драму, что есть трагикомедия.Читать далее
Постепенная прорисовка характеров вырастает в интересные типажи героев.
Жемчуг цитат:Не дай-то бог обманывать того, кто верит каждому твоему слову
Каждый человек родится творцом, каждый в своем деле, и каждый по мере своих сил и возможностей должен творить, чтобы самое лучшее, что было в нем, осталось после него
Всякая работа хороша, если она необходима…
Кто что ни говори, а жизнь всегда умнее всех нас, живущих и мудрствующих. Да-да, жизнь справедлива и милосердна. Героев она заставляет усомниться, а тех, кто сделал мало, и даже тех, кто ничего не сделал, но прожил с чистым сердцем, она всегда утешит.
Он у нас слишком чувствителен. Говорят, тонкая душевная организация, а я думаю, у него просто нет характера.1590